Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социология – это общая теория социального организма, наука об общественных явлениях, основанная на научном процессе наблюдения, эксперимента, сравнения, на историческом подходе.




 

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог-позитивист. По образованию инженер, работал на железной дороге, затем – сотрудник журнала «Экономист».

Спенсер вслед за Контом положил в основу социологии идею эволюции: эволюция – универсальный процесс одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Сущность эволюции Спенсер видел в следующих моментах:

¨ Линейная концепция развития (через неё реализуется эволюция);

¨ Интеграция как переход от бессвязного к связному, т.е. соединение в одно целое ранее находившихся в рассеянном состоянии элементов;

¨ Дифференциация как переход от однородного к разнородному;

¨ Возрастание порядка как переход от неопределённости к специфической определённости.

Эволюция происходит всегда одинаково, но имеет три разных фазы:

1) неорганическая;

2) органическая;

3) надорганическая.

Эти фазы составляют основные этапы эволюции, каждая из них сменяет предыдущую.

Главный труд Спенсера «Основания социологии» посвящён проведению аналогии между биологическими и социальными организмами.

Рассматривая общество как организм, Спенсер, с одной стороны, проводил полную аналогию между биологическим и социальным организмом, а с другой – отмечал некоторые отличия:

1) составные части индивидуального организма образуют конкретное целое, в котором все элементы соединены неразрывно. Общество, напротив, – дискретное целое, живые элементы которого более или менее дискретны и рассеяны;

2) в индивидуальном организме дифференциация функций такова, что способность чувствовать и мыслить сосредоточена в определённых частях. В обществе же сознание разлито по всему агрегату, все его единицы способны чувствовать и мыслить приблизительно одинаково;

3) в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе – наоборот.

Спенсер разграничивает социальную и биологическую эволюции. Социальная – продолжение биологической, в обществе появляются техника и материальная культура, язык и знания, обычаи, верования и законы.

Спенсер, подобно Дарвину, выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует всё большую социальную активность: требуется всё большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постоянно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

Социология – наука о надорганическом развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Социология – всеобъемлющая наука, включающая антропологию, этнографию, теорию исторического развития.

 

Психологическое направление в социологии образовалось в конце ХIХ – начале ХХ вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и его социальным механизмам породил несколько разновидностей психологического направления в социологии. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего психологического направления – стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических явлениях и процессах индивида и общества. Психологические теории пришли на смену примитивным биолого-натуралистическим теориям.

Разновидности психологического направления в социологии выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий и принципов.

1. Психологический эволюционизм характеризуется стремлением найти психические факторы цивилизации. Представители: Лестер Франк Уорд, Франклин Генри Гиддингс.

Л. Уорд (1841-1913) считал предметом социологии человеческие достижения. Опираясь на эволюционистские идеи Конта и Спенсера, наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу последнего должны быть положены принципы психологии, а не биологии.

По мнению Уорда, от природных процессов социальная жизнь отличается прежде всего телическим, т.е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, «генезис», в обществе сменяется «телезисом», формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.

В качестве первичной социальной силы Уорд выделял желания, выражающие природные импульсы: голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне «индивидуального телезиса», развитие общества.

Уорд популяризировал социологию, подчёркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и соц. планирования. Соц. законы, по Уорду, открывая законы общественного развития, должны обеспечить теоретическую базу социальных реформ.

2. Инстинктивизм в лице У. Мак-Дугалла искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями.

3. В рамках психологического направления разрабатывались также проблемы групповой психологии – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе.

Габриэль Тард (1843-1904) – французский социолог. Он сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Общество, по Тарду, – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

Таким образом, социальные явления и события являются психическими по своей природе, т.к. они состоят из взаимодействия индивидуальных умов, обусловлены индивидуальными убеждениями и желаниями.

Предмет социологии – отношения «Я» с другим «Я», их взаимные влияния. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Общественные процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Задача социологии – изучение законов подражания.

Из проблемы подражания возникает интерес к психологии толпы.

Толпа – это физическое собрание, объединение разнородных незнакомых друг другу индивидов. Общие черты толпы:

¨ вера,

¨ страсть,

¨ эгоизм,

¨ коллективное самолюбие,

¨ односторонняя иррациональная подражательность.

 

Классификация толпы:

¨ выжидающая,

¨ внимающая,

¨ заявляющая о себе,

¨ действующая.

 

Толпе Тард противопоставлял понятие публики. Публика– социальное объединение, формирующееся под воздействием СМК и обладающее общим самосознанием и интеллектом. В процессе развития общества должна произойти замена толпы публикой.

Дальнейшее развитие идеи толпы нашли в концепции Гюстава Лебона (1841-1931) – французского социолога, соц. психолога и публициста. Толпа, по Лебону, это группа людей, охваченных избыточными чувствами, настроениями, стремлениями. Закон «духовного единства толпы».

Характерные черты толпы:

¨ зараженность общей идеей;

¨ сознание непреодолимости своей силы;

¨ утрата чувства ответственности;

¨ нетерпимость;

¨ восприимчивость к внушению;

¨ готовность бездумно следовать за лидером;

¨ догматизм.

Толпа деперсонализирует и деиндивидуализирует человека, превращает его в иррациональное существо.

Лебон – автор одной из первых концепций массового общества. Отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление «эры масс» и следующий за этим упадок цивилизации.

4. Сторонники раннего интеракционизма (Чарльз Кули) в качестве первичных фактов общества рассматривали представления, которые люди составляют друг о друге.

Чарльз Кули (1864-1929) подчеркивал решающую роль созна­ния в формировании социальных процессов. Способность выде­лять себя из группы, создавать свое Я — признак истинно соци­ального существа. Сознательное действие есть всегда действие со­циальное.

Согласно Кули, человеческое Я включает в себя (1) пред­ставление о том, «каким я кажусь другому человеку»; (2) представ­ление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; (3) вытекаю­щее отсюда специфическое «чувство Я» вроде гордости и униже­ния. Человек соотносит свои действия с теми представлениями о собственном Я, которые складываются у других людей. Другие люди — это зеркала, формирующие для индивида его собствен­ный образ, «зеркальное Я».

Непременное условие развития само­сознания — общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Кули уделял большое внимание «первичным группам». Первичная группа — это группа индивидов, непосредственно вза­имодействующих друг с другом лицом к лицу: детский игровой коллектив, семья, соседство и др. В ней лежат истоки социальной организации. Это понятие включает и процесс, при помощи кото­рого индивид приобретает нормы и ценности, лежащие в основе социальной солидарности, а также моральные обязательства по отношению к законному порядку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных