Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРИИ.




Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу 3-го тысячелетия до н. э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

Школы в Шумере были светскими (э-дубба). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется.

Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. Врачеватели поклонялись богам.

Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства растительного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Это был период накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Шумерский врачеватель, был образованным и культурным человеком.

Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов (законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.)), правовой кодекс Ур-Наммы).

У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ.

Врачебные знания в Древней Месопотамии издавна передавались устно. К середине 2-го тысячелетия до н. э. в сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей).

Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии:

1) связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний;

2) зависящие от явлений природы и образа жизни людей;

3) определяемые религиозными верованиями.

Определив болезнь и ее причину, врачеватель до начала лечения делал прогноз.

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений (симптомов) болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т. п.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, варили на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства для перевязок наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В клинописных трудах Вавилона и Ассирии описывались воздействие на пациентов через их психоэмоциональное и физиологическое состояние, что способствовало быстрому снятию боли и излечению.

Таким образом, месопотамская медицина по сути своей была народной, — практическое лечение асу было основано на использовании природных средств; а магические врачеватели ашипу широко использовали весь арсенал асу.

Диагностика носила более рациональный характер, чем терапия. Особое значение придавали состоянию рта, губ, носа, длине волос, виду ног, ладоней, особенностям движений. Визуально исследовались кровь, молоко кормящих женщин, моча.

Строение тела человека в Древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца. На живых роженицах кесарево сечение в то время не проводили.

Оперативное врачевание касалось только лечения ран и травм. Ни в одном медицинском тексте Древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем хирургией; нет свидетельств об удалении зубов, трепанации черепа. Нет упоминаний и об удалении катаракты. В юридических текстах и сборниках законов упоминается о вознаграждении врачевателю за успешное лечение. Правовые аспекты деятельности врачевателей изложены в законах Хаммурапи. Хаммурапи уделял большое внимание хозяйственной, финансовой, военной и судебной деятельности государства.

Разная плата врачевателю за одно и то же лечение свидетельствует о социальном неравенстве и расслоении общества и, как следствие, — о классовом подходе к врачебной деятельности и ее организации.

Врачеванием занимались представители высшего жреческого сословия.

В Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические правила. Прежде всего, они касались жрецов и царя.

Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались.

Позднее в домах стали сооружать системы труб и дренажные колодцы.

В Древней Месопотамии были известны массовые заразные болезни (чума).

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных.

Клинописные таблички свидетельствуют о некоторой врачебной специализации (лечение женских болезней, глазных болезней, ветеринарии).

Лечебное мастерство и знания принесли целителям Шумера, Ассирии, Вавилонии большую славу в странах Древнего мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных