Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ 5 страница




теменное естественнонаучное объяснение. Но какова природа этой и i оргии? Очень заманчиво считать, что энергия, обслуживающая жизненные процессы, есть энергия электрическая. Об этом свидетельствует и наличие в организме электрических явлений. Об этом говорит и влияние атмосферного электричестеа на жизненные процессы.

Несмотря на все эти очень интересные факты, на данном этапе р;пвития науки все-таки целесообразно вопрос об энергетической при- |к>де жизни оставить открытым, а говорить о функциях этой энергии it организме.

С психологической точки зрения наиболее интересным является установление связи энергетических параметров и процессов нервной системы с укалыванием точек кожи.

На эту связь прямо указывают некоторые предварительные теоретические рассуждения. Ведь акупунктура используется при самых различных заболеваниях. Такая универсальность воздействия может свидетельствовать только о том, что в организме существует связанный с энергетикой фактор, который определяет функционирование всех сю органов и систем. Таким фактором может быть та информационно-энергетическая служба, которая обеспечивает регуляцию в организме.

Это предположение подводит нас к идее о том, что действительно существует определенная энергетика, которая обслуживает информационные процессы организма и осуществляет в клетке реализацию генетического кодирования. Нарушение работы этой системы информационно-энергетической регуляции отрицательно влияет на регуляторные процессы в системах организма и может оказаться поэтому основой заболевания. Терапевтический эффект иглоукалывания действительно может быть понят как восстановление работы этой системы и нфо рмационно-энергетической регуляции.

Такая гипотеза, однако, нуждается в специальном доказательстве. Доказательство прежде всего связано с нахождением такой области функционирования организма, в которой информационно-энергетическая регуляция могла бы быть обнаружена со всей очевидностью и которая прямо была бы связана с работой нервной системы. Здесь необходимо соотнести индивидуальные особенности такого рода энергетики с индивидуальными особенностями некоторых, например электрических, характеристик биологически активных точек кожи. Если п условиях такого анализа оба момента окажутся связанными надеменой корреляционной связью, то существенно возрастет вероятность правильности гипотезы о специальных информационно-энергетических механизмах акупунктуры.

Современная дифференциальная психофизиология как раз и оказывается такой областью, в которой было осознало значение инфор- мационно-энергетического аспекта. Как известно, основным методом исследования в этой области является соотнесение индивидуальных особенностей выполнения различных психологических тестов с параметрами объективно зарегистрированных материальных процессов мозга.

Особенно отчетливо информационно-энергетический аспект проявился в исследованиях индивидуальных различий в психологической активности человека, которые были начаты крупным советским психологом членом-корреспондентом АПН СССР В. Д. Небылицинымв

(324). Как показывают его исследования, психологическая активность) человека обнаружила себя, в частности, в том, как тратит энергию че«j ловек, осуществляющий психическую деятельность. Так, избыточная потребность в деятельности выявляется в дополнительной трате энергии,

В дальнейшем будет рассказано об исследованиях, направленных на установление соотношений между психофизиологическими особен^ ностями человека и некоторыми электрическими параметрами биоло^ гачески активных точек кожи. Здесь целесообразно указать на такую связь нервной системы с точками акупунктуры, которая обнаружив вается при лечении различных нервных и психических заболеваний]

Как мы увидим в дальнейшем, уже такая связь между этими сфен рами может иметь большое значение для теории общей психологии и позволит наметить пути научного анализа некоторых важных психон логических явлений, относимых к сфере бессознательного, которая нередко рассматривается как область, лежащая на грани психологии и парапсихологии.

В различных руководствах по теории и практике иглоукалывания обычно подчеркивается, что с помощью воздействия на биологически активные точки удается лечить многочисленные нервные заболевания] в том числе такие, которые, как правило, не поддаются лечению с по] мощью традиционных медицинских методов. Так, оказывается, чта у детей в ранней стадии заболевания с помощью иглоукалывания мо] жет быть восстановлен нерв после полиомиелита. При этом подчерки] вается, что восстанавливается не только двигательная функция руки или ноги, но и объем мышц пораженной конечности. Не менее интерес] ными оказываются и осуществленные с помощью акупунктуры случаи восстановления слуха после неврита слухового нерва* Известно, чта неврит слухового нерва в традиционной медицине не лечится. Это за] болевание в подавляющем большинстве случаев ведет к глухонемоте] Результаты применения акупунктуры при полиомиелите и неврита слухового нерва прямо свидетельствуют о тесной связи между кож] ной энергетической системой и нервной тканью: воздействие на точки приводит в ряде случаев к нормализации нервной ткани. j

Еще более существенной с психологической точки зрения явля^ ется связь, которая может быть обнаружена между состоянием инфор-i мационно-энергетической системы (точками) и функциональным coi стоянием нервной системы. Связь эта обнаруживается при лечении акупунктурой таких расстройств, как неврастения, психастения, исте^ рия. * 1

Разумеется, лечение симптомов указанных заболеваний с помощью иглоукалывания далеко не у всех осуществляется с достаточной быстротой. Одни больные излечиваются чрезвычайно быстро — улучшение наступает уже после нескольких сеансов. Что касается других, то для их полного излечения требуется систематическое укалывание на протяжении целого месяца. Однако область неврозов относится к наиболее рекомендованным заболеваниям для применения иглоукалывания.

Характерно, что лечение акупунк турой довольно радикально снимает не только характерные для неврастении симптомы психической слабости, быстрой утомляемости, но и такие чисто психологические явления, как навязчивые страхи, состояние тоски, навязчивые действия и т. д. Факты устранения таких явлений представляют чрезвычайный интерес для того направления психологии бессознательного, которое в психиатрии и психопатологии представлено школой психоанализа. Известно, что психоанализ как некоторая система общей психологии сложился на основе лечения именно неврозов.

Прежде чем перейти к сопоставлению психоанализа и психоэнергетики, целесообразно указать на те серьезнейшие сдвиги, которые возникают под влиянием иглоукалывания у больных шизофренией. В литературе по иглоукалыванию содержатся описания случаев применения этого метода к глубоким шизофреникам. Описываются больные, полностью отключенные от рнешнего мира, проводящие все свои дни лежа с закрытыми глазами, Так, в одной работе рассказывается о девушке, которая в течение года пролежала в постели с закрытыми глазами, отказывалась от еды, не разговаривала, не двигалась. Ела только тогда, когда ей насильно открывали рот и вводили пищу.

Уже после первого сеанса иглоукальрания появилась реакция на воздействие иглой, выразившаяся в глубоком вздохе. В дальнейшем дыхание стало глубже и ровнее. Через неделю у больной нормализовались основные функции организма. Двухмесячное лечение привело к выраженному улучшению состояния, однако отсутствие речи стойко держалось. В конце концов и этот симптом был преодолен. После многих месяцев систематического лечения больная с тяжелой формой шизофрении смогла поправиться настолько, что вернулась к прерванным занятиям и закончила институт.

Этот случай свидетельствует не только об успехах акупунктуры, но и о тех случаях, которые необходимо прилагать в ходе лечения, которое иногда длится не только месяцами, но и годами. Однако сам факт глубочайшего сдвига, который наступил у больной шизофренией, не может не свидетельствовать о глубокой связи биоинформационной энергетической системы с работой мозга. А это значит, что анализ этой энергетики позволит проникнуть в некоторые глубочайшие загадки психологической науки. Во всяком случае, представляется целесообразным использовать некоторые теоретические и практические приемы акупунктуры для подхода к нерешенным проблемам общей психологии.

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ПСИХОЭНЕРГЕТИКА И ПСИХОАНАЛИЗ

Проблема неосознаваемой психической деятельности представляет собой одну из тех фундаментальных проблем психологии, которая непосредственно связана с проблемами парапсихологии. Во многих исследованиях по парапсихологии сами парапсихологи ческие процессы рассматриваются обычно как процессы, регуляция которых осуществляется вне сознательного и произвольного контроля со стороны того человека, который эти процессы осуществляет.

В значительной мере бессознательный характер носят явления так называемой спонтанной телепатии. Наконец, можно предположить неосознанность действий испытуемых в тех экспериментах, когда парапси хологические явления, прежде всего телепатия, осуществлялись в состоянии гипноза.

Такое значение бессознательной психической деятельности в области парапсихологии приводит к тому, что некоторые исследователи, например JL Л. Васильев, полагают, что сами парапсихологические явления прежде всего возможны тогда, когда один из участников эксперимента осуществляет свою деятельность неосознанно.

Таким образом, проблема бессознательной психической деятельности оказывается важной проблемой для парапсихологии. Однако известно, что проблема эта отнюдь не парапсихо логическая. Своими историческими корнями она уходит в глубь психологии и философии. Огромную роль в анализе проблемы бессознательного играют процессы научного и художественного творчества. Анализ творческих процессов показывает, какой значительный удельный вес имеет неосознаваемая деятельность в работе исследователя, решающего сложную проблему, или при создании художественного произведения.

Итак, значение бессознательной психической деятельности в системе идей, связанных с парапсихологическими фактами, ставит проблему анализа бессознательного как одну из главных в теории психологии. Сначала мы покажем возможность построения такой теории бессознательного, в которой, по существу, отсутствует психоэнергетический момент. В этой теории будут рассмотрены преимущественно содержательные, главным образом познавательные, гностические компоненты бессознательной психической деятельности.

Однако применительно к психике человека, в особенности к его бессознательным процессам, было бы неверно ограничиться лишь одним познавательным компонентом психики. Необходимо рассмотреть также и психоэнергетический аспект, который неразрывно связан с эмоциональной сферой человека.

Это последнее обстоятельство особенно существенно для анализа парапси хол огических явлений, поскольку явления эти возникают главным образом не в обычных состояниях человека, а в состояниях, окрашенных эмоционально. Иначе говоря, с точки зрения парапсихоло- гической существенен не любой неосознаваемый, т. е. бессознательный, процесс, а лишь такие процессы, которые одновременно сопряжены с психоэнергетическими реакциями.

Начать же анализ такой сложнейшей проблемы общей психологии, какой является проблема бессознательного, целесообразно с некоторых общих идей.

Прежде чем начать обсуждение понятий „бессознательное”, „бессознательная психическая деятельность’’, необходимо задуматься над тем, что это понятия отрицательные. В них содержится указание на то, что психическая деятельность осуществляется без сознания. Смысл их станет ясен лишь тогда, когда будет проанализировано понятие „сознание” как содержательно-психологическая категория.

Понятия „сознание” и „сознательная психическая деятельность” неоднократно обсуждались в философской литературе, в которой анализировались различные философские аспекты этих понятий. Здесь же необходимо раскрыть их с содержательно-психологической стороны, дать характеристику этих понятий как инструментария конкретного психологического исследования.

Известно, что загадка неосознаваемой психической деятельности давно волновала исследователей. После работ французской психоневрологической школы и исследований в русле психоанализа само существование бессознательных психических процессов сделалось несомненным, хотя эти процессы и противоречат той философской концепции сознания, которая была создана Декартом и Локком.

Экспериментальные исследования области бессознательной психической деятельности не привели, однако, к построению определенной теории. На основе полученных фактов возникли варианты теоретических схем структуры психики, в которых с теми или иными модификациями разрабатывалась идея двуслойного ее представления, или двух „этажей” психики. Нижний этаж (он же фундаментальный, определяющий) - место пребывания бессознательных процессов. Этаж верхний — место пребывания сознания.

Противопоставление „сознательное—бессознательное” дало возможность Т. Рибо увидеть здесь противопоставление физиологического психологическому. При этом физиологическое связывалось с бессознательным, а психологическое — с сознательным.

3. Фрейд рассматривал психику в виде двух „комнат”. В одной, ярко освещенной, находится сознание, в другой — различные неосознаваемые побуждения. Эти бессознательные побуждения пытаются всеми способами попасть в „комнату” сознания, но дверь в эту „комнату” охраняет страж, который не пропускает в сияющий зал ничего такого, что противоречило бы системе воспитания и принятым социальным нормам. Не будучи в состоянии проникнуть в „комнату” сознания в своем настоящем виде, всякого рода низменные инстинктивные побуждения стремятся усыпить бдительность стража, переодеваясь в различные одежды и используя такие маски, которые делают их непохожими на самих себя. Побуждения эти проникают в сознание в виде таинственного языка сновидений, невротических симптомов, различных описок и оговорок.

В психологических системах психоаналитического направления бессознательное психическое рассматривается как совокупность низших проявлений психики — инстинктов, автоматизмов и разного рода низменных побуждений. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что несознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими проявлениями интеллектуального творчества. Именно факт высших проявлений неосознаваемых процессов творческого мышления делает малоценными для анализа этого процесса все исследования по психологии бессознательного, которые направлены на изучение низших слоев, у ров* ней и проявлений человеческой психики.

Вопрос о природе и механизмах бессознательного в высшей интеллектуальной сфере не может в настоящее время считаться решенным. Разработка закономерностей неосознаваемого компонента мышления является насущной задачей не только психологической науки, но и современной науки вообще. Необходимость раскрытия этих закономерностей диктуется, с одной стороны, ролью этих компонентов в творческом мышлении, с другой — теми трудностями, которые возникают при попытке управлять этими процессами. Развиваемый на основе наших исследований тезис о субъекте мышления, субъекте психики как о сложной системе познавательной саморегуляции позволяет до некоторой степени подойти к его решению. Для раскрытия природы бессознательного прежде всего необходимо остановиться на том значения, которое может иметь для психологии понятие субъекта как системы психологической саморегуляции.

При анализе целостной деятельности, например психологических механизмов мышления, человек, решающий ту или иную проблему, рассматривается обычно в качестве единого и нерасчлененного целого (субъект мышления). Этот субъект мышления анализирует различные признаки объектов, составляющих проблемную ситуацию, соотносит условия и требования задачи, принимает решение и т. д. Такой подход, предполагающий нерасчлененность, однородность сознающей и осуществляющей умственные операции личности, действительно может оказаться достаточным для изучения многих проявлений интеллекта. Вместе с тем существует по крайней мере одна форма мышления, анализ которой не согласуется с пониманием субъекта мышления как нерасчлененного целого. Это продуктивное или творческое мышление, которое состоит в решении новых для человека задач.

Известно, что одним из существенных моментов продуктивного мышления является перерыв в деятельности, возникающий после того, как человек перепробовал все известные ему варианты решения сложной задачи и констатировал себе, что вся совокупность его знаний, весь арсенал прошлого опыта не позволяет ему решить эту задачу, В том случае, если сложная задача все же оказывается решенной, период перерыва деятельности сменяется пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений между ее составляющими. Совершенно естественно, что новое видение возникает у человека не случайно, а является следствием закономерного процесса переработки информации, полученной в ходе анализа ситуации и попыток решения. История открытий и данные психологий мышления свидетельствуют о том, что некоторые весьма существенные звенья этого процесса не осознаются человеком, решающим задачу.

Эти звенья не могут быть приняты как звенья целенаправленной поступательной деятельности субъекта мышления, если этого субъекта рассматривать как единое нерасчлененное целое. Поскольку эти неосознаваемые и весьма важные для творческого мышления процессы все же осуществляются, возникает необходимость рассматривать субъект мышления как сложное системное образование.

Важные факты и теоретические положения, свидетельствующие о сложном, системном характере познающей личности, получены в школе грузинских психологов, созданной Д* Н. Узнадзе. Как показали их исследования, уже в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминируют процесс восприятия. Эта принципиальная схема познавательной саморегуляции со своей управляющей инстанцией, называемой установкой, функционирует и в мышлении.

Следующая группа фактов позволяет рассмотреть проблему системного строения субъекта мышления уже на уровне медико-биологического, т. е. естественнонаучного исследования. Это нейропсихологи- чсский анализ процесса решения задач. В исследованиях процесса решения задач больными с поражениями теменной области был зарегистрирован следующий факт: эти больные не могли понять предлагаемого им материала при полной сохранности личностного контроля за результатами своей деятельности, при полном осознании ими своего дефекта. В этих исследованиях наметилась определенная дифференциация структуры субъекта, обнаружилось по крайней мере два уровня мочговой регуляции мышления. Один уровень осуществляет управление целостным поведением, другой уровень связан с управлением >с I венно познавательной функцией, составляющей основу процесса решения задач.

Уже упомянутые здесь исследования позволяют ставить проблему системного подхода к субъекту мышления. Такой подход, с одной стороны, предполагает дифференциацию различных уровней регуляции познания, включенного в мыслительную деятельность, с другой —

делает необходимым объединение этих различных уровней в работу единой целостной системы саморегуляции психических процессов, включенных в решение проблем.

Анализ литературных и экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что наиболее определенным и прямым доказательством системного характера субъекта мышления являются ней- ропсихологические эксперименты, в которых регистрируются изменения процесса решения при том или ином поражении коры головного мозга. Результаты нейропсихологических исследований, давая характеристику корковых уровней регуляции мыслительной деятельности, позволяют тем самым проследить структуру субъекта мышления. Вместе с тем сам метод нейропсихологии наряду со своими огромными преимуществами имеет по крайней мере один недостаток: с помощью этого метода можно исследовать только больных людей.

Этот недостаток нейропсихологического исследования выдвигает необходимость разработки такого метода, который позволил бы изучать уровни мозговой регуляции интеллекта у здорового человека. В качестве такого метода был использован метод реоэнцефало- графии (РЭГ). Этот метод позволяет регистрировать пульсацию сосудов головного мозга. Был найден критерий (показатель катакро- таческого отношения РЭГ-волны), который, указывая на степень уплощения пульсовых волн, свидетельствует тем самым об активности различных зон мозга (329).

РЭГ — это способ регистрации кровоснабжения мозга. Однако цель исследования в данном случае состоит не в выяснении физиологических коррелятов мыслительной деятельности, а в объективной регистрации активности различных уровней и компонентов, входящих в структуру субъекта мышления. Процесс решения задачи, осуществляемый на информационном языке, происходит в коре больших полушарий. Для того чтобы выяснить, какие именно компоненты информационного уровня регулирования мышления входят в систему, результатом которой является процесс решения проблем, был использован метод, позволяющий регистрировать уровень функциональной активности различных участков коры.

Работа каждого из исследуемых уровней может быть со значительной долей правдоподобия проинтерпретирована в языке психологических понятий. Так, есть все основания утверждать, что сдвиг РЭГ-показателя лобной области означает повышение обще личностной напряженности. Примером такой напряженности может быть состояние испытуемого, впервые пришедшего на опыт по мышлению и предполагающего, что в ходе эксперимента могут быть обнаружены особенности его интеллектуальной одаренности. Именно эта ориентировка на обстановку опыта, на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности» определяет относительно более высокий уровень напряжения, регистрируемый в данном случае в лобной области коры.

Вместе с тем испытуемый может быть ориентирован на саму задачу, захвачен процессом ее решения. В этом случае повышается РЭГ-по- казатель в реограмме, записанной с отведения, захватывающего теменно-височную область. Наконец, возможен случаи, когда одновременно имеет место и целостно-личностное, и собственно-познавательное напряжение. В этом случае указанные уровни характеризуются синхронной динамикой.

Все эти данные свидетельствуют о том, что субъект мышления является системным образованием, включающим несколько взаимодействующих между собой психологических уровней. Такое понимание субъекта мышления позволяет подойти к функциональному определению сознательной и бессознательной психической деятельности.

Сознательная деятельность возникает в том случае, когда одновременно работают оба крупных блока или уровня психологической саморегуляции — личностный и познавательный, гностический. Анатомически эти уровни представлены лобными долями и теменной областью, Если же эти блоки работают раздельно, то в таком случае можно говорить о неосознаваемой психической деятельности. О закон возможности раздельной работы различных зон и уровней коры больших полушарий свидетельствуют данные нейропсихологического и элект- рофизиологического анализа деятельности.

Таким образом, наше понимание бессознательного связано с функциональным взаимодействием различных уровней той целостной системы психологической саморегуляции, какой является содержание работы коры больших полушарий. Эта функциональная, регуляторная точка зрения позволяет преодолеть традиционную концепцию „слоеного пирога”, или „двухзтажности” психики, с позиции которой верхний слой есть этаж сознания, нижний слой — этаж бессознательного.

С этой точки зрения сознательная деятельность в ходе решения творческих задач есть функция взаимодействия высшего коркового регулятора поведения с гностической корой. В том случае, когда построение, моделирование объектов находит свое отражение в лобной коре, этот познавательный процесс осуществляется осознанно. Но могут быть и такие случаи, когда модели, будучи сформированными для решения той или иной проблемы, работают автономно, вне непосредственной связи с целостно-поведенческим регулятором. Такой процесс познания и творчества будет осуществляться вне сознания.

Следует допустить также существование процессов, протекающих на уровне передних отделов лобной доли, которые развертываются и не контакта с собственно гностической корой, обеспечивающей наличие образов. Такие процессы познания и преобразования действительности также окажутся вне сознания, так как процесс осознания исегда происходит в форме динамики образов. Этот последний случай неосознаваемых процессов, осуществляющихся на высшем корковом уровне, и может считаться той формой психической деятельности, ко-

то рая, будучи бессознательной, одновременно является высшей.

Таким образом, кора больших полушарий, будучи регулятором поведения, сама может быть рассмотрена как единая самоуправляемая система. Допуская существование саморегуляции информационных, психических процессов в работе коры больших полушарий, мы неизбежно должны сделать и еще одно принципиальное допущение. Необходимым условием любого процесса управления является отражение управляемого объекта в регуляторе. Следовательно, модели объектов окружающей действительности, создаваемые в гностической области коры, должны быть определенным образом представлены в корковом регуляторе, а для этого необходимо специальное средство представления или специальный язык. Именно на этом языке осуществляется высшая неосознаваемая мыслительная деятельность человека.

В настоящее время пока нет материалов, которые бы позволили судить о структуре этого языка. Можно только утверждать, что существование этого языка следует из самого факта внутри корковой саморегуляции и что язык этот отличен от обычной человеческой речи. Исследования нейропсихологов показали, что речь может рассматриваться лишь как орудие управления, но не как инстанция, обеспечивающая формирование программы деятельности и команд, реализующих эти программы. Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что речь теряет свою регулирующую функцию при нарушении фронтальных участков лобной доли. Следовательно, инстанцию, обеспечивающую высшую регуляцию интеллекта, нужно искать не в речевых корковых зонах, а именно в высших отделах лобной доли.

Как уже говорилось, соотнесение всей совокупности фактов гипноза с функциональной схемой коры больших полушарий позволяет утверждать, что важнейшим условием гипнотических воздействий является торможение высших отделов лобной доли. Именно отключение этих отделов коры приводит к тому, что субъект полностью теряет собственную активность. Функцию фронтальных зон лобных долей начинает выполнять гипнотизер, который через речевые корковые зоны вступает в контакт с различными уровнями мозговой регуляции поведения и вегетативных процессов в организме.

Гипнотический метод позволяет выяснить вопрос о том, в какой степени субъект, лишенный фронтальных долей лобной коры, при перекрестном управлении гностическими полями со стороны постороннего человека (гипнотизера) действительно оказывается в состоянии осуществлять интеллектуальное творчество, выражающееся в создании чего-то принципиально нового для данного человека. Проведение исследований творческого мышления под гипнозом тем более интересно, что существуют некоторые работы, в которых подчеркиваются огромные возможности гипнотической интенсификации творчества.

В наших исследованиях влияние гипнотической стимуляции процесса решения задач изучалось на материале постгипнотических воздействий на успешность решения ситуаций (известная играв „И15)» Для обнаружения границ гипнотического влияния на мышление было организовано две серии экспериментов.

В первой серии в состоянии гипнотического сна испытуемому на единичных примерах объяснялись принципы решения задач типа игры л „15”, с которыми ранее он знаком не был. После каждого сеанса перед пробуждением проводилось контролирование амнезии (забывания) всего, что было внушено в гипнозе. Было зарегистрировано, что любые ситуации игры в„15”, несмотря на специально внушенную амнезию, решались испытуемыми экспериментальной группы существенно успешнее, чем представителями контрольной группы. Характерно, что при этом каждая успешно решаемая ситуация воспринималась субъектом как новая.

Во второй серии экспериментов исследовались границы „чистого” илияния интенсифицирующей формулы внушения. Испытуемые этой серии до гипнотического сна решали лишь некоторые экспериментальные задачи. В гипнозе они получали только общий приказ повысить уровень мыслительной деятельности, успешнее решать задачи. В этой серии также внушалась амнезия относительно задач, решенных ранее.

Эксперименты показали, что в этом случае в постгипнотическом решении существенно повышались результаты решения лишь тех задач, которые решались испытуемыми до сеанса гипноза, но которые были забыты ими и воспринимались как новые в силу внушенной амнезии. Что же касается действительно новых ситуаций, то при их решении существенного различия в сравнении с испытуемыми контрольной группы не было зарегистрировано.

Полученные в этом экспериментальном исследовании данные, с одной стороны, подтверждают возможность повышения эффективности мыслительной деятельности с помощью гипнотического внушения, с другой — позволяют более четко очертить границу использования ппиюза как средства интенсификации умственной деятельности. Эти эксперименты также свидетельствуют о существовании высшего уровня регуляции познания, который исключается во время гипноза и ра- Опта которого не осознается решающим задачу человеком. Так, си- сюмное понимание субъекта мышления позволяет подойти к решению одной из важнейших проблем психологической науки - проблемы неосознаваемой психической деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных