ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мир социальных статусовЛичность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий., Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных по- 459 зиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в этот мир людей — это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции. И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с Рассмотрим основные акты этой «социальной драмы» и попробуем разобраться, как и в какой мере система социальных взаимодействий влияет на поведение человека. Начнем с рассмотрения личности и социальных позиций, которые она занимает, на которые претендует. социальный Общество, как мы ранее отмечали, напоминает ": '•■': репляется определенная специализированная («раз- межеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач — лечить, педагог — преподавать, предприниматель — организовывать производство и управлять им и т.д. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию — он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее). Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат. • Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоми-национную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что со-циалъный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. 460 Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также,тбго, с Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына — это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей. Поэтому в социологии любое социально-позиционное назва • Как уже подчеркивалось ранее, статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними. Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути. 461
РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ „..!,„.„,. людьми по различному поводу, выполняя каж- ЛичнииIи дый раз различные функции. Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию. • Статусы могут быть формализованными или неформализованны • Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и дос Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — инвалид и т.д. Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.). В традиционном обществе,,для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют ас-криптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер. В подобных обществах аскриптивность как исходный мотивацион-ный принцип признается всеми слоями общества как главное ос- 462 нование для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место, т.е. стали королями, пастухами, пахарями, кузнецами. Люди воспитываются в духе судьбы, покорности ей, воспроизводя родительский опыт, социальный статус, положение, и об ином не могут и мечтать. По мере развития общества аскриптивные статусы вытесняются в сферу семейных отношений, отчасти сохраняясь в межнациональной сфере. В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни — это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов. Вместе с тем иногда человек добивается достигаемого статуса с Распространенность подобных форм является явным признаком • Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»). Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет ста-, туе личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение — здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большенстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. 463
Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия. Так, предприниматель может пребывать в уверенности, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение, однако для высших кругов, куда он стремится попасть, решающее значение могут иметь его «родовитость», уровень образования, культуры. Специалист —представитель национальных меньшинств будет надеяться, что при решении вопроса о его продвижении по службе в первую очередь будет оценен его профессионализм, как это обычно бывает по отношению к другим специалистам, но внимание может быть обращено прежде всего на его национальность. • Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат. Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Чей статус, социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, интересную и дефицитную профессию третьего? Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызывало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий*. Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую — наличие властных полномочий,.привилегий). * См.: М.Вебер. Класс, статус и партия. В кн,: Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992. V
Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе. Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении. • Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируются под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); б) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса). В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична. Так, в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются одними из самых уважаемых, поскольку власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицитными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе.и т.д. В любом обществе всячески стремятся поддержать и престиж армии-защитницы Отечества, гаранта его целостности и независимости. Высоким престижем обладают и статусы, связанные с высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой. В то же время в различных обществах имеются и существенные различия в определении престижности того или иного статуса, профессии. Так, пастух у одних народов — это малопривлекательный статус, ассоциируемый с малой образованностью, ограниченным кругозором, примитивным трудом, а у других народов это едва ли не героическая профессия, требующая мужества, отваги, доблести. Такое различие в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритетами ценностей, традициями и обычаями. В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование, наука как условия высоких достижений, а приоритетной является личность. Синтез этих двух слагаемых приводит к тому, что в этих странах при достаточно высоком престиже статусов, связанных с властью (чиновник, руководитель и т.д.), наибольшим престижем пользуются статусы, сочетающие высокую образованность и предусматривающие обслуживание интересов личности, а не государства — статусы ученого, профессора, юриста, врача, социолога, психолога и др. В обществах же бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и т.д.), всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее заметна.
465 • Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений. В каждом обществе существуют подчас парадоксальные (не очень логичные), но очень тонкие «весы», которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность. Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов — материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Оно поощряет престижные статусы, отдает им дань уважения. Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию — количественно выражает престижность данного статуса. (И низкая зарплата российского профессора, врача, учителя и т.д. вызывает протест не только по причине невозможности прожить на эту зарплату, но и потому, что является лучшим свидетельством того, как общество ценит этот труд, насколько он престижен.) За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса — другое. Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают фильмы... Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о «чести и достоинстве дворянина», «офицерской чести», «долге ученого, учителя» — все это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса. Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности молодежи). Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей. В современном российском обществе буквально за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других. Так, еще, казалось бы, недавно в нашей 466 стране высоким престижем пользовались военно-промышленный комплекс и, соответственно, технические вузы, а профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение. Сегодня, наоборот, резко повысился престиж экономических, в том числе бухгалтерских, специальностей, менеджеров, юристов и т.д., что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе. Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа. Статусная характеристика личности, казалось бы, статусные статична — но только на первый взгляд. Статусы, ста- коллизии тусные притязания и разочарования, статусные шансы и несоответствия играют заметную роль в формировании социального самочувствия человека. Ведь одна из главных социальных движущих сил — это стремление людей занять престижный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, престижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения. Завершая рассмотрение ориентации личности в мире социальных статусов, проанализируем статусные коллизии, с которыми сталкиваются люди, стремясь занять определенный статус, поддержать его престиж и т.д. Вначале разъясним некоторые явления, как правило, составляющие основу статусных коллизий или сопутствующие им. Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) — это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса. Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний — и наоборот. Статусное несоответствие (рассогласование) — это несоответствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выполняемых людьми данного статуса, так и статусным притязаниям носителей данного социального статуса. (Яркий пример статусного несоответствия — уровень материального обеспечения офицеров российской армии.) Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности. 1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение в должности). Это распространенная ста- 467 тусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными, или сменил место жительства, место работы и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко переживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притязания, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-разному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психологическом отношении. 2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения (.«он всего лишь доцент»). В результате, в частности, снижается интерес молодежи к соответствующему статусу. Снижение престижности статуса — это серьезная и опасная для представителей данной статусной группы и для общества (если речь идет о необоснованном снижении общественно значимого статуса) коллизия. Ведь высокая престижность статуса (например, профессии, организации, учреждения, в котором работает человек), всегда является сильнейшим стимулом статусно-профессиональной деятельности. И вопрос не сводится лишь к получению высокого материального вознаграждения — большую стимулирующую роль играют и моральные, эмоциональные факторы поддержания высокого престижа, то уважение, привилегии, которыми пользуются представители данной профессии, учреждения. Причем в престижной статусной группе, организации эффективно срабатывают не только внутренние стимулы; в них выше уровень группового контроля, который ввиду авторитетности и референтнос-ти престижной группы (для ее членов) достаточно легко переходит в самоконтроль. Коллеги постоянно стремятся поддерживать высокую репутацию, признание, уважение к своей престижной организации. Снижение же престижа сопровождается глубокими внутренними деформациями, демотивацией деятельности работников, которые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, безразличие к таким понятиям, как профессионализм, профессиональная честь, репутация. В этом случае степень демотивации не менее ощутима, чем уровень падения материального вознаграждения. Снижение престижа статуса, социальных позиций группы, уважения к ней оказывает 468 огромное дополнительное, сугубо социальное (не сводимое лишь к материальному) депрессивное воздействие*. При снижении престижа статуса возрастает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши. Снижение престижности статуса приводит к существенному изменению положения представителей данной статусной группы в обществе. Ресурс, которым они обладают (контролируют), не признается дефицитным, поэтому снижаются авторитет этих людей, их способность оказывать влияние на представителей других статусных групп, исчезают статусные привилегии и т.д. В результате меняется круг знакомых, приятелей, выгодных и престижных связей. Человек перемещается в менее престижную нишу, где иные люди, иные возможности и иные социальные шансы. 3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной статусной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы. Учителям московских школ и преподавателям московских вузов (показатели уровня материального положения у представителей обеих статусно-профессиональных групп были схожими) был задан вопрос: «С каким настроением вы смотрите в будущее?» Ответы «С тревогой и неуверенностью» или «Со страхом и отчаянием» были даны каждым третьим (35%) учителем, а среди преподавателей вузов они были более распространены — 46,6%, т.е. так ответил почти каждый второй опрошенный преподаватель вузов**.. Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уровнем жизни, но и с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы. Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, социальной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непрестижные статусные группы, имеющие невысокие социальные притязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными. * Поэтому, наверное, и опасно, рассматривая мотивацию профессионально-трудовой деятельности, пренебрегать морально-престижными ее составляющими. ** См.: Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портрета, с. 18—26. 469 П
Зная социальный статус конкретного человека (студент, преподаватель и т.д.), его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора действий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, — это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус — это сами права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные харатеристикй социальной роли. • Социальная роль — это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Мы уже отмечали ранее, что любой социальный институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет к поведению участников этих взаимодействий определенные стандартные де-индивидуализированные требования. Тем самым обеспечивается предсказуемость поведения любого, кто занимает определенную социальную позицию («ячейку») в данном социальном институте, что гарантирует нужный уровень деятельности института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность замещения одного участника связей другим. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных и приемлемых для данного статуса типичных образцов поведения личности и закрепили их в виде стандарта, нормы. Как следует себя вести, каким образом действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это в решающей степени предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. Не первокурсник определяет, как он будет учиться, а задолго до его поступления в вуз общество «объявило», каким должен быть студент. Социальный институт высшего образования посредством своих норм, традиций во многом предопределил, как должен вести себя любой студент. В семье также существуют ролевые стандарты: отец должен заботиться о материальном благополучии семьи, нести ответственность за ее стабильность, процветание; дети должны помогать родителям по хозяйству и т.д. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее опре- 470 деляет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам... Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет как запланировано»*. Роль — это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. И если работа требует сдержанности, а человек является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя. Таким образом, роль, будучи независимым' от личности, деин-дивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия. • Социальная роль органично соединяет в себе символически- • Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нор Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. ___________________ ■ н( * Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91. Но в рамках социальной роли происходит определенная систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархи-зация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции. (Поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного — несколько иную.) Роль — это особый тип регуляции, — функциональной регуляции, призванной обеспечить выполнение определенных функций в рамках конкретного социального института. Соответственно, вролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Отсюда возможны расхождения между ролевыми (функциональными) предуказаниями и общечеловеческими требованиями: сострадание не самый важный элемент ролевого поведения стражника, но представляет важную общечеловеческую добродетель; искренность, наверное, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее: гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился обед, который ему предложили. • Социальная роль — это достаточно полная, но не всеохваты Ролевой стандарт, контролируя достаточно широкую область статусного.поведения личности, затрагивая при этом достаточно глубокие пласты духовного мира, тем не менее оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии и т.д. Причем степень ролевой регламентированности зависит как от культурно-исторических традиций общества (так, в кастовом обществе эта регламентация распространялась даже на цвет одежды), так и от функциональной необходимости. Некоторые социальные институты (например, армия) предполагают довольно высокую гарантированность выполнения профессиональных обязанностей. В этих случаях степень ролевой регламентации достаточно велика. Вместе с тем, как отмечает П. Бергер, среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд котрого примитивен и не требует соблюдения жестких правил. • Социальная роль органично объединяет в себе функциональ 472 поведения (женщины, сына, учителя, начальника и т.п.) в данном обществе. Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: независимо от принадлежности к той или иной нации офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, исполнять приказы вышестоящего начальства (без управленческой вертикали армия в одночасье потеряет способность выполнять возложенные на нее задачи); учителя должны быть интеллегентными людьми, проявлять доверительность, уважительное отношение к учащимся (без этого не может состояться процесс образования, воспитания) и т.д. Применительно же к культурно-вариативной составляющей со Статус учителя в некоторых странах высок, престижен. Так, зарплата учителя общественнной школы США составляет до 30 долл. в час плюс оплаченная государством медицинская страховка, что для США немаловажно. Отпуск учителю полагается несколько раз в году. Последние опросы общественного мнения показали, что по пре-■ стижности эта работа занимает одно из первых пяти мест*. В других же странах человек, занимающий должность учителя, воспринимается как неудачник.. Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет и система ценностей, принятая в этом обществе, нормы взаимоотношений. Ролевой стандарт поведения американского учителя несет зримые черты определенной системы ценностей, не терпящей авторитарности, диктата, в том числе по отношению к ученикам. Американский учитель не имеет права сделать ребенку замечание, он обязан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Учителю строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было «душевные» разговоры с учениками и с их родителями — он должен лишь преподавать свой предмет**. -Подобные черты ролевого стандарта американского общества увязываются со всей системой социальных институтов, ориентацией на то, что люди должны желать учиться, иметь к этому мотивацию, с системой ценностей, моральных принципов американского общества.
См.: «Известия» * Там же.
от ролевого Процесс воплощения в реальной социальной жиз-ОЖИДАНИЯ ни ролевых предуказаний сложен, противоречив и ляже временами драматичен (овладение ролями со- пряжено с мучительными размышлениями индивида, конфликтами, психологическим напряжением). Рассматривая общую логику процесса продвижения от общих ролевых предуказаний к реальному ролевому поведению, мы будем пользоваться отдельными выводами Д. Тернера, обобщившего идеи классиков статусно-ролевой теории*. Как видно из рис. 1, реальное ролевое поведение (III в) есть результат сложного взаимодействия предъявляемых обществом ролевых экспектаций (III а) и личности, которая определяет, оценивает последствия избрания роли и выбирает приемлемый для себя вариант ролевого поведения (III б).
Вначале мы изучим механизм воздействия социальных ролей на личность (в том числе противоречия, которые испытывает личность в этом процессе), затем проблему автономии личности, роль ее «Я» в выборе и освоении роли, и в завершение рассмотрим реальное ролевое поведение. Ролевой механизм
в
Рис..1. Основные статусно-ролевые элементы социального поведения личности * См: Тернер Д. Структура социологической теории. — М., 1985, ч. III. 474 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|