Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профиль стратификации




Рассмотрим вертикальную последовательность положения соци­альных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных сло­ев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможно­сти наиболее полным?

По указанным ранее основаниям (уровень дохода, уровень пре­стижности и т.д.) можно выделять произвольное количество слоев (как уже отмечалось, У.Л. Уорнер выделял 6 классов-слоев).

Количество выделяемых слоев определяется прежде всего зада­чами, которые ставит перед собой исследователь, и конкретными методиками, которыми он оперирует. При выработке наиболее об­щего представления о социальной иерархии общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего и низ­шего. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям.стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установ­ками. В современном западном обществе, ценящем свободу (сте­пень которой определяется, к сожалению, не только политически­ми и юридическими актами, но и толщиной кошелька), на первый план выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: мате­риальная независимость, высокий доход и т.д. В тоталитарном со­ветском обществе только приближение к властным структурам, участие в принятии политических решений давало возможность подняться на вершину социальной иерархии, получить преимуще­ственное право на лучшую долю национального дохода.

Как определить удельный вес каждой страты? Методика заме­ров должна основываться в том числе на использовании статисти­ческих методов, позволяющих, в частности, определить иерархию

549


доходов населения. Степень влияния на принятие управленческих решений определяется не математическими методами, а с учетом сложившихся в обществе норм, определяющих этот процесс. И наконец, социальный статус группы определяется на основе изу­чения общественного мнения, непосредственно отражающего ее значимость и ценность.

Видимо, существуют и другие методики определения вертикаль­ного среза общества. Хотелось бы подчеркнуть главное: нельзя оп­ределять такое сложное явление, как социальная стратификация, исходя либо из статистических данных, либо основываясь исклю­чительно на данных социологических опросов. Необходимо исполь­зовать комплексный подход.

Уровни стратификации дают представление о вертикальном срезе общества. Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерар­хическую структуру, называется профилем стратификации, кото­рый показывает, какая часть населения принадлежит к низшему, среднему и высшему слоям и, следовательно, каков уровень нера­венства в данном обществе.

В сословных обществах высший слой, как правило, гомогенен, он состоит исключительно из представителей одного сословия, которые одновременно являются и носителями престижных стату­сов, и самыми состоятельными людьми страны, и активными уча­стниками политического процесса, потому что занимают все важ­ные государственные должности. Гомогенностью отличался и выс­ший слой советского общества, в котором ведущие статусные по­зиции занимали ответственные партийные работники и высшие государственные чиновники, одновременно являвшиеся и главны­ми распорядителями собственности.

По мере разрушения сословных перегородок, отмены сослов­ных привилегий, развития демократических институтов парламен­таризма, всеобщего избирательного права, политических партий в обществах неизбежно начинается процесс дифференциации выс­шего слоя, т.е. его своеобразное размежевание по характеру выпол­няемых функций: появляются политики, не обладающие собствен­ностью на средства производства и не выделяющиеся среди прочих размером своего капитала, в то время как крупные финансисты, промышленники (по крайней мере, формально) уже не владеют ключевыми постами в системе государственного управления; появ­ляются профессионалы-менеджеры, оказывающие огромное воз­действие на развитие экономики, но не являющиеся крупными собственниками, видные ученые, деятели культуры, чье мнение оказывает воздействие на умы миллионов людей. Применительно к современному обществу принято говорить не о едином высшем слое, а об экономической, политической, интеллектуальной элитах.

550


Вместе с тем это не означает наличия между элитами жестких перегородок, границы между ними размыты, и они часто взаимо­налагаются друг на друга (известный деятель науки или культуры, например, может одновременно быть и крупным политиком).

Наибольшее взаимоналожение' можно наблюдать между поли­тической и экономической элитами.

Администрация Президента США Эйзенхауэра в 1952 г., например, почти полностью состояла из владельцев и директоров крупней­ших промышленно-финансовых корпораций. Министром армии был владелец «Стивене энд К», монопольный поставщик армейского оборудования, а министром обороны — Ч. Вильсон, глава «Джене­рал моторе». Можно также напомнить о двукратной попытке мил­лиардера Рос Перо добиться избрания на пост президента США.

Одна из причин взаимопроникновения политической, эконо­мической и интеллектуальных элит современного общества — од­нотипность ценностных ориентации всего высшего слоя, что дос­тигается прежде всего путем получения образования в одних и тех же высших учебных заведениях. П. Бурдье и Л. Болтански, исследо­вавшие образовательный уровень политической и экономической элит, отмечают: «Невозможно было бы переоценить ту роль, кото­рую играет... однородность облика, свойственная выпускникам од­них и тех же учебных заведений (что предполагает сходство соци­ального происхождения). Взращенные в одинаковых условиях и прошедшие одинаковую обработку, снабженные одинаковыми схе­мами мышления, восприятия и оценки, руководители банков... ду­мают о том же и хотят в точности того же, о чем думают и чего хотят лица, ответственные за принятие политических решений, прямо или косвенно создавая условия для успешного выполнения этих решений, и наоборот»*.

Высший слой в обществе всегда обладает наибольшими матери­альными, финансовыми, политическими ресурсами. Противополож­ную позицию в социальном пространстве занимает низший слой. И если основная масса населения оказывается на нижнем уровне иерархии, значит, в таком обществе существует высокий уровень социального неравенства. К. Маркс предполагал, что в капиталис­тическом обществе будут происходить концентрация богатства в руках немногих и значительный рост обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции станет возникновение се­рьезного напряжения между верхним и нижним слоями социаль­ной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перерас­пределение национального богатства.

П. Сорокин, отвергая тезис К. Маркса об абсолютном обнища-ции масс при капитализме, тем не менее, также был склонен счи-

* См.: Бирнбаум П. Французский правящий класс. — М., 1981, с. 105.


тать, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти верхушки не беспределен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастро­фы*. По мере приближения к этой точке в обществе начинается сдерживание пагубной тенденции, проводятся либо реформы в це­лях перераспределения богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества, таким образом, связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное вытягивание последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, сопровождающи­мися хаосом, насилием, тормозящими развитие общества, ставя­щими его на грань развала. Уплотнение профиля стратификации, прежде всего за счет усечения верхушки конуса — явление, повто­ряющееся в истории всех обществ. Важно, чтобы оно осуществля­лось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Описываемый процесс имеет и оборотную сторону, подмечен­ную П: Сорокиным: уплотнение профиля стратификации не долж­но быть чрезмерным, низводящим на нет сам принцип социальной иерархии. Неравенство — не только объективная данность социаль­ной жизни, но и важный источник развития. Уравнение в доходах, собственности, власти, статусной позиции лишает индивидов од­ного из серьезных стимулов к действию, самореализации, самоут-вреждению, что неизбежно приведет к стагнации общества.

Плодотворной представляется идея Г. Зиммеля о том, что ста­бильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего класса или слоя. Занимая промежуточное поло­жение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противо­стояние. Чем больше в количественном отношении средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, про­цесс формирования фундаментальных ценностей общества, миро­воззрение граждан, избегая крайностей, присущих противополож­ным силам.

По данным социологов, средний класс в современных западных странах составляет более 60%, что позволяет этим странам сохра­нять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напря­женности в беднейших слоях. Эта напряженность гасится не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией боль­шинства, в целом удовлетворенного своим положеним, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет.

1 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество, с. 331.


Описывая средний класс Великобритании, Э. Гидденс отмечает не только его многочисленность, но и неоднородность, выделяя «ста­рый средний класс» (собственники небольшого бизнеса, владель­цы частных магазинов и фермерских хозяйств), «высший средний класс» (менеджеры и профессионалы, получившие высшее образо­вание и престижную работу) и «низший средний класс» (служащие, учителя и др.)*. 1йг,

Однако всем разнородным группам среднего класса присущи общие черты:

• хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, до­
статочный для удовлетворения материальных и культурных
потребностей семьи;

• высокая образованность и (или) квалификация, позволяю­
щие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми
видами деятельности, иметь определенный культурный кру­
гозор;

• политический консерватизм, базирующийся на удовлетво­
ренности своим социальным положением и заключающий­
ся в осознанном стремлении сохранить, поддержать сло­
жившийся в обществе ценностно-нормативный политичес­
кий порядок.

Наличие указанных общих черт способствует формированию особого образа жизни и особого способа восприятия окружающего мира всеми социопрофессиональными группами, входящими в сред­ний слой. В итоге социопрофессиональная гетерогенность после­днего не снижает его стабилизирующей роли в обществе — он де­монстрирует низшему слою образцы деятельности и жизненного уклада, вполне достижимые при условии приложения определен­ных усилий. Тем самым недовольство низших слоев своим положе­нием нейтрализуется предоставлением реальной возможности дос­тичь лучшего положения в обществе.

Стратификационная структура российского общества в ЭО-е гг., по оценкам Т. Заславской**, выглядит следующим образом: 0,5% на­селения составляет так называемая элита, т.е. богатая и влиятель­ная часть общества; 6—7% — слой, который Т. Заславская называет «верхним» (по своим характеристикам аналогичный западному сред­нему классу), 21% — средний слой, 65% — базовый слой общества, самый массовый (аналог западного среднего класса по количеству, но не по доходам и не по положению), 7% >— нижний слой. Приве­денная статистика, однако, касается только занятого населения и не учитывает пенсионеров, домохозяек, безработных, бомжей. По­этому численность нижнего слоя, по мнению Т. Заславской, являет­ся заниженной.

Гидденс Э. Социальная стратификация//СОЦИС. — 1992. — № 9, с. 122. * «Новые Известия», 10 марта 1998 г.


 


552


553


Российский средний класс, по мнению Т. Заславской, состоит в основном из бюрократии (преимущественно ее среднего звена); из «профи», т.е. высокооплачиваемых наемных работников умствен­ного труда, чьи способности сегодня пользуются спросом, и из мел­ких и средних предпринимателей. Их доходы примерно в 2,5 раза меньше, чем у верхнего слоя, и в 2 раза больше, чем у базового слоя*.

Принадлежность к тому или иному социальному слою, как показали социологические исследования, оказывает самое непосредствен­ное влияние на мировосприятие людей. Так, в верхнем слое опти­мистов в 2,2 раза больше, чем пессимистов, в среднем слое их примерно поровну, в базовом соотношение оптимистов и пессими­стов составляет 0,83, а в нижнем — 0,79.

Резкое ухудшение экономической ситуации в стране после 17 августа 1998 г. подорвало процесс становления российского средне­го класса. Об этом свидетельствуют материалы репрезентативного всероссийского социологического опроса, проведенного Институ­том социологии РАН и Центром социоэкспресс в декабре 1998 г.**

Респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: представьте себе шкалу из десяти пунктов, на которой справа (10) — люди, кого вы считаете наиболее благополучными, а слева (I) —люди, наиболее, с вашей точки зрения, неблагополучные.

 

Где бы на этой шкале вы поместили себя в настоящее время?
12 34 56789


длительного пользования. Но вот действительно дорогие вещи — 'машина, дача — нам не по карману».

1 -|о/о _ «Мы без труда приобретаем вещи длительного пользова­ния. Откладывая деньги, можем накопить на недорогую машину или скромный летний домик. Однако наших доходов не хватит на то, чтобы купить квартиру или коттедж».

0,4% — «У нас нет материальных проблем. Можем приобрести все что угодно — недвижимость, дорогой автомобиль, дорогой туристи­ческий тур».

Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться или уменьшаться, что связано со мно­жеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое об­новление, появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может вытягиваться беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения нацио­нального богатства и власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости; чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расши­рения среднего слоя, забота о котором — залог стабильности об­щества.


 


9,8% 16,3%. 26,3% 18,0% 17,8% 4,7% 3,9% 2,1% 0,7% 0,3%

 
 

Где вы находились на этой же шкале 5 лет назад?
12 3 4 5 6 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных