Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 6 страница




 

[686]Имеются в виду не столько римские Пасха и тонзура, которые уже были приняты английской церковью, сколько бенедиктинское монашеское правило и римские каноны церковного пения.

 

[687]В то время во всех англосаксонских королевствах оставалось только два предстоятеля – епископ Лондона Вине и Хад. Епископ Вилфрид находился в монастыре Рипон и, возможно, управлял своей епархией оттуда.

 

[688]См. прим. 640.

 

[689]Путта был епископом Рочестера в 670‑676 гг. Он покинул епархию после взятия Рочестера королем Мерсии Вулфхером.

 

[690]Яруман умер в 667 г.; после его смерти обязанности епископа Мерсии исполнял Вилфрид.

 

[691]По своим обычаям и поведению Хад, Яруман и другие епископы того периода были очень похожи на ирландских святых, у которых они учились и которым стремились подражать. Несмотря на высокие личные качества, они не могли внести в английскую церковь начала строгой организации и образованности, носителями которых выступали Теодор и Адриан.

 

[692]Имеются в виду жители Линдсея.

 

[693]Это монастырь Барроу в Линкольншире. Латинская приставка ad, которую Беда часто употребляет (Ad Lapidem и др.), соответствует англосаксонской приставке aet, обозначающей привязку к географическим особенностям. Другая приставка in (Инфеппинг, Инберекинг) означает привязку к областным и племенным названиям.

 

[694]Нынешний город Личфилд, в VII‑VIII вв. столица королевства Мерсия.

 

[695]Еккл. 3:5.

 

[696]1 Пет. 2:5 – «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Сходные выражения см. Еф 2:21 и 2 Кор 5:1.

 

[697]Ин. 13:1 – «пришел час Его перейти от мира сего к Отцу».

 

[698]Упоминаний об этом Овине в источниках не обнаружено. В соборе монастыря Эли в Восточной Англии находится его надгробный камень, перевезенный в Средние века из близлежащей деревни Хадденхем.

 

[699]О ней см. IV19. Имя святой Эдильфриды (правильнее Этельфрита) было в средние века известно в латинизированной форме Этельдреда. Из него произошло современное английское имя Одри, а также слово tawdry (мишурный, кричаще безвкусный).

 

[700]Топор (securis) и плотницкое тесло (ascia) использовались при вырубании леса и строительстве деревянных домов. Видимо, этим и занимался Овин в находившемся в лесу монастыре Ластингем.

 

[701]Из рассказа Хада следует, что «возлюбленным гостем» был Кедд, его брат и основатель обители. Видимо, по мнению Беды, он после смерти покровительствовал Ластингему, как святой Эгберт – Ионе (см. V22).

 

[702]В житиях часто встречается просьба святого никому не говорить о явившихся ему видениях до его смерти. Этот сюжет, скорее всего, восходит к просьбе Христа, обращенной к трем апостолам, – «никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 9).

 

[703]Святых часто предупреждали о времени их смерти, чтобы они успели сделать необходимые приготовления. См. аналогичные видения Кэдмона (IV24) и Вилфрида (V19).

 

[704]Пс. 17:14‑15.

 

[705]Лк. 21:27.

 

[706]2 Тим. 4:1.

 

[707]2 Пет. 3:12 – «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают».

 

[708]В житиях часто встречается мотив вознесения души святого ангелами. Беда пишет об этом в описании смерти аббатиссы Хильды (IV, 23), а также в «Житии Кутберта», где описывается, как видение возносящейся на небеса души Айдана заставило Кутберта поступить в монастырь Мелроз. В данному случае видение, несомненно, явилось самому Эгберту.

 

[709]2 марта 670 г.

 

[710]Мощи епископов и других лиц, прославившихся своей святостью, часто по нескольку лет находились во временных гробницах, а после перезахоронялись с почестями.

 

[711]Буквально domunculi (домика). Это обычная форма каменных гробниц раннего Средневековья, повторяющая традиционную форму римских саркофагов.

 

[712]Винфрид был епископом Мерсии в 670‑676 гг. Его не следует путать со знаменитым «апостолом Германии» Винфридом‑Бонифацием (годы жизни ок. 675‑754).

 

[713]Нынешний остров Инишбофин в графстве Голуэй.

 

[714]Периодические скитания по монастырям и обителям отшельников были в обычае ирландских монахов не только в самой Ирландии, но и в Англии.

 

[715]Монастырь Майо в нынешнем графстве Майо.

 

[716]Имеется в виду вождь местного клана; возможно, глава клана Сил Миредах, который позднее покровительствовал монастырю Майо.

 

[717]Позже несколько королей англосаксов действительно оставили трон и отправились в Рим, что говорит о большом религиозном подъеме, охватившем Англию. О нем говорит и Беда (см. V23), хотя в то же время он сетует на упадок духовности.

 

[718]15 февраля.

 

[719]Эгфрид (точнее Эгфрит) правил Нортумбрией в 670‑685 гг.

 

[720]В числе других реформ Теодор ввел в английской церкви обычай периодически созывать предстоятелей для решения насущных вопросов церковной жизни.

 

[721]Ныне город Хертфорд в одноименном графстве.

 

[722]Неизвестно, почему Вилфрид отсутствовал на соборе. Возможно, он не был согласен с мнением большинства епископов по некоторым проблемам или просто поссорился с кем‑либо из них, что неудивительно при его властном характере.

 

[723]Леутер или Хлотхер был епископом Уэссекса в 670‑676 гг.

 

[724]Имеется в виду книга канонов, утвержденных на Халкидонском соборе 451 г. Эти каноны, принятые западной церковью, были переведены на латынь Дионисием Экзигием в начале VI в.

 

[725]Видимо, в это время были впервые четко установлены границы парухий (диоцезов), в основном совпадающие с границами англосаксонских королевств.

 

[726]В этом пункте отразилось особое положение монастырей в английской церкви, заимствованное из кельтской практики. Позже монастырям нередко оказывали предпочтение короли, которые использовали их в качестве противовеса усилению епископского влияния.

 

[727]По кельтскому обычаю монахи часто покидали свои обители и отправлялись в странствия, что препятствовало исполнению ими монастырских правил. Для пресечения этой практики собор решил, что монахи могут покидать монастырь только с разрешения аббата. Однако позже монахи продолжали странствовать (часто под предлогом паломничества), и церкви еще не раз приходилось прибегать к запрещениям.

 

[728]Иногда церковники во время путешествий вымогали или прямо требовали у мирян деньги и различное имущество. Такая практика была распространена и в других странах Европы и стала в ХI в. предметом осуждения известного «клюнийского движения».

 

[729]Имеется в виду селение Кловешо недалеко от Хертфордской равнины. Единственный известный собор состоялся там в 747 г., однако, возможно, там же происходили и те соборы, которые имели место в Хертфорде.

 

[730]Вопрос о дроблении епископских диоцезов был предметом ожесточенных споров в английской церкви. Сам Беда был сторонником такого дробления (см. «Письмо к Эгберту»), однако многие епископы сопротивлялись ему, так как это уменьшало число подвластным им церквей и областей.

 

[731]Правильная дата – 672 г., но король Эгберт действительно умер в 673 г.

 

[732]Хлотхер (Хлотарь) был королем Кента в 673‑685 гг.

 

[733]Бизи был посвящен в епископы в 672 или 673 г. Экки стал епископом в городе Данвич (графство Саффолк); епископство существовало там до скандинавского завоевания в IX в. Ныне церковь Экки вместе с большей частью Данвича затоплена морем. Бадувин сделался епископом города Элмхема (графство Норфолк); там епископство Восточной Англии находилось до 1072 г. Позже оно было перенесено в Тетфорд, а около 1094 г. в Норвич (Норич).

 

[734]Возможно, Винфрид был смещен за недовольство разделением своего диоцеза. По курьезному сообщению Эдди, Винфрид после этого направился на континент, где майордом Эброин арестовал его, перепутав со своим врагом Вилфридом, и несколько месяцев продержал в темнице. Уже после этого он удалился в монастырь Адбарве (Барроу).

 

[735]Сексвулф или Саксулф был основателем знаменитого монастыря Медесхемстед (Питерборо) в графстве Нортхэмптоншир, о котором много говорится в «Англосаксонской хронике» (см.).

 

[736]Винфрид умер около 678 г.

 

[737]Эрконвальд (более правильно Эркенвольд) был епископом Лондона в 675‑693 гг. Король Уэссекса Ине в преамбуле к своему известному кодексу законов называет Эркенвольда «мой епископ»; это может означать, что в то время король Уэссекса в какой‑то форме осуществлял суверенитет над Эссексом. В XII в. Эркенвольд был канонизирован; его останки находятся в соборе св. Павла в Лондоне.

 

[738]Кабалларий (caballarium) – особое седло со спинкой и ремнями, в котором передвигались больные и беременные женщины.

 

[739]Область Судергей (Sudergeona) – нынешнее графство Суррей (Серри). Оно попеременно принадлежало королям Сассекса, Мерсии и Уэссекса. Около 670 г. королем или элдорменом Суррея был Фритувольд, даровавший Эркенвольду земли для его монастыря в Чертси.

 

[740]Ныне город Чертси. Керот или Кеорот – неизвестное лицо или место; его можно сопоставить с дворцом Хеорот – резиденцией короля данов в эпосе «Беовульф». Это название означает «олень».

 

[741]Известный монастырь Баркинг близ Лондона. Сначала он был смешанным, как Эли, Витби и др., но с IX в. стал чисто женским. Закрыт в XVI в.

 

[742]Главы VII‑Х заимствованы Бедой из утерянного жития св. Этельбурги, которое он именует далее liber или libellus.

 

[743]Вечерние молитвы (matutinае) читались до заката, после чего монахи отправлялись спать, однако некоторые продолжали молиться и дальше. В данном случае шествие на кладбище совершалось из особого благочестия.

 

[744]В англосаксонских храмах и каменных домах узкие окна помещались высоко под потолком и закрывались деревянными ставнями. Стекло начали использовать для окон и витражей только в ХI в.

 

[745]По монастырским обычаям дети обоего пола до шести лет (обычно сироты) могли жить и воспытываться вместе с монахами.

 

[746]В оригинале lucerna – церковная лампада, а также масляная лампа для освещения.

 

[747]У Беды в форме Torctgyd.

 

[748]2 Кор. 12:9 – «сила Моя совершается в немощи».

 

[749]Скрытая цитата из третьей эклоги «Буколик» Вергилия. В вольном переводе С. Шервинского: «этих, уж верно, любовь не сушила – а кожа да кости».

 

[750]Традиционная форма имени – Хильделит. Сохранился посвященный ей прозаический гимн Альдхельма. Бонифаций упоминает ее в одном из писем, из которого следует, что она была еще жива в 717 г.

 

[751]Вальдхер был епископом Лондона с 693 г. до своей смерти, наступившей в промежутке между 705 и 716 гг. Сохранилось его письмо 705 г., адресованное архиепископу Бертвольду.

 

[752]В оригинале mensura palmae величина ладони. Ладонь (palma) – римская мера длины, равная примерно 7,5 см. Далее упоминается «палец» (digitus) – другая римская мера, равная 1,85 см (римский дюйм, из которого произошел современный английский дюйм (inch), равный 2,5 см).

 

[753]Сыновья Себби Сигхард и Свефред правили Эссексом в 694‑709 гг. совместно с сыном Сигхерда Оффой. Сигхард умер первым около 705 г.

 

[754]Имеется в виду св. Павел, которого называли «апостолом язычников» в противоположность св. Петру – «апостолу иудеев».

 

[755]В оригинале subreguli (подчиненные царьки). В их числе были вдова Кенвалка Сексбурга (672‑673), Кенфус (673‑674), его сын Эсквин (674‑676) и сын Кинегисля Кентвин (676‑685). Вероятно, они были язычниками, поэтому Беда отзывается о них столь пренебрежительно.

 

[756]Хэдда был епископом Уэссекса в 676‑703 гг.

 

[757]Кэдвалла или Кэдвал был дальним потомком короля Кевлина. Во время правления Кентвина он предъявил права на трон и захватил его после долгой борьбы. Он проявлял большую жестокость к своим врагам (например, истребил все население острова Уайт). После двух или трех лет правления он отрекся от доставшейся ему с таким трудом власти и в 688 г. отправился в паломничество в Рим. Там он был крещен и вскоре умер (см. V7).

 

[758]При этом Этельред был весьма благочестив и щедро жертвовал земли и имущество монастырям Мерсии (Питерборо, Абингдон, Малмсбери). Он дружил с архиепископом Теодором и Вилфридом и в 704 г. удалился в монастырь Бардни, где позже стал аббатом (см. V19, 24).

 

[759]Квихельм был епископом Рочестера в 677‑678 гг.; Гефмунд – в 678‑693 гг.

 

[760]Сообщение о комете, которая на самом деле появилась в 676 г., Беда заимствовал из «Liber Pontificalis».

 

[761]Это было первое изгнание Вилфрида; более подробно Беда говорит о нем в V19. Возможно, причиной ссоры Вилфрида с королем был его отказ выполнить решение Хертфордского собора о разукрупнении диоцезов.

 

[762]Боза был одним из учеников аббатиссы Хильды, Эта – одним из 12 англов, бывших учениками св. Айдана. Позже он стал аббатом Мелроза, а еще позже – Линдисфарна. По старой традиции он сделал этот монастырь центром епископства, которое после его смерти разделилось на две части с центрами в Линдисфарне и Хексеме.

 

[763]Эдхед был родом из Нортумбрии; он сопровождал Хада, когда тот ездил к Вилфриду за посвящением. Область Линдсей находилась в руках короля Нортумбрии до 685 г., а после вновь перешла к Мерсии.

 

[764]Тунберт был аббатом Гиллинга и родственником аббата Ярроу Кеолфрита, друга и покровителя Беды. В 684 г. архиепископ Теодор по неизвестной приине лишил его кафедры. О Трумвине ничего не известно; после 685 г. епископство англов в пиктских землях прекратило свое существование.

 

[765]Эдхед был епископом Рипона (Рипенса) несколько лет после 685 г.

 

[766]История Сассекса в VI‑VII вв. совершенно неизвестна. По‑видимому, эта территория находилась под властью Кента, а после Мерсии. До 685 г. там правил король или мерсийский элдормен Этельвалк.

 

[767]Ныне это долина Меон в графстве Хэмпшир. По данным Беды, эта область, как и остров Уайт, была населена ютами (см. I,15).

 

[768]Энхер и Энфрит были королями Хвиссы под властью короля Мерсии; об их сестре Эфе ничего не известно.

 

[769]Босанхем (Бошем) был одним из немногих монастырей, основанных ирландцами в Южной Англии. Другим был Малмсбери, где учился Альдхельм. Ирландское влияние было сильно также в знаменитом монастыре Гластонбери.

 

[770]Вилфрид прибыл в Сассекс в 679 г. Сведения о его миссии Беда почерпнул из сочинения Эдди.

 

[771]Пс. 83:3 – «сердце мое и плоть моя вострогаются к Богу живому».

 

[772]Ныне местечко Селси. Монастырь, выстроенный там Вилфридом, был в Средние века затоплен морем. Дж. Кемден в своем географическом описании Британии (1789) сообщает, что его еще можно было разглядеть под водой.

 

[773]Греч. «полуостров» (лат. paeninsula).

 

[774]Эта глава отсутствует в рукописях группы С (см. предисловие).

 

[775]Видимо, этот мор имел место в 681 или 682 гг. Аббат Эппа (Eoppa) управлял монастырем Селси после 680 г.

 

[776]Во всех рукописях данное слово отсутствует. По смыслу обычно читают misericordia (милость).

 

[777]В оригинале in codicibus (в кодексах). Имеются в виду календари, в которых отмечались дни памяти святых и мучеников. Такой календарь, принадлежавший некогда св. Виллиброрду, хранится ныне в Национальной библиотеке Франции в Париже.

 

[778]Имеются в виду южные саксы.

 

[779]По преданию, св. Петр первым стал носить тонзуру, названную позже его именем. Апостола Павла с ранних времен изображали с длинной волнистой бородой; таким он представлен на надгробии св. Кутберта, сделанном в 698 г. (ныне в соборе Дарэма).

 

[780]Анналами первоначально называли пасхальные таблицы с дополнениями. Позже, в VIII‑IX вв., этот термин стал относиться к хроникам, где события располагались по годам.

 

[781]5 августа.

 

[782]Эта глава в рукописях группы С является продолжением главы XII, а в ранних рукописях группы М – главы ХIII Впервые она выделена в континентальных манускриптах начиная с IX в.

 

[783]Имя «Кэдвалла» имеет бриттское происхождение (так Беда называет короля Гвинедда Кадваллона). Возможно, предки этого принца породнились с правителями соседнего Уэльса. Несмотря на свою жестокость, Кэдвалла был весьма благочестив и особенно тепло относился к Вилфриду; Эдди утверждает, что «Вилфрид был его отцом и самым дорогим для него человеком».

 

[784]Этельвалк был убит в 685 г. Элдормены Бертгун и Андгун правили Сассексом в 685‑686 гг.; последний оставался у власти до 692 г. Между 692 и 725 гг. областью правили элдормены Нунна (Нотельм) и Ватт.

 

[785]Ине, представитель боковой ветви королевского рода, правил Уэссексом в 688‑726 гг.

 

[786]В скобках приводится нумерация глав в рукописях группы С.

 

[787]Примерно 390 км2. С тех пор часть острова была затоплена морем.

 

[788]С конца VI в. островом правила династия наследственных королей или элдорменов, основателями которого были Виктгар и Стуф. Арвальд – ее последний представитель.

 

[789]У Беды At Lapidem; возможно, местечко Стоунхем в графстве Хэмпшир.

 

[790]Имеется в виду небольшой монастырь Редбридж, закрытый в XVI в. Об аббате Кинеберте ничего не известно.

 

[791]Ныне пролив Те‑Солент.

 

[792]Река Хэмбл в графстве Хэмпшир.

 

[793]Имеется в виду монофизитство, отрицавшее сосуществование во Христе божественной и человеческой сущностей. Создателем этой ереси был константинопольский архимандрит Евтихий, живший в первой половине V в. Монофизитство было осуждено Константинопольским собором 448 г. и Халкидонским собором 451 г., однако продолжало сотрясать восточную церковь до конца VI в. В конце концов его сторонники создали самостоятельные церкви – коптскую в Египте и яковитскую в Сирии).

 

[794]17 сентября 679 г.

 

[795]Ныне Хэтфилд в графстве Хертфордшир.

 

[796]Перечисляются пять вселенских соборов: Никейский 325 г., Константинопольский 381 г., Эфесский 431 г., Халкидонский 451 г., Константинопольский 553 г.

 

[797]Македоний – епископ Константинополя в 342‑361 гг. Евдоксий был его преемником в 362‑370 гг. Оба они придерживались арианских взглядов.

 

[798]Несторий, епископ Константинополя в 428‑431 гг., был основателем несторианства – ереси, отрицавшей божественную природу Христа.

 

[799]Этот собор осудил приверженцев монофизитства – Феодора, епископа Мопсуэстии, Феодорита, епископа Кирр, и Иву, епископа Эдессы. Их обвинили в противоречии взглядам известного отца восточной церкви Кирилла Александрийского (ум. 444 г.), хотя реально он выступал против несторианства и по некоторым вопросам солидаризировался с монофизитством.

 

[800]Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. под председательством римского папы Мартина I, направленный против монофелитской ереси. Император Константин (Констант) II правил в 641‑668 г. Епископы называют его «благочестивейшим», хотя он был сторонником монофелитства и после собора сослал папу Мартина в Крым, где тот и умер.

 

[801]Будучи греком, Теодор осторожно высказывается по вопросу исхождения Святого Духа, ставшему позже главным пунктом расхождений между восточной и западной церковью. Как известно, первая считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как вторая со времен борьбы с ересями приняла положение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына.

 

[802]Архикантор или регент Иоанн прибыл в Англию с Бенедиктом‑Бископом после его пятого путешествия в Рим с аббатом Кеолфритом в 678 г. Здесь Беда впервые упоминает о Бенедикте, который в 674 г. основал монастырь в Уирмуте. Очевидно, он мало пишет о Бенедикте, как и о его преемнике Кеолфриде, чтобы не дублировать свое подробное повествование о них в «Истории аббатов Уирмута и Ярроу». Иоанн был регентом храма св. Петра и настоятелем маленького римского монастыря св. Мартина.

 

[803]Имеется в виду монастырь Уирмут в устье реки Уир (Wear). Его основал Бенедикт‑Бископ, приближенный короля из знатного англосаксонского рода, первый аббат Уирмута в 674‑689 гг. В 681 г. неподалеку был основан монастырь Ярроу, аббатом которого стал Кеолфрит (после смерти Бенедикта он занял и должность аббата Уирмута). Монастыри были знамениты не только тем, что там жил Беда, но и своими скрипториями, где были созданы первые рукописи «Истории» и богато орнаментированные Библии (сохранилась только одна – Codex Amiatinus, ныне во Флорентийской библиотеке). В IX в. Уирмут и Ярроу были уничтожены скандинавами, позже восстановлены, но потеряли былое значение. Окончательно их закрыли в XVI в. Ныне Уирмут (Монкуирмут) и Ярроу – небольшие рыбацкие городки. Развалины обоих монастырей раскопаны; в Ярроу действует музей Беды и его времени.

 

[804]Кеолфрит был аббатом Ярроу в 689‑716 гг. и учителем Беды. В 716 г. он отправился в Рим и там в скором времени умер. Его жизнь описана Бедой в «Истории аббатов»; существует также анонимное «Житие Кеолфрита» того же времени.

 

[805]Св. Агафон был папой римским в 678‑681 гг.

 

[806]Имеется в виду знание гимнов в честь святых, поющихся во все дни года.

 

[807]В ходе борьбы с монофелитством и другими ересями папе необходимо было заручиться поддержкой западных церквей, в том числе и английской.

 

[808]Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г.

 

[809]Т.е. монофелитов.

 

[810]Св. Мартин (336‑397 гг.) был епископом города Тур (Torons)

 

[811]См. прим. 571.

 

[812]Мф. 28:20 – «Я с вами во все дни до скончания века».

 

[813]Это монастырь Колдингем в шотландском Лотиане. Эбба была сестрой короля Освиу. Судя по рассказу Беды (см. IV25), в ее монастыре царили не слишком благочестивые нравы. Умерла она около 683 г.

 

[814]Монастырь Эли в Восточной Англии.

 

[815]В оригинале balneum calidum. Ирландские монахи из благочестия вовсе не мылись горячей водой; обычай принимать ванны пришел в английские монастыри из Рима и Галлии. В некоторых обителях сохранились банные помещения с каменными ваннами.

 

[816]Этельфрита была аббатиссой Эли в 673‑679 гг. Ей наследовала ее сестра Сексбурга, которая умерла до 705 г.

 

[817]Имеется в виду римский форт в Касл‑Хилл (ныне город Кембридж). Grantacaestir означает «крепость на Гранте»; река Гранта позже получила название Кем (Cam), откуда и происходит нынешний топоним Кембридж.

 

[818]Без сомнения, это был римский саркофаг, возможно, вскрытый грабителями.

 

[819]Случаи посмертного заживления тканей встречаются нередко.

 

[820]От англосаксонского elge (угорь; совр. англ. eel).

 

[821]Гимн Этельфрите написан т. н. элегическим дистихом, в котором чередуются строки, написанные гекзаметром и пентаметром, каждая из которых разделена цезурой на два полустишия. В оригинале каждая строка гекзаметра начинается с новой буквы латинского алфавита.

 

[822]Имеется в виду «Энеида» Публия Вергилия Марона.

 

[823]Довольно неожиданно к Богу прилагается языческий эпитет Юпитера Tonantis (Громовержец).

 

[824]Перечисляются легендарные девы‑мученицы времен раннего христианства. Агата (Агафия) Панормская была сожжена в печи в 251 г., Евлалия Барселонская – в 303 г. Фекла, ученица апостола Павла, была отдана на растерзание львам, но они не коснулись ее; несмотря на это, она считается первой мученицей. Евфимию также не тронули львы, и палачам пришлось заколоть ее. Цецилия, дочь римского патриция, обратила в христианство своего жениха и вместе с ним была казнена около 230 г. Агнесса в 13 лет была казнена во время гонений Диоклетиана; при покушении на ее невинность палач был поражен слепотой, но после исцелен молитвой Агнессы. Жития всех этих святых (кроме Евфимии) были очень популярны в западной церкви.

 

[825]Здесь Этельфрита отождествляется с Богоматерью.

 

[826]На самом деле по данным Беды Этельфрита прожила в обоих монастырях восемь лет.

 

[827]Странный счет времени дан здесь для соблюдения размера.

 

[828]В оригинале Xre – звательный падеж сокращения имени Христа, изобретенный самим Бедой для того, чтобы начать строку с буквы Х.

 

[829]В оригинале festiuis taedis (праздничных факелов). Латинское taeda обозначает и «сосна», и «свадебный факел»; последние делались из соснового дерева. Факельные шествия устраивались на свадьбах в римские времена; во время Беды это был уже анахронизм.

 

[830]Эгфрид дважды упоминается в «Житии Вилфрида» Эдди; возможно, он был королем Дейры. Он погиб в 679 г.

 

[831]В 697 г. она была убита представителями мерсийской знати. Возможно, они считали, что она является агентом короля Нортумбрии.

 

[832]Имеется в виду вергельд или вира за убитого члена рода, известная во всех варварских королевствах. Церковь, нетерпимо относившаяся ко всем прочим пережиткам язычества, приветствовала виру как альтернативу кровной мести.

 

[833]В оригинале rusticus (селянин). Имеется в виду свободный общинник (керл), в среде которых в VII в. уже происходило имущественное расслоение и превращение части их в клиентов феодалов‑глафордов (совр. англ. lord).

 

[834]Неизвестное место.

 

[835]В оригинале litteras solutorias (развязывающих письмен). Имеются в виду рунические надписи на талисманах или иных предметах, имеющие, по убеждению англосаксов, магическую силу.

 

[836]Слова комита говорят о том, что наряду с вирой у англосаксов в то время еще сохранялась кровная месть.

 

[837]Фризы (fresii или fresonii) – германское племя, жившее на территории Нидерландов. В V‑VII вв. имели собственное королевство; позже были завоеваны франками и крещены англосаксонскими миссионерами. Фризы были удачливыми купцами, пиратами и работорговцами. Видимо, в Лондоне находилась их торговая колония.

 

[838]Имеется в виду третий час до полудня или девять часов утра. В это время в раннем Средневековье обычно служилась месса.

 

[839]В англосаксонском общеестве рабы использовались для домашних работ или для получения выкупа от их родственников, если это были богатые люди.

 

[840]Речь идет о Сексбурге, жене короля Эрконберта и аббатиссе монастыря Эли.

 

[841]17 ноября.

 

[842]Монастырь Шелль, где в то время жило много представительниц англосаксонской знати.

 

[843]Река Уир. Этот монастырь Хильды просуществовал недолго; вероятно, все его монахини вместе с Хильдой перебрались в Хартлпул..

 

[844]Имеется в виду монастырь Хартлпул в Нортумберленде, закрытый в XVI в.

 

[845]Возможно, это город Тадкастер в графстве Йоркшир. Римское Calcaria означает «известняковый карьер»; известняк до сих пор добывается в Тадкастере и соседних районах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных