Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ 1 страница




Дубров А.П., Пушкин В.Н. – Парапсихология и современное естествознание

Www.e-puzzle.ru

ББК 88.6 Д79

Дубров А. П., Пушкин В. Н,

Д79 Парапсихология и современное естествознание. — М.: СП „Соваминко", 1989. — 280 с.* ил.

ISBN 5-85300-001 -2 (2-й э-д)

Книга адресована широкому кругу читателей, специалистам в области психофизиологии, психоэнергетики и психотроники.

я 0303020000-001 _

Д " 943 101) -89 БМ 0б1nвfl

ББК 88.6

© Дубров А. П., 1

ISBN 5-85300-001-2 (2-й з-д)

ПРЕДИСЛОВИЕ


Часть 1. Психология и парапсихология 6

1. Парапсихология: случайное сплетение факторов или теоретический антипод естествознания? 6

2. Предмет парапсихологии. Мозг и парапсихо л огические способности.... 18

3. Волновая структура мира и принципы голографической психофизики... 30

4. Акупунктура и проблема психоэнергетики 41

5. Проблема бессознательного. Психоэнергетика и психоанализ 50

6. Психоэнергетическая функция кожи 64

§ 1. Проблемы кожно-гальванического рефлекса 64

§2. Электропунктура - лечебный и психологический метод 71

Часть 2. Экспериментальная психология паранормальных явлений 81

1. Биоинформационный контакт человек-растение 81

2. Биополе как канал восприятия 94

3. Биоэнергетические аспекты соотношения образа восприятия с воспринимаемым объектом 106

4. Психокинез. 114

5. Биоинформационные контакты на расстоянии 128

6. Парапсихология и проблемы психологической науки 140

Часть 3. Фундаментальные понятия естествознания и парапсихологии... 147

1. Введение 148

2. История вопроса 149

3. Новая классификация пси-явлений и ее диалектические основы....... 156

4. Гносеологические особенности пси-явлений 161

5. Общие диалектические положения о времени и пространстве 162'

§ 1. Определение понятия времени 163

§ 2. Общие положения о биологическом времени и пространстве.... 164 § 3. Специфичность биологического времени и пространства на различных уровнях организации живой материи 165

6. Пространственно-временные пси-явления 168

7. Возможные механизмы пространственно-временных пси-явлений 171

8. Полевые и силовые пси-явления 178

9. Материально-энергетические преобразования в пси-явлениях 192

10. Биологическое электромагнитное поле и резонансные взаимодействия живых систем 198

§ 1. Биофизические основы действия электромагнитного излучения

и биоэнерготерапии 200

§ 2. Особенности биоэлектро магнитного поля *и резонансно-полевого

типа взаимодействия 205

И.Пси-явления и окружающая среда 210

Часть 4. Современные парапсихо логические исследования в СССР и за

рубежом 214

1. Исследование пси-явлений в СССР 215

§ 1. Общее положение 215

Стр.

§ 2. Наблюдения спонтанных пси-явлений в СССР 218

Телекинез, психокинез, левитация * 219

Полтергейст 221

Пирогения 222

Ясновидение, проскопия, ретроспекция 223

Психометрия 225

Дистанционное воздействие (суггестологическое внушение).... 227

2. Теоретико-экспериментальные исследования пси-явлений в СССР 231

§ 1. Нейропсихический статус экстрасенсов и пси-явления 231

§ 2. Возможные механизмы телепатической связи.... 235

§ 3. Психоэнергетика 238

§ 4. Биологическое поле 240

§ 5. Краткий анализ современных исследований пси-явлений за рубежом 247

§ 6. Аксиомы и постулаты парапсихологии 253

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 255

Список терминов 256

Литература 259


 

 

 

ЛУШКИН ВЕНИАМИН НОЕВИЧ

(1931 -1979)

- изеестный советским психолог, профессор. доктор психологических наук.

Окончил в 1956 г. МГУ им. М.В.Ломоносо- ва. Руководил лабораторией эвристики Научно-исследовательского института v общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР в Москве, в которой разрабатывал фундаментальную проблему продуктивного мышления.

Проф. Пушкин В.Н. автор более 170 научных работ и 8 монографий по проб* лемам психологии, труда, мышления, возможностей ч„лг«ека, психологическим аспектам кибернетики, биополя и экстрасенсорике. Труды проф. Пушкина В.Н. изданы в СССР и в 18 зарубежных странах на 13 языках, они представляют собой крупнейший вклад в развитие психологической науки и получили мировую известность.

 

ДУБРОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (род 1931 г.) - биоризик, доктор биологичес ких наук.

Окончил в 1954 г. Московскую сельскох< зяйственную академию им. К.А.Тимир* зева. На протяжении 10 лет изучал би(логическое действие ультрафиолетово радиации на растения. С 1964 г. завед< вал лабораторией искусственного кл* мата Биолого-почвенного факультет Московского государственного униве; сите га им. М.В.Ломоноссва, а с 1967 i занимался изучением биологическог действия геомагнитного поля в Инстит^ те общей генетики АН СССР, Институт физики Земли АН СССР, работал в Цен ральном научно-исследовательско институте рефлексотерапии Минздрав СССР* 6 лабораториях биофизики, мед» цинской кибернетики над вопросами ак^ пунктиры. Ав'гор 100 научных работ и монографий, вышедших в СССР и э рубежом. Д-р Дубров А.П. являете членом Международного хронобиолог» ческого общества, Международной асс< циации по'иг,следованию проблем психотроники и ряда других научных обществ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие современных естественных наук связано с решением целого ряда фундаментальных научных проблем. Особенно острые проблемы возникают на стыке с той сложнейшей областью действитель- ноети, которая по традиции относится к парапсихологии. Анализ фактического материала этой области, полученного на протяжении последнего столетия, позволяет предположить, что именно в настоящий момент можно ставить вопрос о рассмотрении явлений парапсихологии с точки зрения фундаментальных понятий современного естествознания.

Уже сейчас есть основания думать, что изучение пси-явлений помо- жет современной науке проникнуть в сложный мир психической деятельности человека и в то же время даст возможность естествоиспытателям решить фундаментальные вопросы, связанные с динамической структурой мира.

Рассмотрению совокупности этих проблем и посвящена настоящая работа. На материале экспериментальных и теоретических исследований, проведенных с участием авторов, оказалось возможным подойти к раскрытию закономерностей той материи и энергии, которые определяют психическую деятельность человека. Наш анализ позволил охарактеризовать явления общей психологии, психоэнергетики и парапсихологии как фундаментальные явления современного естествознания.

В связи с этими исследованиями психика человека как функция полевых, резонансных, голографических и иных, неизвестных еще возможностей живой материи получает свое место в нерасчлененном единстве. Это — единство психической регуляции, микро- и макромира. Психика как реальное проявление материи, энергии и информации может оказаться мощным орудием познания в руках владеющего ею человека.

Исследования паранормальных явлений и факты суггестологии и акупунктуры выдвигают необходимость создания в системе фундаментальных наук специального научного направления - информационной биофизики (экстрасенсорики), которое призвано раскрыть механизмы информационно-энергетических связей в регуляции процессов жизни и поведения человека.

Информационно-энергетическая регуляция психической деятельности предстает как комплексная современная проблема, имеющая глубокую связь с фундаментальными механизмами живой природы. Многочисленные факты в биологии и медицине и их теоретический анализ говорят о том, что существует некоторая реальность, условно и предварительно обозначаемая как биологическое поле, являющееся неотъемлемым компонентом живого организма и в значительной степени определяющее осуществление тех регуляторных процессов, которые средствами современной науки обнаруживаются как взаимодействие молекул.

Использование этой категории позволяет представить себе целостную картину фундаментальных процессов жизни и психики, охватить эти процессы некоторой единой теоретической структурой, благодаря чему все проблемы психофизиологии, психофизики и психо- энергетики оказываются объединенными в одно целое. В этой связи следует ожидать принципиальных открытий, которые могут совершиться в комплексе современных областей знания: физика откроет новые для нее системы субструктуры, биология сможет продвинуться в понимании фундамента жизни, психология сделает шаг в расшифровке материальной основы психики.

Однако необходимо преодолеть психологические барьеры, связанные с признанием существования таких форм материи, которые неизвестны традиционной науке, но, главное, преодолеть и методические сложности, ибо нужно иметь методы, которые могли бы выполнить функции связующего звена между необычными воззрениями, существующими в парапсихологии, и комплексом современных наук. Поступательное движение современной науки в этом направлении может начаться только после нахождения такого методического инструмента; например, одним из таких может быть эле к тролунк тура (а возможно, и методы нейтринной физики).

Поэтому в предлагаемой книге приведены экспериментальные исследования, выполненные этим методом, показывающие связь электрических свойств биологически активных точек с биологическим полем человека, с особенностями его психической деятельности, в частности с такими высшими мыслительными процессами, как процесс построения модели объектов, установления связей между объектами, общения. Понятие биологического поля позволяет продвинуться в анализе природы того волнового способа кодирования информации о внешнем мире, с помощью которого оказывается возможным адекватное отображение объектов.

Вместе с тем необходимо отдавать отчет в том, что использование теории биологического поля в единстве с понятием психоэнергетической регуляции не столько решает, сколько ставит проблемы, ибо категорию биологического поля нельзя абсолютизировать. Возможно, в будущем она сменится другой категорией, более адекватной кругу необычных для современного естествознания явлений. Следовательно, категория биологического поля, может быть, будет иметь лишь некоторое эвристическое значение, будет выполнять функции лесов для возникнования новых теоретических пос!роений в биологии, психологии и парапсихологии.

При всей их сложности и спорности психобиофизические структуры (биологическое поле) и явления пси хо л ого-биофизического взаимодействия, традиционно называемые паранормальными явлениями,— телепатия, психокинез, кожно-оптическое зрение, ясновидение, пси- диагностика и другие - при научном подходе к ним могут оказать серьезную помощь в разработке проблем материальных механизмов адекватного отражения действительности, в познании резервных возможностей человеческого организма, в построении новых моделей функционирования и регуляции живых систем, в создании экстрасенсорики как науки о потенциальных возможностях организма и новых видах рецепции, основанных на пространственно-временных особенностях нервно-психической деятельности человека и психолого-биофизи- ческом взаимодействии.

В результате изучения этих психобиофизических структур и явлений должно существенно измениться лицо современного естествознания и наметиться прогресс в решении фундаментальных методологических проблем науки. Все эти соображения делают рассмотрение парапсихологии значимым как в методологическом, так и в конкретнонаучном отношении.

В данной работе не ставилась задача систематического охвата всех деталей парапсихологии; это проблемное исследование, в котором авторы прежде всего опираются на собственные экспериментальные данные и теоретические результаты, а также на те научные материалы, которые, по их мнению, являются принципиальными. Работа написана представителями двух отраслей естествознания: психолог В. Н. Пушкин написал первые две части, а биофизик А. П, Дубров — третью и четвертую части. Эти разделы пронизаны некоторыми общими идеями. Тем не менее авторы отдают себе отчет в том, что работа в целом носит пограничный характер, но они рассчитывают на способность читателя к синтезу.

Настоящее издание является дополненным и расширенным по сравнению с его вариантами, вышедшими в Испании, Югославии (1980), США (1982), Греции (1984), Японии (1986), Польше (1989). В СССР книга была опубликована на финском языке в 1986 г. („Прогресс- Куустолиике *’).

 

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 1. ПАРАПСИХОЛОГИЯ: СЛУЧАЙНОЕ СПЛЕТЕНИЕ ФАКТОВ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНТИПОД ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ?

Нам необходимо разобраться в том, что представляет собой парапсихология. Этот термин имеет два значения. В первом своем значении слово парапсихология” используется для условного обозначения некоторой области необычных явлений, которые выпали из рассмотрения современных естественных наук. Факты эти* будучи психологическими по своей сути, тем не менее находятся вне или около традиционной научной психологии. Отсюда та частица „пара’1, которая включена в этот термин.

Против такого использования термина „парапсихология” что-либо возразить трудно: ведь, в сущности, почти все равно, как мы будем называть некоторую область явлений независимо от того, действительные эти явления или мнимые. Такое условное и чисто терминологическое значение слова „парапсихология” не является единственным его значением.

Если внимательно прочитать многочисленные парапсихологические статьи и книги, выходящие во многих странах, то можно сделать вывод о том, что парапсихология не просто обозначение некоторой области фактов. По мнению некоторых авторов, это наука о той области природы, перед которой сегодня бессильно человеческое познание. В этом смысле парапсихология оказывается научной областью, противостоящей естествознанию и примыкающей к системе околонаук. Вся область околонаук со стороны естествоиспытателей всего мира обычно встречает в высшей степени отрицательное отношение.

Так, устав Международной ассоциации научной психологии считает, что занятия парапсихологией не могут быть совмещены с пребыванием в системе научной психологии. Согласно этому же уставу, какие бы то ни были доклады, так или иначе освещающие проблематику парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов.

Такое отношение к тем, кто исповедует парапсихологию как некую противоположность принципам естественных наук, можно понять. Парапсихология, если ее рассматривать не как слово, обозначающее некоторую область фактов, а как теоретическую систему, представляющую собой антипод естествознания, имеет в своей основе по крайней мере два методологических философских положения» которые вступают в решительное противоречие с теми принципами, на основе которых привыкли мыслить современные естествоиспытатели.

Первое философское положение, лежащее в основе парапсихологии не как области фактов, а как концептуальной системы, противостоящей естествознанию, связано с тем, что объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии. Второй теоретической основой этой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью тех объективных методов, которые обьпь но используются в традиционном естественнонаучном исследовании.

Эти два положения — принципиальное своеобразие объекта парапсихологии и его непознаваемость с помощью традиционных научных принципов — широко используются парапсихологами в том случае, когда осуществляются попытки теоретического анализа околонауки. Эти теоретические философские положения с особой отчетливостью обнаруживают себя в тех весьма частых утверждениях, когда парапсихологи говорят о невозможности познать естественнонаучные материальные основы некоторых странных явлений человеческой психики. Такие утверждения можно найти в публикациях парапсихологов.

Из этих утверждений следует, что в основе необычных явлений человеческой психики, таких, например, как телепатия, телекинез, разные формы целительства и т. д., лежит некая особая реальность, в принципе отличная от материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания. А раз так, то для изучения этой особой реальности обычные научные методы (эксперимент, наблюдение и т. д.) не подходят, да в них и нет необходимости. Именно поэтому здесь нужна особая концептуальная область (парапсихология), лежащая за пределами естествознания и являющаяся антиподом естественных наук.

Нужна ли парапсихология как особая концептуальная система? Нужно ли противопоставлять странные и необычные, но совершенно ре* альные факты и явления человеческой психики обычным объектам естествознания, тем процессам и явлениям, которые исследуются в системе научной психологии?

Авторы этой книги считают, что на эта вопросы возможен лишь один ответ — отрицательный. Какими бы ни казались странными и непонятными те или иные явления человеческой психики, все они имеют определенную материальную основу, которая не только может, но и должна быть раскрыта в ходе объективного естественнонаучного исследования. Ни сложность явления, ни глубокая зашифрованность его закономерностей и механизмов не может служить оправданием отказа от поиска этих закономерностей и механизмов, от включения той или иной области фактов в систему научного естествознания.

Чрезвычайно показательной в этом отношении является акупунктура — древний метод лечешя многих заболеваний с помощью введения игл в особые точки кожи человека. Как известно» метод этот долгое время рассматривался как нечто прямо противоположное принципам и методам естественных наук. По аналогии с парапсихологией акупунктуру называли парамедициной. Многие весьма солидные врачи и ученые прямо заявляли в печати о том, что акупунктура является разновидностью древной восточной мистики. Однако сейчас положение существенно изменилось. Так, в Москве в 1976 г. был открыт Научно-исследовательский институт рефлексотерапии, а задачу которого входит овладение теорией и практикой акупунктуры.

Если то или иное явление действительно существует, если оно достоверно зарегистрировано, если при его фиксации не было допущено ошибки или недобросовестной подтасовки фактов (а такое иногда случается, особенно в околонаучных областях), то явление это нужно отнести к определенному направлению естествознания и исследовать объективными научными методами. Быть может, не все факты такого рода сразу могут быть включены в систему естествознания. Некоторые явления пока трудно объяснить с помощью известных понятий и закономерностей. В этом случае придется создавать новые понятия, выдвигать новые гипотезы и разрабатывать новые методы исследования. Но ведь в этом и состоит поступательное развитие науки! Новые, необычные факты получают свое объяснение, а соответствующие отрасли наук развиваются.

Что же касается околонаук как концептуальных систем, противопоставляемых их адептами принципам научного естествознания, то такие околонауки не нужны. Не нужна и парапсихология как концептуальная система, основанная на положении об исключительности своего объекта и неподвластности этого объекта принципам научного естествознания. Термин же „парапсихология” вполне может быть оставлен для обозначения области необычных психологических фактов. В этой связи интересной и нужной представляется работа парапсихологов» направленная на поиски фактов, на поиски феноменов - людей, обладающих удивительными способностями. Следовательно, необходимо разделить практическую область парапсихологии и ее теоретические основы и по-разному относиться к ним.

Здесь следует специально подчеркнуть, что отрицание теоретической полноценности парапсихологии как концептуальной системы ни в коей мере не должно веста к отрицанию тех реальных фактов, на которые опирается парапсихология. Факты эти должны быть тщательно проверены, проанализированы» сопоставлены с другими естественнонаучными теориями и явлениями и на основе анализа включены в систему естествознания. Это прежде всего относится к информационному и энергетическому дистанционному воздействию одного человека

на окружающие объекты, способности отображать объекты вне пределов их досягаемости и т. д.

Тенденция же отрицать такого рода факты-у представителей традиционного научного естествознания в настоящее время велика. Это связано с тем, что сами основы естествознания строились таким образом, что они не включают в естественнонаучное рассмотрение не только паралсихологические, но и психологические факты. Вся картина современной науки нередко представляется как такая целостная система знаний, в основу которой положены знания о неживой природе. Что же касается живых систем, а тем более систем, обладающих целенаправленным поведением, то представления о сущности таких систем не могут считаться в современной науке завершенными.

Несмотря на огромные успехи физики и биолонш, естествознание все еще испытывает значительное влияние некоторой механистической традиции. Эта традиция со всей очевидностью обнаружила себя, например, в теории автоматов, которая лежит в основе построения современных компьютеров, призванных воспроизвести, моделировать сложные формы психической деятельности человека.

Если проанализировать то, как понимается в теории автоматов человеческая психика, то без большого труда можно обнаружить, что в основу моделирования кладется известная схема сти мул-ре акция. Наш анализ показывает, что такого рода стимульно-реактивный автомат не учитывает многих чрезвычайно важных содержательных процессов в деятельности человеческой психики, процессов, связанных с моде* лированием, отражением окружающей человека внешней среды. Поэтому человек решает некоторые задачи существенно более успешно, чем современные вычислительные машины (76)[1].

Еще в меньшей степени склонны современные естествоиспытатели считаться с редкими явлениями, которые описываются в парапсихологии. Более того, для ученого отрицание этих явлений оказывается как бы признаком хорошего тона, необходимым условием его научной респектабельности. Полностью зачеркивая существование телепатии и телекинеза, такой представитель науки полагает, что может приобрести репутацию серьезного исследователя. Если же он попробует в кругу своих коллег рассказать о случаях телепатии, которые в действительности произошли с ним, то он может быть заранее уверен, что его репутация как ученого серьезно пошатнется. Так наука, возникшая и окрепшая п борьбе с суевериями и предрассудками, сама начинает создавать свои суеверия и предрассудки. Жрецы науки перерастают в настоящих жрецов, создающих барьеры на пути человеческого познания.

Современного ученого, пытающегося утвердить свою научную репутацию отрицанием парапси хологических явлений, можно, конечно, понять. Факты телепатии действительно редки. Редки и люди, обла

дающие способностью передавать мысли на расстояние или воздейство- вать на окружающие объекты. Трудность состоит еще и в том, что феномен — человек, этими способностями располагающий, - далеко не всегда может произвольно их реализовать в той степени, в какой это необходимо для доказательства существования явления. Как и всякий человек, феномен испытывает колебания своих физиологических и психологических состояний. Далеко не всегда он бывает в нужной форме. Кроме того, регулирующие системы мозга, от которых зависит эффект, далеко не всегда подчиняются его сознательному контролю. Следовательно, он не всегда может произвольно управлять своими необычными способностями. Все эти ограничения, нередко приводящие к срывам экспериментов, только усиливают скепсис окружающих, в особенности тех исследователей, которые приглашены в качестве экспертов, регистрирующих это явление.

Но все эти трудности вовсе не отменяют сами эффекты. Трудности эти скорее свидетельствуют о глубокой зашифрованности той основы, на которой парапсихологические эффекты возникают. Ведь если бы эффекты такого рода были обыденными, если бы такими способностями обладали многие и факты телепатии и телекинеза были легко воспроизводимы, не существовало бы никакой проблемы парапсихологии в современном естествознании. Все было бы давно описано, изучено и включено в систему традиционной науки.

Однако вся история человечества свидетельствует о том, что область эта тщательно зашифровывалась на всех этапах и во всех ветвях развития человека. Такая стратегия зашифровки была, безусловно, оправданна. Та печать великой тайны, которая во все исторические периода лежала на области парапсихологии и которая нашла свое выражение в специфическом термине „оккультизм” (тайная наука), выполняла общечеловеческую функцию. Тайна эта спасала людей от недобросовестного использования великих сил природы. Сохраняя в тайне свое великое Знание, древние психологи пытались тем самым ограничить зло в мире.

Но именно в наше время таинственные и могущественные знания о человеке и его возможностях должны стать достоянием человечества. Известно, что именно наше время — время информационного взрыва — предъявляет особенно большие требования к психике чело* века, В связи с изменившимися условиями труда, в связи с нараста- ющим темпом жизни человек уже не может ограничиться своими обычными возможностями. Проблемой исключительной важности становится проблема использования резервных психологических возможностей человека.

Но для того чтобы иметь возможности использовать психологические резервы, необходимо знать гораздо больше о человеческой психике, чем мы знали до сих пор, необходимо раскрыть глубинные закономерности работы человеческого мозга. Загадки человеческой психики выдвигаются в ряд первоочередных задач научного исследования, подобно тому как еще совсем недавно основными научным*! проблемами стали проблемы, связанные с загадками и возможностями атомного ядра. Так наука меняет преимущественный, так сказать, доминантный объект своего исследования в связи с теми задачами, которые возникают перед человечеством.

Разумеется, основным методом исследования резервных психологических возможностей человека является эксперимент, в ходе которого эти возможности раскрываются. Примером такого эксперимента может служить метод болгарского исследователя Г. К. Лоза- нова, создавшего интереснейший вариант интенсивного обучения. Этот метод смог показать, какие огромные резервные возможности памяти имеет человек.

К такому шпу эксперимента относятся опыты с электровоздействием на биологически активные точки кожи, с помощью которого меняются состояния и характеристики нервной системы человека. Поэтому самым интересным был бы такой эксперимент, в ходе которого обычный человек смог бы приобрести феноменальные способности, например к телепатическому общению. Если бы такой эксперимент был создан, то это означало бы не только приобретение практических возможностей, но и раскрыше глубочайших закономерностей человеческой психики.

К сожалению, на данном этапе исследования значительную часть экспериментальной работы приходится проводить на феноменах - людях со своеобразной психологической аномалией, которая делает их парапсихологически одаренными. По своей познавательной функции для современной психологической науки феномены могут быть сопоставлены с функцией атома радиоактивных элементов в физике. Именно эти атомы благодаря своему распаду позволили раскрыть мно гие секреты структуры атомного ядра всех химических элементов. Феномены такие редки и как радиоактивные вещества по-своему уникальны.

Эта редкость людей, обладающих исключительными, как часто говорят, паранормальными способностями, не может еще и еще раз не вызвать вопроса: а существуют ли такие люди с их способностями? Быть может, таких людей, а значит, и явлений, подобных телепатии, телекинезу, ясновидению, вообще нет? Многих и многих представителей науки такой отрицательный ответ вполне бы устроил. Ведь если все эти явления действительно существуют, необходимо вносить весьма существенные коррективы в систему современной науки. Многие научные положения, которые сейчас кажутся незыблемыми, должны быть пересмотрены. Более того, в современном естествознании должны быть созданы новые отрасли науки, которых сейчас нет. Все это связано с большим и напряженным исследовательским трудом. Не лучше ли не обращать внимания на некоторые факты, игнорировать их, не доверять свидетельствам, просто отрицать непосредственные данные опыта? Тогда все останется по-старому и в науке не потребуется никаких перемен.

В этой связи чрезвычайно показательным является отношение к некоторым распространенным в Индии фокусам, которые демонстрируются на площадях, на рынках и вообще в местах скопления людей. Один из наиболее распространенных вариантов фокуса состоит, как известно, в следующем. Старший факир бросает вверх конец каната, который уходит высоко в небо. Второй участник фокуса, мальчик, забирается по этому канату и исчезает в облаках. Эту картицу видит толпа. Оказавшиеся в этой толпе обладающие фотоаппаратами европейцы фотографируют фокус и в результате получают изображение, на котором нет того, что наблюдала толпа. На изображении видно, что факир, так же как и мальчик, сидат на земле, а около них лежит свернутый канат.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных