Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 39 страница




Во имя решения задач, стоящих перед каждой страной и сообществом в целом, чрезвычайное значение приобретает усвоение населением интернационалистской морали. Идеи, принципы и нормы морали более доступны для понимания широкими слоями населения. Поэтому они способны прокладывать путь к пониманию международного права и содействовать уважению к нему.

Право международного сообщества отличается высоким моральным уровнем и призвано обеспечивать социальную справедливость всем народам. Для достижения этих рубежей и необходим достаточно высокий уровень морального сознания. Определенные сдвиги в этом направлении ощущаются. Генеральный секретарь ООН говорил: "Можно уже четко различить получающую все большую поддержку моральную концепцию, которая соединяет воедино страны и народы мира и которая находит свое выражение в международных законах". Нет сомнения, что мораль оказывает растущее влияние на право. Но существует и обратная зависимость. Право служит одним из основных инструментов утверждения и развития интернациональной морали.

Взаимодействие морали и права имело большое значение в утверждении и развитии таких отраслей, как гуманитарное право и право человека. Сейчас оно исключительно важно для развития одной из основных отраслей права международного сообщества - права окружающей среды.

 

§ 5. Международно-правовое прогнозирование

 

Как уже не раз отмечалось, особое значение в наш динамичный век приобретает проблема предвидения будущего. Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос о будущем всего человечества. Проблемы будущего закономерно занимают все более важное место в политике, экономике, идеологии, в сознании людей. Однако пока результаты не очень обнадеживающие. Исследователи отмечают, в частности, отсутствие перспектив в понимании и реакции общества на стоящие перед человечеством планетарные проблемы. Между тем судьба человечества как единого целого решается в сфере международных отношений.

Отсутствие необходимых представлений о будущей международной системе не раз отмечалось и руководителями внешней политики государств <*>. Между тем для определения перспектив мирового развития есть необходимые условия, прежде всего достаточно высокий уровень науки. Правда, для этого нужны крупные силы и соответствующие ресурсы. Но задача решаема, необходимо лишь объединить усилия исследователей многих стран.

--------------------------------

<*> Будучи министром иностранных дел РФ, А. Козырев признавал: "Мы по-прежнему смутно представляем себе международную систему, в которой нам предстоит действовать в следующем столетии" (МЖ. 1994. N 5. С. 9).

 

Не только для выяснения перспектив, но и для реализации создаваемых с их учетом программ имеются необходимые условия. Постепенно растет организованность международных отношений. Повышается роль международных организаций, расширяются и другие формы сотрудничества государств в управлении мировой системой. В числе инструментов управления международными отношениями важное место занимает международное право. Главной задачей международного права стало обеспечение будущего существования и развития человечества.

Могущество находящихся в руках человека средств воздействия на природу и общество столь велико, что необходимо уже сегодня учитывать последствия предпринимаемых действий и соответственно их регулировать. Международное право традиционно было обращено к прошлому; опираясь на опыт, оно закрепляло сложившуюся практику. Подобный подход становится все более опасным. Вспомним, что химическое и ядерное оружие было сначала применено, и лишь затем были запрещены применение первого и испытания второго. Человечество более не может позволить себе учиться на подобных ошибках.

Для права международного сообщества прогнозирование имеет особое значение. Право представляет желаемую модель соответствующей международной системы. Оно содержит информацию о поведении, необходимом для воплощения модели в жизнь. Как и всякое иное явление, международное право представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. У Шекспира в "Генрихе IV" говорится:

Есть в жизни всех людей порядок некий,

Что прошлых дней природу раскрывает.

Поняв его, предсказывать возможно

С известной точностью грядущий ход

Событий, что еще не родились,

Но в недрах настоящего таятся,

Как семена, зародыши вещей,

Их высадит и вырастит их время <*>.

--------------------------------

<*> Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. / Пер. К. Бируковой. М., 1959. Т. 4. С. 178.

 

Международное право существует в трех видах:

1) формальное право - право, как оно изложено в нормах;

2) фактическое право - право, как оно воплощено в реальных отношениях;

3) идеальное право - идеальная модель права.

Существование всех этих трех видов закономерно. Жизнь и развитие права протекают во взаимодействии этих видов. Формальное право поднимает до своего уровня право фактическое и идет дальше, следуя идеальному праву.

Развитие права детерминируется обществом. Право не должно существенно отставать от социального прогресса или значительно его опережать. Тем не менее некоторое опережение необходимо, с тем чтобы содействовать подъему международных отношений на новый уровень.

Необходимость в большей мере ориентировать международное право на будущее подчеркивается и российскими юристами <*>. Практика делает в этом направлении определенные шаги. Примером может служить определение правового режима небесных тел, морского дна и др.

--------------------------------

<*> См.: Danilenko G. Law-Making in the International Community. P. 294.

 

Уже сегодня необходимо уделить самое серьезное внимание теории и практике прогнозирования международных отношений и международного права. Значение прогнозирования отмечается как теоретиками, так и практиками. В последние годы в докладах Генерального секретаря ООН подчеркивается значение превентивной дипломатии, призванной предупреждать нежелательное развитие событий. Определенной попыткой определить перспективы развития международного права является программа Десятилетия международного права ООН. Сказанное объясняет растущий интерес науки международного права к будущему его развитию <*>.

--------------------------------

<*> См.: Лукашук И.И. Отношения мирного сосуществования и международное право. Киев, 1974 (гл. IV. Прогноз в международно-правовом регулировании); Лазарев М.И. Океан и будущее. М., 1976; Tunkin G.I. Politics, Law and Force in the Interstate System // RdC. 1989. Ch. VII. Еще больше работ посвящено будущему в мировой литературе. Достаточно сказать, что этой теме посвятил свою юбилейную сессию Институт международного права; в Дели был издан специальный сборник статей; в Берлине - Материалы международной конференции (Dordrecht, 1992. Ch. VII. Institut de droit international. Livre des centenaire. 1873 - 1973; International Law in Transition. New Delhi, 1992; The Future of International Law. Berlin, 1993).

 

Международному праву приходится решать все более масштабные проблемы в условиях растущего динамизма международной жизни. Это удлиняет радиус действия международных норм и возводит прогнозирование и планирование на уровень одной из главных задач. Значение своевременного прогнозирования для национальной безопасности подчеркивает Концепция национальной безопасности России.

Прогноз необходим для придания политике уверенности и последовательности, являющихся необходимым условием ее эффективности. Международно-правовое регулирование, выражающее политику с четко определенными целями и последовательно осуществляемое, оказывает, при прочих равных условиях, большее воздействие на международные отношения, нежели регулирование, основанное на "прагматической", "эмпирической" политике, не имеющей достаточно четкой перспективы и идущей от одной возникшей проблемы к другой. К сожалению, внешняя политика таких стран, как Россия и США, в значительной мере является именно такой.

Функции международно-правового прогнозирования состоят в следующем:

а) давать информацию о будущем;

б) определять возможные и оптимальные пути, методы и средства достижения поставленных целей;

в) активно влиять на формирование будущего.

В связи с последней функцией отметим, что прогнозирование обладает собственными средствами воздействия на реальность, главным образом через сознание и волю людей. Прагматическая политика обусловлена традиционным политическим мышлением, которое концентрируется на решении задач нынешнего дня. Не всегда принимается во внимание, что урегулирование конкретных вопросов без учета перспективы является ненадежным и способным породить завтра еще более сложные проблемы. Перспективно только перспективное урегулирование.

Дополнительные сложности порождает правовое мышление. Оно традиционно обращено к прошлому. При создании и применении норм государства опираются на опыт прошлого. Что же касается применения норм с учетом будущего, то к этому юристы относятся скептически. Нельзя не согласиться с мыслью, содержащейся в докладе бывшего Генерального секретаря ООН Б. Бутроса Гали "Повестка дня для мира": "Мы должны руководствоваться не только прецедентами, сколь бы мудрыми они ни были, но и потребностями будущего".

С учетом способности прогнозов воздействовать на сознание и волю людей их делят на самоорганизующиеся и саморазрушающиеся. Первые содействуют мобилизации усилий в целях реализации прогнозируемой модели, вторые - в целях предотвращения формирования нежелательной модели. На основе прогноза формулируются соответствующие идеи, задачи, принципы, которые служат инструментами реализации или предотвращения реализации прогноза.

Прогнозирование имеет самое существенное значение для внешней политики. Установление внешнеполитических целей и их успешная реализация невозможны без учета будущего. Прогнозирование содействует оптимизации практической деятельности, снижению удельного веса эмпиризма и рутинной ограниченности. Все это сказывается и на позиции государства в отношении международного права. Прогнозирование способствует осознанию государствами своих долгосрочных интересов, которым отвечает всеобщее уважение международного права.

По своему характеру прогнозы делятся на утопические (пессимистические и оптимистические) и реалистические. Особого внимания заслуживают весьма распространенные пессимистические прогнозы. Человечеству издавна известны прогнозы такого рода, как идеи "судного дня", катастрофической конечности нашей истории. Однако история говорит об огромной жизненной силе социальной организации человечества, которая обеспечивала ему выживание и открывала путь к дальнейшему развитию. Не раз демонстрировала свои возможности в преодолении кризисов и международная система. Вспомним, как эта система в короткий срок существенно перестроилась во время Второй мировой войны во имя ликвидации нависшей над человечеством угрозы. Справилась эта система и с опасностями "холодной войны". Все это внушает обоснованный оптимизм.

Особенности международно-правового прогнозирования. Будущее международного права определяется тенденциями мирового развития. Поэтому международно-правовое прогнозирование должно опираться на прогноз социального развития в целом. Однако в силу своей автономии право обладает и собственными особенностями развития. Это дает основание говорить об особой отрасли знаний - международно-правовой прогностике. Наличие такой отрасли в науке международного права - свидетельство ее зрелости. Важной предпосылкой развития международно-правовой прогностики явились достижения общей теории международного права.

При прогнозировании как теоретикам, так и практикам придется широко использовать достижения многих отраслей знания, а также их инструментарий, включая ЭВМ. Особенно важно использование последних для регулярной обработки огромной информации, касающейся практики государств и международных организаций. Это касается информации о создаваемых нормах, об урегулировании тех или иных ситуаций. Важен анализ соблюдения и нарушения конкретных норм. Растет значение анализа огромного количества резолюций международных органов и организаций, которые во многом предвосхищают развитие международного права, являются свидетельством состояния и тенденций развития международно-правового сознания.

На современном этапе основное место занимает, пожалуй, метод интуитивного предвидения, в основе которого лежит накопленный данным лицом опыт, а также опирающаяся на этот опыт экстраполяция. Немалыми возможностями обладает метод аналогии, как временной, так и предметной. Пользу приносят коллективная экспертная оценка, сценарии, моделирование.

Особый интерес представляет моделирование, которое заключается в создании реально возможной и желаемой модели, например проекта договора. Тот, кто детально проработал возможный проект будущего договора, исследовал позиции разных государств, при прочих равных условиях займет преимущественную позицию по сравнению с теми, кто этого не сделал. При моделировании используются сценарии, экспертные оценки и др. Лучший результат обычно дает сочетание разных методов и приемов.

Существенной особенностью международно-правового прогнозирования является место, занимаемое прескриптивным, или нормативным, прогнозом. Дескриптивный, т.е. описательный, прогноз призван определять возможные варианты будущего. Прескриптивный, т.е. предписывающий, прогноз указывает желательный вариант будущего и предписывает должное поведение.

Таким образом, научный прогноз представляет собой важное условие эффективности международно-правового регулирования. Однако сам по себе он не гарантирует успеха. Он должен умело использоваться в практической деятельности. Ранее подчеркивалось значение учета будущего во внешней политике государств. Однако это ни в коей мере не означает девальвации нынешних проблем. Иначе, даже обладая прогнозом общего развития ситуации, но не зная конкретных методов и средств воздействия на нее уже сегодня, можно потерпеть неудачу. Прогноз эффективен тогда, когда он сочетается с высоким уровнем текущего международно-правового регулирования.

Все ранее сказанное свидетельствует, что будущее ставит перед человеком и государством немало сложнейших проблем. И, к сожалению, приходится констатировать, что ни человек, ни государство пока не готовы к их решению. Главное заключено, пожалуй, в недооценке общих интересов, роли международного сообщества, а также в отсутствии должного внимания к будущему <*>.

--------------------------------

<*> Известный французский юрист профессор Р. Дюпюи, подводя итоги представительному коллоквиуму "Будущее международного права в мире многих культур", сказал, что международное право должно "делать упор на задачи планетарного характера и решать их при помощи конкретных мер. В настоящее время оно лишь намечает их, поскольку у государств отсутствует понимание будущего развития" (L'Avenir du droit international dans un monde multicultural. La Haye, 1994. P. 487).

 

Международное право является одним из величайших достижений человеческой цивилизации. Оно проникнуто духом гуманности. Оно не только воспитывает людей в духе уважения к себе подобным, но и служит инструментом регулирования в самой сложной социальной сфере.

Последнее десятилетие XX в. было объявлено Десятилетием международного права ООН. Принята Программа развития международного права и распространения международно-правовых знаний. В этом видится одно из проявлений намерений международного сообщества стать правовым сообществом, сделать XXI в. веком верховенства международного права.

Утверждение нового международного порядка, отвечающего национальным и интернациональным реалиям, тенденциям их развития, а также обеспечение верховенства международного права представляют одну из важнейших проблем XXI в., от успешного решения которой зависит само выживание человечества.


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ.. 3

Глава I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.. 5

§ 1. Понятие международного права прав человека. 6

§ 2. Система международного права прав человека. 8

§ 3. Гражданские и политические права. 10

§ 4. Экономические, социальные и культурные права. 12

§ 5. Право устойчивого развития. 13

§ 6. Коллективные права. 15

1. Права народов. 15

2. Права национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств. 15

3. Права коренных и ведущих племенной образ жизни народов. 19

§ 7. Международный контроль уважения прав человека. 22

Литература. 26

Глава II. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 27

§ 1. Понятие права международных организаций. 27

§ 2. Международные конференции и постоянные. 30

1. Международные конференции. 30

2. Постоянные международные органы.. 32

§ 3. Международные организации. 34

1. Понятие международной организации. 34

2. Виды международных организаций. 37

3. Правосубъектность международных организаций. 37

4. Функции международных организаций. 39

5. Членство в международных организациях. 41

6. Органы международных организаций. 43

§ 4. Организация Объединенных Наций. 45

1. Общая характеристика. 45

2. Генеральная Ассамблея. 46

3. Совет Безопасности. 48

4. Другие главные органы.. 54

5. Специализированные учреждения ООН.. 58

§ 5. Региональные международные организации. 59

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. 59

2. Совет Европы.. 61

3. Совет Независимых Государств. 62

4. Другие региональные организации. 67

§ 6. Европейский союз. 69

Литература. 71

Глава III. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ.. 72

§ 1. Понятие права внешних сношений. 72

§ 2. Система органов внешних сношений. 73

1. Общие положения. 73

2. Глава государства. 75

3. Правительство. 75

4. Ведомство иностранных дел. 76

5. Иные ведомства. 77

6. Парламент. 78

7. Суд. 80

8. Привилегии и иммунитеты должностных лиц. 81

§ 3. Дипломатическое право. 82

1. Понятие дипломатического права. 82

2. Начало и окончание дипломатического представительства. 83

3. Виды дипломатических представительств. 84

4. Торговые представительства. 84

5. Специальные миссии. 85

6. Функции дипломатических представительств. 86

7. Дипломатические привилегии и иммунитеты.. 87

8. Персонал дипломатического представительства. 92

§ 4. Дипломатическое право международных организаций. 92

1. Привилегии и иммунитеты международных организаций и их персонала. 93

2. Привилегии и иммунитеты представителей государств при международных организациях 93

§ 5. Международно-правовая защита лиц, 95

§ 6. Консульское право. 96

1. Понятие консульского права. 96

2. Консульские отношения. 97

3. Организация консульских учреждений. 98

4. Консульские функции. 98

5. Консульские привилегии и иммунитеты.. 100

Литература. 103

Глава IV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 103

§ 1. Понятие права международных договоров. 103

§ 2. Стороны в договорах. 104

§ 3. Право на участие в договорах. 106

§ 4. Заключение договоров. 108

1. Стадии заключения договора. 108

2. Полномочия. 109

3. Подписание. 110

4. Ратификация, утверждение, присоединение. 111

§ 5. Оговорки. 113

§ 6. Депозитарий. 116

§ 7. Вступление договора в силу. 117

§ 8. Опубликование и регистрация договоров. 118

§ 9. Форма договоров. 121

§ 10. Действие договоров. 125

§ 11. Пересмотр договоров. 127

§ 12. Недействительность договоров. 128

§ 13. Прекращение и приостановление действия договоров. 130

§ 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры.. 135

Литература. 138

Глава V. ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 138

§ 1. Концепция общего наследия человечества. 138

§ 2. Антарктика. 142

Литература. 144

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО.. 144

§ 1. Понятие международного морского права. 145

§ 2. Внутренние морские воды.. 146

§ 3. Морские порты.. 147

§ 4. Территориальное море. 147

1. Понятие территориального моря и его режим.. 147

2. Уголовная юрисдикция. 148

3. Гражданская юрисдикция. 149

§ 5. Прилежащая зона. 149

§ 6. Исключительная экономическая зона. 150

§ 7. Континентальный шельф.. 153

§ 8. Открытое море. 155

§ 9. Район. 157

§ 10. Арктика. 158

§ 11. Замкнутые и полузамкнутые моря. 160

1. Понятие. 160

2. Каспийское море. 160

§ 12. Морские проливы.. 161

1. Понятие морских проливов. 161

2. Черноморские проливы.. 162

§ 13. Международные каналы.. 163

Литература. 164

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО.. 165

§ 1. Понятие международного воздушного права. 165

§ 2. Международные организации. 169

§ 3. Свобода полетов в международном.. 170

§ 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве. 171

Литература. 173

Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО.. 174

§ 1. Понятие международного космического права. 174

§ 2. Правовой режим космического пространства. 176

§ 3. Ответственность за космическую деятельность. 177

§ 4. Статус космонавтов и космических аппаратов. 178

Литература. 179

Глава IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ <*>. 180

§ 1. Понятие международного права окружающей среды.. 180

§ 2. Становление международного права окружающей среды.. 183

§ 3. Источники международного права окружающей среды.. 186

§ 4. Принципы.. 189

§ 5. Имплементация. 190

§ 6. Охрана различных видов окружающей среды.. 192

1. Охрана морской среды.. 192

2. Охрана вод рек и озер. 193

3. Охрана воздушной среды.. 194

4. Охрана озонового слоя. 195

5. Радиоактивность. 196

§ 7. Охрана фауны и флоры.. 196

Литература. 198

Глава Х. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО <*>. 198

§ 1. Понятие международного экономического права. 199

§ 2. Новый экономический порядок. 202

§ 3. Право устойчивого развития. 204

§ 4. Источники МЭП.. 205

§ 5. Цели и принципы.. 206

§ 6. Государство в международном экономическом праве. 209

§ 7. Ответственность государства и частных лиц. 212

§ 8. Транснациональные корпорации. 216

§ 9. Разрешение споров. 224

§ 10. Международное торговое право. 227

1. Международные договоры о торговле. 228

2. Lex mercatoria. 230

3. Международные торговые организации. 231

4. Унификация норм, регулирующих торговые связи. 239

§ 11. Международное финансовое право. 242

1. Организации. 243

2. Унификация международного финансового права. 246

§ 12. Международное инвестиционное право. 248

§ 13. Международное экономическое право. 255

Литература. 259

Глава XI. ПРАВО МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ.. 260

§ 1. Понятие права мирного разрешения международных споров. 260

1. Понятие и значение отрасли. 260

2. Источники. 260

3. Виды международных споров и виды средств мирного разрешения споров. 263

§ 2. Согласительные средства. 264

1. Переговоры.. 264

2. Добрые услуги, посредничество, установление фактов, примирение. 265

§ 3. Судебные средства. 268

1. Международный арбитраж.. 269

2. Международный суд. 270

3. Специализированные суды.. 275

§ 4. Решение споров международными организациями. 275

1. ООН.. 276

2. Региональные организации. 277

Литература. 280

Глава XII. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 280

§ 1. Понятие права международной безопасности. 280

§ 2. Цели и принципы.. 282

§ 3. Преступность агрессии. 284

§ 4. Всеобщая коллективная безопасность. 286

§ 5. Миротворческие операции ООН.. 290

§ 6. Региональные международные организации. 294

§ 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. 295

§ 8. Организация Североатлантического договора. 296

§ 9. Содружество Независимых Государств. 301

§ 10. Разоружение. 304

§ 11. Контроль за разоружением.. 310

§ 12. Меры укрепления доверия. 312

§ 13. Механизм подготовки актов о разоружении. 313

Литература. 315

Глава XIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО.. 315

§ 1. Общая часть международного гуманитарного права. 315

1. Понятие международного гуманитарного права. 315

2. Источники. 319

3. Сфера действия. 320

4. Действие во времени. 324

§ 2. Основные институты международного гуманитарного права. 329

1. Методы ведения военных действий. 329

2. Средства ведения военных действий. 333

§ 3. Защита жертв войны.. 342

1. Основные положения. 342

2. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. 343

3. Защита раненых и больных. 344

4. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. 345

5. Военнопленные. 346

6. Интернирование. 350

7. Зоны безопасности. 350

§ 4. Режим военной оккупации. 351

1. Понятие оккупации. 351

2. Действие режима оккупации во времени. 352

3. Управление оккупированной территорией. 352

4. Правовое положение населения оккупированной территории. 353

5. Движение сопротивления на оккупированной территории. 354

§ 5. Нейтралитет. 354

1. Понятие нейтралитета. 354

2. Нейтралитет в сухопутной войне. 356

3. Нейтралитет и военные действия на море. 357

4. Нейтралитет и военные действия в воздушном пространстве. 358

5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств 359

§ 6. Международное гуманитарное право в конфликтах. 359

§ 7. Международное гуманитарное право. 362

§ 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права. 363

1. Национальные средства. 364

2. Законодательство России. 365

3. Международные средства. 366

Литература. 368

Глава XIV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 369

§ 1. Общая часть. 369

1. Понятие права международной ответственности. 369

2. Принцип международной ответственности. 372

3. Субъекты права международной ответственности. 373

4. Международно-правовые отношения ответственности. 374

5. Элементы международно-противоправного деяния. 376

§ 2. Ответственность государств. 378

1. Деяние государства согласно международному праву. 378

2. Нарушение международного обязательства. 380

3. Ответственность государства в связи с деянием другого государства. 381

4. Обстоятельства, исключающие противоправность. 383

5. Содержание международно-правовой ответственности. 387

6. Возмещение ущерба. 389

7. Серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права. 391

§ 3. Имплементация международно-правовой ответственности. 393

1. Призвание к ответственности. 394

2. Контрмеры и санкции. 398

§ 4. Международная ответственность за вредные последствия. 410

Литература. 412

Глава XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.. 413

§ 1. Понятие международного уголовного права. 413

§ 2. Система международного уголовного права. 416

§ 3. Общая часть международного уголовного права. 417

1. Источники. 417

2. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. 419

3. Ответственность по международному уголовному праву. 421

4. Уголовная юрисдикция. 422

§ 4. Особенная часть международного уголовного права. 425

1. Транснациональные преступления. 425

2. Преступления по общему международному праву. 426

3. Конвенционные преступления. 428

4. Международный терроризм.. 429

§ 5. Международные уголовные суды.. 433

1. Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы.. 434

2. Международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды.. 435

3. Международный уголовный суд. 438

§ 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.. 446

1. Международные стандарты в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия 446

2. Правовая помощь по уголовным делам.. 449

3. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.. 450

4. Выдача. 452

5. Интерпол. 458

Литература. 461

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 461

§ 1. Мировой порядок XXI века. 461

§ 2. Международно-правовая концепция России. 477

§ 3. Основы нового мирового порядка. 485

§ 4. Международное право XXI века. 493

§ 5. Международно-правовое прогнозирование. 505

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных