Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура — сознание — деятельность




КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ

Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятель­ности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприя­тии художественных ценностей, — везде мы имеем дело со знани­ями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традици­ями, приверженностями и т.д.

Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его эле­менты, а символический способ, метод оценочного освоения действи­тельности и ориентации в ней. '


 

• В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребно­
стей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек чаще
всего сталкивается с необходимостью оценить явления, средства
их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допу­
стимого или запретного и т.д. Другими словами, активная, практи­
чески осмысленная деятельность сразу заставляет человека опреде­
лить (или хотя бы предположить) значимость, приемлемость, пред­
почтительность для себя, для других тех обьектов, тех действий,
которые ему необходимы. Без этого нет мотива, сознательного дей­
ствия. Культура — это восприятие, взгляд на мир сквозь призму
добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного
и безобразного, приемлемого и незначительного и т.д. «Другими
словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупно­
сти составляют генеральное определение ситуации нашей жизни»*.

• Как способ символического освоения действительности и ори­
ентации в ней культура — это не отдельные оценки, нормы, не их
хаотичный набор, произвольная сумма, а лишь оценочные элемен­
ты, взятые как в значительной степени упорядоченная целостность.
Это проявляется во многом. Остановимся на главном.

Говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду разнообраз­ные варианты культур как вариативные системы знаний, ценнос­тей, предпочтений, норм поведения, согласованных, сопряжен­ных друг с другом. Внутреннее сопряжение различных элементов культуры, хотя и не абсолютно, но проявляется в виде достаточно устойчивой, логически прослеживаемой специфической определен­ности восприятия (в том числе оценки) мира и практической дея­тельности в нем — ментальности. Логически прослеживаемая спе­цифика может характеризовать духовный мир конкретного обще­ства (американского, российского и др.),^представителей.той или иной социальной общности: территориальной (москвичи, одесси­ты, перербуржцы и т.д.), этнической (русские, казахи и т.д.). культура и Культура как способ оценочного освоения дей-деятельность ствительности воплощается в практической дея­тельности людей — производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, ко­торые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность впол-


 


* Бродель Ф. Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв. Т. I, с. 511.


' Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, с. 76.


 


336


337


не определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценнос­тей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характе­ристика культуры — она организует, определяет содержание, на­правленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на сле­дующих моментах:

• культура и детерминация деятельности;

• деятельность как показатель культуры.

Значимость культуры как социального феномена обьясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «винов­ник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, происте­кающие от природных условий жизни данной группы людей, со­циально-экономических обстоятельств, в которых они осуществ­ляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко про­скочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно куль­тура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, вне­шние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществля­ют люди, но «некоторым образом приводят социальные субьекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*. Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, ка­кой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценнос­тей, правил приличий, выработанных в этой культуре.

Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуа­циях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими сло­вами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чис­тилище» культуры.

И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпеча­ток культуры данного общества.

* Луман Н. Понятие общества, с. 36. 338


Например, советских людей всегда поражала четкость и размерен­ность работы рабочих из ГДР. В качестве другого примера можно привести различную манеру исполнения одного и того же пейзажа одними и теми же красками, на одном и том же холсте двумя ху­дожниками — японцем и европейцем.

Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленно­стью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обяза­тельно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятель­ность — это И реальное воплощение культуры, и ее показатель.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных