Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава XIV. Культура как явление: социологический анализ




Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразитель­ное искусство, а также образование, культуру поведения. Но все это — лишь небольшая, хотя и очень важная часть культуры.

Культура — это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом пони­мании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, обьединя-ют людей в единую целостность — общество.

Это сделало возможным переход от регуляции на основе реф­лексов, инстинктов, т.е. жестких врожденных шаблонов, к соци­альной регуляции на основе «ожидания — ожидания — ожидания». Люди создали своеобразную надстройку из символических фено­менов в виде норм, обычаев, правил игры, оценок, что позволило им вести предсказуемую скоординированную жизнь. Следователь­но, культура — важнейшая субстанция социальной жизни, а соци­альная реальность, как уже упоминалось, — социокультурная ре­альность. Благодаря тому, что человек изобрел символически-куль­турную связь, наполненную моральными нормами, ценностями, законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь.

Мы постараемся хотя бы вкратце проанализировать культуру как социальный феномен, раскрыть многообразие проблем, которые обнаруживает социологический анализ этого уникального творе­ния человеческого сообщества.

* * *

В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, кото­рый мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употреб-

* Достаточно подробно и всесторонне проблема определения культуры, осо­бенностей аспектов изучения культуры в различных науках проанализированы Иониным Л.Г. (см.: Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, гл. I, II).

330


ления и многозначности толкования. Дать этому термину однознач­ную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каж~ дом случае особый оттенок.

Попытаемся социологически описать культуру, указав ее основ­ные признаки.

Культура и природа

Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и пер­воначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».

Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека) — первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неодно­значный многоплановый характер.

КУЛЬТУРА КАК ВНЕПРИРОДНОЕ

Итак, говоря о культуре, мы имеем в виду те яв­ления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от при­роды.

• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз-
никающие.лишь в обществе и не встречающиеся во внешней приро­
де: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политичес­
кая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык,
мораль, религиозные обряды, наука, искусство, транспорт, одежда
и т.д. Круг этих внеприродных явлений очень широк и включает как
сложные, «серьезные», так и простые феномены — казалось бы,
незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

• В круг явлений, объединяемый словом «культура», входят
такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутрен­
ней биологической природе человека, не наследуются генетически
и не регулируются биологическими инстинктами. Речь идет о нрав­
ственных нормах и правилах поведения, законах, традициях. Чело­
веколюбие и гуманизм, понятие о долге, чести, приличии, чувства
совести и стыда, мода — все это создано самими людьми. Это сво­
еобразная надстройка над естественне-биологической природой че­
ловека, благодаря которой человек сознательно регулирует, конт­
ролирует свое инстинктивное поведение, свои природные задатки.

Особо отметим значение культурного контроля. Генетическая предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, выражения своих чувств может быть существенно

331


           
 
   
     
 
 

нейтрализована, облагорожена выработанным умением контроли-ровать себя. Этот социальный контроль, в том числе самоконтроль человека над своими природными инстинктами, — важнейший эле­мент культуры.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки. Но нельзя отрицать, что некоторые элемен­ты человеческой жизни впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, его физического здоровья и зачастую не поддаются культурному контролю. Это чаще всего вопросы личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины, не­произвольные реакции на свет, боль и т.д. Надо иметь в виду, что ко многим подобным явлениям впрямую не может быть применена культурная оценка.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в себе ив других.

культурные ^Ж- Мердок, известный американский исследо-универсалии ватель проблемы культуры, ее роли в организа­ции социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чём 600 культурам. Бла­годаря этому ему удалось выделить около 70 так называемых куль­турных универсалий, т.е. общих для культур всех народов элементов. Некоторые из них уже названы нами (кроме государства, партий, науки — они являются универсальными только для развитых об­ществ), другие не менее любопытны — это гадание, толкование снов, хождение в гости, право собственности и статусная диффе­ренциация, искусство укладывания волос, национальный язык.

Чем можно объяснить подобное единообразие культурных форм? Учитывая, что большинство народов изолированы друг от друга, всемирное заимствование этих культурных форм вряд ли возмож­но.

Есть более убедительное обоснование наличия культурных уни­версалий. И здесь выявляется новая грань соотношения культуры и природы.

• Культура представляет собой символическую адаптацию лю­дей к окружающим условиям, обстоятельствам среды и историчес­кого момента. Люди придумывают, изобретают для того, чтобы луч­ше приспособиться к окружающему миру*. Но в этих «придумках» человек не во всем произволен. Вспомните пример про глину — в одних культурах сделают из этрй глины игрушку, а в другой -^ посуду, но во всех случаях должны учитываться особенности глины


как природного обьекта, универсальные моменты взаимодействия
с ней. Поэтому и культура людей в различных обществах всегда
учитывает универсальную психофизическую природу человека, универ­
сальную логику существования организма человека в данной при­
родной среде.;:■«-.-

Возможность продления рода только путем соединения мужчи­ны и женщины обусловливает повсеместность такой социокультур­ной формы, как семья; потребность в тепле, защите от природных невзгод — использование одежды и потребность в жилище; опас­ность возникновения болезней — соблюдение чистоты, благоприс­тойность в отправлении естественных потребностей.

• К числу культурных универсалий необходимо отнести и та­кие элементы, которые выражают исходные условия существования любого социального сообщества: запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, которые делают невозможным предсказуемость по­ведения партнера. «Все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообще­ства. Среди таких культурных универсалий мы, вероятно, можем отметить чувство групповой сплоченности, механизмысоциально-го контроля,(|организацию защиты от враждебного окружения и обеспечение воспроизводства населения»*. -w.

Иными словами, физическое единство внешней природы, биологи^-
ческое единство человека как рода, единство принципов социальных
взаимодействий людей с себе подобными
создают огромное множе­
ство культурных универсалий. Эти универсалии являются всеобщи­
ми социокультурными формами, которые и определяют социокуль­
турное единство основ человеческой жизни, социокультурное един­
ство человечества. И куда бы вы ни поехали, где бы ни рказались,
вы всегда оказываетесь в социокультурном пространстве, обладаю­
щем универсальными исходными формами. " г"
мнпгпокрд-зие ^ак же совместить культурные универсалии и
КУЛЬТУР разнообразие культурных норм, традиций?

• В любом социокультурном феномене как изобретении людей органично соединяется то, что определяется внешними условиями, природой людей, логикой социальных.вза­имодействий, и то, что обусловлено исключительно социальным творчеством (фантазией) людей. Последнее обусловливает непов­торимое, вариативное, характерное лишь для культуры данного со­общества.


 


* См.: РИердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. — СПб., 1997, с. 52—53.

332


Мердок Дж. Указ. соч., с. 51.


333


Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, обеспечивать удовлетворение определенных биоло­гических, психических и социальных нужд. Все культуры имеют природные отпечатки той среды, в которой они развивались. Как уже отмечалось, необходимость продолжения рода требует созда­ния семьи, защита от неприятеля — создания армии, необходи­мость приема пищи — развития кулинарного искусства и т.д. Но вариантов организации семейно-брачной жизни, организации ар­мейской службы, национальной кухни — огромное множество.

Универсальное, функционально необходимое проявится в потреб­лении пищи с определенной калорийностью: она должна быть вы­сококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок, 'а весной — насыщенной витаминами. Вариативно-культурное про­явится в убранстве стола, красоте и удобстве посуды, в том, будет ли человек есть за столом или сядет на ковер, скрестив ноги. Спо­соб приготовления блюд, сочетание приправ отражают кулинарные традиции народа. Во всем проявится единство функционально-це­лесообразного и культурно-вариативного, даже в сексе: «Напри­мер, на Западе является вполне нормальным и приемлемым поло­жение, когда женщина лежит на спине, а мужчина — на ней. Для других культур это является абсурдным, для них приемлемы другие позы»*. Но это свидетельствует о вариативно-культурных различи­ях, а не о разном биологическом строении людей.

Вариативность исчезает только в тех случаях, когда обстоятель­ства, природа оставляют один выбор. Люди способны изобрести множество вариантов достижения своих потребностей. Культурное многообразие — многобразие вариантов действий, принятых в раз­личных культурах по одному и тому же поводу, — пожалуй, самая яркая особенность человеческих сообществ.

• Культура — это результат социального творчества сообществ. Каждое из сообществ в меру своей фантазии, изобретательности смогло придумать различные варианты решения проблем. Поэтому вариант, изобретенный в одной культуре, может быть более эф­фективным, другие могут довольствоваться меньшим, третьи -г дол­го и безрезультатно пытаться найти более или менее приемлемое решение, четвертые вообще могут не придать этому значения.

Достижения или неудачи сообщества, группы, организации дол­
жны быть поняты с учетом того, какую культуру «сотворило» дан­
ное сообщество, что оно сумело изобрести, вокруг каких идей, цен­
ностей обьединиться, что сочло более, а что менее желательным.
цивилизация: Есть еще один ракурс рассмотрения соотно-

мир, СОЗДАННЫЙ шения природы и культуры. Речь идет о выделе-
КУЛЬТУРОЙ нии человека, человеческого сообщества из при-

* Гидденс Э. Социология, с. 48. 334


роды благодаря культуре, ее изобретениями. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занима­лись присваивающей экономикой (основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индиви­дами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чув­стве родства, близости. Разделение общественного труда происхо­дило на основе половозрастных признаков. Собирательство, охота не предполагали отграничения собственности: и леса, и ягоды, и рыба принадлежали природе. Отдельные элементы собственно куль­туры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фраг­ментарны, эпизодичны. Культура, ее плоды не охватывали всю жизнь людей как система. Общество как система еще не выдели­лось из природы, являясь его частью.

Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально-организаци­онном смысле начинают жить преимущественно благодаря культу­ре, собственным человеческим изобретениям.

Слова «цивилизация», «цивилизованный» имеют много оттен­ков, однако главный их смысл — оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом определим цивили­зацию как ступень развития человеческого сообщества, следую­щую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в част­ности, возникновением классов, государства, частной собствен­ности.

На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Обще­ство людей начинает жить по собственным, а не природным зако­нам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны чело­веческой жизни приобретают институализированный характер: воз­никают институты частной собственности, государства; институа-лизируется социальная иерархия (возникают социальная стратифи­кация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.).

Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из при­родной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социаль­ной реальности, социальная обьективность, неодолимость инсти-туализированных связей, статусы и роли.

335


Очагом нового окультуренного мира становятся города. Пере­фразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно ска­зать, что стены первых городов ранних цивилизаций были грани­цами нового образа жизни, новой социальной реальности, отлич­ной (и отделенной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации*.

• Но выходя из природы, вставая на путь социокультурной ре­гуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг — к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д. Возможность различных куль­турных вариантов ответов на вызовы природы, социальной исто­рии «обрекают» человечество на вариативность, многообразие ци­вилизаций, многообразие путей социокультурного развития.

Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопреде­лил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Делая первые шаги по пути цивилизованного развития, об­щество отбирает нормы, изобретает основные смыслы, приорите­ты, которые затем институализируются и приобретают силу соци­альной объективности, традиций, неодолимых особенностей вос­приятия жизни, отношения к другим и т.д.

Тем самым цивилизации древности (древнеегипетская, вавилон­ская, греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их раз­нообразие, различия во многом и предопределили социокультур­ное многообразие и различие современного мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных