Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания




 

При проверке работ экзаменуемых из части 2 эксперт располагает следующими стандартизированными материалами:

– тексты заданий;

– образцы развёрнутого ответа на каждое задание;

– критерии и шкалы оценивания выполнения каждого задания.

Оценка заданий проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований.

В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». Эталоны носят примерный характер, определяют самое существенное содержание ответа, сформулированы кратко. Правильный ответ выпускника может отличаться от эталона по форме, последовательности изложения элементов содержания, может быть дан иными словами, содержать дополнительные сведения, отсутствующие в эталоне. На этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно: определить характер информации, полноту отражения в эталоне элементов ответа, возможную вариативность ответа, при необходимости дополнить эталон. Все дополнения в эталоне должны учитываться всеми членами экспертной комиссии.

В заданиях с закрытым рядом требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». Это задачи по генетике (40) и цитологии (39), часть заданий на работу с рисунком (35) и текстом (36). В ответах выпускников на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне.

При проверке заданий со свободным ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе снижает его качество и, соответственно, понижает баллы.

При оценивании задания необходимо определить наличие каждого элемента в ответе. Половина элемента не может быть оценена в 1 балл. Наличие половины двух элементов ответов может быть оценено в отдельных случаях в 1 балл, но высший балл не может быть выставлен.

В каждом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа, сравнить с эталоном, выявить биологические ошибки и неточности, оценить наличие пояснений, если это требуется в задании. Эксперту необходимо в первую очередь сосредоточить внимание на тех ведущих элементах ответа, которые раскрывают суть задания.

Каждое задание имеет свой критерий оценивания. В одних заданиях при наличии 4–6 элементов ответа 1 балл выставляется за 2 элемента, а в других – за 1 элемент. Это определяется степенью сложности задания.

При выставлении баллов эксперт должен четко следовать критерию оценивания конкретного задания.

 

№ задания Число элементов ответа Тип критерия оценивания заданий и рекомендации к оцениванию
    «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла».
Работа с рисунком   1) «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». 2) «Правильный ответ должен содержать следующие позиции».
Работа с текстом, исправление ошибок в тексте   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». Ошибка не считается исправленной, если в качестве исправления в ответе содержится только отрицание суждения (может – не может, является - не является, имеется - не имеется и т.д.). За такое исправление балл не присваивается. Неверное суждение должно быть исправлено с указанием верного определения согласно эталону ответа. Пример ошибочного суждения в задании: Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в полость тела. В эталоне: Железы внутренней секреции не имеют протоков, а выде­ляют секрет непосредственно в кровь Ответ участника: Железы внутренней секреции не имеют протоков. Оценка за элемент – 0 баллов
    «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». Если в задании указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение» и т.д., то отсутствие пояснения в ответе снижает баллы. Пример задания:   В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение. В эталоне элементы ответа: 1) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично; 2) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме Критерий оценивания: Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл Ответ участника: 1) трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; 2) сухая кожа с роговыми чешуйками Оценка за элементы – 0 баллов.
    «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». Если в задании указано: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните», то отсутствие пояснения в ответе снижает баллы. Пример задания: Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. В эталоне элемент ответа: Морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата; Ответ участника: Описан морфологический критерий. Оценка за элемент – 0 баллов (отсутствует пояснение).
Задачи по цитологии   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В решении задач с использованием генетического кода ошибкой считается запись антикодонов тРНК через тире между триплетами, что означает связывание их в единую цепь. Это свидетельствует о непонимании учащимися отличий между кодонами иРНК и антикодами тРНК. Антикодоны принадлежат разным молекулам тРНК и не связаны в единую цепь. За такую ошибку снимается 1 балл. Отсутствие пояснения, если это требуется в задании, не дает возможность выставить высший балл. В решении задач на определение числа хромосом или ДНК в клетках или организме частично правильный элемент ответа не может оцениваться в 1 балл. Ответ участника должен соответствовать требованиям эталона. Пример задания:   В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.   В эталоне элементы ответа: 1) в зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом 56; число молекул ДНК равно 112; 2) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется, число молекул ДНК удваивается за счёт репликации; Критерии оценивания: Ответ включает два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл Ответ участника 1) в зоне роста в клетках число хромосом 56; 2) в зоне роста клетка растет, число хромосом не изменяется. Оценка за элементы – 0 баллов (не указано число молекул ДНК в первом элементе, имеются ошибки во втором элементе).
Задачи по генетике   «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». При оценивании задач по генетике рекомендуется строго следовать эталонам и критериям оценивания. Схема решения задачи в работе должна соответствовать схеме в эталоне. Допускается лишь иная генетическая символика, о чем указано в критериях оценивания. При отсутствии объяснения результатов скрещивания высший балл не присуждается даже в случае правильного решения задачи. Если в задаче требуется указать закон наследственности, то должно быть указано его название. Если в ответе указан номер закона и автор (1 закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как верный и балл не выставляется. Пример задания: Составьте схемы решения задачи. Определите соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте. В эталоне элементы ответа: 3) соотношение по фенотипу 3: 1. Закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков не сцеплены и находятся в разных парах хромосом. Ответ участника Соотношение по фенотипу 3: 1. 3 закон Менделя- независимого наследования признаков Оценка за элемент – 0 баллов (обоснование отсутствует).

 

Правильность оценивания выполнения заданий во многом зависит от чёткого следования всем указаниям, которые даны в критериях. Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами.

 

Номера столбцов в протоколе проверки экспертом заданий с развернутым ответом
                       
                       
Номера заданий в варианте  

 

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных