Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






От обострения к «перезагрузке» отношений со странами Запада




С началом 2008 г. отношения России с США начали обостряться. Игнорируя возражения Москвы, США и их союзники пошли на признание независимости Косова, края, насильственно отторгнутого ими от Сербии. Соединённые Штаты декларировали намерение принять Украину и Грузию в НАТО. Со своей стороны, Россия возобновила полёты стратегических бомбардировщиков вблизи границ стран НАТО, вывела на дежурство в акваторию Мирового океана свои соединения Военно-морского флота. Они, в частности, приняли участие в борьбе с сомалийскими пиратами, создавшими серьёзную угрозу международному судоходству.

Наибольшего накала противостояние достигло в августе 2008 г., когда президент Грузии М. Саакашвили, под предлогом восстановления территориальной целостности страны, приказал начать военную операцию против самопровозглашённой республики Южная Осетия. Её столица - город Цхинвал подвергся ракетному обстрелу. Были также атакованы российские миротворческие силы, находящиеся на территории самопровозглашенной республики.

Ответный удар 58-й армии России, приведший к разгрому основных войск Грузии, позволил предотвратить геноцид в Южной Осетии. Россия признала самопровозглашённые, отделившиеся от Грузии республики Абхазию и Южную Осетию суверенными государствами. Это позволило обеспечить им дополнительные гарантии безопасности от попыток реванша со стороны Грузии.

В конце 2008 - начале 2009 г. разгорелась «газовая война» между Россией и Украиной - конфликт вокруг вопроса о ценах на газ и стоимости его транзита в страны Центральной и Западной Европы. В ходе конфликта Украина перекрыла пути поставок газа, что вызвало серьёзные энергетические проблемы в странах Евросоюза. Противоречия удалось урегулировать на основе компромисса. Тем не менее многие зарубежные политики сочли, что коллизии в российско-грузинских и российско-украинских отношениях были следствием стремления России «наказать» Грузию и Украину за намерение вступить в НАТО, проявлением «имперских» амбиций, которым следует противостоять.

Дальнейшему охлаждению отношений между Россией и странами Запада воспрепятствовал ряд факторов.

Прежде всего глобальный кризис. Ведущие державы мира, так называемая «двадцатка», в число которой входит как Россия, так и США, государства ЕС, Китай, Индия и др., признали, что без согласования позиций преодоление кризиса будет затруднительным. При этом инициативы, предложенные на встречах «двадцатки» (ноябрь 2008 г., Вашингтон; март 2009 г., Лондон) Президентом РФ Д.А. Медведевым, встретили позитивный отклик международного сообщества. Речь шла о повышении степени управляемости мировой экономики; реформировании таких институтов, как МВФ; возможности введения дополнительных валют, помимо доллара, в которых ведутся международные расчёты.

Со сменой администрации в США новая команда демократов выдвинула идею «перезагрузки» отношений с Россией. В ходе визита президента США Б. Обамы в Россию в июле 2009 г. удалось определить рамки возможного сотрудничества. Была согласована общность интересов России и Соединённых Штатов в таких вопросах, как борьба с международным терроризмом и наркомафией, укоренившейся в Афганистане; сокращение арсеналов оружия массового поражения США и РФ примерно на треть; предотвращение распространения ядерного оружия; меры по преодолению глобального кризиса и развитию двусторонних российско - американских отношений; взаимодействие в смягчении остроты наиболее опасных международных конфликтов, в частности вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи.

. В июне 2012 г. в мексиканском Лос – Кабосе состоялась встреча «Большой двадцатки». На ней в частности присутствовали президент США Б. Обама, а также президент России В. Путин. На этой встрече Россия добилась некоторых краткосрочных и тактических выгод.

Первая выгода касалась Сирии. В документе говорилось о прекращении насилия в этой стране и поддержке миротворческой миссии К. Аннана (руководитель Африканского союза). Это не означает, что США прекратят поддержку «сирийских оппозиционеров», однако формы такой поддержки могут меняться. Предпринятое перед форумом давление на Кремль с обвинением в продаже росс. вертолетов и оружия «кровавому режиму Асада» никак не повлияли на российскую сторону, которая не намерена сдавать официальный Дамаск и свои позиции в Сирии.

Возникает вопрос: «Почему Россия не вела себя также по отношению к Ливии М. Каддафи как к Сирии Б. Асада»? Все становится ясно, если вспомнить, что Россия миллиарды долларов от проданной нефти оставляет в американских банках. Российское руководство опасалось потерять эти деньги в условиях начавшегося в США мирового экономического кризиса, угрозы краха американской экономики. Поэтому Россия своим нейтралитетом фактически поддержала американо – натовскую операцию в Ливии, свержение режима М. Каддафи, чтобы захваченная Западом ливийская нефть помогла стабилизировать положение в американской экономике и спасти российские денежные счета в банках США.

Военная операция в Ливии должна была способствовать вытеснению из этой, стратегически важной точки мира, России, лидер которой президент Р.Ф. Д. Медведев, еще до войны в Ливии встречался с М. Каддафи, вел с ним переговоры о экономическом (нефтяные дела) и военном сотрудничестве (поставка росс. оружия, визитах росс. военных кораблей в Ливию). Все эти планы, связанные с усилением влияния Российского государства в мире, нарушили США и их западные союзники в своих интересах и, как не странно, в интересах самой России, точнее в материальных интересах её правящего слоя.

А еще не так давно происходили совершенно другие события: май 1986 г. отряд советских боевых кораблей прибыл в район сосредоточения 6 – го флота США у берегов Ливии. Наши корабли встали рядом с американскими и с началом авианалетов на города Триполи и Бенгази, стали передавать ливийским средствам ПВО количество самолетов, поднявшихся с палуб авианосцев на штурмовку, и направление ударов. Силы советского отряда и 6 – го флота США были несопоставимы. Но наличие ядерного оружия на борту советских кораблей и подводных лодок и четкое осознание врагом того, что рука у нас на кнопке не дрогнет, привело к тому, что «арабскую весну», превращающую цветущее государство в территорию управляемого хаоса, никто не затеял.

Второй плюс по проблеме Ирана. Документ зафиксировал право Ирана на развитие своей атомной программы в мирных целях, но при условии её полной прозрачности для МАГАТЭ и мирового сообщества. На пресс – конференции по итогам встречи Б. Обама сказал: «Существует еще время и возможности для дипломатического решения проблемы, связанной с потенциальным приобретением ядерного оружия Ираном.» На фоне уже неоднократно прозвучавших из Пентагона заявлений о готовности «решить проблему атомной программы Ирана военным путем» через нанесение удара по его ядерным объектам. Новая ситуация означает что такой удар не состоится в ближайшее время и не состоится без согласования с руководством России или без уведомления его о таком шаге. Удар не будет нести абсолютно внезапного характера.

Но есть однако и минусы.

Это положительная оценка вступления России в ВТО и увязка судьбы поправки Джексона – Вэника в Конгрессе США с ратификацией протокола о вступлении, которая должна состояться до 15 июля. Это расширение «северного маршрута» (через Ульяновск) для афганского транзита, который является механизмом втягивания России в конфликт с исламским миром, портит наши отношения с Китаем, способствует увеличению наркотрафика в Россию и Европу, дает возможность постоянного присутствия военных контингентов НАТО на российской территории.

Согласно оценкам экспертов, благодаря работе северного маршрута в Афганистане сосредоточена уже 200 – тысячная военная группировка США и их союзников, которая может осуществлять масштабные боевые операции не только на территории этой страны, но и в радиусе более 1000 км от границ Афганистана, что является серьезным геостратегическим фактором, способным воздействовать на Россию, Китай, Индию, Пакистан, Иран и государства Центральной Азии.

Минусы по итогам данной встречи носят долгосрочный и стратегический характер, а плюсы – краткосрочный и тактический. Хотя в нынешних условиях выигрыш на короткой дистанции, здесь и сейчас, может оказаться более необходимым и важным, нежели проигрыш на длинной. Нужно лишь не сойти с дистанции и своевременно скорректировать направления движения. В. Путин видимо это понимает.

Российское руководство пытается улучшить отношений с другими странами и таким путем: 5 млрд. евро Россия выделила Европе для ликвидации последствий мирового экономического кризиса. В октябре 2011 г. президент Венесуэлы Уго Чавес и Игорь Сечин, вице – премьер Р.Ф., курирующий ТЭК, договорились о том, что в 2012 – 2013 гг. Каракас получит от России 4 млрд. долл, в обмен мы получим совместное банановое предприятие и поставки водки из агавы. В 2010 г. Россия уже предоставила Венесуэле кредит на 2,2 млрд долл. на покупку наших танков и средств ПВО. В ноябре 2011 г. Россия подписала кредитный договор с Вьетнамом на 8 млрд. долл. под строительство АЭС. В 2009 г. Россия предоставила безвозмездный транш в размере 150 млн долл. Кыргызстану, а также льготный кредит на 300 млн долл. на 40 лет, под 0,75 % годовых.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение её международных позиций объективно выступают фактором стабильности мировою порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных