Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика и психология




Другая базисная для методики наука — психология, раскры­вающая закономерности развития и формирования психической дея­тельности живых существ. Из психологии методика черпает сведения об особенностях усвоения языка, индивидуально-психологических особенностях учащихся, которые следует учитывать в процессе обу­чения, характере формирования знаний, речевых навыков, умений. Психология дает методисту представление о мотивах овладения язы­ком, видах и роли памяти в обучении, особенностях учащихся с точки зрения характера учебной деятельности.

Мотив, как известно, это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. На занятиях по языку моти­вы могут быть осознанными и неосознанными. В качестве осознанных мотивов деятельности выступают интересы, убеждения, стремления личности.

У школьников мотивы в изучении языка могут быть субъ­ективными (получить хорошую оценку, поощрение родителей) и объ­ективные (использовать язык в работе, получить доступ к информации на изучаемом языке, общаться со сверстниками из других стран, слушать радио, смотреть фильмы).

Иногда говорят о внешней и внутрен­ней мотивации при изучении языка. Первая определяет причины, по­будившие к изучению языка, вторая связана с организацией самого учебного процесса по овладению языком (выбор способов обучения, учебных пособий, времени занятий и др.).

В качестве внешних моти­вов для изучения иностранных языков можно выделить следующие.

1. Распространенность языка в мире и его использование в качест­ве международного средства общения. Так, английский язык — офи­циальный язык Соединенного Королевства Великобритании и Ирлан­дии, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, один из официаль­ных языков Республики Индии и 15 государств Африки. На нем гово­рят около 400 млн человек. Это один из рабочих языков ООН.

2. Желание приобщиться к культуре говорящих на изучаемом языке часто становится немаловажным стимулом для выбора языка изучения.

3. "Эстетическая ценность" языка — красота его звучания, по мне­нию многих ученых, также является причиной возникновения интере­са к языку и массового его распространения в иноязычной среде. Многие изучающие французский язык отмечают его мелодичность и музыкальность. По этой причине лингвоэстетическая сторона языка несомненно играет роль в распространении языка и выборе его в каче­стве предмета изучения

4. Представление о "легкости-трудности" языка также относится к субъективно-психологическим факторам возникновения мотивов в изучении языка. Для многих трудности иностранного языка связаны с различиями алфавита и особенностями его грамматического строя, однако многолетний опыт преподавания языка и мнение изучающих язык убеждают, что такие трудности успешно преодолеваются в про­цессе обучения.

5. Возможность применения языка в практической деятельности, связанная с коммуникативными потребностями личности, является важным мотивом его изучения.

В качестве дополнительных факторов, влияющих на мотивацию в изучении языка, могут быть названы следующие:

· привлекательность материала, используемого в процессе обучения; характер методиче­ских приемов, используемых преподавателем в процессе занятий;

· пси­хологическая обстановка в группе и умение преподавателя найти подход к каждому учащемуся, заинтересовать его в работе;

· субъек­тивные особенности и состояние самого учащегося: сформированность умения и готовность учиться;

· личные свойства преподавателя (его профессионализм, педагогическое мастерство, внешность, такт).

Преподавателю важно знать мотивы учебной деятельности уча­щихся и по возможности их расширять. При этом главными стимулами в мотивации обучения всегда являются новизна учебного материа­ла, интерес к занятиям, умение преподавателя подчеркнуть важность материала для практической деятельности.

Большое значение для оптимизации обучения имеет знание препо­давателем типа памяти учащихся, роль которой в овладении языком исключительно велика.

Память может быть зрительной, слуховой ли­бо комбинированной, логической или образной, произвольной (созна­тельной) или непроизвольной (интуитивной).

Соответствующую ин­формацию, как и знание индивидуальных различий между учащими­ся, позволяющее относить их к коммуникативному либо некоммуни­кативному типу, преподаватель черпает из психологии.

Учащиеся первого типа, определяемые психологами как экстраверты, легко вступают в общение, любят групповые занятия, охотно участвуют в ролевых играх, широко пользуются языковой догадкой;

Учащиеся второго типа (их называют интраверты) склонны к анализу языкового материала, соз­нательному заучиванию правил, они неохотно вступают в общение, их трудно "разговорить" из-за боязни ими сделать ошибку. Таким уча­щимся больше нравятся уроки, где объяснение преобладает над рече­вой практикой, а чтение и выполнение письменных заданий являются основными формами работы.

Из других особенностей, определяющих психологические разли­чия между учащимися, выделяют:

а) характер предпочтений при сборе информации (зрительный, слуховой, моторный);

б) аффективный тип в учебном процессе (беспокойный, терпимый); в) чувствительность к окружающей среде (шум, освещение, комфорт, обустроенность ауди­тории);

г) доминирующее полушарие головного мозга в процессе обу­чения.

Левое полушарие определяет склонность учащегося к анализу материала, правое — к его синтезу. Доминирование левого полушария позволяет относить учащегося к некоммуникативному, или аналити­ческому, типу изучения языка, у него лучше развита произвольная и визуальная память. Учащиеся склонны к заучиванию слов и правил. Их трудно вовлечь в общение, они отдают предпочтение учебным по­собиям грамматико-переводного типа.

Учащихся с доминированием правого полушария относят к коммуникативному типу; они, наоборот, склонны к слуховому восприятию материала, охотно вступают в об­щение, с удовольствием участвуют в ролевых играх и составлении диалогов. Эти учащиеся не стремятся контролировать свою речь, по­этому делают много ошибок. Они отдают предпочтение учебникам коммуникативного типа.

Связь методики с психологией особенно ощутима в общей и воз­растной психологии, психологии общения и в двух дисциплинах, воз­никших на стыке психологии с другими дисциплинами, — психолин­гвистике и педагогической психологии.

Психолингвистика — это комплексная научная дисцип­лина, изучающая процессы восприятия, формирования и порождения речи в их соотнесенности с системой языка. Возникла она в конце 1950-х гг. Представители этого направления научного знания (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Дж. Миллер) стре­мятся ответить на вопрос: что происходит, когда мы думаем, говорим, читаем, пишем, слушаем?

С позиции теории речевой деятельности в современной методике используются толкования таких ее основополагающих категорий, как речевое действие, механизмы речи, навыки, умения. По мнению ряда исследователей, именно теория речевой деятельности, у истоков кото­рой стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, определяет бли­жайшее развитие психолингвистики.

О развитии психолингвистики и ее значении для методики можно узнать из публикаций, ориентированных на учащихся (Шахнарович, 1995; Леонтьев, 1999).

Педагогическая психология возникла на стыке пе­дагогики и психологии, изучает закономерности развития человека в условиях получения образования и воспитания, используя достижения психологии для совершенствования педагогической практики.

Для методики преподавания языков большое значе­ние имеют положения педагогической психологии о личности обу­чаемого, возрастных особенностях субъектов учебной деятельности, особенностях педагогической деятельности учителя в конкретных ус­ловиях обучения, об общении на уроке как форме учебно-педагогического сотрудничества, о "барьерах", возникающих на пути педагогического общения.

 

За последние годы преподаватели иностранных языков в своей на­учной и практической деятельности стали широко использовать дан­ные когнитивной психологии.

Будучи одним из ведущих направлений современной психологии, когнитивная психология оказывает большое влияние на развитие методики. Представи­тели этого направления в психологии Дж. Брукнер, Ж. Пиаже, М. Айзенк и другие стремились исследовать индивидуальные особенности личности обучаемого, способы формирования знаний, соотношение вербальных и образных компонентов в процессе запоминания учебно­го материала и мышления. Положения когнитивной психологии ис­пользуются в современной методике с целью определения роли зна­ния в процессе обучения, а также способов обучения учащихся стра­тегиям усвоения и запоминания.

Стратегия усвоения — это комбинация приемов и усилий, которые применяет ученик для понимания, запоминания и усвоения учебного материала. Таким образом, стратегия усвоения — это сознательно по­ставленная учащимся цель при изучении языка и выборе им когнитивных операций из числа возможных для достижения цели.

Методи­стами предпринимаются попытки использовать данные когнитивной психологии для определения способов обучения учащихся стратегиям усвоения и запоминания. Они подразделяются на прямые (стратегии памяти, когнитивные, компенсационные) и косвенные (метакогнитивные, эмоциональные, социальные).

Одна из классификаций стратегий, используемых в процессе обу­чения и овладения языком, включает следующие группы стратегий (Мангус, 1999):

1) стратегии приобретения и хранения информации (стратегии ов­ладения): а) лексической стороной языка, б) грамматической стороной языка, в) фонетической стороной языка;

2) стратегии воспроизведения информации в продуктивных видах речевой деятельности: а) стратегии преодоления трудностей в процес­се говорения, б) стратегии преодоления трудностей в процессе письма;

3) стратегии воспроизведения информации в рецептивных видах речевой деятельности: а) стратегии идентификации единиц языка во время аудирования, б) стратегии идентификации единиц языка при чтении текста.

Данные когнитивной психологии позволили методистам, во-первых, пересмотреть номенклатуру существующих подходов к обу­чению языку, обосновав роль и значение когнитивного подхода в обу­чении, и, во-вторых, сформулировать важность перенесения акцента в обучении с преподавателя, организующего и направляющего процесс учения, на ученика, на то, как он усваивает язык (т.е. на овладение языком).

В этой связи в отечественной методике сформировался новый подход к обучению языку, в центре которого находятся ученик и стратегии ус­воения, получивший название личностно-ориентрованный подход, или в зарубежной методике — центрированный на ученике подход (student-centred approach).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных