Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методический раздел.




Стратегический план исследования.

План данного исследования относится к теоретико-прикладному типу, характеризуется как описательный, т. к. информация об объекте исследования есть, но нужно ее обновление и дополнение.

Методический план исследования.

Анкетный опрос.

Опрос– это социологический метод получения информации, при котором респондентам в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой вопрос).

Экспресс-опрос – применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая; прессовая.

Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет; во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту.

Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций и мнений, статистические анкеты и т.д.

У анкетного опроса, как и у других методов сбора первичной информации, есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

· экономичность и оперативность проведения полевого этапа исследования;

· анонимность респондентов, повышающая достоверность информации.

Недостатки:

· большая возможность искажения информации;

· потеря части анкет.

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

Анкета обладает уникальными свойствами:

· создается под конкретное исследование и изобретается заново для следующего случая;

· отражает индивидуальное мировоззрение, уровень и направленность интеллектуальной компетентности своего автора, поэтому утверждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

· адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допускает переноса на другой объект.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Советы от опытного маркетолога, руководителя отдела Института маркетинговых исследований, ГфК МР А. Кутлалиева:

· вопросы в анкете должны быть ясными;

· форма ответов, которые предполагает вопрос, должна быть удобной для записи;

· в анкете необходим правильный порядок размещения вопросов;

· анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать;

· всегда необходимо осуществлять «пилотаж» анкет, прежде чем будет начато основное исследование;

· вопрос должен задаваться только об одном предмете;

· вопрос должен быть коротким и несложным, поскольку длинные вопросы приводят к тому, что респондент не улавливает сути;

· вопросы должны вызывать правдивый и точный ответ [8, с.338].

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию:

· о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

· о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);

· о личности респондента (или так называемая «паспортичка», дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающиеся по форме:

· вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов);

· открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ);

· полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ).

Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: «Из каких источников Вы получаете информацию о пластической хирургии – телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?»

Имеют место вопросы прямые и косвенные.

Прямые вопросы – это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы, – в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса:»Что мешает Вам хорошо учиться?» Пример косвенного вопроса: «Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что…»

Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность респондентов, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем, более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется «паспортичка» и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

Рассмотрим основные принципы построения анкеты.

Первый принцип – программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист – строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.

Второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

Четвертый принцип – смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один – два), после чего – завершающая «паспортичка».

После завершения социологического опроса проводится, прежде всего, проверка анкет и бланков – интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30 %, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Анкета обладает свойствами уникальности:

· создается под конкретное исследование и изобретается заново для следующего случая;

· отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и направленность интеллектуальной компетентности своего автора, поэтому утверждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

· адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допускает переноса на другой объект.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех,кто позже попадет в состав респондентов.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, т. к. к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

В нашей работе анкетный опрос выступает в качестве одного из основных методов исследования. Это связано с тем, что при анализе выбранной темы, особенно, если учесть, что мы решили выявить отношение населения к изучаемому феномену, никак не обойтись без использования количественных данных. Именно анкетный опрос позволяет охватить широкие группы людей, различающиеся по нескольким признакам, в том числе, социально-демографическим характеристикам, профессиональным особенностям, личностным качествам, отличным жизненным приоритетам и мировоззренческим позициям, но объединенные вместе в общую выборочную совокупность, способную стать репрезентативной по отношению к решению тех задач, которые поставлены в исследовании отношения к эстетической пластической хирургии.

Составленная нами анкета может быть подразделена условно на два ключевых смысловых блока, выстроенных таким образом, чтобы можно было отчасти решить ряд исследовательских задач и подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотетические предположения.

Прежде всего, это вопросы, связанные с определением гендерных и возрастных характеристик, выявлением уровня образования, материального положения, религиозности респондентов, а также ключевого социального статуса, связанного с выполнением конкретных производственных обязанностей. Кроме того, мы формулируем вопрос о жизненных приоритетах, что обусловлено нашим желанием сгруппировать полученные результаты, с учетом максимально возможного количества нюансов.

Далее мы предлагаем целую группу вопросов, посвященных выявлению степени осведомленности респондентов об изучаемом нами явлении, как с позиции содержательной оценки, так и с точки зрения владения информации о деятельности конкретных клиник и видовой представленности, распространенности, популярности и доступности конкретных хирургических процедур.

Кроме того, можно отметить, что в своей анкете мы используем и опросник по шкале Лайкерта. Необходимость данной процедуры была определена тем, что мы стремимся продублировать некоторые вопросы из второго блока, с целью проверить точность и искренность ответов. При использовании шкалы Лайкерта мы ожидали возможности столкнуться с рядом неточностей по причине того, что респонденты зачастую склонны избегать крайних вариантов ответов, соглашаться с утверждениями, не задумываясь, пытаться произвести благоприятное впечатление, отвечая неискренне.

Понимая, что чаще отбор суждений для реализации такой шкалы производится в процессе пилотного исследования, мы, тем не менее, сформулировали наиболее непротиворечивые, простые в формулировках, однозначные для восприятия вопросы, способные помочь нам в выявлении отношения респондентов к объекту нашей работы.

Таким образом, используя в работе анкетный опрос, мы можем получить большой объем информации, анализ которой, в сочетании с применением других методов позволит нам частично решить все поставленные в исследовании задачи.

Экспертный опрос.

Экспертный опрос – разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей – эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Эксперт(от латинского «expertus»– опытный) – специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования.

От других форм социологического опроса экспертный метод отличают несколько весьма важных черт:

· количество опрашиваемых: их всегда меньше, чем при анкетировании и даже интервью;

· качества опрашиваемых: кругозор, уровень квалификации, знание специальной области у них на несколько порядков выше, чем у обычных респондентов;

· тип и объем информации: экспертный опрос проводится для получения данных, которых нет и никогда не будет у социолога – исследователя; в отличие от обыденных знаний, которые известны социологу из своего опыта, получаемые от экспертов знания относятся к специальным научным знаниям;

· типичность данных: в массовом опросе социолога интересует типичность, повторяемость, обычность добываемых сведений о ценностных ориентациях и мотивах поведения людей, а в экспертном опросе исследователь дорожит именно уникальностью технических или гуманитарных знаний эксперта, их глубиной, неповторимостью;

· программная функция: первичную информацию, получаемую в анкетировании или интервью, социолог использует для проверки научных гипотез, а в экспертном опросе – для того, чтобы разобраться в совершенно новой для себя области.

Основное назначение экспертного опроса: выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Основные нормативные требования: при опросе экспертов нужно дать четкое обоснование необходимости применения соответствующей методики экспертного опроса. Тщательность подбора экспертов: обязательная оценка их компетентности. Учет факторов, влияющих на суждения эксперта. Создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования. Сохранение полученной от экспертов информации без искажения на всех этапах исследования.

Основной инструментарий экспертных опросов – анкета или бланк-интервью, которые разработаны по специальной программе. В соответствии с этим процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.

Экспертные оценки – это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям.

Метод экспертных оценок – вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

Фоновые суждения фиксируют факторы, влияющие на состояние изучаемого объекта. В процедуре опроса эксперт выделяет среди них наиболее важные, существенные для объекта, дает им оценку.

Применение экспертного метода опроса связано с соблюдением определенных правил. При его организации большое внимание уделяют обычно трем методологическим проблемам: подбору экспертов, процедуре их работы, обработке высказанных мнений.

Рассмотрим виды экспертного опроса.

Процедура работы экспертов может быть совместной или отдельной. Среди коллективных процедур можно обнаружить метод «мозговая атака (штурм)», обычную дискуссию, дельфийскую технику.

Обычный опрос – предполагает проведение разового анонимного опроса.

Многоступенчатый опрос – связан с тенденцией усложнять задачу экспертов. Так же выделяют методы заочного и очного экспертного опроса.

К методам первого из них относятся: письменный опрос (сбор мнений), анкетирование (формализованный опрос), метод независимых характеристик и дельфийская техника. Ко вторым – интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака». Число экспертов не должно превышать 10-15 человек.

Письменный опрос (сбор мнений) состоит в том, что экспертам рассылаются (раздаются) специально подготовленные опросные листы, в которых они должны изложить свое мнение по существу поставленных вопросов. Сбор мнений подобен свободному интервью и отличается от него лишь письменной формой опроса, которая дает возможность привлечь большое число экспертов.

Формализованный опрос представляет собой обычное анкетирование с вопросами, сформулированными как в открытой, так и в закрытой форме. Анкетирование направлено на выяснение оценок тех или иных аспектов готового решения. Основной метод анализа данных в таком случае – статистический.

Метод независимых характеристик позволяет дать обобщенную оценку одного явления, информация о котором поступает из нескольких независимых источников (от разных людей). На первом этапе происходит сравнение и сопоставление разных мнений, на втором – они обрабатываются с помощью математико-статистических процедур, на третьем – формулируются достоверные выводы.

Одной из самых распространенных процедур проведения экспертного опроса выступает «дельфийская техника». Метод предусматривает опрос экспертов в несколько туров, обработку результатов каждого тура, информирование их об этих результатах и вновь повторение такой же процедуры. Метод «Дельфы» направлен на усовершенствование процесса принятия экспертных оценок, но с такой целью, чтобы общую оценку выводила не математика и статистика, а сами люди, ориентируясь на мнения других, если надо корректируя его, усиливая свою аргументацию или отказываясь от нее в пользу наилучшей, более обоснованной точки зрения.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») считается наиболее известным методом коллективного принятия творческих решений. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы, спонтанно предлагаемых участниками. При обычных приемах обсуждения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают потом этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияние оказывают боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.д. А. Ф. Осборн обратил внимание на то, что одни люди легко выдвигают новые идеи, другие больше склонны к критическому анализу чужих идей. Поэтому этапы генерирования идей и их анализа следует разделять. Для этого создаются две группы: участники мозговой атаки – те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи, и члены комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы. Выделяют две формы мозговой атаки: просто совещание и совещание по круговой системе.

Метод «мозговой атаки наоборот» во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Критика специально поощряется, т.к. философия такого метода построена на том, чтобы все эксперты выявляли как можно больше недостатков у предлагаемых идей.

Метод прогнозных сценариев наиболее популярный метод экспертных оценок. Сценарий – это вероятностное описание картины будущего, составленного на основе компетентных технических суждений. Один прогноз включает несколько сценариев, в большинстве случаев три: оптимистический, пессимистический и промежуточный (наиболее вероятный, ожидаемый).

Составление сценария происходит в несколько этапов:

· структурирование и формулировка вопроса, то есть сбор и анализ исходящей информации, согласование задачи со всеми участниками проекта, выделение структурных характеристик проблемы;

· определение факторов внешнего влияния;

· нахождение показателей, желательно альтернативных, будущего состояния;

· формирование и отбор согласующихся наборов предложений при помощи компьютерных программ;

· разработка практических рекомендаций к сценарию будущего и определению возможных последствий его реализации.

Метод коллективного блокнота («банка» идей) – способ, основанный на сочетании независимого выдвижения идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой.

Метод неспециалиста заключается в том, что решение проблемы предлагается лицам, которые никогда ею не занимались, но являются специалистами в смежных областях. [8]

В нашей работе в качестве экспертов выступят компетентные лица, способные прокомментировать различные аспекты исследуемого нами явления, в том числе, связанные с оценкой того насколько явление эстетической пластической хирургии информационно представлено в масс-медиа, каковы могут быть психологические перипетии потенциального обращения к пластическим хирургам, как может строиться отношение жителей города Челябинска к эстетической пластической хирургии, в том числе к людям, неоднократно делавшим себе пластические операции. Также, по нашему мнению экспертная оценка поможет нам сориентироваться в том, насколько жители города Челябинска готовы вообще обращаться к практике эстетической пластической хирургии, какие операции пользуются большим спросом и как это взаимосвязано с их стоимостью.

Экспертами мы определили специалиста по пластической хирургии, который как никто другой знает эту сферу медицины и практикует сложнейшие пластические операции, следовательно, сможет дать ясные разъяснения об этой специальности, поскольку сам непосредственно работает в сфере эстетических пластических услуг. Вторым экспертом мы привлечем врача-психотерапевта, поскольку квалифицированная интерпретация активных или неосознанных действий людей, а также знания о природе страхов, переживаний, чаяний и устремлений, о сути формируемых социумом мотивов – его непосредственная стезя. Также в качестве экспертного, мы рассчитываем использовать мнение представителя традиционной религии, в целом отрицающей вмешательство в «Волю Божью». В качестве такового будет приглашен представитель РПЦ, который, по нашему мнению, сможет дать свою, оригинальную, а потому и крайне интересную оценку развития анализируемого нами явления. Особое место среди наших экспертов отводится представителю масс-медиа, информационная активность которых содержательно связана именно с индустрией красоты, во многом пропагандирующей современные «пластиковые» эталоны и тренды.

 

Контент-анализ.

Контент-анализ – количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Этот тип неопросного исследования называют еще формализованным анализом документов.

Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении. Он позволяет вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.

Принято считать, что контент-анализ состоит из трех основных этапов:

· выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид;

· проводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявлений взаимосвязей единиц анализа;

· осуществляется интерпретация полученных результатов.

Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, плакатов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступления, теле- и радиопередачи, общественные и личные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкеты и др. Они составляют выборку – ту часть текстов, которые достаточны для анализа всего массива публикаций, и обеспечивают репрезентативность данных.

Единицы анализа: темы и проблемы, пропозиции, образы, метафоры, кочующие образы и многое др. В такой роли могут выступать также фрагменты текста или его признаки, фотографии заголовки, названия профессий, события, города, страны, организации, оценки, суждения на определенную тему и т.п.

Контент-анализ предполагает анализ больших информационных массивов. Выбор единиц анализа зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Выяснение того, что считать – главная предпосылка контент-анализа. Единицы анализа должны быть интересными для последующей интерпретации. Тут необходимо и оригинальное видение мира и необычный подход.

Категории анализа – его смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации. К категориям анализа предъявляются определенные требования: они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрацией признаков, составляющих эти категории. Основная задача сбора информации в ходе анализа – поиск индикатора, указывающего на наличие в документе выделенной проблемы, идеи, темы. С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микропоблемы, тематические поля.

Категории анализа, по мнению С. И. Григорьева и Ю. Е. Растова, должны быть:

· уместными, т. е. соответствовать решению исследовательских задач;

· исчерпывающими, т. е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;

· взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме;

· надежными, т. е. такими, которые не вызывали бы разногласий.

При построении программы контент-анализа социологи часто идут в обратном порядке – от общего к частному, от категорий к единицам. В таком случае методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа.

Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым – соответствующая им единица анализа текста, а третьим – установление единиц счета, т. е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

Единица счета – количественная характеристика единицы анализа, она фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица.

За единицу счета могут быть приняты:

· частота появления признака категории анализа;

· объем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста.

Для установления объема внимания могут быть учтены количество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная в физических пространственных единицах. Для газетных и других стандартных текстов – ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.

Процедура контент-анализа включает в себя применение стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблюдения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке (количество документов, подвергаемых непосредственному счету) как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре – использование математико-статистических методов счета.

Связь между категориями устанавливают методом совместной встречаемости слов различных категорий: для каждого предложения текста выясняют слова, каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который выражает силу связи между категориями и знак этой связи.

Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом.

Сфера его применения довольно широка. С его помощью решают два основных типа задач:

1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отношении нагрузки на определенные категории.

2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории.

В настоящее время различается четыре методологии контент-анализа:

· грамматический (лингвистический) – по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;

· семантический (социологический) – по экспертным оценкам содержания;

· документалистический (кибернетический) – по параметрам языка, текста и документа как сообщения;

· цитационный – анализ библиографический ссылок в научной литературе.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов, таких как:

· классификатор контент-анализа;

· протокол итогов анализа (бланк контент-анализа);

· регистрационная карточка (кодировальная матрица);

· инструкция исследователю;

· каталог (список) проанализированных документов.

Классификатор – общая таблица, в которой сведены все категории анализа и единицы анализа. Основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Эта таблица уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов, и считается основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит:

· во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.);

· во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категории анализа).

Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа. Кодирование данных при контент-анализе обычно осуществляется с помощью достаточно простых анкет или компьютерных программ, в которых фиксируется каждое появление в анализируемом тексте искомой единицы. Операции кодирования проводит кодировщик – сотрудник, который работает с текстом, фиксирует частоту употребления единиц счета.

Инструкция кодировщику содержит обычно не только правила поиска регистрации единиц текста, соответствующих делениям кодификатора, но и примеры таких единиц, слова, высказывания, суждения и т.п. После разработки инструкция проверяется на однозначность ее понимания различными кодировщиками. Делается это следующим образом: один и тот же текст дается группе кодировщиков, которые работают с едиными кодификаторами (кодировочными карточками) и инструкциями.

Применение метода контент-анализа непосредственно к нашему исследованию эстетической пластической хирургии возможно осуществлять с учетом того, что его объектом могут стать статьи глянцевых журналов, телевизионные передачи и специализированные интернет-ресурсы (сайты, форумы, страницы социальных сетей), посвященные тематике нашего исследования и позволяющие оценить некие количественные характеристики, объективно существующих тенденций, в том числе касающихся популярности и доступности конкретных эстетических пластических клиник и услуг. Особого внимания потребует выработка единиц и категорий контент-анализа, поскольку именно они помогут обнаружить интересующие нас позиции.

Интервью.

Интервью – это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а выяснение важных сведений, новых данных. Это способ получения информации с помощью устного опроса.

Обычную беседу считать «интервью» неверно – она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице – тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.

С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью.

С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить причины недуга. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопросов, затруднений, связанных с припоминанием событий, интервьюер может тактично прийти ему на помощь: пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера.

При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Иногда число вариантов возможных ответов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках, которые вручаются респондентам для прочтения. Чтобы в последующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них проставляются номера. Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатываются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером в ходе опроса.

Интервью с открытыми вопросами предусматривает несколько меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных исследователем формулировок, а респондент дает ответы в свободной форме.

Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики опрашиваемого респондента (в том числе стенография и магнитофонная запись).

Фокусированное интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдёт речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью – оно отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос.

Такое интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью. В отличие от результатов массовых опросов получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях.

Эффект интервьюера – так обозначают все те явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов, получаемых при опросе. Это влияние часто не осознается интервьюером и проявляется не только в разговорном (вербальном) общении, но и в разнообразных косвенных, неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников.

Чем больше стандартизовано интервью, тем больше у исследователя возможность снизить влияние интервьюера. В то же время опыт исследований показывает, что интервьюер активно реагирует на недоработки автора вопросника, остро ощущает их в ситуации опроса и пытается исправлять ошибки исследователя в меру своего умения и понимания. Так, если в вопроснике встречаются бестактные формулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, задавая их респондентам, и, пытаясь избежать напряженности, либо меняют формулировку по своему усмотрению, либо совсем не задают этих вопросов.

Замечено, что респонденты в ряде случаев стремятся «угадать» такой ответ на заданный вопрос, который бы «понравился» интервьюеру, совпал с его предполагаемым мнением. Ясно, что преодолеть эти отрицательные влияния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении собственных реакций на поведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелательно и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по поводу его мнений.

У интервьюера в процессе опрос, а иногда и в связи с предшествующим опытом формируется стереотипный образ определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенности этой категории опрашиваемых и может предвидеть типичные для них ответы на отдельные вопросы анкеты. Основываясь на этом стереотипе, он невнимательно слушает респондента и отмечает в плане интервью такие варианты ответов, которые отражают не столько мнение опрашиваемых, сколько его ожидания по поводу того, какими эти ответы «должны быть». Поэтому правильный отбор и обучение интервьюеров – одна из ключевых задач, требующих своего разрешения на подготовительной стадии исследования, в котором предполагается сделать интервью основным методом сбора первичной информации.

В интересах привития навыков социологического опроса перед началом исследования интервьюер проходит специальный инструктаж. Его знакомят с целью, задачами и особенностями того исследования, в котором ему предстоит участвовать; объясняют требования к работе интервьюера и правила заполнения вопросника. Полезно в ряде случаев подготовить и письменные инструкции. Рекомендуется провести «тренировочное» интервью, в ходе которого будущие интервьюеры опрашивают друг друга, практически осваивая навыки работы с опросным листом.

Мы будем использовать в качестве метода фокусированное интервью, поскольку именно при проведении такого интервью с открытыми вопросами, возможно известная степень невысокой стандартизации поведения респондента и интервьюера. Кроме того, в процессе реализации данного метода мы будем стремиться к тому, чтобы выяснить оценку конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. В качестве интервьюируемого будет выступать человек, который неоднократно обращался к практике эстетических пластических операций и знаком с данным явлением «изнутри».

Он сможет описать интересующую нас проблему, пусть и с позиции субъективного опыта, но именно его эмпирические показания можно будет экстраполировать на всю ситуацию, в целом, то есть провести аналогии с его персональными сомнениями, мотивами, ожиданиями, суждениями, тревогами, страхами и переживаниями, которые могут быть типичными для большинства.

 

Рабочий план исследования.

 

Этапы работы Сроки выполнения
  Выбор темы индивидуального социологического исследования 11.02.2013
  Анализ литературы, формулировка степени разработанности, оформление библиографического списка 12.02.2013 –13.02.2013
  Разработка методологического раздела программы 14.02.2013 – 17.02.2013
  Разработка методического раздела программы: общая характеристика методов 19.02.2013 – 19.02.2013
  Характеристика ключевых методов сбора информации, подготовка инструментария 21.02.2013 – 23.03.2013
  Подготовка общего отчета по практике 23.02.2013
  Подготовка отчетных документов 24.02.2013

 

 

Список использованной литературы:

1. Баранская, Л. Т. Психологическая оценка результатов эффективности эстетической хирургии [Текст] / Л. Т. Баранская. Уральский медицинской журнал. – 2007. – № 4 – С. 26-34.

2. Бедретдинова, А. А. Пластическая хирургия в России: пятнадцать шагов вперед [Текст] / А. А. Бедретдинова. – Челябинск: Митра, 2000. – 303 с.

3. Благословений, В. Скажите, пожалуйста, может ли христианин делать пластическую операцию? [Электронный ресурс] / В. Благословений. – Режим доступа: http://www.bible.com.ua/answers/r/17/303997

4. Боровиков, А. М. Пластическая и эстетическая хирургия. Последние достижения [Текст] / А. М. Боровиков. – Под ред. Эйзенманн-Кляйн М., Нейханн-Лоренц К. – М.: Практическая медицина, 2011. – 448 с.

5. Боровиков, А. М. Увеличительная маммопластика с использованием силиконовых имплантатов [Текст] / А. М. Боровиков. – М.: Практическая медицина, 2009. – 100 с.

6. Гельмутдинова, Д. Пластическая хирургия в исламе [Электронный ресурс] / Д. Гельмутдинова. – Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/statji/plasticheskaja_khirurgija_v_islame

7. Джонс, М. Пластическая хирургия Gone Wrong: трагические последствия в поисках красоты [Текст] / М. Джонс. – М.: Б. И., 2005. –192с.

8. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования [Текст] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 768 с.

9. Добреньков, В. И. Социология [Текст]: учебник / В. Н. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 624 с.

10. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология [Текст]: в 15-ти томах / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М. Т. 13: Организация и управление. – 2007. – 942 с.

11. Елисов, А. Э. Почём сегодня красота? [Текст] / А. Э. Елисов, А. А. Бедретдинова. – М.: Т-Око, 2003. – 304 с.

12. Жинкин, В. И. О себе нелюбимом [Текст] / В. И. Жинкин. – СПб.: Марун-Лит, 2003. – 150 с.

13. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с.

14. Клиническая психология [Текст] / Словарь-справочник. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2004. – 960 с.

15. Контурная и объемная пластика [Текст] / Под ред. Дж. Каррадерз, А. Каррадерз. – М.: Б. И., 2010. – 206 с.

16. Коррекция контуров тела [Текст] / Под ред. Б. И. Кеца, Н. С. Сейдика. Пер. с англ. под общей ред. В. А. Виссарионова. Серия «Эстетическая медицина». – М.: Рид Элсивер, 2011 г. – 244 с.

17. Лапин, Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М.: Высшая школа, 2009. – 452 с.

18. Лапутин, Е. Б. Мастер-класс пластического хирурга [Текст] / Е. Б. Лапутин. – М.: Литерра: Косметик интернешнл форум, 2007. – 312 с.

19. Медведев, В.Э. Терапия депрессивных и тревожных расстройств у пациентов, обращающихся за хирургической коррекцией внешности [Текст] / В.Э.Медведев. – Психическое здоровье. – М:, –2012. –№5. –с. 40-45.

20. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Под общей редакцией проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.

21. Оганесов, Л. А. Похожие разные люди [Текст] / Л. А. Оганесов. –СПб.: Марун-Лит, 2009. – 155 с.

22. Павленок, П. Д. Социология [Текст]: учеб. пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. – М.: Дашков и К, 2007. – 580 с.

23. Пластическая хирургия: реальность современной жизни [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://geometria.ru/blogs/fashion

24. Пухов, А. Г. Новые направления функциональной и эстетической реабилитации больных на основе современной хирургии и информационных технологий [Текст] / А. Г. Пухов. – Челябинск: издательство Татьяны Лурье, 2001 –277 с.

25. Пшениснов, К. П. Курс пластической хирургии [Текст] / К. П. Пшениснов. – Ярославль, Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2010. – 1432 с.

26. Семенов, В. С. Социальная стратификация [Электронный ресурс] / В. С. Семенов. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru

27. Соколов, В. Н. Пластическая реконструктивно-восстановительная и косметическая хирургия: руководство для интернов и врачей [Текст] / В. Н. Соколов, Д. С. Аветиков. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 340 с.

28. Фришберг, И. А. Эстетическая хирургия лица [Текст] / И. А. Фришберг. – М.: ИКЦ «Академ книга», 2005. – 276 с.

29. Хеден, П. Энциклопедия пластической хирургии. Устранение физических дефектов или недостатков [Текст] / П. Хеден. – М.: Астраль, 2001. – 359 с.

30. Цепколенко, В. Л. Пластическая эстетическая хирургия [Текст] / В. Л. Цепколенко, В. В. Грубник, К. П. Пшениснов. – Киев: Здоров`я. –2000. – 236 с.

31. Чайковская, Е. А. В мире симметрии и асимметрии [Текст] / Е. А. Чайковская. – Инъекционные методы в косметологии. – 2012. – №3. – С. 3-21.

32. Чемянов, Г. С. Красота и симметрия с точки зрения пластического хирурга [Текст] / Г.С. Чемянов. – Инъекционные методы в косметологии. – 2012. – №3. – С. 22-24.

33. Шейндл, К. Иудаизм и пластика [Электронный ресурс] / Кроль Шейндл. – Режим доступа: http://www.jewish.ru/tradition/actual/rubes.php

34. Этический кодекс Российской Федерации принят общим собранием Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов 2 декабря 2010 года [Текст] / Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. – 2011. – № 4. –С. 13-15.

35. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. – М.: Добросвет, 2009. – 596 с.

36. Яшина, Л. А. Живи красиво! [Текст] / Л. А. Яшина. – М.: РЭСТ, 2000. – 150 с.

 


 

Приложение 1

(анкета)

 

Здравствуйте! Мы предлагаем Вам поучаствовать в нашем исследовании, связанном с быстро развивающимся в последние годы явлением – пластической хирургией. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде. Пожалуйста, обведите в кружочек ответ, который наиболее точно описывает ваше мнение.

1. Ваш пол:

1. Мужской

2. Женский

2. Ваш возраст:

1. 20-30

2. 31-40

3. 41-50

4. 51-60

3. Ваше семейное положение:

1. Женат (замужем)

2. Не женат (не замужем)

3. Свой вариант_____________________________________________________________________________

4. Ваше образование:

1. Среднее

2. Высшее

3. Второе высшее

4. Другое__________________________________________________________________________________

 

5. Выберите Ваш материальный доход в руб. за месяц:

1. 10`000 2. 20`000 3. 30`000 4. Cвыше 40`000
       

 

6. Ваш религиозный статус:

1. Верующий/ая

2. Неверующий/ая

3. Свой вариант ответа_______________________________________________________________________

4. Затрудняюсь ответить

7. Если Вы верующий/ая, то к какой религии Вы себя относите?

1. Христианство

2. Мусульманство

3. Буддизм

4. Иудаизм

5. Свой вариант ответа_______________________________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить

8. Ваш род деятельности:

1. Служащий муниципальной организации или учреждения

2. Наемный работник физического труда

3. Инженерно-технический работник

4. Офисный работник среднего или низшего звена

5. Представитель непроизводственной интеллигенции (учитель, врач и т.д.)

6. Работник художественно-творческий профессий

7. Работник сферы сервисного обслуживания

8. Руководитель организации, учреждения

9. Военнослужащий

10. Представитель силовых структур

11. Владелец фирмы, представитель крупного и среднего бизнеса

12. Индивидуальный предприниматель

13. Учащийся среднего или средне-специального учебного заведения

14. Студент ВУЗа

15. Безработный

16. Домохозяйка

9. Что для Вас является жизненным приоритетом?

1. Семья и дети

2. Карьера

3. Работа

4. Деньги

5. Развлечения и отдых

6. Саморазвитие

7. Путешествие по новым странам, знакомство с новыми людьми и их культурой

8. Здоровье

9. Красота и гармония во всем

10. Свой вариант____________________________________________________________________________

10. Словосочетание «эстетическая хирургия» для Вас что-нибудь говорит?

12.1. Да

12.2. Нет

11. Как Вы относитесь к эстетической пластической хирургии?

1. Положительно

2. Отрицательно

3. Нейтрально

12. Довольны ли Вы своей внешностью?

1. Я в восторге!

2. Да, вполне

3. Не совсем, но я работаю над собой

4. Нет, меня многое в ней не устраивает, но что поделать…

5. Хотелось бы что-нибудь изменить

6. Свой вариант_____________________________________________________________________________

13. Что именно Вы хотели бы изменить?

1. Форму век

2. Грудь

3. Губы

4. Нос

5. Овал лица

6. Подбородок

7. Скулы

8. Уши

9. Живот

10. Голени

11. Пол

12. Увеличить рост

13. Ничего, пусть все останется таким, каким есть

14. Другое_________________________________________________________________________________

14. Согласны ли Вы с тем, что чем выше статус эстетической клиники, тем и квалификация хирургов и качество их операций на порядок лучше?

1. Полностью согласен (а)

2. Вряд ли это взаимосвязано

3. Нет, зачастую это не так

4. Свой вариант_____________________________________________________________________________

5. Затрудняюсь ответить

15. Каков уровень развития пластической хирургии в нашей стране?

1. У нас превосходно развита эта индустрия.

2. На Западе намного сильней развита пластическая хирургия, нежели у нас.

3. В последнее десятилетие отечественные пластические хирурги совершили огромный прорыв в инновационных технологиях.

4. В нашей стране пластическая хирургия совсем не развита.

5. Свой вариант_____________________________________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить

16. Благодаря каким источникам Вы получаете информацию о новинках мира пластики?

1. Реклама в СМИ

2. Отзывы друзей, знакомых

3. Я не получаю такую информацию

4. Свой вариант_____________________________________________________________________________

17. Что может подтолкнуть человека на смену цвета кожи?

1. Комплексы

2. Проблемы со здоровьем

3. Психические расстройства

4. Давление окружающих

5. Все, что угодно

6. Свой вариант_____________________________________________________________________________

18. Как Вы наверняка знаете, многие звезды шоу-бизнеса ложатся под скальп пластического хирурга. Впоследствии это становится целым достоянием общественности. Ваше отношение к этому?

1. Это открытая реклама к тому, чтобы люди меняли себя.

2. Это не является пропагандой, а личное дело каждого – меняться или нет.

3. Хорошо выглядеть – это их работа.

4. Должна быть своя голова на плечах. То, что подойдет одним – может навредить другим.

5. Изменять себя хирургическим путем здорово! Кто не хочет быть молодым?

6. Свой вариант_____________________________________________________________________________

19. В своем окружении Вы советовали кому-нибудь измениться внешне?

1. Да, друзьям/знакомым/членам семьи

2. Нет

20. Что может подтолкнуть Вас к тому, чтобы прибегнуть к помощи пластического хирурга?

1. Близкому человеку не нравится, как я выгляжу.

2. Я стремлюсь к идеалу во всем, внешность не исключение.

3. Не до конца устраивают собственные внешние данные, есть что скорректировать.

4. Мне кажется, что окружающие люди сторонятся меня из-за видимых дефектов внешности.

5. Проблемы со здоровьем.

6. Ничего.

7. Свой вариант_____________________________________________________________________________

8. Затрудняюсь ответить.

21. Сейчас уже мало кого удивишь операциями по смене пола или по увеличению роста хирургическим путем. Комфортно ли Вам в своем теле, не хотите ли его поменять?

1. Боже упаси! Это не для меня.

2. Я редко думаю об этом.

3. Я часто задумываюсь над этим. Давно хочу изменить свою жизнь.

4. Природа дала нам тело. В нем и надо прожить жизнь.

5. Я не готов (а) к таким операциям.

6. Свой вариант_____________________________________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить

22. Что может подтолкнуть человека сменить пол?

1. Комплекс неполноценности

2. Дисгармония с собой

3. В жизни надо все попробовать. Сегодня побыть женщиной, завтра стать мужчиной.

4. Полное отчуждение от людей своего пола

5. Истоки надо искать из детства

6. Свой вариант ____________________________________________________________________________

7. Затрудняюсь ответить






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных