ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Но красота вечна, как вечна природа - эта мысль Чехова выражается через норму красоты, которой в его пьесах является ПЕЙЗАЖ.Многие исследователи заметили, что драматургия Чехова очень близка русской пейзажной живописи 90-х годов, когда лирический пейзаж стал преобладать в изобразительном искусстве. Многое роднит Чехова-пейзажиста с В.Серовым, с В.Борисовым-Мусатовым, с К.Коровиным с их импрессионистической поэтикой мгновений и переходов из одного состояния в другое. Чеховской "драме настроения" (И.Анненский) ближе всего пейзажи И.Левитана, особенно поздние, проникнутые, как выразился А.Эфрос, "мажорно-минорным лиризмом". Как у Левитана, у Чехова пейзаж не столько изображается, сколько переживается. Пейзаж в пьесах очеловечивается, пронизывается настроением действующих лиц. У Чехова никогда не бывает так, чтобы сияло солнце, цвела весна, а персонажи предавались унынию, так же, как не может быть мажорного настроения в ненастный осенний вечер. Театральные персонажи воспринимаются как неотъемлемая часть окружающей их природы, а природа оказывается проекцией их духовной жизни. Пейзаж поэтизирует и возвышает обыденную жизнь, а люди очеловечивают родную природу, дают ей душу, тем более, что усадебный пейзаж - сад, парк - сотворен руками человека и соразмерен ему. (Б.Зингерман) Часто замысел пьесы возникал у Чехова из пейзажного образа. В письме А.Суворину Чехов говорит о работе над "Чайкой": "Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро)". О замысле пьесы "Вишневый сад" драматург сообщал: "В голове она у меня уже готова. Называется "Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни; сплошной белый сад. И дамы в белых платьях". Так в русскую литературу возвращается природа как одно из главных действующих лиц, подобно "Слову о полку Игореве". Пейзаж в пьесах Чехова меняется вместе с душевным состоянием драматических персонажей, и мы не всегда можем понять, - природа влияет на настроение действующих лиц, или же их состояние, их переживания накладывают свой отпечаток на окружающий пейзаж. "Три Сестры" - единственная из пьес Чехова, действие которой происходит в городе, а не в имении. Но генеральский дом Прозоровых - это не просто отдельный дом, это городская усадьба. При доме - сад, за домом - длинная еловая аллея, ведущая к реке. В четвертом действии видна река и лес на другом берегу.
■ ■ ■ Известно, что более всего Чехов доверял чутью художника, художественному инстинкту, подсказывающему новые формы. Воспринимая словесное произведение как вполне сложившуюся "музыкальную композицию", Чехов создает особый театр, в котором сценическое пространство включает в себя не только вполне определенные декорации, интерьер, костюмы и прочее - то есть то, что мы называем сценографией, но и некое музыкальное и звуковой обрамление, являющееся не просто фоном, но важным семантическим элементом в передаче основных идей пьесы. Многие исследователи отмечали, что пьесы Чехова идут под музыкальный аккомпанемент. Музыка, действующая на уровне подсознания, пробуждает в воображении зрителей ряд ассоциативных образов, раскрывающих и сущность характеров, и скрытое за пределами сценического текста авторское отношение. Ведь природа музыкального и звукового образа вполне соответствует чеховскому пониманию "объективности", завуалированности авторского голоса и авторских оценок, когда "не мысль создает образ... Наоборот, живые образы создают мысль". Такими "живыми образами" становятся в пьесах Чехова музыкальные образы. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Ответьте на вопросы. 1. Можно ли причислить театр Чехова к художественным явлениям лишь XIX столетия? 2. В чем проявляется новаторство Чехова-драматурга. 3. Охарактеризуйте жанровое своеобразие пьес Чехова. С какими субъективными и объективными факторами связано понимание Чеховым природы комического? 4. Чем интересны и необычны герои чеховских пьес? 5. Чем отличается развитие действия в пьесах Чехова от традиционной драматургии? 6. Как и почему относится Чехов к "событию" в жизни человека и его значению в драматургическом действии? 7. Какую роль в пьесах Чехова играет мотив времени? 8. Почему жизнь человека становится скучной и бесцветной? 9. Почему герои Чехова постоянно обращаются к будущему? 10. Как связываются в пьесах Чехова мотивы времени, ожидания и терпения? 11. Охарактеризуйте мотив смены времен года в пьесах Чехова. Какую роль он играет? 12. В чем своеобразие пространственной структуры пьес Чехова? 13. Какую роль играют пейзажные образы в пьесах Чехова? 14. Почему И.Анненский назвал пьесы Чехова "драмой настроения"? Выполните задания. 1. Найдите в пьесах Чехова детали-доминанты внешнего облика персонажа, которые сопровождают первое его появление на сцене и становятся "знаком" его характера. 2. Почему З.Паперный называет героев Чехова "идеальными несобеседниками"? Найдите в пьесах эпизоды, подтверждающие это определение. 3. Найдите в пьесах Чехова эпизоды, в которых звук "ломает" основное настроение действия и рождает другое. 4. Прокомментируйте высказывания А.П.Чехова: а) "Признак незрелости человека - то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости - то, что он хочет смиренно жить ради правого дела". б) "Какое наслаждение - уважать людей". в) "Беда ведь не в том, что мы ненавидим врагов, которых у нас мало, а в том, что недостаточно любим ближних, которых у нас много, хоть пруд пруди". г) "Русские любят прошлое, ненавидят настоящее и боятся будущего". д) "Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни". е) "Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать". 5. Напишите эссе, анализируя слова И.А.Новикова: "Чехов был человеком конкретностей и писал живых людей, может быть, как никто, но эти конкретности он давал по-особому, на широком и спокойном горизонте своего раздумья. Так иногда на фоне заката увидишь стебли полыни или дикой рябинки, - они такие же, как и те, что у тебя под ногами, но и не те, ибо конкретность их дана с гравюрною четкостью, и даны расстояние, простор и грань горизонта, и теплая желтизна уходящего неба. Это сочетание конкретности и дали, живого быта и длительного раздумья - оно и является основным в творческой манере Чехова". 6. Найдите в пьесах Чехова звуковые образы. Какие звуки чаще всего встречаются в пьесах? Почему? 7. Подберите материал для сообщения "Чехов и мировая драматургия" и "Пьесы А.П.Чехова в постановках зарубежных режиссеров". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|