Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ




 

Цель ближайших двух лекций – познакомиться с основными социологическими теориями и их авторами, с определёнными социологическими традициями различных стран.

При характеристике социологии как науки об обществе следует иметь в виду различные подходы к анализу историко-социологического материала:

* история социологии как история идей и понятий;

* история творческого созидания концепций, в центре которой – личность творца, учёного;

* анализ историко-социологического материала во взаимосвязи с культурным контекстом эпохи.

Уже в XVII в. впервые в теориях «социальной физики» возникает идея о том, что общество – это система. Социальные философы той эпохи рассматривают общество как часть природы и исходят из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Этим обусловлена попытка формализации общественных закономерностей.

XVIII век, век ньютоновской физики, век Просвещения, сравнивает общество с машиной («механическая» модель), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу (так трактуется разделение труда, межличностные связи, обмен).

В XIХ веке социальные мыслители рассматривают хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, вплотную подходит к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

Параллельно общим социально-философским теориям развиваются конкретные социальные исследования. Они продиктованы практическими потребностями управления. Английские «политические арифметики» XVII века (Д. Граунт и. др.) заложили основы современной демографии, выработав методы количественного исследования социальных закономерностей.

Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле (работы Ж.Л. Бюффона).

Быстро развиваются и другие, близкие социологии науки – экономика, история, статистика (особенно социальная статистика), а также естественные и точные науки, которые постоянно оказывают мощное воздействие на науки общественные.

История социологии – это наука про возникновение, основные этапы развития, исторические формы и направления социологического знания. Она изучает то, как знание об обществе выделяется из разнообразия человеческого опыта и приобретает формы обоснованной научной теории, которая находится в состоянии постоянного развития.

В узком значении слова история социологии начинается с середины XIХ века – с того времени, как О. Конт, опираясь на идеи А. Сен-Симона, предложил проект создания новой науки об обществе, которая должна основываться не на спекулятивных принципах, а на наблюдении и анализе реальных фактов. С контовских времён начинается так называемая академическая, или официальная, история социологии как отдельной науки.

В широком значении история социологии изучает также теоретические представления об обществе, которые предшествовали возникновению социологии. Такие представления не всегда соответствуют критериям научности в современном понимании, так как имеют форму взглядов, идей, учений и т.д. Таким образом, история социологии в широком смысле – это история социологической мысли от античности до Конта, или, иначе говоря, протосоциология.

Мы подошли к проблеме периодизации в истории социологии.

Существуют различные подходы к определению критерия периодизации.

Российский социолог Ю.М.Давыдов (критерий – научность): история социологии включает этап протосоциологии и четыре основных этапа официальной, или академической, истории социологии.

1 этап академической социологии начинается с появления контовской программы перестройки наук об обществе на «позитивных», эмпирически доказанных основах и длится до конца ХIХ века. В этот период интенсивно развиваются социологические исследования, однако между ними и социологическими теориями отсутствует систематическая связь. Доминирующее методологическое направление – позитивизм, под влиянием которого социологическая теория натурализируется, приобретает черты эволюционизма, органицизма, социал-дарвинизма. В этот период формируется и распространяется марксистская социальная теория.

2 этап начинается с конца ХIХ века и продолжается до конца 20-х гг. нашего столетия. Характеризуется кризисом натуралистической социологии и переломом в развитии социологической теории, вследствие которого происходит поворот интересов к проблемам социального действия и взаимодействия, разработке методов «понимающей социологии» и концепций социологии личности. Проблематика общей социологической теории объединяется с проблематикой эмпирической социологии, что отражено в трудах классиков социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера. Характерной чертой этого периода является также её институционализация как академической дисциплины – введение в учебные курсы университетов, создание первых кафедр и факультетов, организация профессиональных ассоциаций социологов.

3 этап академической истории социологии – конец 20-70-х гг. 20 века –период формирования современных основных теоретических направлений, интенсивной отраслевой дифференциации, совершенствования методов исследования. В ряде европейских стран в связи с мировыми войнами и революционными потрясениями возникают препятствия в развитии наук об обществе. В США социология развивается более стабильно и в некоторых вопросах занимает лидерские позиции. С конца 50-х гг. социологическая наука европейских стран постепенно навёрстывает утраченные позиции и достигает традиционно высокого уровня. Наблюдается интенсивное расширение этой науки в странах Востока и Латинской Америки.

Начиная с 70-х гг. – новый (современный) в узком значении этого слова этап развития социологии.

Существует периодизация, где фиксируются различные стороны и стиль мышления социолога (Капитонов Э.Я.).

Ленинградская школа за критерий берёт фазу и тип социального исследования.

Существует так называемый комплексный подход, в рамках которого выделяются следующие этапы:

1. Формирование позитивистского направления в первой половине ХIХ века по образу и подобию естественных наук.

2. Становление психологического направления по образу и подобию понимающей социологии с парадигмальным переходом к антропологическим конструкциям и психологическим методам.

3. Формирование эмпирического направления в 1-й половине ХХ века с увеличением объема прикладной социологии.

4. Возврат к академической социологии во 2-й половине ХХ века с расширением сферы теорий среднего уровня, становление социологии индустриального и постиндустриального развития.


Огюст Конт (1798-1857). Француз, образование – математическое. Работал учёным секретарём у А. Сен-Симона, увлекся его идеями, развивая их в своих теориях.

Конт считается основоположником позитивизма. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.

Позитивизм связан с положительным мышлением. «Положительное» Конт рассматривает в нескольких смыслах:

¨ Положительное – это реальное, противоположное химерическому.

¨ Положительное – это полезное, противоположное негодному, неполезному.

¨ Положительное – это достоверное, противоположное сомнительному.

¨ Положительное – это точное, противоположное смутному.

¨ Положительное – это противоположное отрицательному.

Конт ввёл в употребление сам термин «социология», имея в виду научное изучение явлений общественной жизни. Однако его вклад в социологию не ограничился только этим: он неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии. Основная идея Конта – отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Социологическая теория Конта состоит из 2-х частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Социальная статика – это общая теория спонтанного порядка. Общество характеризуется стабильностью, порядком (и прогрессом). Основной интерес французского исследователя был направлен на с оциальную динамику. Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Таким образом, социальная динамика выводит на категорию развития, прогресса.

Система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания – наука более высокого порядка – подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку:

Математика – астрономия – физика – химия – биология (тоже термин Конта) – социология (вершина научного знания).

Решая проблему личности, Конт подчёркивает существование у человека наряду с «эгоистически-личностным» также и «социального» инстинкта и считает, что семья, а не индивид, образует простейшую целостность, сумма которых образует общество.

Итак, социальные явления в своей совокупности образуют организм, «систему» (суть социальной статики). Понятие «системы» у Конта органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл «теоретический закон двойной эволюции», социальной и интеллектуальной одновременно. Речь идёт о законе 3-х стадий исторического развития:

1 стадия – теологическая, фиктивная стадия. (древнейшие времена – до 1300 г.), где открыто господствуют спонтанно возникающие фикции, не имеющие доказательств. В основе понимания мира – религиозные представления, связанные с верой в существование богов, духов и т.д. В ней 3 периода:

- фетишизм (обожествление человеком явлений и предметов природы),

- политеизм (жизнью и волшебными способностями наделялись «фиктивные существа»),

- монотеизм (вера в единого бога в политике, морали, образе жизни, обычаях, познании).

2 стадия – метафизическая, или абстрактная стадия ( 1300-1800гг.) – разрушение старых представлений о природе и обществе. Место бога занимает природа, увеличивается доля рационального мышления, критицизма и уменьшается роль эмоционального восприятия. В экономике – появляются элементы развития промышленного общества, в политике – возникают попытки борьбы против власти монархов и замены её властью народа. Преобладают абстракции, или сущности, принимаемые за реальность.

3 стадия – позитивная, или реальная стадия, основана на точной оценке внешней реальности. Возникновение научного понимания природы и общества в связи с появлением позитивной науки и теории. На этой стадии исчезают противоречия между теорией и практикой, а познание закономерностей развития прошлого и настоящего даёт возможность прогнозирования тенденций развития будущего.

Каждое их этих З-х состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных