Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Переход к конституционной монархии




Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной само­державной власти в конституционную монархию. Однако пережит­ки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской г власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает Особое совещание о нуждах сельскохозяйст­венной промышленности, которое ставит перед собой следующие задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью.

В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещена отмена круговой поруки в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохране­нии общины и неотчуждаемости надельных земель.

Летом 1094 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период «политической весны» (новый ми­нистр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозицион­ных деятелей, разрешил проведение земских совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел де­монстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послу­жили толчком к углублению революционного кризиса.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных со­юзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссий­ский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсе­ров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петер­бурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачеч­ным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забас­товку.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введе­ние гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным Советом император осуществля­ет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный Совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй пар­ламентской палаты.

Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государствен­ному Совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера «буржу­азного кабинета».

17 октября 1905 г. принимается Манифест об усовершенствова­нии государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование сво­боды совести, слова, собраний и союзов, 2) привлечение к выборам широких слоев населения, 3) обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политичес­кие партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избира­тельного закона, большинство высказывалось за сохранение кури­альной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклоне­но предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восста­ния в Москве, издается Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабо­чих и части кочевников, получило избирательные права. Выборы не были прямыми и для избирателей разных категорий (курий) устанав­ливалось неравное представительство.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выби­рали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщи­ки в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором из­бирались выборщики на избирательное собрание губерний или круп­ного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышел акт «Учреждение Государственной Думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утвержде­ние государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительст­ве железных дорог и учреждений акционерных обществ.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положе­ние о Государственном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом пред­ставляться на утверждение императора.

23 апреля 1906 г. были изданы Основные государственные законы (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл. I была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит вер­ховная самодержавная власть».

Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в еди­нении с Государственным Советом и Государственной Думой» и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и всту­пить в силу без одобрения императора.

Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необхо­димость, а сессия Думы и Совета прервалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекра­щал свое действие.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных