Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формальная школа в социологии. Это социологическое направление, пользовавшееся значительным влиянием в Германии и США в конце 19-нач. 20 вв.




Представители формальной социологии пытались свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Основные представители: Г. Зиммель, Ф. Тённис. Разработав детальные классификации социальных форм, эти социологи стремились сделать их фундаментом для широких историко-социологических обобщений.

1. Фердинанд Тённис (1855-1936) – нем. социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии. Основной труд «Община и общество».

Социология Тённиса – один из первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений.

Тённис подразделял социологию на общую и специальную (частную).

Общая изучает формы существования людей, включая биоантропологические, демографические и др. процессы.

Специальная подразделяется им на «чистую» социологию (теорию, включающую в себя систему формализованных, чистых категорий) и прикладную, или эмпирическую, которая изучает собственно социальную жизнь.

Социология, по Тённису, это наука о человеке, о его физической, психической, социально-природной сущности. Предмет её – общественные формы, которые подразделяются на социальные отношения, группы, ассоциации, объединения.

Общество – это выражение взаимосвязей между знакомыми и незнакомыми индивидами. Социальное в обществе возникает тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В основе социальной связи лежит воля. Тип воли определяет тип связи (взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, симпатии, антипатии и т.д.). Индивид делает постоянный выбор между тем, что он обязан делать и свободой действий, определяемой его индивидуальной волей.

Важную роль играет «общественная воля», т.е. сумма многообразных волевых усилий людей.

Теннис ввёл термин «волюнтаризм» для обозначения соответствующих философских учений, где основной категорией выступает воля (напр., у Шопенгауэра).

Тённис был широко известен как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических исследований, оказал значительное влияние не только на немецкую, но и на всю западную социологию.

 

Георг Зиммель (1858-1918) – нем. философ и социолог, основоположник формальной социологии.

Социология, считал Зиммель, должна конституироваться не традиционным путем — путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. С этой точки зрения, все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое виде­ние, которое предлагает Зиммель, имеет своей задачей изучение закономерностей, недоступных каждой из этих наук.

Цель социологического метода — выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или обще­ния, за которым должны последовать их систематизация, психо­логическое обоснование и описание в историческом развитии.

Согласно Зиммелю, его концепция, с одной стороны, гаран­тирует четкость отделения социологии от других социальных наук, поскольку она изучает чистые формы «социации», с другой — позволяет провести границу между науками об обществе, в кото­рых возможно применение социологического метода, и науками о природе.

Социология – наука о действующих условиях и формах социаци: того, что существует в индивидах, группах в форме влечения, движения души, психического состояния.

Предмет социологии – психический индивид и различные формы социального взаимодействия людей.

Особая роль в познании общества отводится методу интеллектуальной интуиции.

Задача социологии – тематизировать общество как межличностное, межиндивидуальное явление.

Основные понятия социологии Зиммеля – «содержание» и «форма».

Содержание – исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий.

Форма – универсальный способ воплощения и реализации исторически обусловленных содержаний.

В совокупности взаимодействий реализуется общество.

Зиммель даёт анализ общества как историю психических явлений и выделяет при этом 2 основных аспекта:

- психический акт – желание, припоминание, утверждение (т.е.форма),

- что желается, припоминается, утверждается (т.е. содержание).

В результате мы получаем объективное содержание сознания, которое никоим образом не является психическим. Это – материя и тело социального.

Зиммель, как и Теннис, разграничивает социологию:

- общая социология занимается социологическим исследованием исторических судеб форм в связи с их культурно обусловленным содержанием;

- чистая социология изучает и классифицирует формы, вырабатывает ориентиры, предшествующие социологическому исследованию.

Зиммель уделяет внимание анализу культуры. Культура рассматривается как сверхжизнь, как утончённая, исполненная разума форма жизни, результат духовной и практической работы. Источник развития культуры – сама жизнь.

Он дал анализ и критику культуры современного ему капиталистического образа жизни в его внутренне противоречивых тенденциях: чем более формализуются социальные и культурные образования, тем более отчуждённым от них оказывается индивид как таковой, воплощающий в своём творческом, «душевном» существе глубинные движения самой жизни.

Зиммель явился также основоположником социологии конфликта, дал множество ценных идей для социологического анализа города, религии, познания и т.д. Его социологические и философские идеи нашли отражение во многих современных философских и социологических концепциях.

 

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858-1917). С его именем связана институционализация социологии во Франции.

Являясь продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии, Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.

Основным условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм считал наличие особого предмета и метода. Этим предметом является особая реальность, которой не занималась до сих пор ни одна наука. Реальность эта – социальная сфера. Её основа – социальные факты, не сводимые ни к каким другим фактам.

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способ­ный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, пра­вила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денеж­ную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объ­ективно.

Следствием объективности социальных фактов является дру­гая их характеристика – оказываемое ими на индивидов давле­ние, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридичес­кие и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего не­одобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социаль­ных фактов.

Таким образом, можно выделить главные признаки соц. факта:

q независимое от индивида, т.е. объективное существование;

q способность оказывать на индивида давление;

q возможность объяснять все общественные процессы на основе социальных фактов.

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был так называемый социологизм, суть которого в том, что общество признаётся автономным по отношению к биологической и психологической реальности. Оно носит надындивидуальный характер.

Дюркгейм считает, что генетически общество возникает в результате взаимоотношений индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим собственным законам. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Концепция социологизма привела Дюркгейма к тому, что он наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с богом. Дюркгейма требовал объяснения социального социальным, а также использовать социологический метод всеми общественными науками.

Таким образом, в концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача — не только исследова­ние социальных фактов. Социология вооружает все другие обще­ственные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм под­черкивал и выделял аспект солидарности. Разделение труда, со­гласно Дюркгейму, — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, религиозного коллективного сознания, создает же­лаемую общественную связь, групповую солидарность, компенси­рующую все недостатки, связанные с узкой специализацией. По­нятие солидарности становится осью, вокруг которой строится весь анализ разделения труда, определение его функций.

Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший мо­ральный принцип, высшая ценность, которая является универ­сальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку по­требность в общественном порядке, гармонии, солидарности «все­ми считается за моральную», постольку морально и само разделе­ние труда.

Личность и общество, считал Дюркгейм, находятся в отноше­ниях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в разви­тии и процветании другой.

Он выступил в роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

По мнению Дюркгейма, превращение человека в придаток ма­шины невозможно смягчить или сгладить предоставлением рабо­чим общего образования, развитием у них интереса к искусству, литературе, потому что приобщение к культуре делает еще более нетерпимым узкие границы специализации.

Как же устранить противоречие между разделением труда, уве­личивающейся специализацией функций работающего и потреб­ностями развития его личности? Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных услови­ях. Важным условием солидарной, согласованной деятельности работающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям.

Дюркгейм вместе с тем настаивал на том, что дифференциация общества покоится не на социальных привилегиях, а на тех пре­имуществах, которые обусловливаются индивидуальными способ­ностями каждого.

Таким образом, равенство, справедливость и свобода в пред­ставлении Дюркгейма — основы общественного устройства выс­шего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество.

Другими важными идеями социологической теории Дюркгейма является разработка понятий социальной нормы и социальной патологии, типологии общественных форм, создание социологии религии, социологические исследования феномена суицида и др. Теоретическое наследие Дюркгейма и сегодня в центре дискуссий.

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ, историк, специалист во многих гуманитарных и социальных дисциплинах, энциклопедически образован.

Вебер заложи основы понимающей социологии, суть которой в понимании, а не объяснении соц. процессов и человеческого поведения.

Центральной категорией веберовской социологии выступает социальное действие. С оциальное действие – это действие индивида, с которым он связывает определённый смысл и которое сознательно ориентировано им на ответное поведение других людей. Синонимом соц. действия у В. выступает поведение. Типология социальных действий:

1. Целерациональное действие – действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение.

2. Ценостнорациональное действие – действие, основанное на вере в его самодостаточную ценность (религиозную, этическую, эстетическую и т.д.). Здесь не принимаются во внимание средства и усилия.

3. Аффективное действие – действие, определяющей характеристикой которого является определённое состояние субъекта.

4. Традиционное действие – действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закреплённым в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.

Эта классификация основана на учёте меры и степени рациональности в действии.

На основе этих типов Вебер строит общую систему социального действия. Её суть – попытка рационально оценить цели и средства человеческой деятельности без её привязки к конкретным социально определённым историческим субъектам.

По Веберу, социология, как и история, изучает поведение индивида или группы. Она рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определённый смысл. Социология должна быть понимающей, т.к. действие индивида осмысленно. Для социологии объектом постижения является смысловая связь действий.

Разрабатывая вопросы методологии, Вебер обращается к понятию «идеальный тип ». Идеальный тип – это теоретическая конструкция, представляющая логическую модель подлежащего исследованию аспекта социальной реальности. Он служит для того, чтобы путём соотнесения эмпирической реальности с идеальным типом исследовать причины различных социальных явлений. Это инструмент познания действительности, он указывает, в каком направлении должен идти исследователь.

В. исследовал роль религии в жизни общества и отдельных его сфер. Этому посвящена гениальная работа ученого «Протестантская этика и дух капитализма». Так, Вебер пришел к выводу, что в генезисе западно-европейского капитализма большую роль сыграла протестантская этика, нормы и ценности которой способствуют и поощряют предпринимаемые начинания.

Через всю концепцию социологии Вебера проходит идея рациональности. Мысль Вебера о прогрессирующей рационализации как судьбе Запада была интересной.

Вебер разрабатывал и политическую социологию, например, типы господства, теорию рациональной бюрократии.

Социология В. оказала решающее воздействие на западную социологию ХХ в. В середине 70-х гг. – новый всплеск к веберовскому наследию, так называемый «веберовский ренессанс». Вебер относится к числу выдающихся и крупнейших социологов и социальных философов ХХ века.

 

Современный этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно О.Конт и К.Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других (Э.Дюркгейм и М.Вебер) — последующую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества.

Огюст Конт (1798-1857), давший имя социологии, на­чал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и эко­номической свободы, надежду на то, что с помощью на­уки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал про­сто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется "социология". Открытые наукой законы об­щества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О.Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеоб­щей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преоб­разующую роль социологии в обществе (она должна произ­вести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать уни­версальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совер­шает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных сужде­ний исследователя. Такой подход с тех пор называют пози­тивизмом.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суж­дения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им со­циологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто, а точнее — абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все челове­чество или какая-то его часть, связанная консенсусом (все­общим согласием). Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существо­вания, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Карл Маркс (1818-1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал "зверства первоначального накопления": рост преступности и нищеты в городах, разорение крес­тьянства, сказочное обогащение кучки буржуа, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совер­шенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на мар­ксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь из­менения общества, а все другие социологи — за реформист­ский.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал ано­малиям, т.е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и фе­одализм все больше накапливают такой антагонизм, а капи­тализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуатато­ры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя ре­формировать, ее можно только уничтожить, заменив клас­совое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). как и О.Конт, был фран­цузом. Но, в отличие то последнего, он застал свою стра­ну на качественно ином этапе развития. Капитализм пре­вратился в мировую систему, охватившую все континен­ты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы опреде­ляли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступ­ными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным ша­гом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют неза­висимо от индивида, наподобие природных фактов. Со­брав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неоди­наково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплочен­ности, солидарности) социальной группы, тем ниже уро­вень самоубийств. Горожане и протестанты более разоб­щены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католи­ки.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или фи­зическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение француз­ского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую ме­тодологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а си­лой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по про­фессиям. Солидарность покоится на коллективном созна­нии — совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллектив­ное сознание отражает характер народа, его идеалы и тра­диции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно боль­ше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают со­трудничество и кооперация. Кооперироваться — значит по­делить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — форма со­циального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механичес­кой солидарности, личность не принадлежит себе и погло­щается коллективом. Напротив, в развитом обществе, ос­нованном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и наси­лия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индиви­дов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпи­мость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864-1920) — соотечественник К.Маркса — жил в одно время с Э. Дюркгеймом, тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали при­оритет обществу. Маркс, главным для прогресса считал эко­номические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной раз­вития общества называл культурные ценности, верил в ин­теллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное со­знание — скорее метафора, нежели точное понятие. "Класс", "государство", "общество" — собирательные понятия. Мы говорим о "капиталисте", "предпринимателе", "рабочем" или "короле" как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего "вообще" не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы од­ним именем обозначать целые совокупности фактов, лю­дей, явлений. Иначе их можно назвать "идеальными типа­ми".

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправиль­но. Это первый, но далеко не последний шаг ученого. Вто­рой и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изу­чение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологичес­кого исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Учено­му надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, "и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например, забас­товку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей посту­пают одинаково. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценно­стно-рациональное; традиционное; аффективное. Два после­дних не входят в предмет социологии, так как человек вы­полняет их либо автоматически, сообразуясь с тради­циями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аф­фектам). Только первые два он относил к социологии и назы­вал их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной соци­ологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Ве­бера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрокра­тии, религии, города и труда.

Выводы: развитие социологических представ­лений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологичес­кий фундамент современной социологии. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социоло­гии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

 

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными про­цессами и тонкими механизмами взаимодействия двух и более человек. Однако социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века.

Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения - челове­ческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда имен­но оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад.

Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строе­нии общества дали античные философы Платон и Арис­тотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появи­лись выдающиеся ученые и мыслители Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ф.Бэкон, Ж.-Ж.Руссо, А.Гельвеций, И.Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши зна­ния об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социология, вобравшая в себя луч­шие достижения человеческой мысли об обществе и благо­даря применению конкретно-научных методов продвинув­шая наши знания дальше. В ряду творцов научной социоло­гии выделяются О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. С них открывается собственно научный период истории со­циологии.

К предыстории мы от­несем античность и новое время. Здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Макиавелли и Гоббс. К соб­ственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, науч­ный метод и теорию. Два предшествующих периода характе­ризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяс­нявших человека и общество, формировалась в рамках соци­альной философии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных