Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Целевые общности (социальные организации)




В повседневной практике часто используется понятие "организация" причем в него вкладывается самое различное содержание.

Ведущий исследова­тель в области проблем социальных организаций А.И. Пригожин дает им следующее определение:

Социальная организация – это искусственное объединение институ­ционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции.

Определя­ющим признаком социальной организации, по мнению А.И.Пригожина, является то, что «организация есть целе­вая общность». Отметим основные направления в определении организации.

· для организаций харак­терно единство целенаправленной деятельности;

· они ориентированы на достижение взаимосвязанных и специфических целей;

· им свойственна высокая степень формализации;

· взаимоотношения в них подвержены субординации.

Часто к определению организации добавляют такие специфические черты, как наличие координирующего и управляющего органа и разделение труда между ее членами. Однако эти черты проявляются в основном в крупномасштабных организациях и не являются строго обязательными для всех организованных социальных групп. Но часто существуют целевые неформаль­ные группы, в основе которых лежат определенные чело­веческие потребности, принимающие в ходе совместной жизни вид различных интересов.

Современная наука ставит цели организации на одно из первых мест по значимости. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. По мнению А.И. Пригожина, существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели-задания — это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня ор­ганизации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней.

Например, министерство образования диктует вузам определенные требования относительно подготовки квалифицированных специалистов.

Цели-ориентации — это цель большинства, сумма ин­дивидуальных целей, т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию.

Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участ­ников в получении заработной платы, а в качестве личной – стремление сделать карьеру.

Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.

Случается, что организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность

А.И. Пригожин выде­ляет в обществе следующие типы организационных образова­ний: собственно организации, разделенные на деловые (административные) и общественные, а также полуорганизации, к которым относятся ассоциативные организации (семья, школа, неформальная группа) и поселения (деревня, село, город).

Выделяют два основных типа организаций: первые ориентированы на дела общества, вторые - на интересы участников.

К первому типу относятся следующие три группы организаций: политические, проблемные и творческие. По­литические организации, или партии, претендуют на влия­ние и руководство обществом и важнейшими его сферами (КПРФ, «Яблоко», «Единая Россия» и т.д.). Проблем­ные организации ориентированы на решение какой-то от­дельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации — на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых и т.д.

Ко второму типу относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации — это разно­го рода кооперации, которые создаются для удовлетворе­ния интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекци­онеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации вза­имопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухоне­мых) либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Люби­тельские организации это организации клубного харак­тера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества кинологов, коллекционеров и т.д.).

В зависимости от степени формализации существующих в системах связей, статусов и норм существуют два спосо­ба социальной организованности —формальная организа­ция и неформальная организация.

Формальная организация - это способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм.

Неформальная организация — это спонтанно сложившаяся система соци­альных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутри-группового общения.

Как правило, неформальные организации возникают и функциони­руют в качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций, способствуют ее совершенст­вованию.

Процесс управления организацией основан на бюрократии. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Формы правления бюрократии заимствованы из классических греческих полисов: власть немногих - олигархия; власть одного - автократия; власть всех, народа - демократия.

В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

Безличный характер управления. Личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации. "Безличный" здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени.

Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее.

Бюрократия - это карьерная структура. В ней продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника. Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

Вебер считал бюрократию механизмом для достижения эффективности организации. Совершенно другую картину дает К. Норткот Паркинсон, прославившийся как автор закона Паркинсона: “Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения”. Несмотря на ироничный тон, Паркинсон старается показать, что “число чиновников и объем работы не связаны друг с другом”. Он утверждает, что бюрократический аппарат увеличивается не из-за роста объема работы, а из-за того, что должностные лица стремятся иметь больше подчиненных. Эти подчиненные в свою очередь создают работу друг для друга, а координация их труда требует еще большего числа начальников.

Отрицательные качества, присущие бюрократии, анализируются Робертом Мертоном (р. 1910). Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм в конечном счете приводят к потере индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила руководства к действию приводит к тому, что они становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение - основной задачей и результатом, вместо того чтобы заставить эти правила и нормы работать на результат. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Р. Мертон назвал это явление "обучением неспособности".

Другое следствие бюрократизации - кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми, попытка показать, что они знают тайные пружины управленческого механизма.

Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасность потери компетенции и "обюрокрачивания" деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных