Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные движения




 

Социальные движения — это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие.

Социальные движения неоднородны, в них объединя­ются представители разных социальных групп. Социаль­ные движения — сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Другая теория - мобилизиции ресурсов — делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований.

Жизненный цикл социальных движений как правило состоит из следующих стадий:

1. Стадия беспокойства. Беспокойство лежит в основе возникновения всех социальных движений. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной несправедливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые мы называем социальным беспокойством.

2. Стадия возбуждения. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях, а причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами, возникает побуждение к активным действиям. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляются агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эффективности деятельности социальных институтов.

3. Стадия формализации. На этой стадии возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Возбужденные массы последователей движения не могут ничего создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать людям об их неудовлетворенности, определять причины такой неудовлетворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движения для оптимального достижения целей и стремиться морально оправдать их действия. Формализация превращает возбужденные массы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения - в реальную и видимую цель. Стадия формализации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

4. На стадии институционализации социальные движения обретают законченность и определенность. Оно обзаводится разработанной символикой, кодексами и идеологией, и практически становится организацией.

5. Стадия распада свойственна не всем социальным движениям. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг и другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет.

Социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками, требующими пристального изучения.

 

Социальные группы

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

В социологии выделяют следующие существенные условия, необходимые для того, чтобы совокупность считалась группой:

ü наличие взаимодействий между ее членами;

ü появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов;

ü проявление координации действий;

ü кооперация и солидарность по поводу общих целей и культурных образцов.

Таким образом, социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой. Случается так, что агрегация целиком может стать группой. Предположим, определенное число людей находится в магазине, где они образуют очередь, не взаимодействуя друг с другом. Продавец неожиданно уходит и отсутствует продолжительное время. Очередь начинает взаимодействовать для достижения одной цели - вернуть продавца на его рабочее место. Агрегация превращается в группу.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами. Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах.

Под первичными группами понимаются группы, состоящие из двух или более человек, имеющих непосредственные, личные, тесные эмоциональные взаимосвязи друг с другом. В таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и полностью удовлетворяют свои потребности в общении.

Вторичная группа объединяет два или более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшиеся вместе для достижения некой конкретной практической цели. Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли.

Например, взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания, отношения мастера участка и подчиненных рабочих безличны и не зависят от дружеских отношении между ними.

Иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной группы. Такие случаи не редки.

Например между сослуживцами часто возникают близкие взаимоотношения, потому что их объединяют общие проблемы, успехи, шутки, сплетни.

Первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная ориентирована на цель. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп.

Термин «первичный» используется для обозначения проблем или вопросов, которые считаются важными и насущно необходимыми. Это определение подходит для первичных групп, поскольку они составляют основу взаимоотношений между людьми в обществе. Важность изучения первичных групп обуславливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, первичные группы играют решающую роль в социализации индивида. Они как мосты, соединяющие отдельных индивидов с обществом. Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч. Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отно­шения. Ч. Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей.

Во-вторых, прочность первичных групповых связей оказывает воздействие на функционирование общества.

Например, командование израильской армии обнаружило, что боевые единицы, сразу брошенные в бой до того, как в них успели завязаться дружеские связи, хуже воюют и менее устойчивы психически, чем подразделения с прочными товарищескими связями.

В-третьих, первичные группы выполняют роль носителей социальных норм и одновременно их проводником.

Группы могут быть малыми и большими. Достаточно точно современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: " Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".

Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.

Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы - что большая.

Большая группа — это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Социально-психологические исследования малых групп в настоящее время наиболее распространены. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера, такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

Группы, разделяемые по признаку принадлежности к ним индивида. Большое влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, в которые мы не входим. В соответствии с этим социологи проводят грань между внутренними группами (ингруппами) и внешними (аутгруппами).

Ингруппа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Это может быть "моя семья", "моя профессиональная группа", "моя компания", "мой класс".

Аутгруппа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: "не мы", "другие".

В современном обществе индивид принадлежит одновременно к многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться.

Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.

Невозможно понять многие повторяющиеся в истории жестокие поступки без понимания ингрупповых и аутгрупповых отношений. Различение и отделение ингруппы и аутгруппы делают психологически возможным даже для хороших и гуманных людей совершать жестокие поступки.

Многие национальные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, показывают, что конфликтующие стороны считают своих противников принадлежащими к "низшей" национальности, людьми второго сорта, что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. То же можно сказать и о социально-классовых столкновениях, когда одна сторона считает другую "массой" или "быдлом", а противная сторона - "кровопийцами", "выродившимися от безделья".

Референтные группы. Термин "референтная группа" означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Сам термин родился от английского глагола to refer, т.е. ссылаться на что-либо.

Пример: мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

ü по выполняемым функциям — нормативная и сравни­тельная референтные группы;

ü по природе своего существования — реальные рефе­рентные группы и идеальные референтные группы;

ü в соответствии с согласием либо отрицанием индиви­дом норм и ценностей группы — положительные (позитив­ные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источни­ком стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Например, эми­грант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее осво­ить нормы, правила и установки жителей данной страны.

Сравнительная референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Вспомните, что мы говорили о концепции зеркального "Я". Ч. Кули, отмечал, что если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует "Я"- образ, основываясь на оценках этих групп.

Стереотипы. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов. Социальный стереотип - это разделяемый образ другой группы или категории людей.

Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы - легкомысленны, англичане - замкнуты и молчаливы, жители города N - тупые и т.д. Стереотип может быть позитивным (доброта, храбрость, упорство), негативным (беспринципность, трусость) и смешанным (немцы дисциплинированны, но жестоки).

Стереотипы постоянно изменяются. Бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Исчез также достаточно устойчивый стереотип капиталиста в цилиндре и с огромным животом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных