ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙСтудент должен знать: ― источники изучения медицины периода Нового времени; ― имена великих учёных, даты важных открытий в медицине периода Нового времени. Студент должен уметь: определять основные черты медицины эпохи Нового времени; работать с трудами ученых данного периода; анализировать важнейшие открытия и достижения медицины эпохи Нового времени; подготовить реферат по теме занятия. ― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; Студент должен иметь навыки: ― ведения первичного поиска тематических исторических источников. Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 1.Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины. а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.); б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.). в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.); г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.); д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.). 2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы в трудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска, Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца, А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского. 2. Особенности медицины в Российской империи. Формы организации медицинской помощи (земская, городская, фабрично-страховая). Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы). Приказы общественного призрения. Зарождение «приказной» медицины. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Хронологические рамки периода Нового времени — между второй половиной XVII и началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918 г. (заканчивается территориальное разделение мира). Переход от феодального способа производства к капиталистическому. Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. Новое время для Беларуси и России — это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917). 1.Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы в трудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска,Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца,А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова,Н.Е.Введенского. Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos — учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер (1708―1777 гг.). Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается автономно под действием силы, которая находится в самом сердце. Важным достижением физиологии XVIII в. стало открытие итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани (1737―1798 гг.), который впервые обнаружил биоэлектрические явления в живых организмах, так называемое «животное электричество» (1791 г.), что положило начало будущей электрофизиологии. Французский физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон (1822 г.), что доказало соответствие между структурой и функцией (закон Бэла — Мажанди). Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801―1858 гг.). Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии органов чувств. В 1833 г. он сформулировал основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал уникальную по количеству последователей и их вкладу в науку научную школу. В его лаборатории работали российские ученые A.M. Филомафитский, И.М. Сеченов и многие другие. Ученик Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмголъц (1821―1894 гг.) сделал крупные открытия в физиологии зрения («Физиологическая оптика», 1856 г.) и акустики («Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики», 1863 г.), заложил основы физиологии возбудимых тканей, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854 г.) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (30―100 м/с), а также создал ряд физиологических приборов (офтальмоскоп для исследования дна живого глаза и офтальмометр, позволивший измерить преломление лучей в глазу). Другой ученик Мюллера — немецкий физиолог Эмиль Дюбуа–Реймон (1818―1896 гг.) стал основоположником нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии. Он разработал новые методы электрофизиологического эксперимента и открыл законы раздражения и явления электротона (1848 г.). Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской Академии наук, 1853 г.), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.). Клод Бернар (1813 —1878 гг.) — французский физиолог. Изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Создал теорию сахарного мочеизнурения, занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857). В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии. На их основе были разработаны новые методы и прием физиологического эксперимента. Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно–сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского. В России создание основ материалистического направления в физиологии, прежде всего, связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807―1849 гг.) — основоположника московской физиологической школы. В 1833 году он защитил диссертацию «О дыхании птиц» на степень доктора медицины. В 1835 году А. М. Филомафитский стал профессором Московского университета, а в 1836 создал учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из пионеров экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Вместе с Н.И. Пироговым он разрабатывал метод внутреннего наркоза, изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови («Тракт о переливании крови», 1848 г.); создал аппараты для переливания крови, маску для эфирного наркоза. Иван Михайлович Сеченов (1829―1905 гг.) — великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии. В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии. Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы. До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга. И.М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы. Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами, актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения). Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.). И.М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Николай Евгеньевич Введенский (1852―1922 гг.) — внес значительный вклад в развитие физиологии возбудимых тканей и нервной системы в целом. В 1887 г. он защитил докторскую диссертацию «О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе». Используя телефонный аппарат, он впервые прослушал ритмическое возбуждение в нерве (1884 г.). Изучая явления тетануса, показал способность мионеврального синапса трансформировать импульсы и на этой основе открыл явления оптимума и пессимума раздражения (1886 г.). Введенский ввел понятие лабильности и создал учение о парабиозе, которое изложено в его монографии «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901 г.). Иван Петрович Павлов (1849―1936 гг.) — великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. В 1870 г. окончил Рязанское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. он поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет — сначала на юридический факультет, потом перешел на физико-математический. И.П.Павлов изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1876 г. он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (МХА). Выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины (1883 г.) и начал исследования по физиологии пищеварения. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. ― кафедры физиологии Военно-медицинской академии. И.П. Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном. Более того, он разработал несколько оригинальных хирургических операций для подготовки животных к хроническому эксперименту — эзофаготомии с выведением пищевода на поверхность кожи (метод мнимого кормления), операцию изолированного «малого желудочка», разного рода фистул (желудка, пищевода и слюнного протока). В результате в хроническом эксперименте Павлов изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях. Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условными (1901) в отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными). В 1897 г. вышли в свет его «Лекции о работе главных пищеварительных желез». В 1897 г. вышла в свет монография Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез», в которой он обобщил свои исследования и работы своих сотрудников по физиологии пищеварения. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». Ефрем Осипович Мухин (1766―1859 гг.) — анатом и физиолог, хирург, гигиенист и судебный медик. Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795―816 гг.) и медицинского факультета Московского университета (1813―1835 гг.), Е.О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний. Иустин Евдокимович Дядьковский (1784— 1841 гг.). Развивал идеи о ведущей роли нервной системы в норме и патологии, о единстве организма и окружающей природы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|