Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура социальной установки




В структуре социальной установки выделяют две ее важ­ные разновидности

- стереотипы

- и предрассудки (предубеждения).

Они отличаются прежде всего содержанием когни­тивной составляющей.

Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщен­ное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип­ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономи­ческого мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

 

Предрассудок - это социальная установка с извращенным со­держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде.

Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении. Всем людям свойственны те или иные предрассудки.

Например:

Большин­ство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-ин­фицированные.

Предвзятое отношение к женщинам называется - сексизм,

К людям пожилого и старческого возраста - эйджизм,

К «низшим» расам - расизм.

Основная причина формирования предрассудков кроется в не­развитости когнитивной сферы.

В связи с этим чаще всего пред­рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от­ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка мо­жет собственный опыт, эмоционально пережитый, но недоста­точно критически осмысленный.

Например,

- если во время вашей практики в лечебном учереждении 60- летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъек­ции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальней­шем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.

Предрассудки очень живучи, потому что,

- во-первых, существует много источников их формирования,

- во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию,

- дают пра­во на превосходство над другим человеком.

Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за все проблемы экономические, социальные и даже личностные.

Например:

- «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».

 

Личность в группе

 

В социальной психологии личность - прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект.

Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе.

 

Проблемы личности в группе можно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.

 

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:

1. качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности,

2. и качества, необходимые в процессе общения.

 

Качества проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе.

Эффективность зависит от таких качеств личности, как

- умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми,

- участвовать в принятии коллективного решения,

- разрешать конфликты,

- соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности,

- воспринимать нововведения и т.д.

 

Рассмотрим некоторые спе­циальные механизмы перцептивного процесса.

 

Механизм перцептивной защиты.

Перцептивная защита - по­пытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого чело­века (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательно­му воздействию.

Механизмом перцептивной зашиты может быть так называемая вера в справедливый мир.

Человеку свойственно ве­рить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость.

От «несправедливой» информации человек отгораживается.

 

Например,

- при встрече с другим человеком он ви­дит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружа­ющего мира».

 

Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимо­связи различных черт личности.

Например:

- «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...».

 

В группе восприятие, основанное на ложном ожида­нии, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения.

В конечном счете может сформироваться ус­тойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в об­щении.

 

 

ВЫВОДЫ

1. В социальной психологии личность - прежде всего взаимо­действующий и общающийся субъект.

2. В социальной психологии можно выделить проблемы

· социали­зации,

· проблему социальных установок

· и анализ соцuально-псuxоло­гическux качеств личности.

 

3. Социализация - процесс становления личности человека, ко­торый осуществляется в деятельности, общении, самосознании.

 

4. Можно выделить 3 стадии социализации:

· дотрудовую,

· трудо­вую,

· послетрудовую.

 

5. К институтам социализации относятся

· семья,

· детские дош­кольные учреждения,

· школа,

· средние и высшие учебные заведе­ния,

· трудовой коллектив.

 

6. В процессе социализации происходит рождение и развитие Я-концепции.

 

7. На формирование Я-концепции влияют

· восприятие ребенка друтими;

· самоанализ;

· внешние данные;

· социальные ценности;

· опыт социального поведения.

 

8. Основные функции Я-концепции:

· достижение внутренней со­гласованности личности;

· индивидуальная интерпретация опыта;

· определение ожиданий индивида.

 

9. Возможно, самую важную часть Я-концепции образует поло­вая идентичность.

 

10. Установка - одно из основных понятий социальной психо­логии.

Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею.

Установка имеет 3 составляющие:

· аффективную,

· поведенчес­кую

· и когнитивную.

 

11. Стереотипы и предрассудки - разновидности установки.

Ос­новная причина формирования предрассудков - неразвитость ког­нитивной сферы.

12. Достаточно трудно обозначить круг социально-психологи­ческих качеств личности.

Можно условно выделить два ряда соци­ально-психологических качеств личности:

· качества, проявляющи­еся в совместной деятельности,

· и качества, необходимые в процессе общения.

 

Семья как социально-психологический феномен

На дотрудовой стадии институтом социализации в период раннего детства выступает семья. По выражению Бергера и Лукмана, в семье осуществляется первичная социализация, когда биография человека начинает «наполняться смыслом».

Именно в семье дети:

- приобретают первые навыки взаимодействия и общения,

- осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности),

- осмысливают первые нормы и ценности.

 

Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» [Бернс, 1986].

 

Большое значение имеет

- состав семьи,

- степень её сплоченности,

- способы разрешения конфликтов.

 

В семье формируется представление о правах ребенка.

 

Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм, даже проживанuя (большой город, малый город, село) (Мудрик)

 

Сегодня, к сожалению, современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, происходит это за счёт:

- огромного количества разводов,

- малодетности, как правила 1-2 ребёнка в семье;

- отсутствия семейных традиций;

- большой трудовой занятости женщины,

 

Несмотря на всё перечисленное роль семьи в процессе социализации ребёнка всё же остается весьма значимой. Поскольку именно в семье ребёнку гарантируется безопасность в ситуациях острых социальнных кризисов.

Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

 

Одним из самых важных факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании его личности, и отношений с внешним миром, является его семья.

 

 

И главными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, выступают:

- искренняя любовь к ребенку,

- последовательность в поведении,

- единство требований со стороны окружающих взрослых,

- адекватность воспитательных мер, наказаний,

- невключение в конфликтные отношения взрослых.

Все эти условия обеспечат ребенку спокойную, стабильную атмосферу в семье, его внутреннее спокойствие и стабильность психики.

 

Причины негармоничного воспитания различны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание.

Но, как правило, основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

 

Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:

 

1. Гиперпротекция потворствующая и доминирующая:

· Гиперпротекция потворствующая

Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи.

Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи.

Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают.

В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы, часто приводит к формированию демонстративных черт личности.

 

· Гиперпротекция доминирующая

Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты.

У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных