Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ 13 страница




жающего мира носят содержательный и семантический, смысловой характер. Всякая попытка дать, например, вероятностную характеристику содержательной деятельности, существующей в образах и системах отношений, существенно обедняет эту деятельность, лишает присущего ей качественного своеобразия.

Критику теории информации, выявление слабостей этой теории как средства описания конкретных проявлений психики человека следует иметь в виду при анализе телепатии и ясновидения. Нельзя, например, представить себе телепатическое общение как передачу информации с помощью двоичного кода. Телепатический процесс и процесс ясновидения со своей внутренней стороны, по своему содержанию представляют собой то же образное и семантическое проявление психической деятельности человека.

Поэтому для научного понимания этих явлений необходим такой общенаучный подход, который учитывал бы содержание психической деятельности человека, образные и семантические компоненты этой деятельности. Некоторой модификацией такого подхода является голографическая, волновая концепция психики человека, которая была изложена выше, при характеристике предмета психологической науки и некоторых общих принципов работы человеческого мозга.

С помощью такой волновой, но не электромагнитной теории можно.* дать принципиальное объяснение явлений телепатии и ясновидения. [ Действительно, если наши психологические образования (семантическиеj системы, перцептивные структуры, состояния и т. д.) представляют* собой некоторые модификации стоячих волн, а наша Вселенная, имею-* щая вид гиперсферы, есть голографическая пластинка огромных размеров, то каждое наше психологическое образование практически рас^ пределено по всему пространству этой гигантской гиперсферы. л

Это значит, что возможен резонансный процесс между теми волной выми структурами, которые связаны с функционированием мозпм перцепиента, и той психологической структурой, которая генерируется мозгом индуктора. Что же касается расстояний, то в этой модели мира и психики человека они не играют никакой роли. Один человек способеш улавливать биоинформацию от другого человека не потому, что эт* информация находится в пространстве, близком к мозгу индукторе а потому, что та или иная закодированная на волновом языке индуктой ра информация оказывается в пространстве мозга перцепиента. J

Быть может, такое голографическое построение, с точки зрение которого можно объяснить телепатию, не является лучшей теоретичя ской моделью ее объяснения. Но объяснение это в своей теоретической основе соответствует тем принципам, на фундаменте которых должии анализироваться явления такого рода. J

В заключение настоящей главы целесообразно, на наш взгляд, осш новиться на некоторых особенностях телепатического общения, которы! обнаруживаются при анализе всей совокупности фактов. Одной из такш

психологических особенностей телепатии является трансформация образов и семантических структур при восприятии биоинформации. Как известно, перцепиент получает передаваемую ему информацию не в том виде, в каком она передается. Он трансформирует сообщение под углом зрения собственного психического состояния в данный момент, потребностей, мотивов и целей его деятельности.

Даже в том случае, когда перцепиент дает точное описание передаваемого образа, этот образ в подавляющем большинстве случаев возникает у перцепиента не сразу, а в ходе какого-то развернутого процесса. Иначе говоря, вначале образ обрисовывается с искажением и только последующие повторения описания свидетельствуют о формировании все более адекватного образа.

Такая деформация образов свидетельствует, по-видимому, о некотором рассогласовании между высшими регулирующими психологическими инстанциями перцепиента и теми уровнями организации мозга, которые непосредственно осуществляют прием биоинформации. Такое рассогласование приводит к тому, что более глубокие слои, принимающие телепатическую информацию, передают принятый образ в более высокие мозговые инстанции не непосредственно, а через некоторые промежуточные звенья. В результате и возникает процесс трансформации образа и включения его в систему личности.

Следовательно, процесс приема телепатической информации может включать в себя целый ряд звеньев перекодирования этой информации, причем многие из этих звеньев не осознаются принимающим эту информацию человеком, Отсюда частые неточности в рассказах перцепиентов, фрагментарность этих рассказов, когда из всего передаваемого образа как бы выхватываются отдельные элементы или совокупности эле. ментов,

Все это свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев канал биосвязи не может рассматриваться как надежный информационный канал даже тогда, когда сам факт приема информации не вызывает сомнений. Повышение надежности приема сообщений связано, по-видимому, с устранением звеньев перекодирования, с формированием некоторой прямой линии внутримозговой передачи телепатического сообщения.

Некоторые случаи телепатической связи, осуществляемой без помех и искажений, которые все же встречаются, говорят о том, что такого рода прямое получение информации в принципе возможно. Об этом сиидетельствуют и многочисленные эксперименты с реакциями различных вегетативных систем организма на биоинформационную передачу, I):)том случае при передаче содержание образного и семантического компонентов сообщения сводятся до минимума. Например, эксперимент организуется так, чтобы зарегистрировать возможные изменения в ра- Во'гс сосудистой системы перцепиента. Реакция этой системы регистрируется с помощью таких приборов, как плетизмограф и реограф. В на-

стоящее время накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о высоких совпадениях во времени между мысленным сигналом, посылаемым индуктором, и изменением сосудистой системы перцепиента. Аналогичные факты получены с помощью электроэнцефалографической методики.

В этих простых случаях устраняются все звенья психологического перекодирования внутри мозга перцепиента. Сам испытуемый субъективно обычно не воспринимает этот сигнал. Такой упрощенный эксперимент обладает, однако, своими отрицательными моментами. Прежде всего отсутствием содержания и значимости сигнала.

Получение биоканала связи, абсолютно надежного в практическом отношении, связано, по-видимому, с двумя обстоятельствами: подбором членов телепатической пары и организацией специальной тренировки.

ГЛАВА 6. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В предыдущих главах были рассмотрены лишь некоторые явления, относимые обычно к парапсихологии или парамедицине, Целый ряд известных фактов не стал объектом анализа в этой книге. Это объясняется все тем же упомянутым выше обстоятельством: мы рассматривали здесь прежде всего лишь те явления, которые непосредственно наблюдались нами и о которых мы можем сказать кое-что определенное по публикациям в советской литературе.

Приведенные выше данные говорят о том, что вся область необычных фактов может быть подвергнута такому же объективному и строгому исследованию, какому обычно подвергаются традиционные объекты науки.

Свойства биологически активных точек кожи, их способность так ‘ или иначе проводить электрический ток были подвергнуты корреляционному анализу, и это использование известных в науке зависимостей позволило установить связи так называемой паранаучной области с ней- ■ рофизиологическими свойствами человека, которые издавна считались традиционным объектом естествознания.

В свою очередь, такое сугубо парапсихологическое качество, как способность к психокинезу, оказалось связанным со способностью чело-.1

4 '

века произвольно управлять электрической проводимостью биологи-' чески активных точек кожи. Было экспериментально установлено, что?" такая же способность присуща филиппинским народным целителям Л которые оказывают своеобразное психокинетическое воздействие * на ткани пациента. '■

4%

Эти и другие факты, вся совокупность приведенных жсперимен-1 тальных данных позволяют наметить переходы от области традиционной'!

науки к области так называемых направлений, и прежде всего к области парапсихологии. Границы между этими областями становятся все более размытыми, все определеннее вырисовываются возможности перевода фактов парапсихологии в область традиционных для естественных наук исследований. И это понятно: ведь если факты действительно факты, то они должны и могут быть исследованы методами, принятыми в системе естествознания,

Однако здесь есть и другая сторона проблемы, Если факты, о которых идет речь, действительно существуют, то исследователи, работающие в области естественных наук, не только могут, но и должны включать эти факты в систему естествознания. Более того, необычность этих фактов настоятельно требует, чтобы другие обычные и привычные явления, хорошо известные в естествознании, были соотнесены с ними и проанализированы в русле единого научного анализа. Такова обязанность ученых. Они не должны быть равнодушны к явлениям, которые реально существуют и открывают фактом своего существования новые пути развития науки.

Быть может, именно те перспективы, которые открывают перед наукой в связи с установлением необычных для естествознания фактов перспективы существенного изменения картины мира, создают один из психологических барьеров, мешающих представителям современного естествознания включить парапсихологические факты в сферу естественнонаучного рассмотрения.

Некоторые научные деятели, робко признавая существование пара- нсихологических фактов, пытаются преуменьшить их значение для пауки, подчеркивая неустойчивость этих явлений, их редкость, трудную их воспроизводимость. Поэтому, по их мнению, такими необычными явлениями не стоит заниматься; кроме того, заявляют обычно эти люди, существуют более важные проблемы, которые лежат на поверхности и не требуют тех условий, с которыми обычно связаны пара- пснхологические исследования.

Это удобная, но не совсем честная позиция ученого, Такие факты, как телекинез, телепатия, ясновидение, являются фактами такого значения, что к ним не имеет права относиться нейтрально наука и человечество. Если не удается доказать отсутствие этих фактов в природе, если, напротив, оказывается, что они все-таки существуют, из них с неизбежностью должны быть сделаны выводы для конкретных областей знания и для всей науки в целом.

Острее всего ощущается связь сферы парапсихологических явлений с научной психологией. Характерно, что именно психологи в настоящее время, пожалуй, в большей степени, чем представители других направлений современной науки, склонны отрицать существование этих явлений. Для того чтобы понять такое резко негативное отношение психологов к этим фактам, приводят обычно устав Международной ассоциации научной психологии, в котором подчеркивается несовместимость

пребывания в этой ассоциации с занятиями парапсихологией. Такой пункт действительно существует. Еще на рубеже XIX и XX веков было принято решение никогда не допускать парапсихологические доклады на конгрессы Международной ассоциации научной психологии. Однако есть основания полагать, что отрицательное отношение психологов к этой области продиктовано отнюдь не только таким формальным обстоятельством, как устав ассоциации. Ведь со времени принятия этого пункта устава прошло более трех четвертей века. За это время было произведено во всех странах много научно-исследовательских работ, направленных на установление парапсихологических фактов. Скорее в данном случае действует некоторый психологический барьер, связанный с нежеланием пересматривать основы психологической науки. С внешней стороны это противодействие выглядит как верность сложившимся профессиональным традициям, верность уставу психологической ассоциации, согласно которому игнорировать работу в указанной тематической области и даже нападать на эти исследования считается признаком j хорошего тона. Однако можно полагать, что такая позиция Международ- [ ной ассоциации научной психологий не будет долговечной.

Дело в том, что психологическая наука находится сейчас в чрезвы-; чайно сложном положении. Уже говорилось о той своеобразной ситуации, 1 сложившейся на протяжении последнего столетия в этой науке. С одной ] стороны, психология представляет собой одну из наиболее разветвлен- ' ных отраслей знания. Количество журналов, изданий разного рода, лабо- * раторий, институтов, факультетов, так или иначе связанных с психологией, по своему числу не уступит любой другой науке. Известна и огром-ij ная роль прикладных психологических исследований, в значительной^ мере определяющих практическую деятельность людей в области педапкй гики, медицины, торговли, управления производством и т. д. я

Но вся эта громада экспериментальной и прикладной психологии^! стоит на весьма шатком научном теоретическом фундаменте. До сих пор! не вполне ясен предмет психологической науки, до сих пор далеко нб| выяснено, что, собственно, представляют собой психические явлениям какова их материальная основа. Без решения этих вопросов вся психолов гическая наука не может вписаться в сферу естественных наук. РазуЛ меется, в настоящее время созданы различные математические средв ства описания поведения человека и животных. Но это средства лишя внешнего описания. Математика, порожденная потребностями наук <1 внешнем мире, не предназначена для описания специфики психологЛИ ческих явлений. ■

Со всей определенностью теоретические слабости психологии былж осознаны на Всемирном конгрессе психологов в Париже в 1976 г. Вьм ступления многих крупнейших психологов содержали четкое понимЛ ние слабости существующих психологических теорий и необходимости срочных теоретических поисков, которые вывели бы психологическуЯ науку из того своеобразного тупика, в котором она находится. ТакМИ

образом, современная психология внутренне созрела для серьезных преобразований.

Несмотря на интенсивное развитие экспериментальных исследований, осуществлявшихся на протяжении последних ста лет, эта наука рассматривается вне сферы естествознания. В этой связи можно говорить даже о том, что сама научная психология представляет собой нечто родственное парапсихологии. То обстоятельство, что восприятия людей, их мысли, их чувства — все то, что изучает психологическая наука, — известны каждому человеку, не является существенным: хотя нельзя сомневаться в существовании психологических явлений, явления эти в основе своей остаются столь же неуловимыми, как и явления парапсихологии, в существовании которых при этом имеются серьезные сомнения.

Рассмотренные выше материалы свидетельствуют о том, что анализ парапсихологических фактов может оказаться полезным для решения насущных проблем современной научной психологии.

Материалы эти прежде всего указывают на новые возможности развития методических средств и инструментария психологического исследования. Материалы анализа некоторых электрических свойств биологически активных точек кожи, например, существенно изменяют представление о возможности методического использования кожного покрова в психологических исследованиях.

Известно, что в традиционном психологическом эксперименте регистрация кожно-гальванического рефлекса осуществлялась таким образом, что кожа человека представлялась как некое однородное целое. Материалы электропунктурных исследований показали, что кожа может быть дифференцирована по крайней мере на два компонента — активные точки и межточечное пространство. Исследования показали, что эти два компонента имеют различные электрические свойства и что поэтому не существует единой электрической реакции кожи. Реакция эта оказывается дифференцированной. Отсюда открывается методическая возможность регистрировать электрические процессы не в коже вообще, а в различных биологически активных точках кожи и в межточечной кожной поверхности.

Серьезный и глубокий вклад в психологию возможен при реализации результатов, связанных с анализом функции кожно-гальванического рефлекса. Этот анализ оказался возможным на основе использования результатов исследования по электропунктуре. Выше были приведены данные, прямо свидетельствующие в пользу того, что электровоздей- егвия на активную точку кожи представляют собой, в сущности, лабораторную модель КГР. Эти исследования позволяют установить психо- яюргетическую природу электрической реакции кожи, Таким образом, использование нового метода, основанного на древней научной концепции, основы которой еще и сегодня находятся вне теоретической системы современных естественных наук, позволило продвинуться

в понимании некоторых сложных проблем и явлений, по традиции относимых к области научной психологии.

Выше мы показали, что идущая от древнего метода акупунктуры идея информационной или психологической энергетики дала возможность поставить проблему психолого-знергетической саморегуляции. Анализ системы этой регулйции в работе мозга позволил сделать некоторые шаги в расшифровке тех моментов психической деятельности, которые относятся к сфере психологии бессознательного и которые до недавнего времени были преимущественной монополией психоаналитического направления.

Действительно, конкретное рассмотрение системы психоэнергетической регуляции помогает построить модель возникновения нсихо- энергетических очагов в лобно-ретикулярной системе мозга и сделать на основе этой модели попытку научного понимания таких явлений, как ошибочные действия, оговорки, образы сновидений, невротические симптомы. Понимание тех явлений, которые 3. Фрейд называл „психопатологией обыденной жизни”, с позиции психоэнергетической саморегуляции дает возможность перейти от метафорической картины психики, предложенной 3. Фрейдом, к системе более близких науке представлений.

Уже эти материалы и те выводы, которые можно сделать на их основе, дают основания выдвинуть тезис о том, что между научной психологией и парапсихологией не существует четкой и определенной границы, что обе эти области, вернее, их теоретические основы имеют тенденцию к соединению. Те положения, о которых говорилось до сих пор и которые свидетельствуют о возможностях развития теории и эксперимента общей психологии через использование материалов так называемой паранауки, представляются достаточно ясными. Эти положения уже j сейчас могут быть ассимилированы психологической наукой. ]

Гораздо сложнее обстоит дело с данными, лежащими за пределами j современного естествознания, связанными с излучениями человеческой кожи, психокинезом, ясновидением, телепатией. Энергетические процессы в около кожном пространстве с достаточной отчетливостью обна- ружили себя в исследованиях по так называемому „кожному зрению’ этому явлению „чистой” парапсихологии, которое тоже уже практически включено в психологическую науку. Психокинез, телепатия, j ясновидение пока еще достаточно далеки от такого присоединения i к психологии. Однако и к этим парапсихологическим явлениям необходимо относиться так же, как и ко всем остальным. Анализ их природы должен дать научное объяснение, которое позволит существ венно расширить теоретические и экспериментальные возможности пси хологической науки.

Выше уже говорилось о том, что в настоящее время формируете такое направление в физике, которое использует тезис о волновой голографической природе всех предметов нашей Вселенной. В это

связи каждый из объектов окружающего нас мира оказывается в любой точке пространства. Такая идея, поскольку она не противоречит принципам современной физики, создает основу для объяснения ближнего ясновидения или способности видеть объекты на дальние расстояния.

Дальнейшее развитие этой голографической идеи приведет к тому, что и мир психологических реальностей, таких, например, как образы или мысли, также может быть рассмотрен как совокупность некоторых стоячих волн. Отсюда прямой путь объяснения телепатических явлений: образы — стоячие волны, подобные стоячим волнам — предметам, находятся в любой точке Вселенной. Это распространение голографического принципа на область психологической реальности является прямым путем объяснения телепатии.

К телепатическим явлениям могут быть, помимо идей голографии, применены и некоторые идеи квантовой механики. Эта отрасль физики позволяет рассматривать волновые процессы, происходящие в головах разных людей, как процессы, осуществляющиеся в едином волновом пакете. Отсюда возможйость мгновенного взаимодействия образов и других психологических реальностей.

Дальнейшие исследования покажут, какое именно объяснение телепатии окажется наиболее адекватным действительности. Главное состоит в том, что уже сейчас можно сформулировать для этого объяснения такие физические гипотезы, которые не противоречат современной науке.

Разработка проблемы материального субстрата телепатии оказывается существенной отнюдь не только для анализа парапсихологических проблем. Разработка эта призвана раскрыть и обосновать некоторые виды того всеобщего информационного взаимодействия в рамках биосферы, существование которого непосредственно следует из идей

В. И. Вернадского* Поэтому решение проблемы телепатии является одной из общенаучных проблем нашего времени. Как уже отмечалось, без решения этой проблемы нельзя понять самих жизненных процессов. Раскрытие материальных механизмов телепатии продвинет науку недалекого будущего к пониманию действительных путей происхождения жизни на нашей планете.

Единство механизмов внутрипсихических и межпсихических взаимодействий понятно. Раскрывая структуру и материальный носитель передаваемого в телепатическом процессе образа, мы тем самым раскрываем материальную основу как явление индивидуальной психической деятельности* Приведенные выше данные говорят о единстве информационных процессов в живой клетке и мозге. Это результаты исследования информационных взаимодействий между человеком и растением. Из всего этого можно сделать вывод о том, что некоторая форма материального существования образа как психологической реальности включается в качестве важнейшего звена в процесс существования биосферы.

Из всей совокупности приведенных материалов следует, что мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи - энергетическим и информационным. Данные акупунктуры показывают, что энергия космоса питает мозг и обеспечивает тем самым осуществление психической деятельности. Вместе с тем генерируемые мозгом образы являются компонентом той информационной системы, которая определяет связь биосферы с космосом и само существование биосферы.

•»

Таким образом, материя психики, обеспечивающая это информационное взаимодействие, оказывается важнейшим компонентом природы как единой системы. Но именно эта материя психики, пожалуй, впервые обнаружила себя в тех фактах, которые относятся к области парапсихологии. Сделав эти материально-информационные структуры объектом своего рассмотрения, научная психология станет одной из фундаментальных наук современности.

ЧАСТЬ III. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИИ

В предшествующих двух частях нашей книги парапсихологи ческие явления рассматривались с точки зрения теоретической и экспериментальной психологии. Эти явления затрагивают области знания, находящиеся далеко за пределами собственно психологической науки. Раскрытие механизмов этих явлений связано с необычной точкой зрения на многие категории естествознания. В третьей части книги дается очерк анализа некоторых парапсихологических фактов (они здесь будут называться традиционным термином „пси-явления”) в связи с рассмотрением некоторых фундаментальных понятий современного естествознания. Лошка анализа нашей специфической области исследования с неизбежностью требует того, чтобы ввести читателя в сферу не полностью решенных, но острых и захватывающих философских проблем современного естествознания. Многое из того, что здесь изложено, должно рассматриваться как гипотеза.

В предыдущих главах нами были описаны наблюдения сложных п си-явлений, очевидцами и исследователями которых мы были сами. Мы старались дать этим явлениям приемлемые объяснения с позиций современной психологии и физики. Однако наш подход отнюдь не закрывает дорогу для любого альтернативного решения поставленных проблем. Ф. Энгельс в одной из своих работ указывал: „...наблюдение открываем какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе, С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения...” (2). В этой части книги приводятся некоторые новые способы объяснения пси-явлений, помимо того, что описано нами выше.

Самое прекрасное, что мы можем переживать» это таинственность. Это основное чувство, которое стоит у колыбели истинного искусства и науки*

А. Эйнштейн [3]

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ

Известно, что парапсихо логические явления всегда поражали воображение людей и казались таинственными и необъяснимыми. Необычайность этих явлений во все времена привлекала к ним внимание людей и вызывала многочисленные споры и дискуссии о их существовании и сущности. Одни из спорящих упорно доказывали реальность пси-явлений и принадлежность их к особому „потустороннему миру”, другие с такой же настойчивостью доказывали отсутствие пси* явлений, считая их игрой воображения, жульничеством, шарлатанством или просто болезненным состоянием психики человека.

Психологические исследования последних лет, успехи современной биологии и физики показали, что обе категории спорящих были не правы. Это связано с тем, что представления, даваемые традиционной, так сказать, классической наукой о человеке и о живой материи вообще, являются неполными и требуют своего пересмотра.

Сложившаяся ситуация во многом напоминает состояние в классической физике XIX в,, рассмотренное В* И. Лениным в работе „Материализм и эмпириокритицизм”. В этой работе В. И. Ленин проанализировал сложившееся положение в физике и показал, что казавшийся для некоторых ученых „кризис” в классической физике на самом деле отражает кризис их идейных позиций, отход от научного материалистического мировоззрения.

Тогда же В. И. Лениным были разработаны фундаментальные философские положения о неисчерпаемости познания, многообразий материи и форм ее движения, о признании объективной реальности пространства й времени, которые легли в основу материалистической философии. В. И. Ленин отстаивал понимание времени и пространства как объективно реальных категорий и в то же время подчеркивал неизбежность изменения конкретных научных представлений о их сущности, указывал на бесконечный процесс познания, углубления представлений о них в процессе развития познания.

Окружающий нас мир одновременно един и многообразен в своем проявлении, поэтому каждый день исследования приносит новое в его познании и открывает все новые и новые грани в его необычайно сложном развитии и структуре. Как мы увидим в дальнейшем, вопросы, поднятые В. И. Лениным несколько десятилетий назад, актуальны для мировой науки и в настоящее время. Как и прежде, они в равной мере важны и для физики, и для биологии, для философского понимания всех вопросов естествознания. Как справе длило отмечают советские философы, „комплекс вопросов, связанных с пониманием сущности пространства и времени, объективного содержания и значения пространственных и временных отношений, привлекает особое внимание современных исследователей. Эти вопросы так же, как и раньше, находятся в центре философских дискуссий и вовлечены в водоворот идейной борьбы” (4).

Мы останавливаемся на этих вопросах потому, что именно они являются ключом к разгадке многих пси-явлений. К настоящему времени все основные парапсихологические явления известны, они описаны и систематизированы (1, 3, 28, 46^8, 142, 144, 145, 154, 282—284, 334—336, 356, 376, 311, 321). Рассмотрение их всех подробно вряд ли целесообразно. Данный раздел не претендует на полный охват и объяснение всех пси-явлений, настолько они многообразны. В этой главе мы хотели бы выделить общие черты пси-явлений, с новых позиций подойти к пониманию их сущности и показать их возможное место в системе современного естествознания.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Прежде чем рассмотреть теоретические вопросы парапси- холопии и ее связь с основными понятиями естествознания, следует остановиться на ее общем историческом развитии. Необходимо знать, на каком историческом фоне шло ее развитие, какие этапы она прошла, как она изменялась со временем и отношение к ней со стороны ученых.

Это тем более нужно сделать, поскольку исторический метод является одним из основных принципов науки: „...самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый йопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь” (1, т. 39, с. 67).

Парапсихология имеет свою историю, уходящую корнями в глубь исков (347, 352, 371). Эту историю принято делить на ряд периодов — древний и ранний (XIII—XVIII вв.), средний (примерно от 1850 до 1950 г.) и современный период. Столь длительная история этой науки но должна удивлять, ибо с момента зарождения цивилизации в древних Месопотамии и Египте, Индии и Китае, Греции и Риме пытливый ум человека ставил вопросы, извечно волновавшие людей, — о сущности жизни и смерти, сознании, бессмертии, душе, Вселенной и месте человека в ней.

Люди давно сталкивались с проявлением необычайных свойств человеческой психики, с паранормальными явлениями (пси-явлениями), ибо во все времена и во всех странах мира всегда находились отдельные личности, проявлявшие незаурядные знания и способности, поражавшие обычных людей, — это были жрецы, шаманы, оракулы, ясновидящие, медиумы (335, 340, 357, 364),






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных