Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Городской Спасо-Преображенский собор в Торжке и его архитектор




Спасо-Преображенский собор, который возвышается в Торжке около нового моста на правом берегу реки Тверцы, выделяется среди архитектурных памятников города своим величием, благородством, торжественностью грандиозностью. Пожалуй, среди церквей города только собор архитектора Н.А. Львова в мужском Борисоглебском монастыре и Климентовская церковь могут претендовать на признание такого же высокого художественного уровня, какой имеет городской собор. А среди гражданских, светских зданий ни одно не достигает художественного уровня вышеуказанных церквей, хотя некоторые, как бывший Путевой дворец и здания на бывшей Дворцовой площади выделяются среди массы старинных и современных домов.

Художественные достоинства городского собора давно оценили архитекторы, художники, искусствоведы, краеведы и другие специалисты. В изданной в 1913 году книге «Калуга, Тверь, Тула, Торжок» авторы - братья Ю. и З. Шамурины написали: «Неизвестный автор проекта новоторжского собора … должен был быть хорошим мастером, вполне усвоившим классические идеалы красоты и вполне владеющим техникой. В соборе совершенно нет провинциализма, так часто губящего хорошо задуманные здания».

А кто был этот автор? Шамурины писали свою книгу через 100 лет после того, как Новоторжское духовное правление получило разрешение разобрать обветшавший собор, и ему прислали из Твери просмотренный архитектором и утверждённый принцем Ольденбургским «план и фасад» (а главным архитектором генерал-губернатора принца Ольденбургского был Карл Иванович Росси). Шамурины сообщали: «Сведения, имеющиеся на этот счёт (об авторе – ред.) у соборного духовенства – единственный источник для истории собора – упоминают только о том, что смету, вытребованную у новоторжского городского общества тверскими властями, составлял архитекторский ученик Иван Мокшев. Не он ли был и автором проекта, просмотренного архитектором принца Ольденбургского, т.е. Росси, потому что в это время он уже был командирован к Тверскому генерал-губернатору» (с.70).

Кто был Мокшев, который составил и подписал смету в качестве архитектурного ученика? Есть сведения о том, что он стал позже новоторжским городским архитектором. Но эта должность была преимущественно связана с контрольными функциями над строительной деятельностью внутри города, а по правилу не охватывала проектирование строительных объектов. Если Мокшев был бы не только составителем сметы, но и автором проекта, тогда почему такой гениальный архитектор ни в Торжке, ни в другом месте никогда больше не выступал с выдающимися строительными проектами. Шамурины ставили свой вопрос о Мокшеве чисто риторически и сами отрицали это намёком на Росси, просмотревшего, по-видимому, план собора. В действительности не известно, кто из архитекторов подписал визу в целях утверждения проекта генерал-губернатором, Росси или кто-то из его сотрудников, так как утверждённый проект собора в архивах не найден.

В 1951 году вышла книга В.И. Пилявского «Зодчий К.И. России». Этот научный труд содержит, кроме краткой биографии, анализ всех произведений архитектора. Упоминается также Спасо-Преображенский собор в Торжке. Автор книги обосновывает свои выводы не только на данных, приведённых Шамуриными - он использует материал, опубликованный самим архитектором России. В 1811 году Росси издал альбом образцовых фасадов, в котором есть и проект соборной церкви в Торжке.[1] Известно, что в начале XIX века, как и ранее в XVIII веке, собрание и издание образцовых фасадов было поручено многим выдающимся архитекторам, среди них А.А. Захарову, Тома де Томону, А.А. Михайлову, Гесте, Руска, В.П. Стасову и др. Все они издавали свои личные работы. Хотя Росси в 1811 году был ещё мало известен, но он сам знал себе цену, как можно понять из письма жены тверского генерал-губернатора великой княгини Екатерины Павловны брату Александру Павловичу по поводу предполагаемой командировки в Тверь архитектора Руска: «Георгий Вас умоляет … о том, чтобы Вы не присылали сюда Руску, это будет ударом для Росси… Вы приведёте нас в отчаяние, после чего конечно Росси оставит нас, а это будет непоправимой потерей; впрочем, нам кажется, что он не заслужил Вашего нерасположения».[2]

Нет причин сомневаться в авторстве Росси хотя бы одного из изданных им 48 фасадов, включая фасад торжокского собора. Чертежи в альбоме помещены на 27 листах большого формата (ок. 60х90 см.). Они относятся к шести городам Тверской губернии. В этом альбоме помещена даже проектированная Карлом Росси рыбинская хлебная биржа, хотя отстроен был в 1806 –1811 годах проект Г.В. Петрова, ярославского губернского архитектора.

Наличие собрания образцовых фасадов, изданных Карлом Росси, является достаточным доказательством авторства Росси по отношению к рассматриваемому нами храму. Поэтому с полным правом писал в 1958 году старейший наш краевед А.А. Суслов: «Строился собор по проекту архитектора Росси»[3].

Торжокский Спасо-Преображенский собор имеет перед другими соборами нашей области, а может быть и России того времени, одно преимущество – это его купола. Средний купол Преображенского собор на барабане имеет двенадцать окон, что усилило освещение собора. Чтобы маленькие главы не могли затенять центральную главу, Росси раздвинул их до крайности. Пирамидальное построение пяти глав определило, какую высоту и ширину должны иметь маленькие главы.

Хочу указать ещё на одну особенность. Скульптурное убранство фасада торжокского собора, созданного Росси, отличается от всех проектов, созданных в то время, своим светским характером. Проект производит впечатление, как будто здесь речь идёт не о христианском божьем храме, а о храме для муз или дворце. Так фактически и есть. Этот проект в той форме, которую ему хотел дать Росси, невольно напоминает о проекте дворца генерал-губернатора в Твери, строившегося за несколько лет до торжокского собора. Правда, сравнивать опять нельзя в том состоянии, в котором находится здание в настоящее время. К сожалению, при послевоенной реставрации калининского путевого дворца его не восстановили, каким он был при Росси[4], а оставили таким, каким он был до Великой Отечественной войны. В.И. Пилявский писал про него: «Позднейшие переделки, приспособление фасадов под вкусы, сложившиеся во второй половине XIX века, когда на стены наносились многочисленные лепные украшения, исказили строгий первоначальный вид дворца, и здание приобрело безвкусный, эклектичный характер». Но если сравнить торжокский собор с проектом дворца, где Росси в возобновлённом здании связал поэзию казаковской архитектуры со своими пристройками в стиле строгого классицизма начала прошлого века, то будет снова ясно, что оба проекта создал один и тот же талант. А проектировал Росси так, как будто он сразу предназначался под здание собора не для своего, а для нашего времени.

Злой рок связал жизнь Росси с жизнью Николая I. А этот царь не только убийца Пушкина, Лермонтова, декабристов. Он испортил жизнь Шевченко и значительной части передовой русской интеллигенции, в том числе и Росси. После 1834 года он ему больше никаких архитектурных работ не давал. И Росси последние 15 лет своей жизни голодал и постепенно умирал. Причина – Государю не нравилась классическая архитектура.

Наша задача – сохранить то, что создал Росси. Торжокский собор Росси – это уникальное творение. Сам Росси в течение своей жизни проектировал только три церкви: 1) Екатерининскую церковь в Московском кремле, которая давно снесена, так как художественной ценности не представляла. Она была построена в псевдоготическом стиле, как и её окружение; 2) наш Спасо-Преображенский собор – классический шедевр; 3)третья – тоже в ложно готическом стиле, осталась проектом.

Спасо-Преображенский собор в Торжке, как и Путевой дворец в Твери, имели для культурной жизни страны громадное значение. Через них открылся русской общественности в первый раз гений неизвестного до того времени архитектора. В наше время собор-шедевр имеет для Торжка огромное значение. Он служит великим образцом художественной красоты для новых поколений людей.

1970 год

Н.А. Лопатина:. После написания этой статьи Фридрих Германович продолжал поиски документов, подтверждающих авторство Росси относительно Спасо-Преображенского собора. И такие документы им были найдены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных