Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 4 страница




 

[378]Скрытая цитата из «Энеиды» (IV, 2 – «тайный огонь, разливаясь по жилам, снедает» в пер. С. Ошерова). В «Истории» встречается не менее семи цитат из «Энеиды».

 

[379]Здесь появляется золото, хотя прежде речь шла о серебре. Золотые монеты в то время встречались редко; в «Англосаксонской хронике» под 418 г. встречается сообщение о том, что римляне вывезли из Британии все золото (см.).

 

[380]В оригинале pecunia (в классической латыни «деньги», в Средние века обычно означало «плату» или «жалованье»).

 

[381]Битва состоялась в 616 г. Река Идла (ныне Идл) находится в графстве Линкольншир и впадает в залив Уош.

 

[382]Описание совета – одно из самых знаменитых и интересных в литературном плане мест в сочинении Беды. Подражая античным историкам, он вкладывает в уста персонажей речи, по всей видимости, сочиненные им самим. Однако, без сомнения, он ориентировался на какие‑то устные легенды об обращении короля Эдвина и соединил в своем повествовании три версии этого обращения: чудесное избавление короля от меча убийцы, исполнение им обещания, данного незнакомцу, и единодушное решение «amicis principibus et consiliariis» (дружественных вождей и советников).

 

[383]Единственный известный по имени представитель англосаксонского языческого культа. У Беды сохранились сведения о наличии у жрецов иерархии (Койфи – не просто жрец, а «главный жрец», primus pontificum) и табу (запрещение ездить на коне и носить оружие). Поведение Койфи должно подчеркнуть несостоятельность языческой веры, но мы знаем, что не везде старые обычаи сдавались так легко. Почти во всех англосаксонских королевствах язычество долго сохранялось не только в народной среде, но и среди знати (см. историю о двоеверии короля Редвальда). Окончательная христианизация англосаксов произошла только в начале VII в., а в IX в. нашествие скандинавов вызвало новый всплеск языческой реакции.

 

[384]«Достоинства» (virtutis) и «пользы» (utilitatis) язычники требовали от своих богов не только по мнению христиан, но, вероятно, и на самом деле. Далее Койфи сетует на то, что боги, которым он преданно служил, не помогли ему получить дары и почести. Во многих европейских странах представители языческого культа именно по этим соображениям переходили на сторону новой веры или даже становились ее служителями (см. рассказы историков о крещении франков, скандинавов и других народов).

 

[385]Выразительное описание англосаксонского «дворца» с длинным центральным залом, имевшим в обоих концах и, возможно, в середине двери, в которые могли влетать птицы. В середине его в углублении, выложенном камнями, горел огонь, вокруг которого собирались король и его приближенные, чтобы пировать и слушать музыкантов и странствующих певцов (скопов).

 

[386]Здесь высказана другая причина принятия новой религии. Если Койфи ждал от нее прежде всего материальных благ, то этот optimatus (знатный муж) стремится к более благородной цели – знанию о том, «что будет и что было прежде».

 

[387]В оригинале fanum – святилище языческого культа.

 

[388]Языческие капища обычно располагались на возвышенных местах, обладавших, по традиции, особой силой. Требовалась также близость текучей воды, которую часто использовали в обрядах.

 

[389]Англосаксонское «жилище защитников Божьих».

 

[390]Скрытая цитата из «Энеиды» (II, 502 – «кровью багрил он алтарь, где огонь им самим освящен был»).

 

[391]12 апреля. По данным «Истории бриттов» и «Анналов Камбрии» Эдвина крестил Рин, сын короля бриттов Уриена. Англосаксонские источники не упоминают об этом; к тому же Рин не имел священнического сана и стал королем после отца. Возможно, Эдвин действительно принял крещение, находясь в изгнании у бриттов, но тогда трудно понять, зачем ему было креститься вторично.

 

[392]В то время большинство храмов и других зданий еще строились из дерева. Немногочисленные каменные строения в основном сооружались из камня, взятого из развалин римских городов и крепостей. Так были выстроены церкви в Эскомбе, Уирмуте, Ярроу, Хексеме, Рипоне. Упомянутый храм Эдвина стоял на месте нынешнего кафедрального собора Йорка.

 

[393]«Оглашенными» (по‑гречески «катехумен») назывались иноверцы, готовящиеся принять христианскую веру. Для них устанавливался период (по решению Эльвирского собора от двух до пяти лет), в течение которого они должны были изучать новую веру и посещать церковь, где для них читалась особая «литургия оглашенных». Позже по мере сокращения числа взрослых прозелитов срок оглашения сокращался и значение его падало.

 

[394]Деян. 13:48 – «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни».

 

[395]Керл был королем Мерсии в 596‑626 гг. Его дочь Квенбурга стала женой Эдвина около 600 г. и умерла до 616 г., родив королю сыновей Осфрита и Эдфрита. Англосаксонское слово frith (мир) часто входило в состав имен знати (ср. древнеславянские имена Владимир, Чудомир и др.). Так, имя Осфрит представляет соединение слов os/as («божество») и frith, а Эдфрит – слов ead (собственность, власть) и frith. Беда везде приводит это слово в северной (нортумбрийской) форме frid.

 

[396]Новокрещенные в течение семи дней после крещения должны были носить белую одежду, называемую «хризом» (у Беды albatum), в которой они ежедневно ходили в церковь. Если они умирали до истечения семи дней, их хоронили в этой же белой одежде.

 

[397]Ныне Иверинг; там в период около 620‑680 гг. находилась резиденция королей Нортумбрии, раскопанная в 50‑е гг. английскими археологами.

 

[398]Дворец в местечке Мэлмин (ныне Миллфилд) находился недалеко от Иверинга. От него сохранились только остатки земляного вала.

 

[399]Ныне Каттерик в графстве Йоркшир, на берегу реки Суэйл (приток Деруэнта). Около 597 г. у этого города произошла известная битва при Катрайте, в которой войско северных бриттов потерпело поражение от англов. Битва нашла отражение в выдающемся памятнике древневаллийской литературы – поэме «Гододдин», приписываемой барду Анейрину.

 

[400]Молельни (oratoria) – небольшие помещения (капеллы) для молитв, не имеющие алтаря. Баптистерии (baptisteria) – крестильни.

 

[401]Камподун (Campodunum) – римский форт возле нынешнего города Дьюсбери (Йоркшир).

 

[402]Ныне крупный город Лидс в графстве Дербишир.

 

[403]Элмет – историческая область в Западном Йоркшире, где до 603 г. находилось независимое бриттское королевство. Об аббате Тритвулфе ничего не известно.

 

[404]Эрпвальд или Эрпвольд был королем восточных англов в 617‑627 гг.

 

[405]Лк. 11:26 – «и бывает для человека того последнее хуже первого».

 

[406]Обычай самаритян поклоняться чужеземным богам часто упоминается в Ветхом Завете. Беда пишет об этом в своем комментарии на книгу пророка Ездры.

 

[407]Алдвулф, сын Этельхера, правил восточными англами в 664‑713 гг.

 

[408]Уффа – первый король восточных англов, правил в 571‑578 гг. Его сын Титил (Титтла) правил в 578‑593 гг.

 

[409]Рикберт, видимо, был родственником Эрпвальда. Возможно, именно он правил Восточной Англией после убийства Эрпвальда в 627 г. В 631 г. королем стал брат Эрпвальда Сигберт, который, в свою очередь, был убит в 634 г.

 

[410]Lindocolinum – римский город Линдумколония, современный Линкольн. Его префект – это, возможно, элдормен (наместник) Линдсея, назначенный королем Мерсии из местной знати.

 

[411]Монастырь Пертаней (Партни) находился близ Линкольна; закрыт в XVI в. Деда был его третьим аббатом в начале VIII в.

 

[412]Название означает «крепость потомков Тиовулфа». Ныне это городок Литтлборо в графстве Линкольншир.

 

[413]Под «нашими днями»(nostra tempora) подразумевается недавнее время, так как упомянутый диакон родился не позднее 615 г., а Беда писал эти строки в 720‑х гг.

 

[414]Такие истории в Средние века рассказывали о любом могущественном правителе. В продолжении «Англосаксонской хроники», написанном в монастыре Питерборо ок. 1135 г., говорится, что в правление короля Генриха I (1100‑1135 гг.) человек мог пронести через всю страну мешок с золотом.

 

[415]Подобный штандарт был найден в могильнике Саттон‑Ху. Возможно, Эдвин заимствовал его у Редвальда, хотя сам штандарт, безусловно, имеет римское происхождение. Название «туфа» Беда мог взять из сочинения Вегеция «О военном искусстве»; он смешал его с англосаксонским thuf (пучок перьев или листьев). Такой пучок могли прикреплять к королевскому штандарту, который, возможно, являлся отличительным знаком верховного короля (бретвальды).

 

[416]Гонорий I был папой римским в 625‑638 гг.

 

[417]Текст письма сохранился только в передаче Беды. Возможно, сообщение о посылке паллия епископу Эборака вымышлено, чтобы обосновать претензии Эборакской церкви на равенство с Кентской. Дата письма неизвестна и относится к промежутку между 627 и 631 гг.

 

[418]10 ноября 627 (по другим источникам 631) г.

 

[419]Гонорий, уроженец Италии, был архиепископом Кентерберийским в 627‑653 гг.

 

[420]Мф. 11:28.

 

[421]Мф. 25:21.

 

[422]Имеются в виду христианские короли Нортумбрии и Кента.

 

[423]11 июня 634 г.

 

[424]Ираклий I был византийским императором в 610‑641 гг. Его сын Константин III был соправителем отца в 613‑641 гг., другой сын Ираклий II (Ираклион) был соправителем с 631 г. и правил два месяца после смерти отца в 641 г.

 

[425]Беда добавляет эту фразу к дате письма, чтобы привести ее в соответствие с принятым им летосчислением от Рождества Христова.

 

[426]В 632 г. св. Куммиан писал Сегене, аббату Ионы: «Рим ошибается, Иерусалим ошибается, Антиохия ошибается, весь мир ошибается; только бритты и скотты придерживаются истины» (Patrologia Latina, LХХХVII, р. 974).

 

[427]Северин был папой римским в 640 г., Иоанн IV – в 640‑642 гг.

 

[428]Нет никаких сведений о существовании в Ирландии пелагианской ереси в столь поздний период, хотя ирландские богословские сочинения VIII‑IX вв. отражают некоторые пелагианские идеи.

 

[429]Ч. Пламмеру удалось идентифицировать большинство адресатов этого письма. Это Томине, епископ Армы, Колумбан (Колман), епископ Клонарда, Кронан, епископ Нендрума, Димма, епископ Коннора, Бетан, епископ Бангора (не путать с Бангором в Уэльсе), Кронан, аббат Мовилла, Эрнене, аббат Тори, Ласрене, аббат Лейлина, Силлан (Скеллан), епископ Девениша, Сегене, аббат Ионы, и ученый отшельник Саран Уа Критайн. Все они упоминаются в ирландских мартирологах и списках святых.

 

[430]Письмо написано сразу после избрания папы, когда он еще не успел занять престол. Отсюда его «коллегиальный» характер.

 

[431]Не сохранилось никаких свидетельств, что ирландцы праздновали Пасху в любой день недели, приходившийся на 14‑й день лунного месяца, даже если это не было воскресенье. Такая практика была распространена среди первых христиан (по преданию, ее придерживался сам евангелист Иоанн), но в 325 г. Никейский собор осудил и ее, и ее приверженцев, которых называли «квартодециманами» (четыренадесятниками).

 

[432]1 Тим. 2:5.

 

[433]Пс. 50:7.

 

[434]Кэдвалла – Кадваллон (Катгублаун) Ллаухир, король Гвинедда (Северного Уэльса) в 616‑635 гг. По валлийской традиции, он был другом Эдвина, когда тот во время своего изгнания жил у его отца Кадвана. Однако позже королевство Кадваллона не раз страдало от нападений англов; с его стороны война была попыткой изгнать захватчиков и вернуть земли бриттов, утраченные в правление Этельфрита.

 

[435]Пенда был королем Мерсии в 626‑655 гг. Этому сильному и жестокому правителю подчинялись в той или иной форме все англосаксонские королевства, кроме Нортумбрии.

 

[436]Местечко Хэтфилд‑Чейз в графстве Йоркшир.

 

[437]12 октября.

 

[438]Следовательно, Эдвин родился в 585 или 586 г. Позже он был объявлен мучеником, поскольку погиб от рук короля‑язычника.

 

[439]Возможно, Эдфрит был убит, когда его сводный брат Освальд начал войну против Мерсии.

 

[440]По сообщению автора «Жития» папы Григория, останки Эдвина были отвезены в монастырь Стренескальк (Витби) и похоронены рядом с алтарем; об отсутствии головы ничего не говорится. Не упоминает об этом и сам Беда, который позже (III, 24) пишет, что Эдвин похоронен в Стренескальке.

 

[441]Позже, около 643 г. Энфледа стала женой короля Нортумбрии Освиу, завершив объединение королевских династий Дейры и Берниции.

 

[442]Несомненно, королева Этельберга боялась, что Освальд постарается избавиться от возможных претендентов на трон. Он сам и его братья при жизни Эдвина по той же причине находились в изгнании в Ирландии. Дагоберт I был королем Восточно‑Франкского королевства (Австразии) в 629‑639 гг.

 

[443]Имеется в виду Тирренское море. Смерть Романа произошла около 630 г.

 

[444]О судьбе паллия ничего не известно, что подкрепляет сомнения в его реальном существовании.

 

[445]В рукописи «Истории», датированной ХV в., это селение называется Сент‑Джеместрет. О его местонахождении ничего не известно.

 

[446]До этого в английской церкви были приняты ирландские каноны церковного пения, о которых известно очень немного.

 

[447]Иов. 42:17 – «и умер Иов в старости, насыщенный днями». Это выражение (в славянском переводе «ветхий денми») часто употреблялось в средневековой литературе.

 

[448]Осрик был королем Дейры в 633‑634 гг.

 

[449]Энфрид правил Берницией в 633‑634 гг. Королевства Берниция и Дейра (по‑англосаксонски Bernice и Dere) возникли на месте бриттских областей Бринейх и Дейфир. Первое из них занимало графство Нортумберленд и временами простиралось до залива Ферт‑оф‑Форт. Королевство Дейра находилось на территории графства Йоркшир. Оба государства возникли в середине V в.; их окончательное объединение произошло в 655 г.

 

[450]В римское время колония римских ветеранов называлась colonia, а местное поселение, получившее права города, – municipium. Позже название municipium стало применяться к укрепленному городу, окруженному стеной (у Беды oppido municipio). Из всех городов Нортумбрии в указанное время это определение могло относиться только к Эбораку; возможно, король бриттов на какое‑то время захватил этот город.

 

[451]Этот обычай был известен с вавилонских времен и зафиксирован, в частности, в Древнем Риме.

 

[452]Это современное местечко Роули‑Уотер в девяти милях от места битвы. Возможно, прежнее название оно получило в честь святого Дионисия (Дениса).

 

[453]В языческие времена было принято воздвигать в дар богам вотивные (дарственные) камни; с приходом христианства их сменили кресты. Сотни каменных крестов были воздвигнуты в Великобритании и Ирландии с VII по ХI вв. В случае срочности вместо каменного могли воздвигнуть деревянный крест.

 

[454]Беда и другие средневековые историки постоянно упоминают о чудесах исцеления, творимых водой, в которую опустили частицу какого‑либо чудесного предмета.

 

[455]В соответствии с традицией битва произошла у местечка Халиден (ныне Халлингтон). Беда часто переводит географические названия с одного языка на другой, особенно если они связаны с предметом его повествования.

 

[456]Имеется в виду Адрианов вал.

 

[457]Церковь в селении Хагустальден (ныне город Хексем). С 678 г. была центром самостоятельной епархии.

 

[458]Однако, как мы знаем, король Эдвин выстроил деревянную церковь в Йорке.

 

[459]Рим. 10:2 – «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».

 

[460]Анатолий, епископ Лаодикейский около 280 г., первым ввел, по свидетельству Евсевия Кесарийского, 19‑летний пасхальный цикл. Его «Канон», на который ссылались защитники кельтской Пасхи, представлял собой явную подделку, что и имел в виду Беда.

 

[461]Церкви юга Ирландии приняли римскую Пасху около 633 г.

 

[462]Остров Линдисфарн или Линдисфарне (Lindisfarne) находится в графстве Нортумберленд, недалеко от границы с Шотландией. Видимо, ирландские монахи выбрали его из‑за сходства с Ионой; они любили селиться на уединенных островах с суровым климатом. В последующие годы по ирландскому обычаю остров был одновременно монастырем и центром епископства. Его предпочли Эбораку, поскольку резиденция короля Освальда находилась на севере, в Бамборо. Хотя позже епископская кафедра была перенесена в Эборак, Линдисфарн оставался центром церковной жизни в Нортумбрии до IX в., когда он подвергся неоднократным нападениям скандинавов и был полностью разрушен. С XII в. он носит название Холи‑Айленд (Святой остров).

 

[463]Остров, который Беда называет Hii, носит в латинских источниках название insula Iona или Iova (англ. Iona). Его прежнее название неизвестно, и, возможно, имя Иона (древнееврейск. «голубь») он получил по ассоциации с латинизированным именем основателя монастыря Колумбы (латинск. «голубь»). Монастырь, существовавший на Ионе с 565 г., оказал большое влияние на культуру не только Ирландии и Англии, но и других стран Европы; он был центром ирландского миссионерского движения VII‑VIII вв. В монастыре процветали латинская образованность и искусство книжной миниатюры; по всей видимости, существовало и летописание. Многие богатства Ионы погибли во время нападений скандинавских пиратов в 795, 802 и 806 гг. После этого монахи покинули Иону и основали новую обитель в Келлсе (Ленстер).

 

[464]Согласно Беде, остров Иона был подарен св. Колумбе королем пиктов Бриде после обращения последнего. По ирландской традиции, остров подарил Колумбе его родственник, король Далриады Коналл мак Кумгайл (правил в 558‑574 гг.).

 

[465]Юстин II или Младший – племянник Юстиниана, византийский император в 565‑578 гг.

 

[466]Колумба или Колум Килле (Колумкилл) – один из великих святых ирландской церкви, почитаемый до сих пор. Он родился ок. 520 г. в семье вождя крупного клана, родственника королевской династии О’Нейл. Колумба получил блестящее образование в монастырях Клонард и Гласневин, потом сам основал монастыри в Дерри и Дарроу. Он стал на сторону противников верховного короля Диармайта в битве при Кул‑Дремне и был в 563 г. изгнан из Ирландии. Явившись к королю пиктов Бриде, он крестил его, а затем обратил в христианство все королевство пиктов, основав в Шотландии множество церквей и монастырей. Все они вошли в монастырскую «семью» Ионы, которую возглавлял Колумба. Он был горячим защитником кельтской Пасхи и тонзуры. Умер Колумба в 597 г.; сохранилось два его жития, одно из которых написано в конце VII в. известным аббатом Ионы Адамнаном.

 

[467]Южные пикты населяли Фортриу – область, отделенную от северных пиктов Грампианскими горами. В VI‑VII вв. эта территория была частично захвачена Нортумбрией.

 

[468]Св. Ниниа или Ниниан жил в V в. и основал монастырь Кандида‑Каса (Уитхорн) в Голуэе. Его житие не сохранилось, хотя на нем основана одна англосаксонская поэма VIII в. Слова Беды «как говорят» (ut perhibent) здесь, как и в других местах, означают, что автор не имел письменных свидетельств о том, что он описывал.

 

[469]Латинское Candida Casа; англы назвали это место Уитхорн («Белый рог» или «мыс»). В 731 г., когда Голуэй находился под контролем Нортумбрии, там было основано самостоятельное епископство. Как и сама церковь, оно было уничтожено скандинавами в начале IX в.

 

[470]Бриди (вернее Бриде) мак Мелхон правил пиктами около 557‑586 гг. Имя Бриде было традиционным у королей пиктов.

 

[471]Имеется в виду знаменитый монастырь Дарроу в Ленстере. В VII в. там было создано богато иллюстрированное Евангелие (Codex Durmachensis), которое ныне хранится в библиотеке Тринити‑колледжа в Дублине.

 

[472]Система церковного управления в Ирландии отличалась от принятой в других странах Европы. Формально епископы были главами церкви, но многие из них не имели своих диоцезов и жили в монастырях или в отшельничестве. Позже, когда моральный дух ирландской церкви упал, появилось много жалоб на недолжный образ жизни этих «бродячих епископов»(episcopi vagantes).

 

[473]Хотя Беда общался с Адамнаном, он, видимо, не знал написанного последним «Жития Колумбы». Этот памятник неоднократно издавался и переводился на английский язык (лучший перевод: Adomnan’s Life of Columba/ Tr. A. O. and M. O. Anderson. London, 1961).

 

[474]Флп. 3:15.

 

[475]В сочинении Беды содержится практически вся информация о св. Айдане, известная нам. Его происхождение неизвестно; имя представляет собой диминутивную форму ирландского Aedh (Айд).

 

[476]Сегене – пятый аббат Ионы в 623‑652 гг.

 

[477]У ирландцев, как и у англосаксов, верхом ездили только представители знати, поэтому святые из смирения отказывались от этой привилегии.

 

[478]Любопытно, что «вялость» (segnitia) охватила церковь англов так скоро после тех аскетических подвигов и чудес святости, о которых повествует Беда. О причинах этой «вялости» он ничего не говорит, но неоднократно обличает ее в своих сочинениях, в особенности в письме к Эгберту (см. ниже).

 

[479]Обычай заучивать на память большие отрывки из Библии, особенно псалмы, ирландские монахи восприняли у ранних египетских отцов. По сообщению Беды, епископ Вилфрид в молодости выучил наизусть всю Книгу Псалмов (V19).

 

[480]Среда и пятница были у христиан постными днями начиная с III в. Эта практика была воспринята у евреев, которые постились по понедельникам и четвергам.

 

[481]Имеются в виду те, кто был захвачен в плен во время частых войн между анлосаксонскими королевствами. Их часто использовали как рабов в самой Британии или продавали за море франкам или фризам (см. историю, рассказанную в IV24).

 

[482]Гектор Боэций (Бойс) в латинской «Хронике Шотландии», написанной в XVI в., называет имя этого неудачливого миссионера – Корман.

 

[483]1 Кор. 3:2 – «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах».

 

[484]Освальд действительно пользовался верховной властью над большей частью англосаксонских королевств, а также над Южной Шотландией и некоторыми частями Уэльса. Адамнан в своем «Житии Колумбы» именует этого короля «императором всей Британии» (totius Britannniae imperator).

 

[485]Имеется в виду Беббанбург (ныне Бамборо), который был в VII‑VIII вв. столицей Нортумбрии. Бебба или Бибба была первой женой короля Этельфрита и матерью Энфрита. Освальд был сыном второй его жены Ахи, дочери короля Дейры Эллы и сестрой короля Эдвина. Таким образом, Освальд был связан с королевскими родами как Берниции, так и Дейры.

 

[486]Кинегисль или Кинегильс правил в Уэссексе в 611‑642 гг.

 

[487]Бирин был епископом западных саксов ок. 640‑650 гг. Вообще Беда плохо знает о событиях в Уэссексе и мало сообщает о положении церкви в этом королевстве. Он ничего не говорит о набиравшем силу в начале VIII в. миссионерском движении и даже о деятельности «апостола германцев» Винфрида‑Бонифация, уроженца Уэссекса. Его информацию дополняют сообщения «Англосаксонской хроники», написанной в Уэссексе.

 

[488]На деле Астерий был епископом Милана, но был изгнан в Геную лангобардами – сторонниками арианства.

 

[489]По данным «Жития Освальда», написанного Симеоном Дарэмским в XII в., эту дочь звали Кинебургой. Видимо, она вступила в брак с Освальдом незадолго доо его гибели и не успела родить ему наследников.

 

[490]Ныне Дорчестер в графстве Дорсетшир. По данным традиции, именно там произошло крещение короля Кинегисля.

 

[491]Хэдда стал епископом Уэссекса в 676 г.; при нем кафедра была перенесена в город Вентакастир (у Беды латинизированное Вента, ныне Винчестер), где находилась и королевская резиденция. Возможно, он также основал или восстановил знаменитый монастырь в Гластонбери; по данным Уильяма Малмсберийского, в этом монастыре стояла каменная пирамида с посвящением Хэдде.

 

[492]Кенвалк или Кенвал правил в 643‑672 гг. Видимо, он был как‑то связан с Нортумбрией, поскольку дружил с Бенедиктом‑Бископом и с королем Альдфритом.

 

[493]Анна или Энна был королем восточных англов в 635‑654 гг. Все его дочери – четыре родных и одна приемная – стали монахинями и позднее были канонизированы. Старшая из них, Этельфрита, сделалась женой короля Нортумбрии Эгфрита, а потом аббатиссой Эли (о ней см. IV19). Другая дочь Сексбурга, жена короля Кента Эрконберта и мать Эрконготы, была аббатиссой Эли после сестры. Третья дочь Этельбурга стала аббатиссой монастыря Бри в Галлии. О четвертой дочери, Виктбурге, Беда не упоминает, но из документов ХI в. следует, что она была похоронена в том же монастыре Эли. Приемная дочь Анны Сефрита также была аббатиссой в монастыре Бри (см. III8).

 

[494]Франкская форма имени Этельберт. Видимо, он, как и Вине, был посвящен в епископы без диоцеза. Он говорил на каком‑то из франкских диалектов, который англосаксы понимали, но считали «варварским». Из Уэссекса он не отправился прямо в Галлию, а пробыл четыре года в Нортумбрии, где посвятил в священники Вилфрида и присутствовал на соборе в Витби (Стренескальке). После этого он был избран епископом Парижа и оставался им до своей смерти в 680 г.

 

[495]Имеется в виду Париж, который в римское время назывался Лютеция паризиев (Lutetia Parisiorum) по имени жившего в окрестностях галльского племени.

 

[496]Иов. 42:16.

 

[497]За что был изгнан Вине, неизвестно. Учитывая сказанное далее о покупке им епископства, можно предположить, что его изгнали за симонию (торговлю церковными должностями), которая в то время стала обычной в его родной галльской церкви, но еще не прижилась в церкви английской.

 

[498]Ученый грек Теодор был архиепископом Кентерберийским в 668‑690 гг. О нем см. ниже.

 

[499]Леутер был епископом Винчестера в 670‑676 гг. Здесь под «синодом» (synodica) имеется в виду собрание представителей светской и духовной власти королевства (то же, что витанагемот).

 

[500]Эрконберт или Эркенберт был королем Кента в 640‑664 гг.

 

[501]Имеется в виду Великий пост.

 

[502]Фара или Бургундофара происходила из королевского рода бургундов. Она была пострижена в монахини св. Колумбаном против воли ее отца, который за это изгнал Колумбана из своих владений. После она стала первой аббатиссой монастыря Бри недалеко от Парижа. Это был двойной монастырь (мужской и женский); обычно такие монастыри возглавляли женщины из знатных родов. В Англии такие монастыри (Витби, Баркинг, Колдингем) процветали в VII‑VIII вв., но позже исчезли – видимо, в результате скандинавского завоевания.

 

[503]Это монастыри Бри, Шелль и Андели‑сюр‑Сен (все недалеко от Парижа).

 

[504]Номисма (nomisma) – этим греческим словом часто назывались римские золотые солиды, имевшие хождение во всей Европе в раннем Средневековье.

 

[505]Сладковатый запах разложения из вскрытой могилы часто рассматривался как признак святости. Впрочем, останки святых очень часто издавали благоухание через много лет после смерти, когда всякое разложение должно было завершиться.

 

[506]Беда упоминает о четырех случаях нетления тел святых. Это Этельбурга, Фурсей, Этельфрита и Кутберт. Хотя церковь никогда не рассматривала нетление мощей как обязательный признак святости, оно было дополнительным аргументом для канонизации. С другой стороны, по распространенному поверью, тела проклятых людей – чародеев, оборотней, вампиров – также не подвергались разложению.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных