Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К.В.КАРПИНСКИЙ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 14 страница




«конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыс- лом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

12. Фаталистический вид (8,15 %). Данный вид представ-

лен утверждениями, которые сводятся к известной формуле о том,

 


что человек – всего лишь игрушка в руках судьбы. Эта формула нашла конкретизацию в высказываниях следующего содержания:

«единственным смыслом жизни является следование своей судь- бе», «смысл жизни – в подчинении человека своей судьбе». Поня- тие судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизнен- ных обстоятельствах («рок», «предназначение», «доля», «ноша») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на кото- рые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»,

«сложная обстановка в жизни») [36].

Результаты исследования показывают, что поиск смысла жизни в юношеском возрасте побуждают следующие группы мотивов: познавательная мотивация, мотивация самореализации, мотивация достижения жизненного успеха и избегания жизненного неуспеха, мотивация персонализации, субъектная мотивация, коммуникатив- ная мотивация, функциональная мотивация, просоциальная мотива- ция, мотивация индивидуализации, аффилиативная мотивация [37]. Это дает основания утверждать, что поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смыс- ла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности.

Итак, психология человеческого бытия является отечествен- ной версией экзистенциальной психологии. Ее методологический, теоретический и методический потенциал превосходит исследова- тельские возможности зарубежной экзистенциальной психологии и позволяет решать сложные научные проблемы на качественно но- вой концептуальной основе.

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-пси- хологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рожде- ния. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

2. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 315 с.

3. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. – 1998. – № 1. – 15– 26.

4. Адлер А. Что означает для тебя жизнь. – М.: АСТ, 1998.

5. Ананьев Б. Г. Возрастная психология взрослых. – Л.: Изд-во ЛГУ,

1971. – 441 с.

6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.:

Педагогика, 1980. – 232 с.

7. Ананьев Б. Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и при-

кладная психология в Ленинградском университете. – Л.: Изд-во ЛГУ,

1969. – С. 3–17.

8. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.:

Наука, 1977. – 380 с.

9. Ананьев Б. Г. Человек как объект познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-

та, 1968. – 340 с.

10. Анцыферова Л. И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 3. – С. 10–19.

11. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся систе- мы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцы- феровой. – М.: Наука, 1981. – С. 3–19.

12. Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психо- логический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 1. – С. 3–15.

13. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструиро-

вание миров. – Москва – Воронеж: Модэк, 1996. – 768 с.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988.

15. Бодалев А. А. Опыт психологической характеристики людей, дос- тигших личностного акме // Психолого-педагогические и философские про- блемы смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 1997. – С. 33–40.

16. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М.: Междуна-

родная педагогическая академия, 1995. – 209 с.

17. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –

М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

18. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.

 


19. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: Менед-

жер, 1994. – 60 с.

20. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 81– 89.

21. Братусь Б. С., Розовский И. Я., Цапкин В. Н. Психологические про- блемы изучения коррекции аномалий личности: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 86 с.

22. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт,

1998. – 335 с.

23. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер,

2001. – 304 с.

24. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уни- кальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. – М.: ИП РАН, 1998. – 195 с.

25. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления кри-

тических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

26. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика,

1982. – 487 с.

27. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефекто-

логии. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

28. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы разви-

тия психики. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

29. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском ментали-

тете. – СПб.: Алетейя, 2001. – 242 с.

30. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной пси-

хологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.

31. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 2. – С. 7–15.

32. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Академический проект, 2000. – С. 86–105.

33. Иванов В. П. Мировоззренческие проблемы эволюции природы и становления человеческого мира // Человек и мир. – Киев: Наук. думка,

1977. – С. 29–98.

34. Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гума- нистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леон- тьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 231–238.

35. Карпинский К. В. Биографический метод в исследовании жизнен-

ного пути личности // Псiхалогія. – 2001. – № 2 (23). – С. 89–105.

 


36. Карпинский К. В. Временная перспектива и смысл жизни совре-

менной молодежи // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2001. – № 4. – С. 53–69.

37. Карпинский К. В. Мотивация понимания личностью смысла жизни в юношеском возрасте // Вестник ГрГУ. – 2001. – № 1. – С. 208–216.

38. Карпова Н. Л. Мотивационная включенность и динамика осозна- вания жизненных смыслов в процессе социореабилитации // Психолого- педагогические и философские проблемы смысла жизни. – М.: ПИ РАО,

1997. – С. 11–127.

39. Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психо-

логии // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 2. – С. 113–126.

40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз-

дат, 1975. – 304 с.

41. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл,

2000. – 511 с.

42. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия /

Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун-та,

1994. – 287 с.

43. Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жиз- ненного мира // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Ле- онтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. – С. 100–109.

44. Леонтьев Д. А. О предмете экзистенциальной психологии // 1

Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. – С. 3–6.

45. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.

46. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы само- детерминации личности // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 15–25.

47. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

48. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психо- логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветс- кой психологии. – М.: Смысл, 1997. – С. 40–54.

49. Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1975. – 18 с.

50. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 156–172.

51. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-

логии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

 


52. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб: Евра-

зия, 1997. – 430 с.

53. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл,

1999. – 424 с.

54. Некрасова Ю. Б. Изменения в понимании смысла жизни в процес- се социореабилитации // Психолого-педагогические и философские про- блемы смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 1997. – С. 127–140.

55. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектнос-

ти. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М.:

Педагогика, 1989. – 488 с.

57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. – М.:

Педагогика, 1989. – 328 с.

58. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика,

1973. – 424 с.

59. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития чело-

века и организаций. – М.: Наука, 2000. – 174 с.

60. Сухоруков А. В. Жизнетворчество личности в динамике ее смыс-

ловой системы: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.01. – М.: МГУ,

1997. – 21 с.

61. Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология: Учебно-спра-

вочное пособие. – М: Интел-Синтез, 1998. – 238 с.

62. Филатов В. П. Научное познание и мир человека. – М.: Политиздат,

1989. – 270 с.

63. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб:

Речь, 2000. – 286 с.

64. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

65. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.

66. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

67. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. – М.:

Педагогика, 1990. – 160 с.

68. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути // Мир человека: хрестоматия для учащихся. Часть 1. – М.: Интерпракс, 1993. – С. 297 – 302.

69. Бубер М. Я и Ты. – М.: Высшая школа, 1993.

70. Фромм Э. Человек для себя. – М.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

71. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998. – 236 c.

72. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

73. Юнг К. Г. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996.

74. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.

 


75. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс,

1993. – 336 с.

76. Юнг К. Г. Современность и будущее. – Мн.: Университетское,

1992. – 62 с.

77. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.:

Наука, 1996.

78. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб: Пи-

тер, 2000. – 640 с.

79. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1998. – 575 с.

80. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1053 с.

81. Adler A. What your life should mean to you. – Boston: Little, Brown, 1931.

82. Battista, J., & Almond, R. (1973). The development of meaning in life

Psychiatry, 36, 409–427.

83. Bugental J. F. T. The search for existential identity. – San Francisco: Jossey – Bass, 1988. – 330 p.

84. Buhler Ch. Bieg zycia ludzkiego. – Warszawa: PWN, 1999. – 393 s.

85. Buhler Ch. Der menschiche Lebenslauf als phychologisches problem. – Leipzig: Hirzel, 1933.

86. De Vogler, K., & Ebersole, P. (1980). Categorization of college students’

meaning of life. Psychological Reports, 46, 387–390.

87. De Vogler, K., & Ebersole, P. (1983). Young adolescents’ meaning in life. Psychological Reports, 52, 427–431.

88. Debates D. L. Sources of meaning: an investigation of significant commitments in life // Journal of Humanistic Psychology. – Fall99. – Vol. 39. – Issue 4. – P. 30–58.

89. Debats D. L., Drost J., & Hansen P. Experiences of meaning in life: A

combined qualitative and quantitative approach // British Journal of Psychology. –

1995.–№ 86. – P. 359–375.

90. Ebersole P., & De Paola S. Meaning in life categories of later life couples // Journal of Psychology. – 1987. – 12. – P. 185–191.

91. Ebersole P., & De Vogler-Ebersole K. Meaning in life of the eminent and the average // Journal of Social Behavior and Personality. – 1985. – 1. – P. 83–94.

92. Giorgi A. Psychology as a human science. – New York: Harper and

Row, 1970. – 245 p.

93. Greening T. Existential challenges and responses // The Humanistic

Psychologist. – 1992. – Vol. 20. – № 1. – P. 111–115.

94. Kaufman S. R. The ageless self’ Sources of meaning in late life. New

York: Meridian, 1986.

 


95. Lukas E. Meaningful living: A logotherapy guide to health. New York: Grove, 1986.

96. Maddi S. R. Existential Analysis // The encyclopedic dictionary of psychology / R. Harre, R. Lamb (Eds.). – Oxford: Blackwell, 1983. – P. 223–224.

97. Maddi S. R. Existential Neurosis // Current Personality Theory / Ed. R. Corsini. – Itasca: Peacock Books, 1979.

98. Maddi S. R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970/ W. J. Arnold, M. H. Page (Eds.). – Lincoln: University of Nebraska press, 1971. – P. 137–186.

99. Maddi, S. (1967). The existential neurosis. Journal of Abnormal

Psychology, 72, 311–325.

100. May R. Freedom and Destiny. – New York: Norton, 1981.

101. May R. Love and Will. – New York: W. W. Norton, 1969. – 352 p.

102. May R. Psychology and Human dilemma. – Princeton: Van

Nostrad, 1967.

103. Schneider K. J. The psychology of existence: an integrative, clinical perspective / Schneider K. J., May R. – McGraw – Hill, 1995. – 330 p.

104. Spranger E. Lebensformen. Halle, Germany:Niemeyer, 1922

105. The human quest for meaning: a handbook of psychological research and clinical applications / Wong P. T. P. & Fry P. S. (Eds.). – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1998.

106. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentations in selections from his writings. – N. Y.: Harper and Row, 1956.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3

 

Глава 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ................................................5

 

Глава 2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО

ПУТИ ЛИЧНОСТИ..............................................................................59

 

§ 1. Психологическая проблематика жизненного пути личности вработах А.Адлера и К.Г.Юнга..........................................................60

 

§ 2. Психологическая концепция жизненного пути личности в работах Ш.Бюлер...................................................................................87

 

§ 3. Психология бытия в работах А. Маслоу.....................................93

 

Глава 3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО

ПУТИ ЛИЧНОСТИ............................................................................109

 

§ 1. Философско-психологическая концепция жизненного пути личности в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева..................109

 

§ 2. Психологическая концепция жизненного пути личности

в работах Б. Г. Ананьева...................................................................136

 

§ 3. Психология человеческого бытия................................................145

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................................161

 


 

Учебное издание

 

 

Карпинский Константин Викторович ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИЛИЧНОСТИ

Учебное пособие

 

 

Редактор Е.А.Смирнова

Компьютерная верстка: Т.А.Коваленко

 

 

Сдано в набор 06.02.2002. Подписано в печать 23.04.2002. Формат 60х84/16. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 9,7. Уч.-изд. л. 10,5. Тираж 170 экз. Заказ. Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

ЛВ №96 от 02.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно. Отпечатано на технике издательского отдела Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

ЛП №111 от 29.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.

 

168

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных