Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Но красота вечна, как вечна природа - эта мысль Чехова выражается через норму красоты, которой в его пьесах является ПЕЙЗАЖ.




Многие исследователи заметили, что драматургия Чехова очень близка русской пейзажной живописи 90-х годов, когда ли­рический пейзаж стал преобладать в изобразительном искусстве.

Многое роднит Чехова-пейзажиста с В.Серовым, с В.Бори­совым-Мусатовым, с К.Коровиным с их импрессионистической поэ­тикой мгновений и переходов из одного состояния в другое.

Чеховской "драме настроения" (И.Анненский) ближе всего пейзажи И.Левитана, особенно поздние, проникнутые, как выра­зился А.Эфрос, "мажорно-минорным лиризмом". Как у Левитана, у Чехова пейзаж не столько изображается, сколько переживает­ся. Пейзаж в пьесах очеловечивается, пронизывается настроени­ем действующих лиц. У Чехова никогда не бывает так, чтобы си­яло солнце, цвела весна, а персонажи предавались унынию, так же, как не может быть мажорного настроения в ненастный осен­ний вечер. Театральные персонажи воспринимаются как неотъем­лемая часть окружающей их природы, а природа оказывается проекцией их духовной жизни. Пейзаж поэтизирует и возвышает обыденную жизнь, а люди очеловечивают родную природу, дают ей душу, тем более, что усадебный пейзаж - сад, парк - сотворен руками человека и соразмерен ему. (Б.Зингерман)

Часто замысел пьесы возникал у Чехова из пейзажного об­раза. В письме А.Суворину Чехов говорит о работе над "Чай­кой": "Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро)". О замысле пьесы "Вишневый сад" драма­тург сообщал: "В голове она у меня уже готова. Называется "Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окна видны цве­тущие вишни; сплошной белый сад. И дамы в белых платьях". Так в русскую литературу возвращается природа как одно из главных действующих лиц, подобно "Слову о полку Игореве".

Пейзаж в пьесах Чехова меняется вместе с душевным сос­тоянием драматических персонажей, и мы не всегда можем по­нять, - природа влияет на настроение действующих лиц, или же их состояние, их переживания накладывают свой отпечаток на окружающий пейзаж.

"Три Сестры" - единственная из пьес Чехова, действие которой происходит в городе, а не в имении. Но генеральский дом Прозоровых - это не просто отдельный дом, это городская усадьба. При доме - сад, за домом - длинная еловая аллея, ве­дущая к реке. В четвертом действии видна река и лес на другом берегу.

 

 

■ ■ ■

Известно, что более всего Чехов доверял чутью худож­ника, художественному инстинкту, подсказывающему новые формы. Воспринимая словесное произведение как вполне сложившуюся "музыкальную композицию", Чехов создает особый театр, в кото­ром сценическое пространство включает в себя не только вполне определенные декорации, интерьер, костюмы и прочее - то есть то, что мы называем сценографией, но и некое музыкальное и звуковой обрамление, являющееся не просто фоном, но важным семантическим элементом в передаче основных идей пьесы.

Многие исследователи отмечали, что пьесы Чехова идут под музыкальный аккомпанемент.

Музыка, действующая на уровне подсознания, пробуждает в воображении зрителей ряд ассоциативных образов, раскрывающих и сущность характеров, и скрытое за пределами сценического текста авторское отношение. Ведь природа музыкального и зву­кового образа вполне соответствует чеховскому пониманию "объ­ективности", завуалированности авторского голоса и авторских оценок, когда "не мысль создает образ... Наоборот, живые об­разы создают мысль". Такими "живыми образами" становятся в пьесах Чехова музыкальные образы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы.

1. Можно ли причислить театр Чехова к художественным явлениям лишь XIX столетия?

2. В чем проявляется новаторство Чехова-драматурга.

3. Охарактеризуйте жанровое своеобразие пьес Чехова. С какими субъективными и объективными факторами связано понима­ние Чеховым природы комического?

4. Чем интересны и необычны герои чеховских пьес?

5. Чем отличается развитие действия в пьесах Чехова от традиционной драматургии?

6. Как и почему относится Чехов к "событию" в жизни че­ловека и его значению в драматургическом действии?

7. Какую роль в пьесах Чехова играет мотив времени?

8. Почему жизнь человека становится скучной и бесцвет­ной?

9. Почему герои Чехова постоянно обращаются к будущему?

10. Как связываются в пьесах Чехова мотивы времени, ожи­дания и терпения?

11. Охарактеризуйте мотив смены времен года в пьесах Че­хова. Какую роль он играет?

12. В чем своеобразие пространственной структуры пьес Чехова?

13. Какую роль играют пейзажные образы в пьесах Чехова?

14. Почему И.Анненский назвал пьесы Чехова "драмой наст­роения"?

Выполните задания.

1. Найдите в пьесах Чехова детали-доминанты внешнего облика персонажа, которые сопровождают первое его появление на сцене и становятся "знаком" его характера.

2. Почему З.Паперный называет героев Чехова "идеальными несобеседниками"? Найдите в пьесах эпизоды, подтверждающие это определение.

3. Найдите в пьесах Чехова эпизоды, в которых звук "ло­мает" основное настроение действия и рождает другое.

4. Прокомментируйте высказывания А.П.Чехова:

а) "Признак незрелости человека - то, что он хочет бла­городно умереть за правое дело, а признак зрелости - то, что он хочет смиренно жить ради правого дела".

б) "Какое наслаждение - уважать людей".

в) "Беда ведь не в том, что мы ненавидим врагов, кото­рых у нас мало, а в том, что недостаточно любим ближних, ко­торых у нас много, хоть пруд пруди".

г) "Русские любят прошлое, ненавидят настоящее и боятся будущего".

д) "Люди обедают, только обедают, а в это время слага­ется их счастье и разбиваются их жизни".

е) "Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать".

5. Напишите эссе, анализируя слова И.А.Новикова:

"Чехов был человеком конкретностей и писал живых людей, может быть, как никто, но эти конкретности он давал по-особо­му, на широком и спокойном горизонте своего раздумья. Так иногда на фоне заката увидишь стебли полыни или дикой рябин­ки, - они такие же, как и те, что у тебя под ногами, но и не те, ибо конкретность их дана с гравюрною четкостью, и даны расстояние, простор и грань горизонта, и теплая желтизна ухо­дящего неба. Это сочетание конкретности и дали, живого быта и длительного раздумья - оно и является основным в творческой манере Чехова".

6. Найдите в пьесах Чехова звуковые образы. Какие звуки чаще всего встречаются в пьесах? Почему?

7. Подберите материал для сообщения "Чехов и мировая драматургия" и "Пьесы А.П.Чехова в постановках зарубежных ре­жиссеров".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных