Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 32 страница




Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.

В литературе концепция МУП появилась на рубеже XIX - XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.

Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что МУП "заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения" <*>. Как видим, понятие МУП было весьма ограниченным.

--------------------------------

<*> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1886. Т. II. С. 379.

 

Начало формированию МУП было положено принятием после Второй мировой войны уставов международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского). Уставы предусмотрели прямую ответственность физических лиц по международному праву за наиболее тяжкие преступления, на их основе были учреждены международные уголовные суды, реализовавшие эту ответственность.

В последующие годы были заключены десятки многосторонних конвенций о борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности ООН учредил международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. В 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда.

В становлении МУП важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны <*>. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь МУП, отмечает, что "во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад" <**>. Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим <***>.

--------------------------------

<*> Law in Eastern Europe. 1996. N 47.

<**> Criminal Law Forum. 1996. N 2. P. 450.

<***> Внимание соответствующим проблемам уделили: А.И. Быстрыкин, П.Н. Бирюков, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпец, А.Р. Каюмова, В.Н. Кудрявцев, Е.Г. Ляхов, А.И. Полтарук, Н.Н. Полянский, М.Ю. Рагинский, Ю.А. Решетов, С.Я. Розенблит, П.С. Ромашкин, В.М. Савицкий, А.Н. Трайнин, О.Н. Хлестов.

 

В наше время перед МУП встала новая задача большого значения - борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.

Особенно остро проблема стоит в России и других странах СНГ. Организованная преступность контролирует не менее 40 - 60% частных предприятий, 6% государственных предприятий и до 85% банков. Имеющиеся в ее распоряжении возможности используются для коррумпирования государственного механизма вплоть до высших эшелонов власти. Об уровне коррумпированности госаппарата и об ущербе, причиняемом ею экономике, говорит уже тот факт, что около 50% получаемой прибыли предприниматели тратят на взятки чиновникам. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире. Все это ложится тяжким бременем на плечи российского народа. Утечка капиталов из России превысила 350 млрд. долл., сейчас ежемесячно она превышает 1 млрд. долл.

Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается "расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере".

Организованная преступность сумела использовать в своих интересах не только экономическую, но также и политико-правовую систему современного общества. Она постоянно совершенствует свои формы и методы, ставит себе на службу новейшие достижения науки и техники, а также высококвалифицированные кадры. Характерной чертой организованной преступности является широкое использование международных связей.

В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: "Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам" <*>.

--------------------------------

<*> Док. ООН: А/51/950. 1997. July 14. P. 48.

 

Борьба с организованной преступностью требует все более активного сотрудничества государств. Этой проблеме растущее внимание уделяет ООН. В 1994 г. впервые в истории в Неаполе была созвана конференция на высшем уровне, которая приняла Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.

Значительная роль МУП в рамках сотрудничества в борьбе с организованной преступностью ставит перед отраслью исключительно сложные задачи. Этим предопределяется интенсивность развития и рост значения этого права.

 

§ 2. Система международного уголовного права

 

Система МУП обладает характерными чертами международного права и вместе с тем определенной спецификой отрасли. Она формировалась при значительном влиянии внутреннего уголовного права и потому имеет немало общего с последним.

Система этой новой отрасли находится в процессе становления. Поэтому сегодня МУП объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству.

МУП содержит принципы и нормы, определяющие его юридическую природу, а также иные нормы, которые относятся к общей части. Оно устанавливает составы преступлений, что образует особенную часть уголовного права. Значительное число норм касается процессуально-правовых аспектов реализации МУП - международного уголовно-процессуального права. Наконец, статуты международных судов заложили основы международного уголовного судоустройства.

 

§ 3. Общая часть международного уголовного права

 

1. Источники

 

Источники МУП те же, что и международного права в целом, - договор и обычай, изредка решения международных организаций. В то же время наблюдается и специфика, состоящая прежде всего в характере взаимодействия этих источников.

Первостепенная роль принадлежит договорам. При их помощи принимаются нормы, устанавливающие составы преступлений и регулирующие сотрудничество государств в области осуществления уголовного правосудия, учреждаются международные уголовные суды. Для МУП особенно важно то, что договор четко, в письменной форме устанавливает соответствующие нормы. Вместе с тем договор как источник имеет и свои недостатки. Главный из них состоит в том, что он обязывает только участвующие в нем государства, а между тем большинство многосторонних договоров собирает сравнительно небольшое число ратификаций.

В отличие от договора обычай создается международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, и становится общеобязательным, не распространяясь лишь на тех субъектов, которые заявили о его непризнании.

Выход из положения был найден в результате взаимодействия договора и резолюций организаций с обычаем. Положения договора или резолюции формулируются таким образом, чтобы они могли быть приемлемы для всех государств, т.е. иметь общее применение. В результате молчаливого признания государствами эти нормы становятся обычными нормами общего международного права. Выраженные в четкой форме, они довольно быстро обретают общеобязательную силу.

В качестве примера можно привести Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., положения которых стали общеобязательными нормами международного права.

Уникальным источником МУП являются принятые Советом Безопасности ООН уставы международных уголовных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды. Несмотря на то что принятие подобных международно-правовых актов едва ли вытекает из Устава ООН, тем не менее их молчаливое признание государствами можно рассматривать как легализацию.

Особого внимания заслуживает вопрос об общих принципах права как источнике МУП. Как известно, Статут Международного суда ООН установил, что наряду с конвенциями и обычаями Суд применяет "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями" (п. 1 ст. 38). Доминирующее мнение состоит, пожалуй, в том, что под ними следует понимать принципы, присущие не только правовым системам государств, но и международному праву <*>. Думается, что роль общих принципов права в МУП правильно определена в Статуте Международного уголовного суда. В ст. 21 "Применимое право" говорится, что Суд применяет свой Статут, договоры, принципы и нормы международного права. "Если это невозможно, Суд применяет общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира... при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с настоящим Статутом и с международным правом и международно признанными нормами и стандартами". Иначе говоря, общие принципы права понимаются в данном случае как присущие только национальным правовым системам. Они могут служить вспомогательным источником, если международное право не содержит соответствующих норм.

--------------------------------

<*> В решении Суда Европейских сообществ от 12 декабря 1972 г. читаем: "Общие принципы права - это... не только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы международного публичного права".

 

В приведенном выше положении из Статута Международного уголовного суда говорится о международно признанных стандартах. Под ними понимаются стандарты уголовного правосудия, которых международное сообщество считает необходимым придерживаться. Первостепенную роль в формировании таких стандартов играют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Об объеме этой деятельности можно судить по сборнику "Собрание стандартов и форм Организации Объединенных Наций в области предотвращения преступности и уголовного правосудия". Сборник регулярно обновляется и дополняется. Он содержит акты ООН, которые устанавливают новые стандарты, определяют направления сотрудничества, содержат модельные договоры в области предотвращения преступности и уголовного правосудия.

Все эти акты не обладают юридической силой и относятся к категории "мягкого права". Однако, поскольку в них отражен международный опыт, государства используют их в своей договорной практике, учитывают при совершенствовании своего уголовного права и процесса, а также в правоприменительной практике. В результате стандартам принадлежит важная роль в функционировании международного и национального уголовного права. В этом одна из особенностей МУП.

 

2. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права

 

МУП в основном регулирует межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступностью. Непосредственно правосудие осуществляется государствами. Удельный вес деятельности международных трибуналов невелик.

МУП осуществляется главным образом опосредованно, т.е. через национальные уголовно-правовые системы. МУП исходит из того, что каждое государство обеспечивает его применение и сотрудничает в преследовании и наказании преступников. Следует также учитывать, что государства всегда особенно тщательно оберегали свою монополию на карательные функции. Всем этим и определяется специфика взаимодействия международного и внутреннего уголовного права. От этого взаимодействия все в большей мере зависит эффективность как первого, так и второго.

МУП принадлежит главная роль в интернационализации уголовного права государств, которая означает наращивание числа общих элементов в уголовно-правовых и процессуальных системах государств, рост их способности взаимодействовать друг с другом, а также с международным правом. В результате растет количество общих принципов права, которые являются нормами как внутреннего, так и международного уголовного права.

Интернационализация проявляется и в расширении международных задач внутреннего уголовного права вплоть до защиты общечеловеческих интересов.

В качестве одной из своих задач УК РФ указывает "обеспечение мира и безопасности человечества" (ч. 1 ст. 2). Более того, в этот Кодекс включен специальный раздел "Преступление против мира и безопасности человечества". Тем самым сделан важный шаг на пути углубления взаимодействия международного и внутреннего уголовного права.

Было бы вместе с тем неверно переоценивать успехи интернационализации, прежде всего в области взаимодействия международного и внутреннего уголовного права. Уголовный кодекс РФ основывается на "общепризнанных принципах и нормах международного права" (ч. 2 ст. 1). Вместе с тем данный Кодекс не воспроизводит положение Конституции РФ о приоритете договоров. Более того, в нем говорится, что "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом" (ч. 1 ст. 3). Это значит, что к уголовному праву упомянутое положение Конституции РФ неприменимо <*>.

--------------------------------

<*> В комментарии к УК РФ читаем, что положения международных соглашений, "если в них затрагиваются уголовно-правовые вопросы, не могут действовать в сфере уголовного права самостоятельно; на их основе необходимо принимать поправки или дополнение в текст УК..." (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. М., 1997. С. 42).

 

В общем, с таким положением можно смириться, квалифицируя договоры в рассматриваемой области как несамоисполнимые, т.е. нуждающиеся в издании соответствующего закона. Тем не менее указанное положение УК РФ не может толковаться строго. Так, когда речь идет о таких преступлениях, как агрессия, производство и распространение оружия массового поражения, наемничество, неизбежно применение международных норм, содержащих определение этих преступлений.

Другой пример. Преступление "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" (ст. 356 УК РФ). Перечень и определение такого рода средств и методов устанавливается международным правом. Заключение договора, расширяющего перечень, автоматически влияет на содержание нормы УК РФ без внесения в него изменений.

При применении норм уголовного и уголовно-процессуального права должны приниматься во внимание нормы международного права. Так, УК РФ содержит следующую формулировку принципа non bis in idem: "Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление" (ч. 2 ст. 6). Это положение должно толковаться с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., не допускающего повторного привлечения к суду и в случае оправдания (п. 7 ст. 14). Сказанное было подтверждено Конституционным Судом РФ <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. // РГ. 2001. 15 июня.

 

Наиболее консервативную позицию в отношении углубления взаимодействия международного и внутреннего права занимают США. Они строго придерживаются точки зрения, согласно которой применению подлежит лишь внутреннее уголовное право. Касающиеся его договоры считаются абсолютно несамоисполнимыми.

В 1996 г. Конгрессом США была принята поправка к Закону о военных преступлениях. Поправка отнесла к таким преступлениям нарушения, предусмотренные ст. 3 Женевских конвенций о защите жертв войны. Однако эти нарушения понимаются так, как они определены Законом о военных преступлениях, а не международным правом.

Законодательство европейских государств предусматривает более активное взаимодействие с МУП.

В испанском Законе о судебной власти 1985 г. говорится, что юрисдикции судов Испании могут, в частности, подлежать и деяния, совершенные кем бы то ни было и где бы то ни было, если таковые деяния могут быть квалифицированы в соответствии с испанским уголовным правом как правонарушение, подлежащее уголовному преследованию в Испании в силу международных договоров и конвенций (ч. 4 ст. 23).

Таким образом, цели международного и внутреннего уголовного права едины - предотвращение общественно опасных деяний путем устрашения, преследования тех, кто обвинен в уголовно наказуемом деянии, наказание признанных виновными.

 

3. Ответственность по международному уголовному праву

 

Ответственность по МУП, как и по международному праву в целом, несут его субъекты, т.е. государства и международные организации. Как уже говорилось, ответственность эта является не уголовно-правовой и не гражданско-правовой, а международно-правовой.

Уголовно-правовую ответственность несут физические лица. К ней можно привлекать непосредственно на основе норм международного права. За преступления против мира и безопасности человечества физические лица могут быть привлечены к ответственности международным трибуналом или судом государства.

Что же касается других преступлений, предусмотренных международными конвенциями, то за их совершение физические лица несут ответственность по внутреннему уголовному праву. На государстве лежит обязанность обеспечить реализацию такой ответственности. В случае нарушения этой обязанности возникает международно-правовая ответственность государства.

 

4. Уголовная юрисдикция

 

Уголовная юрисдикция - власть государства издавать нормы уголовного права и обеспечивать их применение.

Такая юрисдикция называется полной. Она включает предписывающую юрисдикцию и юрисдикцию принуждения. Первая означает, что государство может предписывать обязательные правила поведения, но ограничено в использовании средств обеспечения их соблюдения. Юрисдикция принуждения означает власть государства принуждать к соблюдению права и актов его применения.

Вопросы уголовной юрисдикции решаются законодательством государства в соответствии с международным правом. Общее правило состоит в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную в пределах специальной экономической зоны моря и континентального шельфа, а также в отношении своих граждан за рубежом.

Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, именуется территориальной. В ее основе лежит территориальный принцип. Юрисдикция, осуществляемая за пределами территории, называется экстратерриториальной. В ее основе лежит персональный принцип, в силу которого государство вправе обязать своих граждан за рубежом соблюдать свои законы, но не может применять меры принуждения. Персональный принцип все чаще распространяется государствами и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на их территории.

Существует также принцип защиты или безопасности, который призван обеспечить защиту существенных интересов государства и его граждан от преступных деяний, совершаемых за рубежом. В таких случаях государство вправе привлечь к уголовной ответственности любое лицо независимо от места совершения преступления, разумеется, при условии, что такое лицо окажется в сфере его полной юрисдикции. Принцип защиты получает все более широкое распространение в законодательстве и судебной практике государств.

Наконец, существует принцип универсальности, предусматривающий возможность распространения уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными международным правом, независимо от гражданства совершившего их лица и места совершения. В прошлом он охватывал лишь пиратство и работорговлю, ныне распространяет свое действие и на ряд преступлений по общему международному праву (преступления против мира и безопасности человечества).

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 г., отразил современные тенденции в области экстратерриториальной юрисдикции. В него включена статья "Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации" (ст. 12). Первая часть статьи посвящена экстратерриториальному действию УК РФ в отношении российских граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России. В ней говорится, что эти лица, "совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве".

В этом положении нашли воплощение два общепризнанных принципа уголовного права. Первый - принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние должно квалифицироваться как преступление как в стране совершения, так и в стране привлечения к уголовной ответственности. Второй принцип - "никто не может быть судим или наказан дважды за одно и то же". Законодательство государств и международные акты исходят из того, что последний из этих принципов неприменим к случаям, когда лицо совершило преступление в другом государстве.

Вызывает сомнение выражение "преступление вне пределов Российской Федерации". Оно охватывает не только территорию иностранного государства, но и международные пространства вне пределов РФ (открытое море, Антарктика и др.), а у этих пространств иной режим. Совершенные здесь преступления, как правило, рассматриваются по законам государства гражданства правонарушителя. Поэтому отмеченное выражение должно толковаться ограничительно как преступление, совершенное на территории иностранного государства.

Экстратерриториальной юрисдикции в отношении иностранцев и не проживающих постоянно в России лиц без гражданства посвящена ч. 3 той же ст. 12. Эти категории лиц, "совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации".

Здесь мы имеем дело с двумя различными случаями. В первом из них речь идет об экстратерриториальном действии уголовного закона на основании внутреннего права в соответствии с принципом защиты. Во втором случае речь идет об определении уголовной юрисдикции государства международным договором о применении закона на основе договора и в соответствии с его условиями.

В первом случае с учетом международной практики выражение "против интересов Российской Федерации" следует толковать расширительно. Оно должно пониматься как охватывающее не только собственно интересы государства, но также и важные интересы его физических и юридических лиц.

При сопоставлении ч. ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ просматривается некоторая нелогичность. Иностранец, совершивший в другом государстве преступление против интересов России, подлежит уголовной ответственности по УК РФ независимо от того, квалифицируется ли оно как преступление в месте совершения. Совершившие преступление в другом государстве граждане России могут быть привлечены к ответственности по УК РФ лишь при условии, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено.

В результате граждане России оказываются в привилегированном положении при совершении преступлений против интересов России, что едва ли может быть оправдано. Думается, что основанная на принципе защиты юрисдикция не должна исключать граждан России и постоянно проживающих в ней лиц без гражданства.

Представим себе ситуацию: гражданин России разгласил государственную тайну, находясь на территории иностранного государства, по законам которого это деяние не является преступным. Тем не менее едва ли можно сомневаться в том, что по возвращении в Россию он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны".

Еще один случай экстратерриториального действия уголовного закона предусмотрен УК РФ в отношении военнослужащих воинских частей России, дислоцирующихся за ее пределами. За преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12). Речь идет не о военнослужащих за рубежом вообще, а о военнослужащих воинских частей, "дислоцирующихся" за пределами России, т.е. находящихся там на более или менее постоянной основе. В статье обоснованно предусмотрена возможность того, что иное может быть предусмотрено договором. Договоры о пребывании иностранных вооруженных сил, как правило, ограничивают уголовную юрисдикцию государства, которому принадлежат эти силы.

Соглашение о правовом статусе пограничных войск РФ, находящихся на территории Республики Таджикистан, 1993 г. <*> предусматривает, что в случае совершения преступления лицами, входящими в состав погранвойск России, или членами их семей на территории Таджикистана применяются законы последнего. Законы России применяются ее компетентными органами в случае совершения указанными лицами преступлений против России, а также против лиц, входящих в состав погранвойск, или членов их семей. Уголовная юрисдикция осуществляется в соответствии с законами России также в отношении преступлений, совершенных лицами из состава погранвойск при исполнении служебных обязанностей.

--------------------------------

<*> Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, заключено в Москве 25 мая 1993 г., ратифицировано, вступило в силу 17 ноября 1993 г.

 

§ 4. Особенная часть международного уголовного права

 

1. Транснациональные преступления

 

Транснациональные преступления - общеуголовные преступления, подпадающие под юрисдикцию двух и более государств.

В одних случаях такие преступления совершаются в одном государстве, а последствия проявляются в другом. В других случаях часть преступных действий совершается в одном государстве, а часть в другом. Например, оружие незаконно приобретается в одном государстве, а незаконно продается в другом.

В результате роста организованной преступности число транснациональных преступлений быстро увеличивается. Эффективная борьба с ними возможна лишь в результате сотрудничества государств. К транснациональным преступлениям применяется право суда, который их рассматривает.

 

2. Преступления по общему международному праву

 

Преступления по общему международному праву - преступления, за совершение которых установлена личная ответственность непосредственно на основе международного права независимо от того, считаются ли соответствующие действия преступными в государстве, где они совершены.

Такие преступления затрагивают интересы международного сообщества в целом. Они определяются как преступления против мира и безопасности человечества. К ним относятся агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Агрессия - преступление против мира, состоящее в том, что лицо, являющееся руководителем, активно участвует или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершаемой государством.

Ответственность за агрессию несут лица, наделенные соответствующими властными полномочиями. Она наступает в случае, если государство развязало агрессивную войну. В Уставе Нюрнбергского трибунала речь идет именно об агрессивной войне, а не об отдельных актах применения силы.

В международном праве отсутствует определение агрессии, пригодное для применения в МУП. Определение, содержащееся в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г., не является достаточно четким для применения судом. В нем перечисляются акты агрессии, которые могут и не достигать уровня агрессивной войны.

Тем не менее данное определение агрессии не может не приниматься во внимание судом при оценке соответствующих фактов. Принципиальное значение имеет определение агрессии как применения вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства. Разработка необходимого определения агрессии предусмотрена Статутом Международного уголовного суда (п. 2 ст. 5).

Геноцид - действия, имеющие целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных