Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мир социальных статусов




Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обу­словливают понимание человеком смысла своего бытия, его са­мосознание как субъекта общественных процессов, проблем и кол­лизий.,

Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, ис­ходя из того, что общество предстает перед человеком как огром­ный мир, состоящий из бесконечного множества социальных по-

459


зиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в этот мир людей — это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.

И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с
точки зрения социологии, звучит таким образом: какова моя соци­
альная позиция в системе общественных взаимодействий? На ка­
кую позицию я претендую? Фактически с этого начинается «соци­
альная драма», в ходе которой человек примеряется к обществу,
отбирает варианты поведения, овладевает в той или иной мере тре­
буемыми качествами. ^v

Рассмотрим основные акты этой «социальной драмы» и попро­буем разобраться, как и в какой мере система социальных взаимо­действий влияет на поведение человека.

Начнем с рассмотрения личности и социальных позиций, кото­рые она занимает, на которые претендует.

социальный Общество, как мы ранее отмечали, напоминает
статус пчелиный улей, за каждой ячейкой которого зак-

": '•■': репляется определенная специализированная («раз-

межеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять опреде­ленные социальные функции: врач — лечить, педагог — препода­вать, предприниматель — организовывать производство и управ­лять им и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаи­модействий на человека налагаются определенные (функциональ­ные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенны­ми правами, привилегиями, властными полномочиями.

Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию — он занимает определенную социальную позицию в рамках этой си­стемы взаимодействий (или претендует на нее).

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.

• Социальный статус имеет внутренне содержательную сторо­ну, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоми-национную форму.

Наличие внутренне содержательной стороны означает, что со-циалъный статус характеризует, какие права, обязанности, приви­легии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

460


Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также,тбго, с
кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто
находится в его подчинении, поможет, нам определить диспозицию
(расположение) конкретного статуса в системе координат данного
социального пространства. э

Наличие внешненоминационной формы означает, что соци­альный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, прези­дент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номина­ции приобретают иное звучание, например статус сына — это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родите­лей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное назва­
ние (должность, профессия, родственное положение) осмысли­
вается в единстве с внутренне содержательными аспектами и по­
лучает диспозиционное измерение (по горизонтали или вер­
тикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости,
привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем
подчиняется и т.д. э

• Как уже подчеркивалось ранее, статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняет­ся), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем стату­сы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.

Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и со­циальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» не­отделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной ме­дали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведе­ние личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вме­сте с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих поня­тий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспек­тов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характерис­тика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

Являясь статичной характеристикой, статус в то же время по­рождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

461


               
 
   
   
 
     
 
     
 
 

Каждый человек включен во множество соци­альных институтов, взаимодействуя с другими

РАЗНОВИДНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫХ

СТАТУСОВ

„..!,„.„,. людьми по различному поводу, выполняя каж-

ЛичнииIи

дый раз различные функции.

Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет
статус ребенка с определенными правами и обязанностями по
отношению к своим близким, статус ученика — по отношению к
школьному учителю, статус товарища по классу, вратаря дворовой
футбольной команды; лидера неформальной группы товарищей
и т.д. Иначе говоря, каждый человек выполняет множество функций
в системе социальных связей и, соответственно, имеет множество
статусов. гу.

Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию.

• Статусы могут быть формализованными или неформализованны­
ми.
Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом
(статус директора завода, губернатора области и др.). Человек, зани­
мающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами,
привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус
возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощути­
мые преимущества над неформализованными статусами (статус ли­
дера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.),
которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут воз­
никнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия по­
добного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на обще­
ственном мнении, что нередко их делает зыбкими. Поэтому люди
стремятся «защититься» формализованными статусами — так уче­
ный стремится подтвердить свою квалификацию научной степенью,
званием, что предоставляет ему законные привилегии и права.

• Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и дос­
тигаемыми,
что имеет особое значение для понимания социальной
жизни.

Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностя­ми и привилегиями), как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные харак­теристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — ин­валид и т.д.

Статусы, для достижения которых необходимо приложить спе­циальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (ста­тус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.).

В традиционном обществе,,для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют ас-криптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.

В подобных обществах аскриптивность как исходный мотивацион-ный принцип признается всеми слоями общества как главное ос-

462


нование для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и гото­вят своих детей к тому, чтобы те заняли их место, т.е. стали короля­ми, пастухами, пахарями, кузнецами. Люди воспитываются в духе судьбы, покорности ей, воспроизводя родительский опыт, социальный статус, положение, и об ином не могут и мечтать.

По мере развития общества аскриптивные статусы вытесняются в сферу семейных отношений, отчасти сохраняясь в межнациональ­ной сфере. В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по на­следству, а требует наличия образования, победы над конкурента­ми. Увеличение роли достигаемых статусов в организации обще­ственной жизни — это увеличение спроса на энергичных, компе­тентных людей, повышение динамики социальных процессов.

Вместе с тем иногда человек добивается достигаемого статуса с
помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом
случае придается не способностям, знаниям человека, а его верно­
сти, личной преданности руководителю, наличию связей — это
превращенная, латентная форма предписанного овладения статус­
ной позицией. "5

Распространенность подобных форм является явным признаком
пережитков традиционалистски-аскриптивной мотивации. Реальные
механизмы, посредством которых утверждается в современном об­
ществе традиционалистски-аскриптивная мотивация, — это соци­
альный иммунитет, социальная селекция традиционной культуры,
в которой доминирует аскриптивная (в различных ее формах) мо­
тивация. Традиционалистски-аскриптивная культура сопротив­
ляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате
чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в
овладении ими играют аскриптивные мотивации. " >■

• Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является доволь­но сложной задачей, но именно главный статус прежде всего опре­деляет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).

Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет ста-, туе личности, связанный с работой, профессией, немалое значе­ние может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второ­степенное значение — здесь решающую роль могут играть культур­ный уровень, образованность, общительность.

Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большенстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

463


§ 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, кото­рый, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обще­стве может иметь драматические последствия для человека, порож­дая внутренние и внешние конфликты, противоречия.

Так, предприниматель может пребывать в уверенности, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение, однако для высших кругов, куда он стремится попасть, решающее значение могут иметь его «родовитость», уровень обра­зования, культуры. Специалист —представитель национальных мень­шинств будет надеяться, что при решении вопроса о его продвиже­нии по службе в первую очередь будет оценен его профессиона­лизм, как это обычно бывает по отношению к другим специалистам, но внимание может быть обращено прежде всего на его нацио­нальность.

• Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профес­сией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обоб­щенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку соци­альной позиции как своей, так и других в системе социальных ко­ординат.

Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже иму­щественного положения тех, кто достаточно быстро сделал боль­шие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Чей статус, социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, инте­ресную и дефицитную профессию третьего?

Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызы­вало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более слож­ный и многообразный комплекс статусных условий*.

Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую — на­личие властных полномочий,.привилегий).

* См.: М.Вебер. Класс, статус и партия. В кн,: Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992.


V


 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ СТАТУСА

Статусы в обществе иерархизированы. Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу социальной страти­фикации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

• Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов форми­руются под влиянием двух факторов: а) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспро­изводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); б) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических тради­ций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сто­рона престижа статуса).

В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.

Так, в любом обществе статусы, связанные с осуществлением вла­стных полномочий, являются одними из самых уважаемых, посколь­ку власть дает право распоряжаться наиболее ценными, дефицит­ными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе.и т.д. В любом обществе всячески стремятся поддержать и престиж армии-защит­ницы Отечества, гаранта его целостности и независимости. Высоким престижем обладают и статусы, связанные с высоким уров­нем образования, профессиональной подготовкой. В то же время в различных обществах имеются и существенные различия в определении престижности того или иного статуса, про­фессии. Так, пастух у одних народов — это малопривлекательный статус, ассоциируемый с малой образованностью, ограниченным кругозором, примитивным трудом, а у других народов это едва ли не героическая профессия, требующая мужества, отваги, доблести. Такое различие в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритета­ми ценностей, традициями и обычаями. В достиженческих обществах всегда очень высоко ценятся образование, наука как условия высо­ких достижений, а приоритетной является личность. Синтез этих двух слагаемых приводит к тому, что в этих странах при достаточно высо­ком престиже статусов, связанных с властью (чиновник, руководи­тель и т.д.), наибольшим престижем пользуются статусы, сочетаю­щие высокую образованность и предусматривающие обслуживание интересов личности, а не государства — статусы ученого, профессо­ра, юриста, врача, социолога, психолога и др.

В обществах же бюрократизированных, где роль государства тра­диционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руково­дитель и т.д.), всегда более значимы, чем в странах, где роль госу­дарства менее заметна.


 



465


• Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влияни­ем подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознава­емых предпочтений. В каждом обществе существуют подчас пара­доксальные (не очень логичные), но очень тонкие «весы», которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данно­го общества позволяют определить престижность.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов — материально, морально и даже эмоционально-симво­лически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Оно поощ­ряет престижные статусы, отдает им дань уважения. Так, матери­альное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, не только имеет цель возместить их физические и интеллектуаль­ные затраты, но и выполняет латентную функцию — количествен­но выражает престижность данного статуса. (И низкая зарплата рос­сийского профессора, врача, учителя и т.д. вызывает протест не только по причине невозможности прожить на эту зарплату, но и потому, что является лучшим свидетельством того, как общество ценит этот труд, насколько он престижен.) За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознагражде­ние, человек менее престижного статуса — другое.

Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный ав­торитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают фильмы... Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддер­жанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о «че­сти и достоинстве дворянина», «офицерской чести», «долге уче­ного, учителя» — все это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особен­ности молодежи). Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, тра­диции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже кон­сервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, под­час немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением цен­ностей, общественных приоритетов и целей.

В современном российском обществе буквально за одно десяти­летие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других. Так, еще, казалось бы, недавно в нашей

466


стране высоким престижем пользовались военно-промышленный комплекс и, соответственно, технические вузы, а профессия бухгал­тера вызывала некоторое пренебрежение. Сегодня, наоборот, рез­ко повысился престиж экономических, в том числе бухгалтерских, специальностей, менеджеров, юристов и т.д., что связано с глубо­кими преобразованиями в нашем обществе.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа. Статусная характеристика личности, казалось бы, статусные статична — но только на первый взгляд. Статусы, ста- коллизии тусные притязания и разочарования, статусные шан­сы и несоответствия играют заметную роль в форми­ровании социального самочувствия человека. Ведь одна из главных социальных движущих сил — это стремление людей занять престиж­ный статус, который реализует их высокие притязания, дает шанс на жизненный успех. Человек социально оценивает себя (и других) во многом с точки зрения занимаемого социального статуса, пре­стижности социальной позиции, что вызывает у него или гордость, или глубокое разочарование, определенные умонастроения.

Завершая рассмотрение ориентации личности в мире социальных статусов, проанализируем статусные коллизии, с которыми стал­киваются люди, стремясь занять определенный статус, поддержать его престиж и т.д.

Вначале разъясним некоторые явления, как правило, составля­ющие основу статусных коллизий или сопутствующие им.

Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) — это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, ува­жения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют дан­ной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмер­ный престижу данного статуса.

Чем выше престижность статуса (основой которой является при­знание обществом данной функции важной, значимой для его фун­кционирования), тем выше уровень притязаний — и наоборот.

Статусное несоответствие (рассогласование) — это несоответ­ствие материального, морального, экономического и другого вида вознаграждения как общественной значимости функций, выпол­няемых людьми данного статуса, так и статусным притязаниям носителей данного социального статуса. (Яркий пример статусного несоответствия — уровень материального обеспечения офицеров российской армии.)

Рассмотрим некоторые статусные коллизии личности.

1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого ста­туса сохранена (понижение в должности). Это распространенная ста-

467


               
   
     
 
     
 


тусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неиз­менным, так же как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными, или сменил место жительства, место работы и т.д. Подобные коллизии приводят к серьезной личной драме человека, который глубоко пе­реживает свою неудачу. Ему приходится менять статусные притяза­ния, систему взаимоотношений, манеру поведения. Люди по-раз­ному выходят из этой коллизии, но она всегда драматична в психо­логическом отношении.

2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная колли­зия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмо­циональных знаков внимания и уважения (.«он всего лишь доцент»). В результате, в частности, снижается интерес молодежи к соответ­ствующему статусу.

Снижение престижности статуса — это серьезная и опасная для представителей данной статусной группы и для общества (если речь идет о необоснованном снижении общественно значимого стату­са) коллизия.

Ведь высокая престижность статуса (например, профессии, организации, учреждения, в котором работает человек), всегда является сильнейшим стимулом статусно-профессиональной де­ятельности. И вопрос не сводится лишь к получению высокого материального вознаграждения — большую стимулирующую роль играют и моральные, эмоциональные факторы поддержания вы­сокого престижа, то уважение, привилегии, которыми пользу­ются представители данной профессии, учреждения. Причем в престижной статусной группе, организации эффективно сраба­тывают не только внутренние стимулы; в них выше уровень груп­пового контроля, который ввиду авторитетности и референтнос-ти престижной группы (для ее членов) достаточно легко перехо­дит в самоконтроль. Коллеги постоянно стремятся поддерживать высокую репутацию, признание, уважение к своей престижной организации.

Снижение же престижа сопровождается глубокими внутренни­ми деформациями, демотивацией деятельности работников, кото­рые испытывают пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, без­различие к таким понятиям, как профессионализм, профессио­нальная честь, репутация.

В этом случае степень демотивации не менее ощутима, чем уро­вень падения материального вознаграждения. Снижение престижа статуса, социальных позиций группы, уважения к ней оказывает

468


огромное дополнительное, сугубо социальное (не сводимое лишь к материальному) депрессивное воздействие*.

При снижении престижа статуса возрастает текучесть кадров, наиболее амбициозные, энергичные люди стремятся занять более уважаемые статусно-профессиональные ниши.

Снижение престижности статуса приводит к существенному изменению положения представителей данной статусной группы в обществе. Ресурс, которым они обладают (контролируют), не при­знается дефицитным, поэтому снижаются авторитет этих людей, их способность оказывать влияние на представителей других ста­тусных групп, исчезают статусные привилегии и т.д. В результате меняется круг знакомых, приятелей, выгодных и престижных свя­зей. Человек перемещается в менее престижную нишу, где иные люди, иные возможности и иные социальные шансы.

3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Соци­альные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, мораль­ных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями ме­нее престижной статусной группы, вызвать протест у представите­лей более престижной статусной группы.

Учителям московских школ и преподавателям московских вузов (показатели уровня материального положения у представителей обеих статусно-профессиональных групп были схожими) был задан вопрос: «С каким настроением вы смотрите в будущее?» Ответы «С тревогой и неуверенностью» или «Со страхом и отчаянием» были даны каждым третьим (35%) учителем, а среди преподавателей ву­зов они были более распространены — 46,6%, т.е. так ответил по­чти каждый второй опрошенный преподаватель вузов**..

Из этого следует, что, во-первых, социальная реакция может тесно увязываться не только (а может, и не столько) с самим уров­нем жизни, но и с уровнем статусных притязаний той или иной статусно-профессиональной группы.

Во-вторых, нельзя анализировать, прогнозировать социальные реакции людей, используя лишь данные об их уровне жизни, соци­альной обеспеченности, комфортности. Следует учесть, что непре­стижные статусные группы, имеющие невысокие социальные при­тязания, могут представлять собой наименее требовательную среду и, наоборот, представители более престижных статусных групп могут оказаться социально более требовательными.

* Поэтому, наверное, и опасно, рассматривая мотивацию профессионально-тру­довой деятельности, пренебрегать морально-престижными ее составляющими. ** См.: Эфендиев А.Г. Московский учитель: штрихи социологического портре­та, с. 18—26.

469


П


               
 
   
     
       
 
 

Глава XX. Личность и ее роли § 1. Социальная роль как поведенческая характеристика

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Зная социальный статус конкретного человека (сту­дент, преподаватель и т.д.), его социальные функ­ции, мы ожидаем от него типичного набора дей­ствий, типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций.

Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, — это, по определению Р. Линтона, социальная роль. Если статус — это сами права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в дан­ном обществе, данной системе социальных взаимодействий. Рассмотрим основные харатеристикй социальной роли. • Социальная роль — это ожидание (экспектация), предъявля­емое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности.

Мы уже отмечали ранее, что любой социальный институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет к поведению участников этих взаимодействий определенные стандартные де-индивидуализированные требования. Тем самым обеспечивается предсказуемость поведения любого, кто занимает определенную социальную позицию («ячейку») в данном социальном институте, что гарантирует нужный уровень деятельности института, его ус­тойчивость, самовозобновляемость, безболезненность замещения одного участника связей другим. Время и культура произвели от­бор наиболее целесообразных и приемлемых для данного статуса типичных образцов поведения личности и закрепили их в виде стан­дарта, нормы.

Как следует себя вести, каким образом действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным ста­тусом — все это в решающей степени предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. Не первокурс­ник определяет, как он будет учиться, а задолго до его поступления в вуз общество «объявило», каким должен быть студент. Социальный институт высшего образования посредством своих норм, традиций во многом предопределил, как должен вести себя любой студент. В семье также существуют ролевые стандарты: отец должен забо­титься о материальном благополучии семьи, нести ответственность за ее стабильность, процветание; дети должны помогать родите­лям по хозяйству и т.д.

Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их жела­ниям и представлениям. «Базовую типологию ролей заранее опре-

470


деляет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано по­нятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам... Актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тек­сту, социальное действо идет как запланировано»*.

Роль — это деиндивидуализированный образец поведения челове­ка, занимающего определенный статус. Претендуя на данный ста­тус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, кото­рые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраи­вается» под своего исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

И если работа требует сдержанности, а человек является весьма эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от по­добной карьеры, или научиться контролировать себя.

Таким образом, роль, будучи независимым' от личности, деин-дивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функцио­нирования первоосновы социальной жизни — социальных инсти­тутов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия.

• Социальная роль органично соединяет в себе символически-
информационную
и императивно-контрольную составляющие. Сим­
волически-информационная составляющая предоставляет личнос­
ти сценарий поведения, в котором достаточно подробно представ­
лен образец требуемого от человека данного статуса поведения,
вплоть до приемлемых жестов, походки, одежды, привычек. Роле­
вая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил,
инструкций, норм поведения — эти разрозненные стандарты со­
здают некий целостный образ того, как следует себя вести, кото­
рый легко воспринимается человеком. В то же время этот целост­
ный образ воспринимается не просто как яркая картинка, а как
требование, повеление, предуказание. Человек, соотнося свое по­
ведение с подобным образом, не просто констатирует несоответ­
ствие или соответствие ему, но и прогнозирует возможные санк­
ции (позитивные или негативные), последствия для себя невыпол­
нения этого ожидания.

• Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нор­
мами поведения, традициями, обычаями.

Конечно, ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Реальное содержание роли в решающей степени определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре.

___________________ н(

* Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91.


Но в рамках социальной роли происходит определенная система­тизация норм поведения в единое целое в соответствии со специ­фикой функции, статуса, которую роль обслуживает. В результате в одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархи-зация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполне­ние данной конкретной функции. (Поведение начальника предпо­лагает одну систему норм, поведение подчиненного — несколько иную.)

Роль — это особый тип регуляции, — функциональной регуляции, призванной обеспечить выполнение определенных функций в рам­ках конкретного социального института. Соответственно, вролевом поведении человека особый акцент делается на функциональной направленности, статусной увязанности ожидаемого поведения. Отсюда возможны расхождения между ролевыми (функциональ­ными) предуказаниями и общечеловеческими требованиями: со­страдание не самый важный элемент ролевого поведения страж­ника, но представляет важную общечеловеческую добродетель; искренность, наверное, как ценность приоритетнее приветливос­ти, но в поведении гостя последняя важнее: гость не должен, про­являя искренность, признаваться в том, что ему не понравился обед, который ему предложили.

• Социальная роль — это достаточно полная, но не всеохваты­
вающая
поведенческая характеристика. В ролевых ожиданиях содер­
жатся именно те,предуказания, делается акцент на тех требуемых
действиях, которые гарантируют выполнение данных социальных
функций. Но не более того.

Ролевой стандарт, контролируя достаточно широкую область статусного.поведения личности, затрагивая при этом достаточно глубокие пласты духовного мира, тем не менее оставляет опреде­ленный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии и т.д. Причем степень ролевой регламентированности за­висит как от культурно-исторических традиций общества (так, в кастовом обществе эта регламентация распространялась даже на цвет одежды), так и от функциональной необходимости. Некото­рые социальные институты (например, армия) предполагают до­вольно высокую гарантированность выполнения профессиональных обязанностей. В этих случаях степень ролевой регламентации доста­точно велика. Вместе с тем, как отмечает П. Бергер, среди профес­сиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд котрого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

• Социальная роль органично объединяет в себе функциональ­
но-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-
вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого

472


поведения (женщины, сына, учителя, начальника и т.п.) в данном обществе.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт в ролевых образцах поведения у разных народов: независимо от принадлежности к той или иной нации офицеры должны уметь отдавать распоряжения, приказы, управлять подчиненными, ис­полнять приказы вышестоящего начальства (без управленческой вертикали армия в одночасье потеряет способность выполнять воз­ложенные на нее задачи); учителя должны быть интеллегентными людьми, проявлять доверительность, уважительное отношение к учащимся (без этого не может состояться процесс образования, воспитания) и т.д.

Применительно же к культурно-вариативной составляющей со­
циальной роли в разных странах часто возникают различия, и
довольно серьезные, обусловленные своеобразием культур, в кото­
рых, к примеру, один и тот же статус может иметь разный пре­
стиж. ^.,

Статус учителя в некоторых странах высок, престижен. Так, зарпла­та учителя общественнной школы США составляет до 30 долл. в час плюс оплаченная государством медицинская страховка, что для США немаловажно. Отпуск учителю полагается несколько раз в году. Последние опросы общественного мнения показали, что по пре-■ стижности эта работа занимает одно из первых пяти мест*.

В других же странах человек, занимающий должность учителя, воспринимается как неудачник..

Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет и система ценностей, принятая в этом обществе, нормы взаимоотношений.

Ролевой стандарт поведения американского учителя несет зри­мые черты определенной системы ценностей, не терпящей автори­тарности, диктата, в том числе по отношению к ученикам. Амери­канский учитель не имеет права сделать ребенку замечание, он обя­зан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Учителю строго-настрого запрещено вести какие бы то ни было «душевные» разговоры с учениками и с их родителями — он дол­жен лишь преподавать свой предмет**. -Подобные черты ролевого стандарта американского общества увязываются со всей системой социальных институтов, ориентацией на то, что люди должны же­лать учиться, иметь к этому мотивацию, с системой ценностей, моральных принципов американского общества.

от 24 октября 1998 г.

См.: «Известия» * Там же.


               
   
 
     
 
     
 
 

РОЛсВОМУ ПОВЕДЕНИЮ

от ролевого Процесс воплощения в реальной социальной жиз-ОЖИДАНИЯ ни ролевых предуказаний сложен, противоречив и ляже временами драматичен (овладение ролями со- пряжено с мучительными размышлениями индиви­да, конфликтами, психологическим напряжением).

Рассматривая общую логику процесса продвижения от общих ролевых предуказаний к реальному ролевому поведению, мы будем пользоваться отдельными выводами Д. Тернера, обобщившего идеи классиков статусно-ролевой теории*.

Как видно из рис. 1, реальное ролевое поведение (III в) есть результат сложного взаимодействия предъявляемых обществом ро­левых экспектаций (III а) и личности, которая определяет, оцени­вает последствия избрания роли и выбирает приемлемый для себя вариант ролевого поведения (III б).

Г

Вначале мы изучим механизм воздействия социальных ролей на личность (в том числе противоречия, которые испытывает личность в этом процессе), затем проблему автономии личности, роль ее «Я» в выборе и освоении роли, и в завершение рассмотрим реальное ролевое поведение.

Ролевой механизм

Ролевое поведение личности
Функции

в

 

 

 

 

    * а)   б)
Социальный статус   Социальная роль (экспектация) Проигрывание ролей личностью
   

 

Размежеван- Права Ожидаемое Анализ и выбор Какое
ные, специа- Обязанности поведение варианта поведение
лизированные Властные от человека ролевого фактически
виды полномочия данного поведения осуществ-
деятельности Привилегии статуса   ляется
        личностью

Рис..1. Основные статусно-ролевые элементы социального поведения личности

* См: Тернер Д. Структура социологической теории. — М., 1985, ч. III. 474






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных