Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Работа в группах.




- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?

1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)

- Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.

Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.

2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан)

Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.

3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.

(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)

Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.

4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)

- Из каких веществ они изготовлены?

Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.

V. Физкультминутка.

Упражнения под музыку.

VI. Чтение текста с экрана.

Индивидуальный опрос.

Слайд №7

Тела и вещества.

Слайд №8

Работа с иллюстрациями.

VII. Задание для всех групп:

Слайд №9

Задание для групп

(Карточки со словами у каждой группы)

Слайд №10

Ответ на задание.

- По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)

Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Слайд №11

Схема трёх состояний веществ.

- Некоторые вещества могут быть во всех трёх состояниях.

VIII. Опыт.

- Посмотрите на кусочек льда. Из какого вещества состоит? В каком состоянии находится? Сейчас мы его нагреем. Что происходит?

- При нагревании из твёрдого состояния лёд превратился в воду. В каком состоянии находится вещество вода? Продолжим нагревать воду, что заметили?

- При кипении вода превращается в пар. В каком состоянии теперь находится это вещество?

- После остывания, что произошло с паром?

- Он опять превратился в воду.

IX. Итог урока.

- Чем отличаются тела и вещества. Как они связаны между собой?

- Какие три состояния веществ вам знакомы.

 

Тема урока: Свет и цвет.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

III. Изучение нового материала.

1. Беседа. Зачем нужен свет?

2. Источники света. Просмотр презентации.

3. Работа в парах. Свойства непрозрачных предметов.

4. Беседа. Зачем людям зеркала?

5. Работа в паре. Игра «Шифровальщик».

6. Беседа. Как появляется цвет.

IV. Закрепление материала.

5. По заданиям и вопросам учебника.

6. Работа в рабочей тетради № 2. Стр.

V. Итог урока.

 

(книга и стакан). Однако стакан может быть и прозрачным. По­этому точным будет ответ: «Сведений о предмете недостаточно, чтобы ответить правильно.».

. Зеркала

В этой теме продолжает развиваться содержание предыду­щего урока. Дети уже узнали, что непрозрачные предметы отра­жают свет, но лучше всего отражают свет поверхности блестя­щих предметов, особенно зеркала.

На уроке целесообразно иметь зеркала. Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало и отметить особенности зеркально­го отражения человека и других предметов. Он обращает вни­мание школьников на то, что в зеркале правая и левая сторона ' меняются местами. Если у человека на лице родинка на правой щеке, то на его отражении в зеркале родинка будет на левой ще­ке. Сравнивая фотографию девочки в учебнике и ее отражение в зеркале, дети убеждаются еще больше, что это так. В задании № 2 на с. 87 учебника зашифрована фраза «Ученье — свет, а не­ученье — тьма». Обычно детям нравится выполнять подобные задания. Они развивают мышление и концентрацию внимания.

Задание № 4 на с. 87 учебника довольно трудное. Выполне­ние его не является обязательным, но если дети захотят его вы­полнить, то лучше всего делать это в паре. Приставив зеркало к рисунк>' в одном учебнике, можно легко сравнить его изобра­жение в зеркале на рисунке другого учебника и увидеть «ошиб­ки» художника: пуговицы, пал1>цы, полоски на головном уборе.

В задании № 12 в рабочей тетради № 2 нужно, используя зеркало, отгадать загадку: «Глаз нет, а плачет, ног нет, а идет» {дождь).

В задании № 15 (рабочая тетрадь № 2) на отраженных в зер­кале часах цифры должны были «поменяться» местами справа налево, поэтому нарисованная детьми стрелка должна указать на отражение цифры 3 слева. Это также легко проверить с по­мощью зеркала, приставив его к рисунку часов в тетради и срав­нив их отражение в зеркале с отражением часов на рисунке в тетради. Выполнение данных заданий направлено на развитие внимания и мышления учащихся.

О цвете

При изучении темы учитель объясняет, от чего зависит'цвет предметов: «Мы видим окружаюш,ие нас тела природы только потому, что их освещают лучи света. Свет, отражаясь от пред­мета, на который падает, действует на наши глаза, и мы видим предмет. Предмет, отражающий только красные лучи, а все ос­тальные поглощающий, воспринимается нами как красный. А тот, что подобно листьям деревьев отражает зеленые лучи, воспри­нимается как зеленый и т, п. Предметы, отражающие все лучи, мы видим белыми. А те, что поглощают все лучи, кажутся нам черными. Тела могут отражать не один какой-либо цветной луч, а несколько. Тогда появляются дополнительные оттенки цве­тов. Если бы не было света, мы не воспринимали бы всей яр­кости и многокрасочности окружающего нас мира.».

Далее учитель проводит беседу о радуге. Он выясняет, при­ходилось ли детям наблюдать радугу, и просит рассказать об их ■ наблюдениях.

На заметку учителю

Радуга — оптическое явление, возникающее в атмосфере в резуль­тате преломления, отражения и дифракции (прохо>1{дение луча света сквозь узкое отверстие) света в водяных, каплях. Радуга наблюдается на фоне падающих капель дождя в стороне, противопололшой солнцу. Обычно радуга бывает в виде разноцветной дуги. Часто бывают видны две радуги в виде двух цветных дуг, отстоящих друг от друга на одина­ковом расстоянии. Основных радужных цветов выделяют семь- (крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), но в ра­дуге бывают заметны только некоторые кз них. Подбор этих цветов и их яркость зависят от размеров водяных капель. При больших каплях радуга бывает яркой и узкой, главным образом с тремя оттенками; красным, фиолетовым и зеленым. По мере уменьшения капель яркость радуги убывает, отдельные цвета как бы сливаются. И при очень ма­леньких каплях радуга принимает общий беловатый тон. Таким обра- -зом, по виду радуги можно судить о размере капель, а следовательно, о силе дождя и возможной его продолжительности. Радуги, как правило, наблюдаются утром и вечером.

У древних народов радугу считали дочерью «чуда и лучезарности солнца».

Беседуя о радуге, выучите с детьми фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит.фазан.». Она поможет детям легко за­помнить порядок цветов в радуге, так как первая буква в каж-

дом слове соответствует первым буквам в названиях цветов ра­дуги. Можно провести игру: к доске выходят семь детей. Каждый выбирает один из семи цветов, затем по команде дети выстраиваются в цепочку, соответствующую цветам радуги.

Радуга — красивое явление природы, вызывающее различ­ные эмоциональные переживания. Пусть дети расскажут о сво­их впечатлениях от восприятия этого явления и сделают соот­ветствующие рисунки карандашом или красками.

Чтобы убедиться в том, что луч света состоит из семи цвет­ных лучей, можно продемонстрировать следующий опыт. Для этого из плотной белой бумаги нужно вырезать кружок (диа­метр 8—10 см). Кружок делится на семь равных частей и рас­крашивается в том порядке, в котором цвета располагаются в радуге. Раскрашенный кружок нужно проткнуть спичкой, полу­чится волчок. Раскрутите волчок так, чтобы он вращался очень быстро. При вращении все цвета радуги сливаются в один цвет — белый. Такой же эффект можно получить, если кружок разделить не на 7 частей, а на 3 равных части и раскрасить их в основные цвета: желтый, синий, красный.

На заметку учителю

Цвет оказывает сильное влияние на организм человека. Известна способность цвета создавать определенное настроение и оказывать влияние на восприятие свойств предметов. Исследования ученых пока­зали, что наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зе­леный и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, а также обостряют слух, повышают работоспособность рук.

Красный цвет оказывает противоположное влияние. Длительное воздействие красного цвета вызывает усталость и различные непри­ятные ощущения, которые могут быть сняты с помощью зеленого цвета., '

В помещениях, где люди трудятся или учатся, необходимо правиль­ное сочетание цвета и освещенности. Темная окраска в помещении по­глощает свет, что приводит к большой потере времени при выполне­нии различных трудовых операций, порче зрения. Светлые (бежевые и салатовые) тона повышают освещенность и благоприятно влияют на работоспособность.

При выполнении задания № 17 в рабочей тетради № 2 уча­щиеся учатся работать с таблицей. Проанализировав содержа­ние таблицы, они должны выбрать ответ ЗВ: медвежонок нари­сован в клетке ЗВ.

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

III. Введение в тему.

IV. Закрепление материала.

7. По заданиям и вопросам учебника.

8. Работа в рабочей тетради № 1.

V. Итог урока.

 

 

Тема: В мире звука.

Цель познакомить детей с причиной возникновения звука.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы с вами будем учёными. Изучать мы будем звук. Наша задача узнать, что такое Звук. Понять откуда берётся звук. И всегда ли звук, который мы слышим одинаковый.

- Работать будете в группах. На ваших столах лежат карточки с вопросами. Ответы на вопрос будете заносить в таблицу, которая лежит у вас на столе. Алгоритм проведения исследования, так же, находится на вашем столе. Командир читает вопрос, и каждый участник исследования, начиная с командира, проводит опыт и говорит своё мнение командиру, который и вносит его ответ в таблицу. Когда всё задание будет выполнено, сделаете вывод, выберете тот ответ, который указали большинство человек. Затем ваша группа выходит к доске, один человек показывает опыт, который вы проводили, а командир сообщаете выводы, которые сделали. Не забывайте о правилах работы в группе.

II. Просмотр презентации, для ответа на вопрос «Что такое Звук и откуда он появляется»?

III. Работа в группах.

1. Проведение исследования.

Задание группам.

1 группа. Опыт 1.

 

  Какая линейка звучит громче?
1. Деревянная металлическая пластмассовая
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      

Вывод:

Какая линейка звучит громче? Деревянная, металлическая или пластмассовая?

 

2 группа. Опыт 2.

  Какой звук громче?
  Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан и приложенный дном к уху
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    

- Вывод:

Какой звук громче? Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе? Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан и приложенный дном к уху?

Задание группам.

 

3 группа. Опыт 3.

- Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху?

 

  Какой звук громче?
  Звук от удара по металлической ложке карандашом Звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке Звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху?
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      

 

- Вывод:

Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху?

2. Отчёт групп.

3. Обсуждение полученных результатов.

- Как звучат разные предметы? (Разные предметы звучат по-разному).

- Разница в звучании зависит от количества колебаний предмета в секунду. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый им звук.

- Какой звук громче? Звук от резинового кольца, надетого на стакан, стоящий дном на столе? Звук от резинового кольца, надетого на перевёрнутый стакан и приложенный дном к уху? (Звук от резинового кольца, надетого на стакан, будет не очень громким, но если перевернуть стакан и приложить дном к уху, то звук усиливается и становится мелодичнее).

- Колеблющаяся резинка приводит в колебательное движение не только частицы воздуха, но и стенки стакана. Когда звук слышен громче. (Когда он попадает в ухо прямо от стенок стакана).

- Какой звук громче? Звук от удара по металлической ложке карандашом, звук от удара по этой же ложке, но привязанной к нитке или же звук от удара по этой же ложке, привязанной к нитке, но если поднести эту нитку с ложкой к уху? (Если ударить по металлической ложке карандашом, мы получим не очень громкий звук, но если привязать к ложке нитку, то звук усиливается и становится мелодичным, похожим на звук колокольчика. Если поднести нитку с ложкой к уху, то звук становится еще громче).

- Колебания от ложки передаются нитке, которая колеблется быстрее, поэтому звук меняется. Чем дальше от нас источник звука, тем слабее мы его слышим. Вот почему, когда мы подносим ложку к уху, она звучит громче.

IV. Работа по учебнику на стр. 92.

1. Задание 1.

- Приведите примеры источников звука и охарактеризуют их как приятные или неприятные для вас.

2. Задание 2. Творческая работа в парах.

3. Задание 3.

- Эту работу

- Что такое эхо?

- Эхо возникает, когда звуковые волны встречают на своем пути препятствие, например, твердую поверхность скалы. Если крикнуть на открытом пространстве, то эха не будет слышно, но если крикнуть в горах, то возникнет эхо. Звук нашего голоса отразится от твердой поверхности и вернется к нам.

- Проведите опыт с пустым ведром, предложенный в учебнике.

V. Игра в веревочный телефон.

- Как сделать веревочный телефон рассказано в учебнике. Веревочку нужно укрепить очень крепко, иначе при игре она будет выскакивать.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание. Стр.92. Вопросы 4, 5, 6.

 

На заметку учителю

С точки зрения физики, звук — это колебания в какой-либо упругой среде: воздухе, воде, земной коре. Излучают звук вибрирующие тела: струны, камертоны, голосовые связки и т. д.

Если тело колеблется, оно своим движением то сжимает, то разрежает воздух, тем самым повышая или понижая его давление. Слои повышенного и пониженного давления разбегаются во все стороны от колеблющегося тела и образуют звуковую волну. Физическая величина, определяемая числом колебаний, называ­ется частотой звуковой волны. Измеряется частота в герцах. 1 Гц — Час­тота, при которой за одну секунду происходит одно колебание.

Звуковые колебания малой частоты ощущаются как низкие, ба­систые тоны, а большой частоты — как высокие, писклявые. Писк комара — это звук с частотой около 10 000 Гц. Мычание быка — звук с частотой 30 Гц.

 

Тема урока: Шум вредит здоровью.

Цели: Начать экологическое воспитание учащихся.

Ход урока:

VI. Организационный момент.

VII. Постановка учебной задачи.

VIII. Изучение нового материала.

1. Просмотр презентации «Экология звука».

2. Беседа по содержанию.

Шум — беспорядочное смешение звуков разной высоты и силы. Громкость зависит от силы колебаний воздуха. Если она велика, звук будет громким, если нет — будет тихим. Громкость звука измеряется в децибелах. Децибел (дБ) — минимальная разница в силе звука, которую может различить человеческое ухо. Например, сила звука при старте космической ракеты равна 15—190 дБ, при негромком разговоре — 30—60 дБ, при работе пылесоса — 72—75 дБ, при исполнении рок-музыки—120 дБ. Но не забывайте о благотворном влиянии мелодичной музыки. Ученые опытным путем установили, что такая музыка благоприятно воздействует на рост растений, удои молока и т. п.

- В городах основной источник шума — транспорт: автомобильный, рельсовый, воздушный. А также значителен шум многоэтажных домов: крики, пение, громкие разговоры, музыка, работа сантехники, лифтов, мусоропроводов, бытовой техники.

- В среднем уровень шума в крупных городах — 70—84 дБ.

- Можно сказать, что шум вреден для здоровья людей?

- Врачи заметили, что молодежь, которая постоянно слушает громкую музыку в течение месяца, начинает терять слух.

IX. Закрепление материала.

9. По заданиям и вопросам учебника.

- Прочитайте и запомините правила, позволяющие избежать вредного влияния шума.

10. Работа в рабочей тетради № 2.

- Громкость звука зависит от расстояния до источника звука. Например, отдаленный раскат грома может показаться нам тише писка комара, летающего прямо над ухом. Поэтому определяем громкость с условием, что все источники звука вблизи от нас;

-. Ответ на задание № 19 (б) в рабочей тетради № 2: источник звука — вибрация крыльев насекомых.

X. Итог урока.

 

 

В мире камня

Эта тема посвящена первому знакомству детей с горными по­родами и минералами. На уроках по этой теме учителю необхо­димо иметь образцы изучаемых горных пород и минералов.

Приступая к объяснению нового материала, можно расска­зать следующее: «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использо­вался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна зла­ков в муку, разглаживать кожи. Блестящими цветными камня­ми человек издавна любил украшагь себя.

Камень был надежным оружием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал усколь­зающую добычу. Однако далеко не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, что­бы быть использованным для изготовления оружия или укра­шения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, за­поминали их внешние признаки, давали им названия. В настоящее время люди знают очень много о камнях: об их про­исхождении, свойствах и способах их использования. Изучени­ем камней занимается наука — геология».

Дети рассматривают образцы камней и читают их описание. Требовать запоминания данного материала от учащихся не следует.

Основные знания о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании человеком дети получат в процес­се дальнейшего обучения в начальной и средней школе.

Содержание данной темы расширяет кругозор учащихся, их эрудицию. Разнообразные задания учебника и рабочей тетради № 2 направлены на развитие творческого самовыражения, спо­собности воспринимать и ценить красоту окружающего мира, сообразительности.

После урока дети, возможно, начнут приносить учителю разнообразные камешки и спрашивать их названия. Учитель может объяснить, что камней в природе очень много. Некото­рые из них легко узнать по внешнему виду, например, камен­ный уголь или янтарь. Но многие из них трудно распознать даже специалистам — геологам, поэтому они их собирают, записыва­ют, где они найдены, и привозят в научные лаборатории. И уже там специальными методами изучают, определяя их принад­лежность к тому или иному виду камня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных