Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показатели экономической безопасности функционирования транспорта




Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием экономики России. Однако, переход к рыночным отношениям, значительное изменение форм собственности в связи с поспешным проведением не всегда обоснованной приватизации на транспорте при фактическом отсутствии государственного регулирования экономических процессов, бесконтрольности иностранных инвестиций привели к существенному ухудшению экономической безопасности транспорта. Положение усугубляется резким сокращением доходов транспортных предприятий вследствие падения объемов перевозок, кризисом неплатежей, предельным износом основных производственных фондов, ухудшением социальных условий работников транспорта.

В этих условиях, в рамках национальной безопасности России, закономерно выделяется проблема экономической безопасности отечественной транспортной системы. Она может быть решена при создании условий для поддерживания такого уровня развития транспорта, который позволит удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках и обеспечить его готовность к работе в чрезвычайных ситуациях.

Состояние транспорта, отвечающее требованиям экономической безопасности, должно характеризоваться набором определенных ключевых ресурсов и результирующих показателей – индикаторов стабильности, за пределами пороговых значений которых система теряет способность обеспечения функционирования экономики страны.

Один из основных показателей:

- транспортоемкость валового внутреннего продукта, измеряемый в приведенных тонно-километрах на рубль ВВП (внутренний валовый продукт[2]). Это сложный интегрированный показатель, зависящий от изменения темпов перевозочной работы и состояния экономики транспорта и народного хозяйства. Значение данного показателя и структура приведенного грузооборота могут быть основой для определения перспективного спроса на транспортные услуги, прежде всего, объема перевозок как в целом по транспорту, так и по отдельным его видам. Численное значение удельного показателя транспортоемкости ВВП, наблюдаемое в последние годы остается практически постоянным, поскольку сокращение объема перевозок и валового внутреннего продукта происходит примерно одинаковыми темпами. Тенденция к незначительному уменьшению этого показателя объясняется внедрением новых технологий, достижениями научно-технического прогресса и др. Показатель транспортоемкости ВВП может использоваться при проведении маркетинга и анализа полноты удовлетворения спроса на транспортные услуги. Он также отражает уровни резерва провозной, пропускной и перерабатывающей способностей транспортных коммуникаций и узлов, без которых невозможна ненормальная работа транспорта. Нормальное значение транспортоемкости ВВП для транспортной системы России в целом, определенное экспертным путем, находится в пределах 1,08-1,10 приведенных тонно-километров на 1 рубль ВВП. Значения и динамика этого показателя для отдельных видов транспорта требуют детального изучения.

- степень износа и старения основных производительных фондов, измеряемая процентом износа, является также одним из основных показателей – индикаторов экономической безопасности функционирования транспорта. Это ключевой показатель работоспособности транспорта при мониторинге и анализе состояния экономической безопасности. Определенное экспертным путем пороговое значение износа и старения основных производственных фондов транспорта составило 50-55 %. Нормальное значение этого показателя по экспертной оценке должно составлять не более 30-40%, что обеспечивает расширенное воспроизводство транспорта.

- уровень инвестиций в развитие транспорта, измеряемый в процентах от общего объема инвестиций на развитие экономики страны, является показателем – индикатором, определяющим развитие производственных фондов, а также устойчивость работы транспортных сооружений и навигационных систем. Этот показатель тесно взаимосвязан с предыдущим, однако может рассматриваться и как самостоятельный. Пороговое значение этого показателя определяется минимально потребными инвестициями на ежегодное обновление основных производственных фондов, обеспечивающими возможность расширенного воспроизводства. Экспертным путем определить пороговое значение этого показателя крайне сложно, т.к. оно зависит от множества факторов и общего состояния экономики страны.

- уровень импорта технических средств транспорта, узлов и запасных частей к ним в процентах от общего количества поставляемых транспортных технических средств, влияет на обеспечение устойчивости работы транспорта, особенно в переходный период. Этот показатель должен иметь нормальное и пороговые значения в целом по транспорту и по отдельным транспортным средствам. Включение этого показателя в перечень важнейших индикаторов безопасности функционирования транспорта дает возможность определить наступление момента критической зависимости от импорта транспортных средств и важнейших видов потребляемой им продукции (максимально допустимого уровня удовлетворения спроса предприятий транспорта за счет импортных поставок).

- уровень выделяемых средств на развитие научного потенциала транспорта определяется как доля от доходов транспорта или от размера выделяемых средств на науку в целом по стране (возможно в процентах от ВВП). Нормальное значение этого показателя должно составлять 2,0-2,5%, а пороговое – не ниже 1,0% от величины доходов транспорта. Мировой практикой доказано, что выделение средств на науку ниже 1% в течение пяти лет ведет к ее деградации. В России в 2004 г. на транспортную науку было выделено менее 0,4% от доходов транспорта. Из-за недостатка средств свертываются фундаментальные и прикладные научные исследования, проектно-конструкторские работы по проблемам совершенствования и развития транспорта, распадаются сложившиеся научные коллективы. Приток молодых кадров в транспортные научные организации практически прекратился. В результате этого научно-технический потенциал транспорта снизился до критически опасного уровня, произошло отставание по ключевым направлениям научно-технического развития, сложилась тенденция дальнейшего технического отставания отечественного транспорта от мирового уровня.

- уровень деятельности зарубежных экспедиторских фирм на российском рынке, измеряемый в процентах от общего объема перевозочной работы в международном сообщении, характеризует распределение этой работы между отечественными и зарубежными перевозчиками. Установление порогового значения этого показателя будет способствовать защите отечественных перевозчиков на внешнем рынке транспортных услуг.

- ущерб, причинённый транспортной отрасли из-за переключения перевозочной работы с транспортных магистралей нашей страны на зарубежные транспортные коммуникации или из-за потерь возможных транзитных перевозок. Размер ущерба характеризует эффективность деятельности транспортных министерств в конкурентной борьбе за рынки транспортных услуг и получение дополнительных доходов.

 


Контрольные вопросы

  1. Как классифицируют транспорт по видам, по форме собственности и т.д.?
  2. Назовите виды промышленного транспорта и охарактеризуйте их.
  3. Охарактеризуйте показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы на транспорте.
  4. Назовите показатели материально-технической базы транспорта.
  5. Назовите показатели эксплуатационной работы транспорта.
  6. Перечислите показатели экономической эффективности. Как определить себестоимость перевозок?
  7. Какими показателями можно оценить простое, сложное и интегральное качество перевозок?
  8. Как определить основные показатели качества транспортного обслуживания?
  9. Назовите и охарактеризуйте показатели экономической безопасности функционирования транспорта.

 

Литература

1. Мейлер Л.Е. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2005. – 84с.

2. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. 2 – е изд. – М.: Академия, 2004. – 240 с.

 


[1] - Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают:

- качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;

- количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

[2] Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных