Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внешняя среда организации и ее модели




представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Организация получает от внешнего окружения разнообразные ресурсы и информацию; производит продукт (услуги) с учетом его потребностей; выполняет опреде­ленные функции по отношению к более широкому социуму; фор­мирует свое поведение с учетом правил, установленных внешним окружением. Рассмотрим внешнюю среду организации, или орга­низационное окружение.

На ранних стадиях развития теории организации (классическая школа, школа человеческих отношений) исследователи обращали основное внимание на внутренние факторы. Однако начиная. с 50-х гг. на Западе термин «внешняя среда» прочно вошел в оби­ход организационной теории, а с середины 60-х гг. число исследо­ваний и значимость этой области исследования постоянно возрас­тали. Эта проблематика приобретает все большее значение в теории организации по мере нарастания нестабильности внешней органи­зационной среды (перенасыщенный рынок). В современной теории организаций сложилось целое направление (инвайронментальныи подход), пытающееся определить основные свойства организации исходя из логики ее взаимодействия с внешней средой и свойств самой среды.

Интерес к изучению внешней среды организации обусловлен тем, что она создает условия и накладывает ограничения на суще-

597


ствование организации. Будучи элементом более широкого социу­ма, последняя находится от него и его элементов в высокой зави­симости: во-первых, жизнедеятельность организации тесно связа­на с выполнением ею функций по отношению к этой более ши­рокой системе; во-вторых, внешняя среда задает правила и огра­ничения, в которых организация вынуждена функционировать; в-третьих, она является необходимым источником ресурсов, вне которых организация не может осуществлять свою деятельность; в-четвертых, внешняя среда является сферой конкуренции для организаций, выполняющих сходную деятельность; в-пятых, она является ареной сотрудничества, кооперации и обмена деятель­ности между организациями (сама организация не является един­ственной сферой кооперации и обмена деятельности); в-шестых, внешняя среда — это источник замыслов менеджера и фактор, провоцирующий развитие организации. JVV '

. Внешняя среда — это собирательное понятие. среды*1 ВНЕШНЕИ В современной теории и социологии организа­ций внешняя среда рассматривается как более широкая и значительно более сложная система, чем сама органи­зация. В широком смысле внешняя среда — это совокупность вне­шних по отношению к организации факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организации; (природных; технологических, куль­турных, экономических, юридических и др.). Будучи адекватным отражением какой-то стороны внешнего окружения, такие модели среды правомочны, однако односторонни. Поэтому в ряде теорий предпринимаются попытки создать интегрированную модель среды. Одной из наиболее удачных синтетических моделей среды, описы­вающих организацию как систему разнородных ресурсов и пытаю­щихся совместить различные представления о внешней среде, яв­ляется представление о ней как о сверхсложной «гетерогенной си­стеме», — ситуационная модель среды, предложенная П. Лоурен-сом и Дж. Лоршем.

Эта модель, получившая достаточно широкое распространение в современной' теории организаций, рассматривает внешнюю среду как совокупность разноприродных сегментов, предельное число ко­торых не определено и для каждой конкретной организации равно числу специализированных подразделений, существующих в орга­низации, вычленяющих свой тип ресурса. Здесь среда представлена как многослойное и разноприродное (гетерогенное) образование и каждый фрагмент организации имеет дело со своим подвижным фрагментом внешней среды, соответствующей определенному типу ресурса. Для отделов продаж и маркетинга внешней средой выступа­ет рынок в собственном смысле слова, для отдела финансов внеш­ней средой являются банки и акционеры, для отдела научно-техни-

598


ческих разработок — технологии и образцы новой продукции, для отдела кадров сегментом среды будет рынок рабочей силы и др. При этом каждый фрагмент среды, с которым данное подразделение стре­мится к балансу, предъявляет организации свою систему требова­ний, обладает различной степенью подвижности, отличной от нее природой. Сама же среда трактуется как более сложная при более сложном и дифференцированном строении организации.

В рамках социологической трактовки среды обычно выделяют «широкую» и «узкую» трактовку внешней среды. Широкая трактов­ка предполагает рассмотрение внешней среды в виде макро- и мик­роокружения (классификация М. Зей-Феррел). Макроокружение — это внешние характеристики культуры (ценности, нормы, инсти­туциональные образцы, в том числе и юридические нормы), язы­ковая среда и др., микроокружение — это другие субъекты дея­тельности, с которыми организация вступает во взаимодействие (другие организации).

Термин «внешняя среда организации» имеет и более узкую, соб­ственно социологическую трактовку. Будучи элементом более широ­кого социума, она вступает в многообразные отношения.с его раз­личными подсистемами и элементами.

Наиболее популярной является узкая трактовка внешней среды как части микроокружения, как другие организации, с которыми данная организация вступает в отношения сотрудничества или кон­куренции и от которых непосредственно зависит ее эффективность и жизнеспособность. Наиболее последовательно эта модель пред­ставлена в работах Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика, которые право­мочно рассматривают любую организацию как систему, зависящую от других организаций в части получения от них различных ресур­сов (сырья, продуктов, услуг, денег, информации и др.)..Ими вы­делено два типа зависимости — прямые и опосредованные. Первый предполагает отношения сотрудничества и обмена деятельностям и и ресурсами: «поставщик — продавец», т.е. в этом случае организа­ции вступают в прямые контакты; второй тип предполагает отно­шения конкуренции, при которых организации вступают в борьбу за дефицитный ресурс, прямо не контактируя между собой, но взаимодействуя на рынке через потребителя. Существуют и другие модели внешней среды.

Степень предсказуемости, мера определенности
основные ц предсказуемости состояния среды — главные

^ршн^й'г'^'лы1 характеристики внешней среды, влияющие на
внешние поведение организации. Предсказуемость изме-

ситуационные нений внешней среды во многом предопределя-переменные ет выбор стратегии, структуры, направления раз­вития организации, поведение организации.

599


К числу наиболее известных классификаций изменений внешней среды по уровню предсказуемости и неопределенности может быть отнесена классификация Р. Джарковича.

Она построена по двум основаниям: выраженности изменений и выраженности колебаний внешней среды в процессе изменений. По этим основаниям все изменения внешней среды могут быть раз­делены на четыре группы: 1) сильные изменения с незначительны­ми колебаниями; 2) слабые изменения с незначительными коле­баниями; 3) слабые изменения с высоким уровнем колебаний; 4) сильные изменения с высоким уровнем колебаний.

В современной теории организаций состояние внешней среды рассматривается как важнейший фактор и ситуационная перемен­ная, определяющая структуру, функции, логику развития организа­ции. Несмотря на различия представлений в инвайронментальных концепциях организации, состояние внешней среды рассматривает­ся как один из важнейших факторов организационной динамики, организационного функционирования и.развития. Другими основ­ными характеристиками внешней среды являются также уровень ее предсказуемости и изменчивости, что во многом предопределяет степень, определенности (неопределенности) ситуации, в которой работает организация, влияя на параметры структуры и способы организации деятельности. При этом в одних из инвайронменталь­ных моделей организация деятельности связывается с объективны­ми свойствами самой среды (степенью насыщенности рынка, поли­тической и экономической стабильностью общества и др.), а в дру­гих — с режимом работы самой организации. Например, Д. Кац и Р. Канн рассматривают характеристики среды как во многом произ­водные от изменения характеристик самой системы — функций «вхо­да» и «выхода».

Именно уровень определенности (неопределенности) и пред­сказуемости изменений как базовая характеристика среды рассмат­ривается обычно как задающий такие важнейшие параметры раз­вития организации, как степень функциональной и структурной дифференциации, а также используемые способы и формы коор­динации и контроля.

В концепции «комплексной организации» П. Лоуренса и Дж. Лор-ша, например, именно высокий уровень неопределенности внешней среды, с которой организация вступает во взаимодействие, застав­ляет менеджеров крупной деловой производственно-коммерчес­кой организации дифференцировать среду на составляющие (пос­ледняя теперь описывается в терминах гетерогенной системы), со­здавать новые специализированные функции и структурные под­разделения, что в конечном счете определяет контуры сложной ком­плексной организации. Последняя описывается Лоуренсом и Лоршем как состоящая из трех подразделений, относительно авто-


номных и разнородных по направлениям, способам деятельности, типу персонала, технологии, стратегии и организационной культу­ре: 1) отдел научно-технических разработок; 2) отдел производ­ства; 3) отдел продаж. При этом степень дифференциации внутри этих подразделений будет тем выше, чем выше уровень неопреде­ленности внешнего окружения.

Другой внешней ситуационной переменной внешней среды, трактуемой как целевое окружение, являются типы и степени за­висимости одной организации от другой. Эта ситуационная пере­менная была впервые отмечена представителями эстонской груп­пы, в работах которых зависимость от других организаций опреде­ляла те характеристики структуры, которые были названы нами показателями «концентрации власти».

В работах П. Лоуренса, Дж. Лорша, Дж. Пфеффера, Дж. Салан-чика взаимоотношения организаций друг с.другом описывались как отношения тотальной взаимной зависимости, объясняемой потребностью организации в различных ресурсах, которые конт­ролируются другими организациями. Как уже упоминалось, эти зависимости были прямыми или опосредованными. При этом то­тальная взаимозависимость организаций описывалась как всеоб­щие отношения, образующие единую «организационную сеть». Степень зависимости одной организации от другой во многом определяет и стратегию, и структуру организации. Согласно тези­су Пфеффера и Саланчика, любая организация, формируя свою стратегию развития, ориентирована на обеспечение надежности отношений с другими организациями, и в то же время — на сни­жение своей зависимости от этих организаций.

Организационное развитие — это широко ис-
внешняя пользуемый в теории организаций, но много-

значный и до сих пор недостаточно четко оп-
ОРГАНИЗАЦИИ ределенный термин. Под организационным раз-

КАК ФАКТОРЫ витием мы будем понимать процесс направлен-

0РГАНИЗАЦИ0НН0Г0 ных качественных структурных изменений в
развития организации, оцениваемых по их результатам

как позитивные. Внешними признаками орга­низационного развития обычно считают увеличение размера орга­низации и ее структурную дифференциацию, усиление ее незави­симости от состояния внешней среды. Следует отметить, что ис­пользуемые критерии позитивности субъективны, различны и весьма разнообразны — в одних моделях это повышение способности орга­низации к выживанию, в других — достижение поставленной цели, в третьих — создание или освоение новых направлений и способов деятельности, в четвертых — удержание власти отдельными груп­пами и др.


 


600


601


Существует множество моделей организационного развития, различающихся по фактору, провоцирующему изменение (эндо­генные — внутрисредные и экзогенные — внешнесредные моде­ли), оценке роли менеджера в процессе развития (рациональные и естественные), характеру протекающих процессов и др.

В современной социологии и общей теории организаций орга­низационное развитие обычно связывается с воздействием как внешне- так и внутриорганизационных факторов. При этом ряд специалистов инвайронментальной ориентации (например, П. Ло-уренс, Дж. Лорш) рассматривают организацию как посредника между человеком и внешней средой, из которой они черпают раз­нообразные ресурсы. Логику развития организации они непосред­ственно объясняют ее взаимодействием с внешней средой, изме­нением ее состояния, поскольку от взаимодействия с последней напрямую зависит перспектива выживания и результаты деятель­ности организации. В то же время организационное развитие — это избирательная реакция организации на состояние среды с учетом состояния организации.

Что касается механизмов и логики протекания этих процессов, то и здесь в организационной теории не существует единства. Со­гласно концепции А. Гоулднера все модели организационного раз­вития условно можно разделить на две принципиально различных группы — «рациональные» и «естественные». Первые описывают процесс организационного развития как продукт сознательной де­ятельности менеджера, инициирующего изменения и определяю­щего стратегический выбор в соответствии с заранее выработан­ным планом (А. Файоль, М. Вебер, Дж. Чайлд, А. Чендлер, Дж. Пфеф-фер, Дж. Саланчик и др.). Вторые описывают их либо как итог раз­нородных и некоординированных усилий менеджеров, неосознан­ных случайностных процессов (селекционные модели — Ч. Линдб-лом, М. Ханнон, Дж. Фримен, Дж. Кэррол и др.), либо в терминах закономерных, телеологически направленных процессов, протека­ющих в организации (теории жизненных циклов — А. Селзник, К. Боулдинг, И. Адизес и др.).

В большинстве современных моделей процесс развития описыва­ется на уровне единичной организации (фокусная перспектива). При этом взаимоотношения организации с внешней средой опи­сываются через механизм пассивной адаптации организации к сре­де, что предполагает рассмотрение организации как достаточно гибкой, пластичной и высокоадаптивной системы. В некоторых из естественно-адаптивных моделей этот процесс описывается как телеологически заданный, закономерный и естественный процесс приспособления организации к типу среды. При этом внешняя среда в этих моделях рассматривается обычно как фактор, напрямую за­дающий направления деятельности, типы структур и функции орга-

602


низации. Сам процесс развития организации здесь связывается со структурными изменениями, обеспечивающими повышение спо­собности организации к выживанию, за счет процесса автомати­ческого приспособления организации к среде, с которой она взаи­модействует. При этом тип формируемой организационной струк­туры, формы и направления деятельности организации должны в f идеале точно соответствовать типу того фрагмента среды, с кото­рой она вступает во взаимодействие.

Ярким примером естественной модели организации, описывае­мой в такой логике, является модель поэтапного развития молодых организаций, предложенная в 60-е гг. основоположником органи­зационной экологии А. Хоули, который описывал внешнюю среду как совокупность экологических ниш.

Трактуя молодую организацию как естественную пластичную открытую систему, он рассматривает ее развитие как поэтапное приспособление к внешней среде на «принципе изоморфизма». Принцип формулируется в виде императива, предписывающего необходимость обеспечения соответствия между «организацион­ной формой» и типом "экологической ниши, с которой взаимо­действует организация, как условия выживания организации. Ло­гика протекания этого процесса связывается им с индивидуаль­ной адаптацией организации к внешней среде. Сама же организа­ция трактуется им как форма существования социальной популя­ции (группы людей, эксплуатирующих один и тот же тип ресур­са), возникающая при соприкосновении со специфическим ти­пом внешнего окружения. При этом «разнообразие возможных организационных форм равно разнообразию организационных сред» (типов экологических ниш).

В рационально-адаптационных моделях (И. Ансофф, Дж. Чайлд, А. Чендлер, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик и др.) организационное развитие рассматривается как результат стратегического выбора — вариативной (ответной или упреждающей) реакции менеджера на вызов среды, что связано с его выбором определенной стратегии развития организации. Например, согласно концепции А. Чендлера взаимодействие организации с внешней средой опосредовано со­знательным выбором менеджером стратегии в ответ на внешние-изменения — «технологические и рыночные давления». Здесь, с одной стороны, подчеркиваются относительная свобода и разно­образие возможных реакций менеджеров на одни и те же условия внешнего окружения, а с другой стороны, вводится определенное ограничение на свободу стратегического выбора, которое связано со сделанными менеджером ранее стратегическими выборами.

Во многих рационально-адаптивных моделях тип стратегических реакций на внешние давления среды не только вариативен, но и обусловлен характеристиками самой организации. Так, Дж. Томп-

603


сон, рассматривая в качестве ориентира при формировании стра­тегии деловой организации снижение неопределенности во взаи­моотношениях с «целевым окружением», основой выбора страте­гии считает тип координационных технологий (технологии с длин­ными, средними и короткими связями), которые, в свою очередь, обусловлены типом зависимости между структурными подразделе­ниями (коллективные, последовательные, взаимные). По его пред­ставлению, развитие организации, всегда связанное с ее укрупне­нием и структурной дифференциацией, должно реализовываться с использованием трех версий стратегий:

• для организаций, в которых доминирует последовательный
тип зависимости между подразделениями и технологии с
длинными связями (производственная организация), наи­
лучшей стратегией будет присоединение к себе предприя­
тий-поставщиков и продавцов (пример — покупка нефте­
очистительным предприятием нефтескважин и бензоколо­
нок). Формируемая организационная структура — многосек­
ционная, иерархически построенная, с сильным центром,
координация строится по принципу «координации средствами
иерархии»;

• для организаций, в которых доминируют взаимозависимость
подразделений и технологии со среднесрочными связями
(банки, торговые конторы), лучшей стратегией будет рас­
ширение числа клиентов посредством формирования новых
филиалов;

• для организаций, в которых взаимоотношения подразделе­
ний строятся на принципах взаимозависимости и домини­
рует координационная технология с короткими связями (вуз.
больница), наилучшей стратегией развития будет расшире­
ние числа клиентов с одновременным навязыванием им
установленных в организации правил и норм.

В некоторых других рациональных моделях организационного развития (теория ресурсной зависимости), тоже акцентирующих внимание на взаимодействии организации с целевым окружением, логика пассивной рациональной адаптации организации к состоя­нию среды дополняется представлениями о возможности активно­го воздействия организации на состояние внешнего окружения, трактуемого как целевое окружение (адаптирующие воздействия).

Так, Дж. Пфеффер и Дж. Саланчик подробно рассматривают набор возможных стратегий, направленных, с одной стороны, на преодо­ление неопределенности в отношениях с организациями целевого окружения и повышением надежности в отношениях с ними, а с другой стороны, на снижение.ресурсной зависимости от организа­ций целевого окружения:

604


 

1) стратегия, направленная на устранение препятствий, возникаю­
щих в сфере отношений с организациями-партнерами, поставляю­
щими необходимые организации ресурсы (накопление запаса ре­
сурсов, последовательная смена приоритетов, активная реклама и
реализация программ «паблик-рилейшнз», временные политичес­
кие коалиции против какой-либо организации);

2) стратегия укрупнения организации: а) диверсификация, (созда­
ние новых направлений деятельности); б) слияние с другими орга-

. низациями (организациями—поставщиками сырья и продавцами произведенного товара или услуги); *lft

3) стратегия, ориентированная на улаживание отношений с целе­
вым окружением посредством заключения торговых соглашений,
членства в торговых ассоциациях, создания союзов производите­
лей, совместных предприятий совместного руководства;

4) стратегия изменения правил, регулирующих взаимодействие с
другими организациями, в свою пользу (создание лобби в парла­
менте и групп, представляющих интересы данной организации, в
исполнительных муниципальных и государственных органах).

Существуют и другие модели развития организации, представ­ляющие развитие организации как ее индивидуальную адаптацию к внешней среде.

Однако часть современных специалистов трактуют организацию как довольно консервативную систему, развитие которой не связа­но с моделями индивидуальной адаптации к.динамике внешней среды, Открытие феномена консерватизма связано с эмпирически­ми исследованиями А. Стинчкомба (середина 60-х гг.), сформули­ровавшего феномен «структурной инерции» (запаздывание и не­адекватность организационных реакций на флуктуации, внешней среды). Он показал, что все обследуемые им американские деловые организации сохранили базовые черты, отражающие условия, ха­рактерные для периода их возникновения. В связи с этим домини­рующая роль менеджера в определении будущего организации была поставлена под сомнение.

Стремление объяснить логику развития организации, в контек­сте ее взаимоотношений с внешней средой и с учетом ее трактов­ки как консервативной системы, привело к появлению ряда попу-ляционных моделей организационного развития. Особую трактовку организационного развития предложили в конце 80-х гг. М. Хан-нон, Дж. Фримен и Дж. Кэррол. Их модель получила наименование популяционно-селекционной.

Основу этой модели составляют следующие представления.
1. Изменения состояния внешней.среды в нормальных условиях
жизнедеятельности организации не предполагают ее адекватных
реакций, поскольку Дж. Кэррол отграничил возможные реакции так
называемым социокультурным репертуаром организации — набо­
ром выработанных в ходе истории организации (или организаци­
онной популяции) социокультурных образцов, в рамках которых
менеджер и осуществляет стратегический выбор. 14J

605


606


 

2. Функционирование организации в режиме предъявления налич­
ных социокультурных образцов не предполагает организационного
развития. Пока наличного социокультурного репертуара достаточ­
но для ответа на вызов внешней среды, организационного разви­
тия не происходит. Основанием для начала процесса развития яв­
ляются такие изменения во внешней среде, при которых ни один из
социокультурных образцов организации не может быть применен в
качестве реакции на эти изменения. Чаще всего это исчезновение
старых или возникновение новых экологических ниш, которые сти­
мулируют возникновение новых направлений деятельности и рос­
та числа организаций, их реализующих, т.е. организационную попу­
ляцию. Следовательно, процесс организационного развития — это
эволюционно-скачкообразный процесс, описываемый в терминах
«прерывающейся постепенности».

3. Организационное развитие описывается в этой модели как со­
циокультурный процесс, спровоцированный качественными изме­
нениями состояния внешней среды, а механизм его реализации
обусловлен расширением социокультурного репертуара организа­
ции (и популяции) в связи с освоением новых экологических ниш.
Это в конечном счете повышает способность выживания организа­
ции в динамичной среде и снижает ее зависимость от любой эко­
логической ниши, что и является критерием организационного раз­
вития.

4!" Процесс организационного развития не может быть понят на уровне единичной организации, поскольку последняя представляет собой консервативную систему с весьма слабыми возможностями индивидуальной адаптации. Этот процесс может быть объяснен лишь процессами на уровне организационной популяции — сово­купности организаций, выполняющих сходную деятельность на оп­ределенном географически очерченном пространстве, эксплуати­рующих один и тот же тип экологических ниш и конкурирующих за ограниченные ресурсы.

5. Развитие организации — это двухфазовый процесс, имеющий как инновационно-рациональный, так и случайностный компонент. Первая фаза — радикальное изменение внешней среды — предпо­лагает рациональную деятельность менеджеров на уровне единич­ной организации и создание рационально обоснованного проекта деятельности в новых условиях. Созданные в разных организациях новые образцы деятельности образуют первоначальный «фонд бу­дущих изменений» на уровне организационной популяции. Однако инновационный проект — это лишь повод для реальных процессов развития. Вторая фаза протекает на уровне организационной по­пуляции и предполагает естественный отбор и селекцию внешней средой различных образцов, созданных в разных организациях, по­средством конкуренции организаций в рамках данной экологичес­кой ниши. При этом часть организаций, совершивших инновации, прекращает существование, другая часть не улучшает свои пози­ции на рынке, а третья выигрывает в конкуренции. Зарекомендо­вавшие себя с положительной стороны образцы быстро осваива­ются всеми организациями популяции (посредством обмена пер­соналом) и расширяют ИХ; социокультурный репертуар, повышая способность к выживанию. Таким образом, развитие организаций


здесь представляет собой смешанный инновационно-селекцион­ный процесс, причем на уровне организационной популяции. Дея­тельность менеджера в таких моделях, являясь исходным пунктом и необходимым звеном организационного развития, не рассматри­вается, однако, как предопределяющая контуры будущего органи­зации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных