ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА1^1 ренцируются другие, новые виды дятельности [10]. В ней формируются и перестраиваются, поднимаются на более высокий уровень познавательные процессы личности. Для умственно отсталых дошкольников ведущим видом деятельности является игра, так же как и у нормально развивающихся детей. Это связано с тем, что, несмотря на имеющееся своеобразие, аномальный ребенок развивается по тем же законам, что и нормальный {4]. В играх дети осваивают социальные роли, общественный опыт, познают окружающий мир, общаются со сверстниками и взрослыми. У детей-олигофренов наблюдаются значительные трудности в овладении структурными компонентами игры и в реализации ее процесса. Игра, как известно, требует осмысления ее содержания, овладения замыслом, умения распределить и принять на себя определенную роль, действовать в соответствии с ней, адекватно использовать игровые материалы и т. д. Недоразвитие абстрактного мышления, ограниченность воображения, слабая па мят!», трудности актуализации имеющегося опыта, знаний осложняю)1 полноценную самостоятельную игровую деятельность. Все это препятствует формированию у умственно отсталых умения последовательно и целенаправленно осуществлять многоэтапный игровой процесс, В этой связи становится понятной важность проблемы своевременной и полноценной выработки навыков адекватного поведения в игровой деятельности, умения применять сформированные ранее знания, умения, способы общения. В психической сфере умственно отсталых дошкольников наблюдаются значительные различия, обусловленные особенностями структуры их дефекта и типологическими чертами характера. Поэпгому важное значение в процессе формирования навыков игровой деятельности приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Работы передовых советских и зарубежных дефектологов частично выявляют специфику игровой деятельности умственно отсталых детей (8; 9; 14; 16]. А. Н. Граборов, один из основателей советской дефектологической школы, отмечал, что дебильного ребенка отличает «ясно пониженная способность играть» [08]. Ученому приходилось наблюдать у детей значительную тягу к игре в куклы на уровне манипуляций и при глубокой олигофрении. Однако в преобладающем большинстве случаев самопроизвольная игра как вид деятельности у детей-олигофренов не возникала. В настоящее время в русле экспериментальных исследований [3; 6; 7; 9; 15; 16] удалось определить некоторые особенности игры аномальных дошкольников 4—7 лет с диагнозом олигофрении в степени дебильности и олигофрении в степени имбе-цкльности. Результаты изучений показали, что дети-олигофрены дошкольного возраста самостоятельно играть не могут, у них не возникает желания играть вместе. Порой дети стремятся завладеть игрушкой и ссорятся. Игровые действия бедны, носят примитивный характер произвольных манипуляций. Дети переставляют игрушки с места на место, быстро утомляются. Сюжетная игра, ка% было выяснено, отсутствует. Однако у некоторых детей обнаруживается эмоциональная приподнятость в игре, интерес к ней, но; характер его неустойчив. Часто дети неадекватно используют игрушки. Конкретные действия с игрушкой однообразны и крат-ковременны. Они находятся в полной зависимости от попадания игрушки в поле зрения ребенка, В игре отсутствуют даже элементы сюжета. Речевое сопровождение осуществляется безотносительно к игровым действиям или отсутствует вовсе. Игры детей равных возрастных групп почти не отличаются по уровню развернутости и сложности. У старших дошкольников-олигофренов наблюдались процессуальные действия с предметами, но сюжет норолевая игра не возникала. Однако результаты исследования Н. Д, Соколовой показали, что в условиях специального обучения возможно сформировать сюжетно-ролевую игру у аномальных дошкольников. В результате целенаправленного педагогического воздействия их игра приобрела характер подлинной сюжетно-ролевой деятельности [15J. Действия детей стали носить более выраженный изобразительный характер, кукла явилась предметом-заместителем, дети относились к ней тепло и заботливо. Игра сопровождалась адекватной речью и вызывала положительные эмоции. Выполнение игровых действий активизировало детей, побуждало к использованию имеющихся знаний, умений, навыков. Таким образом, фрагментарные игровые действия дебильных дошкольников имеют тенденцию к развитию. При условиях кропотливого труд» дефектолога и воспитателя по обогащению* конкретных представлений детей об окружающем, развитии их речи игра i насыщается эмоционально окрашенным ситуативным содержанием. Это является толчком к возникновению более или мене? устойчивых элементов игровой деятельности дошкольников-олигофренов. При условии специального обучения игры детей метут стать в значительной степени самостоятельными. Некоторые особенности игры глубоко отсталых детей были выявлены М. В, Бирюковой [3]. У дошколькиков-имбецнлов наблюдалось отсутствие каких-либо игровых тенденций. В результате создания взрослым игровых ситуаций, опирающихся на?- шо-нальную сферу детей, удалось достигнуть некоторых нзм^жаий! Так, при использовании хороводных и подвижных игр с песенном сопровождением оказалось доступным поэтапное усвоение игровых действий. Дети сумели приобрести навыки адекватного поведения, овладели элементами игровых действий, начальным общением со саепстнихами и фрагментарными речевыми проявлениями. Проведенные исследования обосновывают необходимость н показывают возможности обучения умственно отсталых дошкольники ков игре. В них раскрываются и некоторые особенности руководства игровой деятельностью и намечаются пути разработки содержания игр, доступных детям-олигофренам. Полученные результаты нашли свое отражение в проекте «Программы воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников в условиях специальных учреждений» [lij. В ней поставлена задача формирования у детей игровых действий и умений использовать предметы-заместители, действовать в соответствии с взятой на себя ролью; развивать в процессе игр речь каждого ребенка. В русле поставленных задач представляется целесообразным рассмотреть потенциальные возможности использования разных видов игр в воспитании и обучении умственно отсталых дошкольников. Игры детей обладают богатейшим развивающим и воспитывающим влиянием и традиционно используются в практике воспитательно-образовательной работы как обычного, так и специального дошкольного учреждения. Социальная природа игровой деятельности определяет основное ее назначение — передачу накопленного общественного опыта действий с предметами, знаний, умений и навыков, опыта общения людей, моральных норм н правил поведения. При этом освоение социального опыта в игре происходит непреднамеренно для самого ребенка, И это особенно ценно. Общественное содержание игр отражено в их тематике: дети играют в «Магазин», «Боль-ницу», «Парикмахерскую» и др. Многочисленными исследованиями установлено, что основным содержанием разнообразных детских игр выступают конкретные общественные отношения людей [9; 13; 17; 16]. Это позволяет рассматривать игровую деятельность как одно из важных средств первичной социальной адаптации умственно отсталого дошкольника. Освоение опыта общественных отношений ведет к облегчению сложного для дебильного ребенка процесса социализации, вхождения его в коллектив сверстников и взрослых, обеспечивает относительно комфортное состояние личности. Игровая деятельность заключает в себе неограниченные возможности к для формирования элементарных коллективных отношений и может быть рассмотрена как важное средство в развитии качества общественности ребенка-олигофрена. Как известно, умственно отсталый дошкольник испытывает значительные трудности при установлении контактов с другими детьми н окружающими его взрослыми. Игра же, в частности сю-жетно-ролевая, содержит два вида отношений: отношения, определяемые ее конкретным содержанием (ролевые отношения), и отношения по поводу игры (реальные отношения в процессе сговора, распределения ролей, контроля за выполнением правил и т. д.). Наличие реальных отношений в игре и обусловливает возможность формирования, развитие.н проявление общественных качеств личности умственно отсталых детей в ходе подчинения требованиям игры, установления связей с другими детьми, взаи- модействия с ними в контексте игровой ситуации. При условии целенаправленного педагогического воздействия достаточно развитое качество общественности можег стать основой формирования элементов коллектива аномальных дошкольников. Игры разного вида (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические и др.) помимо общего воспитывающего и развивающего воздействия оказывают и специфическое влияние на ребенка-олигофрена, определяемое их своеобразием. Как уже указывалось, основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, общений в быту, участие в общественных событиях. Это позволяет использовать сюжетно-ролевые игры для ознакомления умственно отсталых дошкольников с различными сторонами социальной действительности: общественными явлениями и трудом взрослых, назначением и использованием предметов окружающего мира. Учитывая сложности становления сюжетно-ролевой игры умственно отсталых детей, необходимо переводить примитивное манипулирование предметами в более полные предметные игры. Этому способствует создание условий для возникновения игровых действий и обучение действиям с предметами-орудиями и игрушками. Овладение ими является непременным условием для самостоятельного выполнения действий с игрушкой или предметом-орудием и их перенесения на другие предметы. Этот этап развития игровых действий умственно отсталых дошкольников является основной предпосылкой возникновения скшетно-ро-левой игры (протофабульная стадия). Появление полноценной сюжетно-ролевой игры связано с овладением детьми элементарно воображаемой ситуацией, которая складывается из сюжета и ролей и включает своеобразное использование вещей и предметов в процессе реализации игрового замысла. Все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры формируются у умственно отсталых детей с большим трудом. При этом обязательным является целенаправленное руководство игрой взрослым, обучение игровой деятельности каждого ребенка. Наиболее доступными для дошкольников-олигофренов являются сюжетные игры с бытовой тематикой (например, «Дочки-матери», «День рождения куклы» и др.). Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их назначении, способствую! формированию навыков самообслуживания, вызывают интерес к бытовому труду окружающих их взрослых. При этом знания детей в силу их практического многократного воспроизведения в игре приобретают более прочный характер. Содержание бытовых нгр позволяет ребенку освоить и элементарные моральные отношения заботы, внимания, взаимопомощи. В этих играх формируется двигательный опыт детей и активизируется их речь. V. Строительно-конструктивные игры достаточно трудно осван веются детьми-олигофренами. Это связано с тем, что в них воссоздается образ объекта с его пространственными характеристиками Поэтому строительно-конструктивные игры требуют специального обучения, направленного на развитие элементарной ориентировки умственно отсталого ребенка в пространстве, фор мирование умения различать величину к форму предметов, устанавливать пропорции между частями. Кроме того, важно научить детей учитывать свойства и качества используемых в игре материалов. Все это оказывает большое развивающее влияние на ребенка. Только при условии овладения указанными конструктивными навыками дошкольники-олигофрены будут способны к изображению единичных предметов, несложных сооружен^ (кроватка для куклы, домик для мишки, стол, забор, мост, гараж и т. п.). Конструкция этих построек элементарна. При условии целенаправленного обучения педагогом-дефектологом и воспитателем выполненные постройки могут обогатить сюжетные игры детей. В практике воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми дошкольниками используются и дидактические игры. Те из них, которые основаны на авгодидактизме и само-организации детей, как правило, недоступны дошкольнику-олигофрену. Поэтому дидактические игры полностью организуются и проводятся взрослыми и без их участия обычно распадаются. Наиболее широко применяются предметные дидактические игры с народной игрушкой и природными материалами (матрешки, пирамидки, мозаики, бирюльки, листья, плоды и др.), В играх с дидактическими игрушками есть возможность для компенсации дефекта путем развитии сенсорно-перцептивной сферы психики ребенка, поскольку в них осуществляется освоение сенсорных эталонов н накопление известного перцептивного опыта. Дети производят нанизывание, вкладывание, собирание целого из частей и др. Такие игровые действия способствуют развитию у детей восприятия цвета, величины» формы предметов. Настолько-печатные и словесные дидактические игры из-за сложности их содержания и способов выполнения игровых действий мало доступны умственно отсталым дошкольникам. Таким образом, игровая деятельность должна быть широко использована в воспитательно-образовательной работе специального дошкольного учреждения. Став подлинно ведущей деятельностью, игра способна обеспечить более полное усвоение аномальными детьми социального опыта и развития личности ребенка. Своеобразие видов детских игр позволяет дифференцировать их применение в коррекционно-воспитательной работе. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20. 2. А и а и ь е в Б. Г. О проблемах современного человекоэияния.— М., 1977. 3. Бирюкова М. В. Роль игры в воспитании детей-имбецилов дошколь 4. Выготский Л. С, Собр. соч. В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии.—- 5. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология.— 6. Выготская Г. Л., Соколова Н. Д. Об игровых действиях ум 7. Гаврилушкина О. И., Соколов» Н. Д. Влияние направленного 8. Г р а б о р о в А. Н. Вспомогательная школа — М.: Пг., 1923. 9. Катаева А. А., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых !0. Леонтьев А. Н. Избр. психологические произв. в 2-х т. Т. 2.-*- М., 1983. 11. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошколь 12. Рубинштейне. Л. Основы психологии.— М., 1936. 13. С а м о р у к о в а П. Г. Игры детей,— Л., 1973. 14. Соколова Н. Д. Особенности игровых действий умственно отсталых 15. Соколова Н. Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых 16- Ц и кото Г. В. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.— Специальная школа, 1968, вып. 3. 17. Эл ькон н н Д. Б. Психология игры.— М., 1978. Л. В. КОРАБЛЕВА ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|