ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Работа в группах.- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются? 1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая) - Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса. Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ. 2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан) Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества. 3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества. (Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.) Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества. 4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый) - Из каких веществ они изготовлены? Вывод: Тела могут состоять из разных веществ. V. Физкультминутка. Упражнения под музыку. VI. Чтение текста с экрана. Индивидуальный опрос. Слайд №7 Тела и вещества. Слайд №8 Работа с иллюстрациями. VII. Задание для всех групп: Слайд №9 Задание для групп (Карточки со словами у каждой группы) Слайд №10 Ответ на задание. - По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные) Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Слайд №11 Схема трёх состояний веществ. - Некоторые вещества могут быть во всех трёх состояниях. VIII. Опыт. - Посмотрите на кусочек льда. Из какого вещества состоит? В каком состоянии находится? Сейчас мы его нагреем. Что происходит? - При нагревании из твёрдого состояния лёд превратился в воду. В каком состоянии находится вещество вода? Продолжим нагревать воду, что заметили? - При кипении вода превращается в пар. В каком состоянии теперь находится это вещество? - После остывания, что произошло с паром? - Он опять превратился в воду. IX. Итог урока. - Чем отличаются тела и вещества. Как они связаны между собой? - Какие три состояния веществ вам знакомы.
Тема урока: Свет и цвет. Ход урока: I. Организационный момент. II. Постановка учебной задачи. III. Изучение нового материала. 1. Беседа. Зачем нужен свет? 2. Источники света. Просмотр презентации. 3. Работа в парах. Свойства непрозрачных предметов. 4. Беседа. Зачем людям зеркала? 5. Работа в паре. Игра «Шифровальщик». 6. Беседа. Как появляется цвет. IV. Закрепление материала. 5. По заданиям и вопросам учебника. 6. Работа в рабочей тетради № 2. Стр. V. Итог урока.
(книга и стакан). Однако стакан может быть и прозрачным. Поэтому точным будет ответ: «Сведений о предмете недостаточно, чтобы ответить правильно.». . Зеркала В этой теме продолжает развиваться содержание предыдущего урока. Дети уже узнали, что непрозрачные предметы отражают свет, но лучше всего отражают свет поверхности блестящих предметов, особенно зеркала. На уроке целесообразно иметь зеркала. Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало и отметить особенности зеркального отражения человека и других предметов. Он обращает внимание школьников на то, что в зеркале правая и левая сторона ' меняются местами. Если у человека на лице родинка на правой щеке, то на его отражении в зеркале родинка будет на левой щеке. Сравнивая фотографию девочки в учебнике и ее отражение в зеркале, дети убеждаются еще больше, что это так. В задании № 2 на с. 87 учебника зашифрована фраза «Ученье — свет, а неученье — тьма». Обычно детям нравится выполнять подобные задания. Они развивают мышление и концентрацию внимания. Задание № 4 на с. 87 учебника довольно трудное. Выполнение его не является обязательным, но если дети захотят его выполнить, то лучше всего делать это в паре. Приставив зеркало к рисунк>' в одном учебнике, можно легко сравнить его изображение в зеркале на рисунке другого учебника и увидеть «ошибки» художника: пуговицы, пал1>цы, полоски на головном уборе. В задании № 12 в рабочей тетради № 2 нужно, используя зеркало, отгадать загадку: «Глаз нет, а плачет, ног нет, а идет» {дождь). В задании № 15 (рабочая тетрадь № 2) на отраженных в зеркале часах цифры должны были «поменяться» местами справа налево, поэтому нарисованная детьми стрелка должна указать на отражение цифры 3 слева. Это также легко проверить с помощью зеркала, приставив его к рисунку часов в тетради и сравнив их отражение в зеркале с отражением часов на рисунке в тетради. Выполнение данных заданий направлено на развитие внимания и мышления учащихся. О цвете При изучении темы учитель объясняет, от чего зависит'цвет предметов: «Мы видим окружаюш,ие нас тела природы только потому, что их освещают лучи света. Свет, отражаясь от предмета, на который падает, действует на наши глаза, и мы видим предмет. Предмет, отражающий только красные лучи, а все остальные поглощающий, воспринимается нами как красный. А тот, что подобно листьям деревьев отражает зеленые лучи, воспринимается как зеленый и т, п. Предметы, отражающие все лучи, мы видим белыми. А те, что поглощают все лучи, кажутся нам черными. Тела могут отражать не один какой-либо цветной луч, а несколько. Тогда появляются дополнительные оттенки цветов. Если бы не было света, мы не воспринимали бы всей яркости и многокрасочности окружающего нас мира.». Далее учитель проводит беседу о радуге. Он выясняет, приходилось ли детям наблюдать радугу, и просит рассказать об их ■ наблюдениях. На заметку учителю Радуга — оптическое явление, возникающее в атмосфере в результате преломления, отражения и дифракции (прохо>1{дение луча света сквозь узкое отверстие) света в водяных, каплях. Радуга наблюдается на фоне падающих капель дождя в стороне, противопололшой солнцу. Обычно радуга бывает в виде разноцветной дуги. Часто бывают видны две радуги в виде двух цветных дуг, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии. Основных радужных цветов выделяют семь- (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), но в радуге бывают заметны только некоторые кз них. Подбор этих цветов и их яркость зависят от размеров водяных капель. При больших каплях радуга бывает яркой и узкой, главным образом с тремя оттенками; красным, фиолетовым и зеленым. По мере уменьшения капель яркость радуги убывает, отдельные цвета как бы сливаются. И при очень маленьких каплях радуга принимает общий беловатый тон. Таким обра- -зом, по виду радуги можно судить о размере капель, а следовательно, о силе дождя и возможной его продолжительности. Радуги, как правило, наблюдаются утром и вечером. У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца». Беседуя о радуге, выучите с детьми фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит.фазан.». Она поможет детям легко запомнить порядок цветов в радуге, так как первая буква в каж- дом слове соответствует первым буквам в названиях цветов радуги. Можно провести игру: к доске выходят семь детей. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги. Радуга — красивое явление природы, вызывающее различные эмоциональные переживания. Пусть дети расскажут о своих впечатлениях от восприятия этого явления и сделают соответствующие рисунки карандашом или красками. Чтобы убедиться в том, что луч света состоит из семи цветных лучей, можно продемонстрировать следующий опыт. Для этого из плотной белой бумаги нужно вырезать кружок (диаметр 8—10 см). Кружок делится на семь равных частей и раскрашивается в том порядке, в котором цвета располагаются в радуге. Раскрашенный кружок нужно проткнуть спичкой, получится волчок. Раскрутите волчок так, чтобы он вращался очень быстро. При вращении все цвета радуги сливаются в один цвет — белый. Такой же эффект можно получить, если кружок разделить не на 7 частей, а на 3 равных части и раскрасить их в основные цвета: желтый, синий, красный. На заметку учителю Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Известна способность цвета создавать определенное настроение и оказывать влияние на восприятие свойств предметов. Исследования ученых показали, что наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, а также обостряют слух, повышают работоспособность рук. Красный цвет оказывает противоположное влияние. Длительное воздействие красного цвета вызывает усталость и различные неприятные ощущения, которые могут быть сняты с помощью зеленого цвета., ' В помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правильное сочетание цвета и освещенности. Темная окраска в помещении поглощает свет, что приводит к большой потере времени при выполнении различных трудовых операций, порче зрения. Светлые (бежевые и салатовые) тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность. При выполнении задания № 17 в рабочей тетради № 2 учащиеся учатся работать с таблицей. Проанализировав содержание таблицы, они должны выбрать ответ ЗВ: медвежонок нарисован в клетке ЗВ. I. Организационный момент. II. Постановка учебной задачи. III. Введение в тему. IV. Закрепление материала. 7. По заданиям и вопросам учебника. 8. Работа в рабочей тетради № 1. V. Итог урока.
Тема: В мире звука. Цель познакомить детей с причиной возникновения звука. Ход урока: I. Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке мы с вами будем учёными. Изучать мы будем звук. Наша задача узнать, что такое Звук. Понять откуда берётся звук. И всегда ли звук, который мы слышим одинаковый. - Работать будете в группах. На ваших столах лежат карточки с вопросами. Ответы на вопрос будете заносить в таблицу, которая лежит у вас на столе. Алгоритм проведения исследования, так же, находится на вашем столе. Командир читает вопрос, и каждый участник исследования, начиная с командира, проводит опыт и говорит своё мнение командиру, который и вносит его ответ в таблицу. Когда всё задание будет выполнено, сделаете вывод, выберете тот ответ, который указали большинство человек. Затем ваша группа выходит к доске, один человек показывает опыт, который вы проводили, а командир сообщаете выводы, которые сделали. Не забывайте о правилах работы в группе. II. Просмотр презентации, для ответа на вопрос «Что такое Звук и откуда он появляется»? III. Работа в группах. 1. Проведение исследования. Задание группам. 1 группа. Опыт 1.
Вывод: Какая линейка звучит громче? Деревянная, металлическая или пластмассовая?
2 группа. Опыт 2.
- Вывод: Какой звук громче? Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе? Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан и приложенный дном к уху? Задание группам.
3 группа. Опыт 3. - Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху?
- Вывод: Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху? 2. Отчёт групп. 3. Обсуждение полученных результатов. - Как звучат разные предметы? (Разные предметы звучат по-разному). - Разница в звучании зависит от количества колебаний предмета в секунду. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый им звук. - Какой звук громче? Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе? Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан и приложенный дном к уху? (Звук от резинового кольца, надетого на стакан, будет не очень громким, но если перевернуть стакан и приложить дном к уху, то звук усиливается и становится мелодичнее). - Колеблющаяся резинка приводит в колебательное движение не только частицы воздуха, но и стенки стакана. Когда звук слышен громче. (Когда он попадает в ухо прямо от стенок стакана). - Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху? (Если ударить по металлической ложке карандашом, мы получим не очень громкий звук, но если привязать к ложке нитку, то звук усиливается и становится мелодичным, похожим на звук колокольчика. Если поднести нитку с ложкой к уху, то звук становится еще громче). - Колебания от ложки передаются нитке, которая колеблется быстрее, поэтому звук меняется. Чем дальше от нас источник звука, тем слабее мы его слышим. Вот почему, когда мы подносим ложку к уху, она звучит громче. IV. Работа по учебнику на стр. 92. 1. Задание 1. - Приведите примеры источников звука и охарактеризуют их как приятные или неприятные для вас. 2. Задание 2. Творческая работа в парах. 3. Задание 3. - Эту работу - Что такое эхо? - Эхо возникает, когда звуковые волны встречают на своем пути препятствие, например, твердую поверхность скалы. Если крикнуть на открытом пространстве, то эха не будет слышно, но если крикнуть в горах, то возникнет эхо. Звук нашего голоса отразится от твердой поверхности и вернется к нам. - Проведите опыт с пустым ведром, предложенный в учебнике. V. Игра в веревочный телефон. - Как сделать веревочный телефон рассказано в учебнике. Веревочку нужно укрепить очень крепко, иначе при игре она будет выскакивать. VI. Итог урока. VII. Домашнее задание. Стр.92. Вопросы 4, 5, 6.
На заметку учителю С точки зрения физики, звук — это колебания в какой-либо упругой среде: воздухе, воде, земной коре. Излучают звук вибрирующие тела: струны, камертоны, голосовые связки и т. д. Если тело колеблется, оно своим движением то сжимает, то разрежает воздух, тем самым повышая или понижая его давление. Слои повышенного и пониженного давления разбегаются во все стороны от колеблющегося тела и образуют звуковую волну. Физическая величина, определяемая числом колебаний, называется частотой звуковой волны. Измеряется частота в герцах. 1 Гц — Частота, при которой за одну секунду происходит одно колебание. Звуковые колебания малой частоты ощущаются как низкие, басистые тоны, а большой частоты — как высокие, писклявые. Писк комара — это звук с частотой около 10 000 Гц. Мычание быка — звук с частотой 30 Гц.
Тема урока: Шум вредит здоровью. Цели: Начать экологическое воспитание учащихся. Ход урока: VI. Организационный момент. VII. Постановка учебной задачи. VIII. Изучение нового материала. 1. Просмотр презентации «Экология звука». 2. Беседа по содержанию. Шум — беспорядочное смешение звуков разной высоты и силы. Громкость зависит от силы колебаний воздуха. Если она велика, звук будет громким, если нет — будет тихим. Громкость звука измеряется в децибелах. Децибел (дБ) — минимальная разница в силе звука, которую может различить человеческое ухо. Например, сила звука при старте космической ракеты равна 15—190 дБ, при негромком разговоре — 30—60 дБ, при работе пылесоса — 72—75 дБ, при исполнении рок-музыки—120 дБ. Но не забывайте о благотворном влиянии мелодичной музыки. Ученые опытным путем установили, что такая музыка благоприятно воздействует на рост растений, удои молока и т. п. - В городах основной источник шума — транспорт: автомобильный, рельсовый, воздушный. А также значителен шум многоэтажных домов: крики, пение, громкие разговоры, музыка, работа сантехники, лифтов, мусоропроводов, бытовой техники. - В среднем уровень шума в крупных городах — 70—84 дБ. - Можно сказать, что шум вреден для здоровья людей? - Врачи заметили, что молодежь, которая постоянно слушает громкую музыку в течение месяца, начинает терять слух. IX. Закрепление материала. 9. По заданиям и вопросам учебника. - Прочитайте и запомините правила, позволяющие избежать вредного влияния шума. 10. Работа в рабочей тетради № 2. - Громкость звука зависит от расстояния до источника звука. Например, отдаленный раскат грома может показаться нам тише писка комара, летающего прямо над ухом. Поэтому определяем громкость с условием, что все источники звука вблизи от нас; -. Ответ на задание № 19 (б) в рабочей тетради № 2: источник звука — вибрация крыльев насекомых. X. Итог урока.
В мире камня Эта тема посвящена первому знакомству детей с горными породами и минералами. На уроках по этой теме учителю необходимо иметь образцы изучаемых горных пород и минералов. Приступая к объяснению нового материала, можно рассказать следующее: «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшагь себя. Камень был надежным оружием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу. Однако далеко не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия. В настоящее время люди знают очень много о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их использования. Изучением камней занимается наука — геология». Дети рассматривают образцы камней и читают их описание. Требовать запоминания данного материала от учащихся не следует. Основные знания о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании человеком дети получат в процессе дальнейшего обучения в начальной и средней школе. Содержание данной темы расширяет кругозор учащихся, их эрудицию. Разнообразные задания учебника и рабочей тетради № 2 направлены на развитие творческого самовыражения, способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира, сообразительности. После урока дети, возможно, начнут приносить учителю разнообразные камешки и спрашивать их названия. Учитель может объяснить, что камней в природе очень много. Некоторые из них легко узнать по внешнему виду, например, каменный уголь или янтарь. Но многие из них трудно распознать даже специалистам — геологам, поэтому они их собирают, записывают, где они найдены, и привозят в научные лаборатории. И уже там специальными методами изучают, определяя их принадлежность к тому или иному виду камня. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|