ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ.......................................................... 927.1 Восприятие и порождение речи.............................................. 95 7.1.1 Фонологическое восприятие....................................... 95 7.1.2 Развитие языка и речевых действий.......................... 101 7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели 7.2 Анализ процессов чтения....................................................... 117 7.2.1 Развитие навыков чтения.......................................... 117 7.2.2 Модели и нейропсихология чтения.......................... 123 7.2.3 Движения глаз при чтении......................................... 127 7.3 Когнитивные исследования грамматики............................... 131 7.3.1 Проверка трансформационной модели.................... 131 7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной грамматике................................................................. 139 7.3.3 Современные модели и данные нейролингвистики...................................................... 149 7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций............................. 154 7.4.1 Принцип кооперативности и понимание................... 154 7.4.2 Несовпадение значения и смысла............................. 161 7.4.3 Технологические применения прагматики................ 169 ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ. '........................ 176 8.1 Высшие познавательные функции......................................... 179 8.1.1 Разнообразие подходов и моделей............................ 179 8.1.2 Мышление и речь — мышление для речи................ 188 8.1.3 Метапознание и творческое воображение................ 196 8.2 Процессы и модели умозаключений..................................... 206 8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз................................... 206 8.2.2 Дедуктивные умозаключения.................................... 215 8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений.......... 221 8.3 Процессы решения задач....................................................... 229 8.3.1 Решение малых мыслительных задач....................... 229 8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие........... 235 8.3.3 Решение задач экспертами........................................ 244 8.4. Принятие решений и структура интеллекта........................ 250 8.4.1 Эвристики и принятие решений................................ 250 8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений.................. 257 8.4.3 Функциональная структура интеллекта.................... 268 ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ............ 280 9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии......................... 283 9.1.1 Третий кризис научной психологии.......................... 283 9.1.2 Произвольность формальных моделей..................... 289 9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.............. 294 9.2 Перспектива методологического солипсизма...................... 301 9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум.... 301 9.2.2 Философия искусственного интеллекта................... 307 9.2.3 Виртуальные формы жизни....................................... 314 9.3 Перспектива прямого реализма............................................. 319 9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона..... 319 9.3.2 Исследования ситуативного действия...................... 325 9.3.3 Телесная заземленность познания............................. 330 9.4 Перспектива методологического плюрализма..................... 335 9.4.1 Разнообразие подходов и моделей........................... 335 9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития..... 344 9.4.3 Когнитивно-аффективная наука................................ 355 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 372 ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 380 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................... 410 СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ТОМА ОТ АВТОРА...................................................................................... 10 ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 14 ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ.......................... 24 1.1 Основные философские традиции.......................................... 27 1.1.1 Культ механического естествознания........................ 27 1.1.2 Эмпиризм и рационализм............................................ 31 1.1.3 Критика самонаблюдения и чистого разума.............. 36 1.2 Ранняя экспериментальная психология................................... 40 1.2.1 Первые методические подходы.................................. 40 1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии................ 42 1.2.3 Первый кризис научной психологии........................... 46 1.3 Поведенческие и физикалистские направления..................... 53 1.3.1 Психология как наука о поведении и физических 1.3.2 Опыт галилеевской перестройки психологии............ 57 1.3.3 Второй кризис научной психологии........................... 61 1.4 Европейский идеал романтической науки.............................. 69 1.4.1 Романтизм как антитезис позитивизму....................... 69 1.4.2 От натурфилософии к нейропсихологии.................... 76 1.4.3 Вклад физиологии и психологии деятельности......... 81 ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ........................... 90 2.1 Информационный подход....................................................... 93 2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи............. 93 2.1.2 Инженерная психология и ее эволюция...................... 97 2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности........ 103 2.2 Компьютерная метафора....................................................... 108 2.2.1 Ментальные модели и аналогия с компьютером...... 108 2.2.2 «Когнитивная психология» Улрика Найссера.......... 116 2.2.3 Принципы символьного подхода.............................. 118 2.3 Модулярность познания и коннекционизм........................... 126 2.3.1 Идея специализации обработки................................. 126 2.3.2 Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора...... 129 2.3.3 Нейронные сети в психологии................................... 135 2.4 Усиливающееся влияние нейронаук...................................... 141 2.4.1 Интерес к нейропсихологаческим данным............... 141 2.4.2 Новые методы и старые проблемы........................... 146 2.4.3 Нейробиологические модели познания.................... 153 ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 162 3.1 Пространство и время восприятия........................................ 165 3.1.1 Зрительная пространственная локализация............. 165 3.1.2 Восприятие движения и времени.............................. 174 3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка.......... 187 3.2 Взлет и падение «иконы»....................................................... 194 3.2.1 Иконическая память................................................... 194 3.2.2 Эхоическая память..................................................... 199 3.2.3 Микрогенез как альтернатива.................................... 202 3.3 Распознавание конфигураций................................................ 208 3.3.1 Традиционные психологические подходы................ 208 3.3.2 Влияние нейронаук и информатики.......................... 216 3.3.3 Роль предметности и семантический контекст........ 222 3.4. Восприятие и действие.......................................................... 233 3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия (и наоборот)............................................................... 233 3.4.2 Уровни восприятия.................................................... 241 3.4.3 Развитие и специализация восприятия...................... 249 ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ.................. 256 4.1 Селективность восприятия и структурные модели............. 259 4.1.1 Определение понятий и ранние модели................... 259 4.1.2 Где расположен фильтр?........................................... 264 4.1.3 Зрительное селективное внимание........................... 271 4.2 «Творческий синтез» как альтернатива................................. 280 4.2.1 Позитивная трактовка внимания............................... 280 4.2.2 Внимание как умственное усилие и ресурсные модели................................................... 285 4.2.3 Проблема интеграции признаков.............................. 291 4.3 Автоматические и контролируемые процессы..................... 299 4.3.1 Внимание как внутренний контроль......................... 299 4.3.2 Критерии выделения автоматизмов.......................... 305 4.3.3 Двухуровневые модели, их критика и альтернативы........................................................... 309 4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности.................. 319 4.4.1 Непроизвольное (экзогенное) внимание................... 319 4.4.2 Произвольное внимание и контроль действия......... 327 4.4.3 Нейрофилософия и нейропсихология сознания....... 334 ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ...... 346 5.1 Основные подходы и феномены............................................ 349 5.1.1 Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение......... 349 5.1.2 Анализ времени реакции: поиск в памяти................. 356 5.1.3 Непрямые методы: имплицитная память.................. 361 5.2 Теории непосредственного запоминания.............................. 367 5.2.1 Трехкомпонентные модели....................................... 367 5.2.2 Теория уровней обработки........................................ 375 5.2.3 Эволюция модели рабочей памяти........................... 382 5.3 Системы и уровни памяти...................................................... 391 5.3.1 Теория двойного кодирования................................... 391 5.3.2 Системы памяти: модель 2000+................................ 399 5.3.3 От уровней памяти к стратификации познания........ 408 5.4 Память в повседневном контексте........................................ 414 5.4.1 Амнезии обыденной жизни........................................ 414 5.4.2 Обучение и формирование навыков.......................... 424 5.4.3 Развитие, старение и распад...................................... 436 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|