Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К универсалистски-достиженческому обществу




Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабаты­вая типовые переменные ценностных ориентации действий, обоб­щил идеи своих ранее упомянутых предшественников*. К сожале­нию, в отечественной социологии идея Т. Парсонса (на наш взгляд, наиболее в содержательном отношении плодотворная из всех его гипотез, теоретических схем) не получила серьезного осмысления. Между тем сам Т. Парсонс утверждает: «Я думаю, что самой важ­ной нитью, поддерживающей преемственность в моей научно-тео­ретической деятельности, была так называемая схема переменных образцов ценностной ориентации, которая выступала в качестве главного теоретического каркаса для анализа социальных систем»**.

В науке принят термин «типовые переменные социального дей­ствия», которые позволяют вскрыть (под определенным углом зре­ния, конечно) существенные, содержательные характеристики мотивов, имеющих принципиальное, фундаментальное значение для понимания организации социальной жизни у того или иного народа, позволяют уловить сущность социально-исторической ре­альности в ту или иную эпоху.

Основу этой системы мотивационных показателей составляет анализ способов ориентации Актора на другого: на что (какие свой­ства, принципы, критерии) он ориентируется, строя свои отно­шения с другими (в ситуациях, требующих выбора). Эти способы представлены как альтернативы.

Соответственно, система данных альтернатив позволяет не только более многосторонне охватить единичное действие Актора, но и глубже уяснить специфику организации социальной жизни.

Эти пары характеризуют возможности альтернативы:

1) ориентация индивида при оценке поведения другого на ка­кое-то общее универсальное правило или на некие партикулярные (частные, обособленные, неофициальные, субъективно-произволь­ные) критерии, являющиеся1 неким исключением из этих общих правил («универсализм— партикуляризм»);

* См.: Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997, с. 210, 227. "Там же, с. 227, 229.

154


 

2) ориентация индивида при оценке поведения другого на дос­
тижения,
квалификацию, профессионализм последнего или при­
обретенное им от рождения
(пол, нация, возраст, положение в се­
мье), приобретенное недостиженческими путями — связи, дружес­
кие отношения («достижения — приписывания»; вслед за Р. Линто-
ном, который ввел в научный оборот понятия «приписанный» (от
рождения) или «достигаемый» статус, Т. Парсонс называет припи­
сывание «аскриптивностью», и ныне это понятие широко исполь­
зуется в социологии); !

3) ориентация Актора в своих действиях на личную выгоду, лич­
ный интерес или на интересы коллектива, членом которого он яв­
ляется («ориентация на себя — ориентация на коллектив»). В даль­
нейшем, кстати, Т. Парсонс эту альтернативу исключил;

4) принятие Актором на себя широких (диффузных) обязаннос­
тей в данной ситуации или выполнение специфических, специализи­
рованных
обязанностей («диффузность — специфичность»);

5) использование Актором в своих действиях по отношению к
другому эмоциональных (аффективных) или рациональных (аффек­
тивно нейтральных) критериев, оценок («эффективность — аф­
фективная нейтральность»).

Достаточно скрупулезно выделенные Т. Парсонсом основные альтернативы (в реальной жизни их гораздо больше) свидетель­ствуют о предельной многомерности мотивации конкретного со­циального действия.

Представим, что молодой талантливый ученый обратился к дирек­тору своего НИИ с просьбой выделить ему средства для продол­жения перспективных исследований. Сегодня финансирование на­уки резко ограничено. На всех денег не хватает. Нужен выбор. Как будет рассуждать директор? Из каких критериев, аргументов будет исходить? «Да, у данного ученого неплохие показатели в.разработ­ке крайне нужной темы (достиженческие критерии),' и по всем об­щим правилам именно его следовало бы поддержать (критерий уни­версализма). Но вышестоящий руководитель просил выделить сред­ства на проект, разрабатываемый его сыном (аскриптивный крите­рий), который работает в этом же институте и у которого, если су­дить по общим правилам, мало шансов получить без директорской поддержки эти средства (партикуляризм). А мне очень нужна под­держка этого руководителя в ходе выборов в академики («ориен­тация на себя»). Да и молод этот «гений» (аскриптивный критерий), дерзок, независим, поэтому не очень мне симпатичен (аффектив­ный критерий). Но все-таки, может быть, не стоит обращать внима­ние на личную неприязнь, обиду, возраст, другие «нюансы», если эти исследования наверняка принесут успех, весомый результат («ори­ентация на достижения»)?

Какие из этих ориентации возьмут верх? Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вносит свою лепту в выбор мотива.


Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, анало­гичную этой, — порождает довольно мучительные, чаще всего не­видимые со стороны, внутренние переживания. На выбор Актором конкретного варианта мотивации влияет ряд обстоятельств: ситуа­ция, собственная нравственная культура и, что самое главное, при­нятая в данном институте (или еще шире — в данном обществе) система ценностей, приоритетов. Последнее обстоятельство во мно­гом определяет (предопределяет) наиболее вероятный, типичный для данной системы социальных взаимодействий выбор.

Временно отклонимся от темы, чтобы сделать некоторые уточ­нения, разъяснения.

Первое. «Аскриптивность — достиженчество», как и «универса­лизм — партикуляризм», -г- это крайние позиции различных векто­ров социального континуума. Они имеют множество промежуточ­ных форм, исторических вариаций.

В своей крайней, исторически ранней форме аскриптивность проявляется в предпочтении, которое отдается родственнику, со­седу, земляку, человеку той же национальности и т.д.

В процессе социального развития возникают иные варианты ас-криптивности: предоставление привилегий, наследуемых детьми (сословная организация общества, престолонаследие монаршей власти и т.д.). Аскриптивность приобретает все более яркий отте­нок, который и ранее в ней присутствовал, — оттенок «близости к тебе, верности», предоставление привилегий людям, продемонст­рировавшим личную преданность (принцип личного служения), и др. Приобретают новый оттенок и вариации проявления аскрип-тивности: ориентация на связи, кумовство, а не на способности, квалификацию.

Современные вариации аскриптивности препятствуют успеху дела, достижениям — это подбор и выдвижение кадров по крите­риям не профессионализма, а личной преданности, родственных, дружеских связей, стремление окружить себя не профессионалами, а верными «слугами». Часто употребляемое ныне слово «команда» в одном обществе воспринимается как группа проверенных в деле, морально честных и порядочных профессионалов, а в другом — как несколько особо доверенных людей, которые не выдадут, ко­торые служат не делу, а «хозяину», которые дружат домами и т.д.

Универсализм прежде всего предполагает применение единого (универсального) критерия при оценке деятельности любого чело­века, при его нравственной (все должны быть честными, порядоч­ными) и юридически-правовой оценке (все должны подчиняться закону и нести одинаковую ответственность).

156


В современной жизни партикуляризм проявляется в наличии двойной морали (к подчиненным одни требования, к начальни­ку — другие), в предоставлении исключений, привилегий, экск­люзивных прав своим приближенным и т.д.

Аскриптивность тесно связана с партикуляризмом. Соответствен­но универсализм чаще всего тяготеет к ориентации на достижения.

Второе. Сами по себе альтернативы нейтральны, ни один из этих вариантов не является безусловно хорошим или безусловно плохим —- все зависит от конкретных условий, ситуации.

Так, есть обоснованный партикуляризм — предоставление льгот инвалидам, ветеранам, пенсионерам. Ориентация на такие аск-риптивные свойства, как детский или, наоборот, преклонный возраст партнера, плохое состояние его здоровья, является безус­ловным основанием для социальной поддержки больных, инва­лидов, детей, молодежи, стариков, предоставления им социальных льгот. Поэтому абсолютизация универсалистски-достиженческих критериев, полное пренебрежение аскриптивными началами мо­гут стать причинами цинизма и «бездушия» общества. В то же вре­мя безусловного порицания заслуживает практика, когда аскрип-тивные свойства (близкий родственник, знакомый) становятся основанием для приема на работу, выдвижения на ответственный

ПОСТ И Т.Д. МН-.-!;;,

Не может быть однозначно положительно или негативно оце­нена и ориентация на достижение. Конечно, исторически именно данная ориентация в своей неотвратимости оказалась способной уничтожить кровно-родственные, клановые предрассудки. В цент­ре ее находится индивид, способный и желающий достигнуть в жизни многого своими руками. Идеологическое выражение дости-женческой ориентации приобрело в США статус «американской мечты». Т. Парсонс, пытаясь найти «господствующую ценность», которая могла бы рассматриваться в качестве идейно-нравствен­ной основы существующей социальной системы, указывал (как и многие другие социологи, политологи, философы, журналисты, политики) на стремление к достижению успеха. Американская культура характеризуется упором на достижение личного успеха. В США стал традиционным и приобрел большую популярность и идеологическую значимость образ-символ «человека, сделавшего самого себя».

Но подобная ориентация таит и серьезные нравственные и со­циальные негативные последствия.

Так, М. Мид, известный американский социальный антрополс+i пос­ле многолетних исследований пришла к выводу, что стыд, пожалуй, сильнее всего ощущаетсяв связи с неудачей... родителей,: кото­рые не преуспели. Жизненная неудача осуждается нами как не-

157


простительный грех. Осуждение этого «греха» у нас сильнее, чем осуждение нарушения десяти заповедей. Неудача становится без­жалостным социальным прессом. Конечно, американское общество оказывает разностороннюю поддержку тем, кто аскриптивно не может достигнуть равного с другими успеха — инвалидам, больным и т.д.

Но вместе с тем осуждение жизненной неудачи очень ощутимо
давит на человека. Страх получить «клеймо» неудачника становит­
ся одной из наиболее распространенных причин девиантного (от­
клоняющегося) поведения, в том числе преступности. Автор одной
из самых известных концепций девиантного поведения Р. Мертон
считает, что причиной девиации является расхождение между на­
вязываемой обществом цели достижения личного успеха и тех воз­
можностей, средств, которыми могут воспользоваться люди раз­
личных слоев общества. Моральный мандат на достижение успеха
осуществляет давление, принуждающее к тому, чтобы всячески до­
биваться успеха, побуждает к использованию не только честных, но,
если необходимо, и нечестных средств*. '-^ *-

Или другой пример. Патернализм, безусловно, является вариа­цией кровно-родственной аскриптивности по отношению к тем, кто служит тебе верой и правдой. На нем, в частности, организова­но (и достаточно эффективно) производство в Японии. Патерна­лизм рождает во многом бескорыстную заинтересованность хозяина в благополучии своих работников и заинтересованность работни­ков в успехах хозяина. Не патернализмом ли объясняется японское качество, для достижения которого, как показал опыт, необходи­мы особая моральная ответственность, чувство профессионально­го или иного долга?

Этот пример не только еще раз подтверждает идеологическую нейтральность рассматриваемых критериев, но и свидетельствует об относительности дихотомии, противопоставления аскриптив­ности и достижения. В определенных ситуациях ориентация на аск-риптивность является достаточно приемлемым средством для полу­чения высоких достижений. Опыт Японии позволяет выдвинуть предположение, что клановость, общинность подчас могут удачно соответствовать требованиям достиженческой ориентации.

Тем самым эффективная адаптация аскриптивных форм к инду­стриальному и постиндустриальному развитию позволяет предпо­ложить, что в некоторых ситуациях и некоторых культурах аскрип-тивность и достиженчество могут дополнять друг друга.

То же касается и альтернативы «эффективность — аффективная нейтральность». Казалось бы, желательно, чтобы Актор принимал решения аффективно нейтрально. Но зачастую чувства (гордость за

* См. подробнее: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура// СОЦИС. — 1992. — № 2—4.

158


свою профессию, чувство долга, призвания и др.), т.е. аффекты, становятся основой высокозначимых действий подлинных профес­сионалов. Включая в систему альтернатив пару «аффективность — аффективная нейтральность», Т. Парсонс, по его собственному признанию, руководствовался стремлением оценить профессиональ­ную ориентацию, которая была бы «незаинтересованной», беско­рыстной (исключающей, например, рациональные расчеты врача относительно богатства пациента), желанием уместить в «одной аналитической схеме» и рационализм, и свойственные человеку нерациональные эмоции или аффект*.

Идеологическую нейтральность этой альтернативы следует рассмат­ривать и в более широком контексте. Так, известно, что у народов Востока считается приоритетным эмоционально-чувственное отно­шение к объекту. Это отнюдь не значит, что Восток лишен рациона­лизма, однако он не является приоритетным. И подобное отноше­ние к объекту в реальной практике нередко может быть более эф­фективным, целесообразным (пример, приведенный Т. Парсонсом, — тому подтверждение).

Вернемся к директору НИИ. Мы оставили его в раздумьях. Если для него важнее всего достиженческие и универсальные ха­рактеристики, то способный (хотя и не очень симпатичный дирек­тору) молодой ученый может надеяться на поддержку. Более того, все работники этого НИИ будут ориентированы на развитие своих профессиональных качеств, стремясь завоевать признание среди коллег, руководства благодаря не знакомствам, подхалимажу, а сво­им профессиональным успехам. Иначе говоря, утверждение дости-женческих и универсалистских критериев стимулирует профессио­нальную активность, инициативу, уверенность в наличии равных уни­версальных условий.

Если же в данном НИИ (или более широко — в обществе) процве­тает кумовство, отсутствуют единые универсальные требования, то такой нравственный климат вряд ли будет способствовать росту профессиональной активности и инициативы...

Подобные выводы вполне правомерны применительно и ко все­му обществу.

Тем самым мы получаем возможность начать анализ типов со­циально-исторической реальности на основе переменной мотива­ции социального действия Т. Парсонса. Определяющими, решаю­щими для выявления собственно социального содержания действий Т. Парсонс считал первые две из перечисленных альтернатив: «уни­версализм — партикуляризм»; «достижения — приписывания». Имен­но их вариаций и сочетания позволяют вскрыть наиболее важные черты организации социальной жизни на том или ином историчес­ком отрезке времени.

* Парсонс Т. Система современных обществ, с. 227, 228.

159


В качестве базовых имеются два типа социально-исторической реальности.

Первый тип характеризуется доминированием партикуляристс-ки-аскриптивной мотивации социальных действий. Это, как пра­вило (по европейским меркам), традиционное общество (родовая община, раннефеодальное общество и т.п.). В центре ее биологи­ческая (кровно-родственная) и территориальная связь (совместное проживание родовой общины). Ведущая ориентация — принадлеж­ность человека к группе «своих» людей (а не его навыки, умения) и, соответственно, различные требования к «своим» и к чужакам.

Второй (идеальный) тип социально-исторической реальности характеризуется доминированием.«универсализма» и «достижения». Это, по мнению Т. Парсонса, характерно для организации соци­альной жизни в современных западных странах.

Этот- тип социально-исторической реальности формируется на, основе признания всеобщего значения этических ценностей (хрис­тианства). Данные ценности и, что не менее важно, закон имеют универсальный характер, любые проявления партикуляризма, как правило, исключаются, и никто на них, как правило, не рассчи­тывает.

Этический и правовой универсализм тесно связан с достижен-ческой ориентацией, которая формирует деловитость, инициатив­ность, надежду на собственные силы, успех, а с другой стороны, уважение к людям, проявляющим инициативу, их поддержку или (по крайней мере) толерантное к ним отношение. Формируется здоровый индивидуализм (расчет на собственные силы, личная от­ветственность за себя, отсутствие социального иждивенчества). Ут­верждается идеология жизненного успеха. Но достиженческая ори­ентация должна быть вписана в рамки строгих морально-этических и правовых норм, приоритетов в целях предотвращения игнориро­вания интересов других, проявления открытого воинствующего эгоизма.

Партикуляристско-аскриптивная мотивация не исчезает, но об­ласть ее распространения резко сужается, она вытесняется в сферу малой семьи (значения более широких структур родства приобре­тают преимущественно символический характер), проявляется в социальной благотворительности.

Рассмотренные два базовых типа социально-исторической ре­альности — это идеальные типы, в которых сконцентрированы лишь наиболее важные переменные, признаки. В реальной социальной жизни они наполняются многими^новыми краскам и оттенками, существуют как в более совершенных, так и в переходных формах.


Как видим, по мнению Т. Парсонса, партикуляризм и аскрип-тивность представляют собой архаичные, а достиженчество и уни­версализм — более развитые, современные (модерные) способы «ориентации на другого». Но реальная жизнь намного противоречи­вее, чем идеальные схемы, которыми пользуется ученый.

И еще несколько слов. Аскриптивно-партикуляристский тип со­циальных действий и соответствующая организация общественной жизни в наибольшей мере характерна для традиционного общества как на Востоке, так и на Западе, т.е. характерна для всех стран на определенной ступени их развития. Вот почему не совсем правы те, кто приписывают черты традиционного общества (общинность, к примеру) только Востоку. Это общечеловеческая форма истори­ческого развития организации социальной жизни. В странах Даль­него, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки она со­хранилась, но надолго ли — это еще вопрос. -

Некоторые элементы аскриптивности эффективно приспосаб­ливаются (по крайней мере пока) к новым условиям и развивают­ся (например, патернализм в японском обществе). Однако во мно­гих странах на фоне современных промышленных технологий зри­мо проявляются клановость, отсутствие универсализма в примене­нии закона, льготы, исключения для приближенных к власть пре­держащим, подбор и выдвижение кадров не по профессиональным и деловым качествам, а по степени знакомства, родства, личной преданности и т.д.

Каково же российское общество с этой точки зрения? Одно­значно ответить крайне сложно.

В проведенном нами социологическом исследовании «Московс­кий студент: проблемы и настроения» (опрошено более 1300 сту­дентов 2-х и 4-х курсов всех типов вузов Москвы) изучалась, в час­тности, мотивация учебной деятельности студентов. Базовым был вопрос: «Что, по вашему мнению, более всего необходимо сегодня молодому человеку для жизненного успеха? Подчеркните не более трех ответов». Ответы представлены в табл. 1.

Анализируя результаты, мы сделали следующие выводы: «Сле­дует учесть, что мотивация достаточно сложное и, самое главное, чуткое духовное образование. Она аккумулирует жизненные наблю­дения человека, его размышления, как живут люди, что сегодня важнее, а что отступает на задний план. Являясь же побудительной силой деятельности человека, его конкретных социальных действий, мотивация определяет устремления человека, смысл его активнос­ти, практических выборов.

Данные, приведенные в таблице, есть своеобразный результат нашей современной жизни, ее изгибов, тенденций, прокладываю­щих себе путь через зигзаги, отступления и т.п. Не является ли тот факт, что безусловным лидером среди условий жизненного успеха


 


160


6 Общая социология



Таблица 1

Мнения студентов о факторах жизненного успеха, % (сумма больше 100%, так как возможно несколько ответов)

 

  Проценты Рейтинг
1. Природная одаренность, способности 37,5 IV
2. Связи, поддержка влиятельных лиц 57,9 I
3. Предприимчивость, находчивость 43,1 III ••-
4. Трудолюбие, добросовестность 31,5 V
5. Качественное образование 43,4 II
6. Везение, удачное стечение обстоятельств 23,8 VII
7. Умение устраивать свои дела 15,6 VIII.
8. Материальная поддержка родителей 10,0 IX
9. Перспективная специальность 24,7 VI

студенческая молодежь считает «связи, поддержку влиятельных лиц, знакомства» отражением нашей сегодняшней жизни? Кстати, от­метим, что во всех наших предыдущих исследованиях, о которых мы упоминали, данный фактор никогда не опускался ниже «почет­ного» второго места. Причем всегда с небольшим (незначимым) отрывом от лидера, который менялся в зависимости от времени исследования, места исследования, профиля подготовки студентов. И это своеобразный символ нашей реальности»*.

Итак, по мнению студентов, в нашем обществе наиболее эф­фективный и разумный путь к успеху — это связи, которые важ­нее, чем трудолюбие или качественное образование. Те, у кого этих связей нет, как показывают результаты исследования, более пес­симистически относятся к своему будущему; те, у кого эти связи есть, скорее всего, не ориентированы на то, чтобы прилагать осо­бые усилия, упорство для достижения поставленной цели. Вряд ли кто-либо из читателей станет утверждать, что мнения студентов не соответствуют духу нашего времени. Результаты других исследова­ний подтверждают это. В частности, в ходе исследования, прове­денного Н. Римашевской с целью выяснить мнение людей о том, кто такие новые русские и откуда у них деньги, 79% опрошенных ответили, что большинство современных богачей имели влиятель­ных покровителей, и лишь 15% — что эти люди добились успеха самостоятельно. Условиями вхождения в богатое сословие практи­чески все опрошенные эксперты считали связи, блат (94%); спо­собности (85%); должность, занимаемую до начала реформ (69%); связь с криминальными структурами (52%)**. Для сравнения: по-

* Эфендиев А.Г. Московский студент: проблемы и настроения, с. 48—49; см. также: Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период ре­формирования Российского общества//СОЦИС. — 1997. — № 9. ** См. подробнее: «Известия» от 22 апреля 1998 г.

162


давляющее большинство американских богачей (сейчас в США насчитывается 3,5 млн. миллионеров) закончили обычные государ­ственные (бесплатные) школы и заработали свои миллионы тяж­ким и честным трудом, работая по 55 часов в неделю*.

Согласитесь, по общему признанию, провалы в экономике, политике за последние годы во многом были вызваны предостав­лением льгот, привилегий фирмам, банкам,, которые имели дос­туп к верхам (вспомните альтернативу «партикуляризм — универ­сализм»). И если задуматься, в чем природа тех неимоверных труд-* ностей преобразований в нашей стране, то мы вынуждены будем признать, что главная сложность, главная проблема — сами стан­дарты, образцы социальных действий, в которых велико влияние аскриптивно-партикуляристской ориентации. Вспомним звучащее как предупреждение высказывание М. Вебера о том, что капита­лизм возникал много раз и в разных местах планеты; каким он становился —.авантюристическим, бюрократическим и т.д., — зависело от типа социальных действий, «ориентации на другого», из которых «соткана» социальная жизнь того или иного общества.

И последнее. Социально-исторические типы мотивации соци­ального действия, предложенные классиками мировой социологии, дают лишь общие ориентиры для понимания особенностей органи­зации социальной жизни у того или иного народа на определенном отрезке его истории. Специфика общества, в частности российско­го, не всегда может точно и корректно соответствовать этой выра­ботанной на основе западноевропейского исторического опыта клас­сификации. На наш взгляд, самая ответственная и важная задача нашей социологической науки — разработка на основе опыта ми­ровой социологии более гибкой, точной системы признаков соци­альных действий, которая давала бы более точное понимание орга­низации социальной жизни в России. Но есть ли у нас свои веберы,

парсонсы?..

* * *

Мы закончили анализ исходных элементов социальной жизни... Реальную социальную жизнь можно сравнить со своеобразным жи­вым ковром, в котором сплетаются узоры и фрагменты, состоя­щие, в свою очередь, из элементарных узоров, в основе которых — нити. Мы попытались изучить первооснову «ковра», понять, что, как и в какой степени может оказать воздействие на него.

Особое внимание мы уделили социальному действию, своеоб­разному элементарному «узлу» этого ковра, в котором, образно говоря, сплелись нити, начала социальной жизни. Теперь становит­ся ясным и путь дальнейшего анализа:

* См.: АиФ, 1997, №24.

163


а) взаимодействие как сцепление социальных действий; систе­
мы социальных действий (социальные системы).

Мы постараемся изучить выработанные и отобранные обществен­
но-исторической практикой функционально целесообразные прин­
ципы, тенденции интеграции л^одей в простые, и сложные соци­
альные формы;' iJ ' *svl- •

б) культура — с одной стороны, как система «изобретений»,
способствующих удовлетворению потребностей людей, с другой
ртороны, как символическое средство интеграции, объединения
людей на основе разделяемых стандартов поведения;

в) личность как единственное реальное действующее лицо со­
циальных процессов, вдыхающее жизнь в социальные структуры.


Раздел III.

СОЦИАЛЬНЫЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных