Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В результате изучения дисциплины студент должен




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Уфа 2012

 

Методические указания подготовлены на основании рабочей программы (2011г.) и учебного плана в соответствии с примерной программой дисциплины (Москва, 2011г.) и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (М., 2010).

 

 

Рецензенты:

1. Панова Л.А. – доцент кафедры философии, к.и.н.

2. Зулькарнаев Т.Р. – зав. кафедрой общей гигиены с курсом экологии, д.м.н., профессор

 

 

Составитель:

Султанаева З.М.– доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.

 

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № 9 от 10 февраля 2012 года.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Цель изучения истории медицины – показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Задачи дисциплины история медицины:

-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древней ших времен до нашего времени;

-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– представление о целях и задачах истории медицины, о факторах, влияющих на развитие медицины, понять значение истории медицины;

– основные этапы и важнейшие узловые открытия в медицине, начиная с первобытного общества и до наших дней;

– хорошо представлять пути развития отечественной медицины.

уметь:

– работать с исторической литературой, посвященной медицине и здравоохранению;

– применять исторический метод;

– правильно оценивать достижения современной медицины;

– оформить реферативную работу.

владеть:

–навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;

–навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.

Семинарские занятия проводятся в кабинете, специально оборудованном для занятия по истории медицины, где представлены стенды по всем периодам мировой и отечественной медицины, а также по здравоохранению Башкирии и истории Башкирского медицинского государственного университета.

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Организационная часть.
2. Обсуждение темы занятия путем устного опроса. Активное собеседование по заранее известным контрольным вопросам.
3. Заслушивание студенческих докладов, посвященных отдельным выдающимся деятелям медицины. При этом студент должен пользоваться иллюстративным материалом: стендами, таблицами, мультимедийной презентацией и т.д.;
3. Контроль конечного уровня знаний по тестовым заданиям.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Знать

-введение в историю медицины.

-источники для изучения истории медицины.

-периодизацию всемирной истории медицины.

-возникновение зачатков медицины в первобытном обществе, религиозных представлений.

-коллективное врачевание.

Уметь: использовать литературу для подготовки реферативных сообщений согласно учебному плану, работать с аудиторией.

  Контрольные вопросы
1. Периодизация всемирной истории медицины.
2. Врачевание в первобытном обществе.
3. Возникновение религиозных представлений.
4. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины.
5. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.

Литература

Основная:

1.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

2.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]: курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО

1) наука о происхождении, развитии и современном состоянии истории

2) наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

3) наука о происхождении, развитии и современном состоянии человечества

4) наука о происхождении, развитии и современном состоянии биологии

2. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ПРЕВЫШАЕТ:

1) 15 лет

2) 20 лет

3) 30 лет

4) 40 лет

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ДЕЛИТСЯ НА 5 ПЕРИОДОВ

1) первобытное общество, древнейший мир, древний мир, средний мир, новый мир

2) доклассовое общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая история

3) древний мир, средние века, новая история, новейшая история

4) доклассовое общество, классовое общество, средние века, новая история, новейшая история

4. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО (ДОКЛАССОВОГО) ОБЩЕСТВА ИЗУЧАЕТ

1) первобытное общество от возникновения человека (2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (около 4 тысячелетия до нашей эры)

2) первобытное общество от возникновения человека (1 век н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (4 век н.э.)

3) первобытное общество от возникновения человека (2 тыс.лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (1 тыс. лет назад)

4) первобытное общество от возникновения человека (5 век до н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (5 век н.э.)

5. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ РАЗДЕЛОВ

1) общего, целого и частного

2) общего и частного

3) целого и частного

4) общего и общественного

6. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИЗУЧАЕТ

1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины

2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков

3) общие закономерности развития анатомии

4) общие вопросы возникновения истории

7. ЧАСТНАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины

2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков

3) общие закономерности развития анатомии

4) общие вопросы возникновения истории

8. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

1) медицинская научная литература, биографии ученых, энциклопедии

2) произведения народного эпоса, данные археологических раскопок, изобразительное искусство, искусство врачевания

3) медицинская научная литература, биографии ученых - медицинских деятелей, рукописные материалы, художественная литература, произведения народного эпоса, сказания, песни, данные археологических раскопок, изобразительное искусство

4) медицинская научная литература, художественная литература, детская литература

9. МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕЛИТСЯ НА:

1) становление, разложение

2) рассвет, открытие, разложение

3) становление, разложение

4) становление, расцвет, разложение

10. ДОКЛАССОВЫЙ ПЕРИОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) природные лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения

2) забота о детях, помощь при родах и травмах

3) остановка кровотечений, кровопускания, трепанация черепа

4) все перечисленное верно

11. ТОТЕМИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

12. ФЕТИШИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

13. АНИМИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

14. МАГИЯ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

15. ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ-ЭТО

1) патологические изменения человеческого тела

2) патологические изменения определенного органа

3) патологические изменения костей

4) патологические изменения остатков - человека

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Врачевание в Месопотамии, Древнем Египте.

Знать

-основные этапы и важнейшие черты медицины Древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Древний Египет).

-основные достижения медицины.

-особенности храмовой и светской медицины.

- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину Месопотамия, Древнего Египта,

Уметь:

-анализировать исторический материал;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Древних цивилизаций (Месопотамия, Египет);

-использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

 

  Контрольные вопросы
1. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
2. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии),
3. Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись).
4. Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне.
5. Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование.
6. Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша).
  Темы реферативных сообщений
1. Медицина Месопотамии
2. Медицина Древнего Египта.

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО МИРА

1) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики

2) переводы текстов с иностранных языков, религиозные представления о причинах болезней

3) семейные традиции в подготовке врачей

4) классовый подход к врачеванию в классовом обществе

 

2. КЛИНОПИСЬ – ПИСЬМЕННОСТЬ:

1) Древней Месопотамии

2) Древней Индии

3) Древнего Китая

4) Древней Греции

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха

2) периодизация на царский период, период республики, период империи

3) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел

4) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства

4. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ ПРОГНОЗ «АСУ»

1) неблагоприятный

2) полное выздоровление

3) оптимистический

4) летальный исход

5. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры

6. К СЕРЕДИНЕ 2 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ СФОРМИРОВАЛОСЬ 2 ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ:

1) асуту, ашипуту

2) чарока-самхита, сушрута-самхита

3) инь, янь

4) асу, шин

7. В КАКОЙ СТРАНЕ ВПЕРВЫЕ ПРОВОДИЛИСЬ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ?

1) Древний Китай;

2) Древняя Индия;

3) Древний Египет;

4) Древний Рим;

8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки

2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

9. БОГИ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1) Тот, Анубис

2) Асклепий, Гигиея

3) Гула, Ашшур

4) Мардук, Набу

10. В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ «ГУЛА» ЭТО-

1) владычица подземного мира

2) богиня солнца

3) богиня ветра

4) богиня врачевания

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Врачевание в Древней Индии, Древнем Китае.

Знать

-основные этапы и важнейшие черты медицины Древних цивилизаций Востока (Индия, Китай).

-основные достижения медицины.

-особенности храмовой и светской медицины.

- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину Древней Индии и Китая

Уметь:

-анализировать исторический материал;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Древних цивилизаций (Индия, Китай);

-использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

 

  Контрольные вопросы
1. Древняя Индия. Представления о природе человека, о здоровье и болезни, (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Анатомические знания.
2. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).
3. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"), оперативные методы лечения ("Сушрута-самхита"). Врачебная этика.
4. Древний Китай. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Учение о пульсе.
5. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)
6. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То.

 

  Темы реферативных сообщений
1. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"), оперативные методы лечения ("Сушрута-самхита") в Древней Индии.
2. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун).

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

2) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

3) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки

4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

2. ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА, ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ВРАЧА ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛИСЬ В

1) Древней Греции

2) Древнем Китае

3) Древнем Египте

4) Древней Индии

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах.

2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

3) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки

4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

4. В КАКОЙ СТРАНЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ МЕТОД ПУЛЬСОВОЙ ДИАГНОСТИКИ?

1) Древний Китай;

2) Древний Египет;

3) Древняя Индия;

4) Древний Рим;

5. ПИСЬМЕННЫЙ ПАМЯТНИК ЧАРОКА-САМХИТА – ПОСВЯЩЕНА

1) оперативному лечению, в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств

2) лечению внутренних болезней и содержит более чем 600 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения

3) консервативному лечению, в ней описано более 200 операций и свыше 100 хирургических инструментов

4) только лечению определенных болезней (психических, нервных, кожных и лечение детских болезней)

6. ОСОБЕННОСТЯМИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ЯВЛЯЮТСЯ

1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха.

2) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел

3) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства

4) сохранение традиций античной медицины

7. ВРАЧ СУШРУТА ЖИЛ И РАБОТАЛ

1) в Др. Египте

2) в Др. Риме

3) в Др. Греции

4) в Др. Индии

8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

2) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

3) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

9. «ТРАКТАТ О ПУЛЬСЕ» НАПИСАЛ

1) Сушрута

2) Ван-Шухэ

3) Асклепий

4) Панакея

10. ОСНОВНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1) литературные памятники «Илиада» и «Одиссея»

2) клинопись

3) сушрута-самхита, чарока-самхита

4) идеографически-ребусное письмо, словесно-слоговое письмо

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Медицина Древней Греции и Древнего Рима.

Знать

-основные этапы и важнейшие черты и достижения медицины Древней Греции и Древнего Рима;

-систему подготовки врачей в Древней Греции и Древнем Риме;

- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину.

Уметь: анализировать исторический материал;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины древних цивилизаций (Древней Греции и Древнего Рима);

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Древняя Греция. Общая характеристика греческой медицины.
2. Храмовая медицина. Асклепейоны.
3. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.
4. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
5. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.
6. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.
7. Санитарно-технические сооружения. Становление военно-медицинского дела.
8. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).
9. Гален и его учение.

 

  Темы реферативных сообщений
1. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
2. Гален и его учение

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. с древнегр. В. И. Руднева; под ред. С. Ю. Трохачева. - СПб.: Азбука, 2001. - 352с.

2.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

3.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

4.Петров, Б. Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (очерки и портреты)/ Б. Д. Петров. - М.: Медицина, 1990. - 168 с.

5.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры

2. ВРАЧЕВАТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА:

1) Герофил, Эразистрат

2) Авл Корнелий Цельс, Асклепиад, Клавдий Гален

3) Пифагор, Гиппократ

4) Си цы чжуань, Ван-шухэ, Нэй цзин

3. ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ХРАМАХ, ГДЕ ПРОВОДИЛОСЬ ЛЕЧЕНИЕ:

1) атрейях

2) асклепион

3) палата для больных

4) валетудинарий

4. ЧЬИМ УЧЕНИКОМ БЫЛ ГИППОКРАТ?

1) Аристотель

2) Диоген

3) Демотокрит

4) Сократ

5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки

2) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

3) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

6. ЛОЗУНГ АСКЛЕПИАДА.

1) «Лечить безопасно, быстро, приятно»

2) «Подобное лечить подобным»

3) «Лечить у постели больног»

4) «Не навреди»

7. ЭМБЛЕМА МЕДИЦИНЫ «ЧАША СО ЗМЕЕЙ» ПОЯВИЛАСЬ

1) в Древнем Риме

2) в Древней Греции

3) в Древней Индии

4) в Древнем Китае

8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МЕДИЦИНЕ ДРЕВНЕГО РИМА

1) литературные памятники, данные археологии и этнографии, вещественные источники.

2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов

3) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии

4) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос

9. КТО ВПЕРВЫЕ ОПИСАЛ 4 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЛЮДЕЙ

1) Абу -али -Ибн -Сина

2) Гиппократ

3) Герофил

4) Эразистрат

10. АМБУЛАТОРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НА ДОМУ У ВРАЧА:

1) палата для больных

2) асклепион

3) атрейях

4) валетудинарий

11. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

1) внимание к мероприятиям санитарного характера, появление врачей-профессионалов, элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела

2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы)

3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад)

4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах

12. КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОГОМ - ИСЦЕЛИТЕЛЕМ

1) Зевс;

2) Посейдон;

3) Аполлон;

4) Асклепий.

13. В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА ВЫДЕЛЯЮТ 3 ПЕРИОДА:

1) становление, период республики, период классический

2) период хараппский, период ведийский, период классический

3) становление, расцвет, разложение

4) царский, период республики, период империи

14. В КАКОМ ВЕКЕ НАЧАЛСЯ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ?

1) в 7 в. до н.э.

2) в 8 в. до н.э.

3) в 6 в. до н.э

4) в 6 в. н.э.

15. КТО СОСТАВИЛ СВОД ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ ТРАКТАТА «О МЕДИЦИНЕ»?

1) Асклепиад

2) Клавдий Гален

3) Герофил

4) Авл Корнелий Цельс

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Медицина Средневековья V-ХVII вв. Медицина Византии, Арабских Халифатов.

Знать

-основные этапы и важнейшие черты медицины Средневековья;

-роль византийской медицины в сохранении и передаче античного наследия;

- труды арабских ученых-медиков.

Уметь:

- анализировать исторический материал; труды ученых-медиков Средневековья;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Средневековья;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Общая характеристика состояния медицины Средневековья.
2. Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина.
3. Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Александра Траллеского.Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия).
4. Характерные черты медицины Арабских Халифатов.
5. Создание аптек, больниц и медицинских школ.
6. Абу Али ибн Сина и его труд "Канон медицины".
7. Ар-Рази (Разес) и его вклад в медицинскую науку (Иран).

 

  Темы реферативных сообщений
1. Абу Али ибн Сина и его труд "Канон медицины".
2. Ар-Рази (Разес) и его вклад в медицинскую науку.

 

Литература

Основная:

1.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1.ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ИЗУЧАЕТ ФЕОДАЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ

1) от времени падения Западной Римской империи до начала Английской буржуазной революции

2) от времени падения Восточной Римской империи до начала Английской буржуазной революции

3) от времени падения Западной Римской империи до начала Французской буржуазной революции

4) от времени падения Восточной Римской империи до начала Французской буржуазной революции

2. ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ ВИЗАНТИИ

1) Орибасий, Павел Эгинский

2) Ибн-Сина, Ар-Рази

3) Рене Декарт, Парацельс

4) Андреас Везалий, Амбруаз Паре

 

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ХАЛИФАТАХ

1) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани

2) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

3) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

4) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1) возникновение ислама и его распространение за пределами Аравийского полуострова

2) кризис Великой Римской империи и ее раздел в 395 году на 2 части: Западную и Восточную Римскую империю

3) развитие математики и механики, метафизичность, утверждение опытного метода в науке, изобретение книгопечатания

4) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики

5. КТО АВТОР "КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ"?

1) Ал-Бируни;

2) Гиппократ;

3) Гален;

4) Ибн-Сина.

6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

2) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

3) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани

4) храмовое врачевание, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

7. ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ АРАБСКИХ ХАЛИФАТОВ

1) Орибасий, Павел Эгинский

2) Ибн-Сина, Ар-Рази

3) Рене Декарт, Парацельс

4) Андреас Везалий, Амбруаз Паре

8. НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

1) клинопись

2) кириллица

3) идеографически-ребусное письмо

4) иероглифическая письменность

9. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ В ХАЛИФАТАХ

1) возникновение ислама и его распространение за пределами Аравийского полуострова

2) кризис Великой Римской империи и ее раздел в 395 году на 2 части: Западную и Восточную Римскую империю

3) развитие математики и механики, метафизичность, утверждение опытного метода в науке, изобретение книгопечатания

4) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики

10. АБУ АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА)

1) открытие «контагиозных болезней»

2) разделение медицины на теоретическую и практическую, а практическую – на лечебную и профилактическую

3) открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

4) создание системы гигиенических мероприятий

 

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Медицина Средневековья V-ХVII вв. Медицина Западной Европы и народов Американского континента.

Знать

- систему высшего медицинского образования в Западной Европе.

- негативное влияние теологического мировоззрения и схоластики на медицину.

- причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа).

- особенности медицины народов Американского континента.

Уметь:

- анализировать исторический материал; труды ученых-медиков Средневековья;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Средневековья;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпоху классического средневековья.
2. Характерные черты средневековой наукиЗападной Европы. Схоластика и медицина.
3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".
4. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
5. Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеки, инки).

 

  Темы реферативных сообщений
1. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
2. Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеков и инков).

 

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. ГДЕ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ УНИВЕРСИТЕТ С МЕДИЦИНСКИМ ФАКУЛЬТЕТОМ?

1) в Риме;

2) в Париже;

3) в Салерно;

4) в Праге.

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5-15 ВВ.)

1) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани

2) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

3) низкое санитарное состояние городов, отсутствие элементарных санитарно-технических сооружений, широкое распространение заразных болезней

4) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

3. САЛЕРНСКАЯ ШКОЛА БЫЛА ПРЕОБРАЗОВАНА В УНИВЕРСИТЕТ В

1) 1213 году

2) 1215 году

3) 1313 году

4) 1315 году

4. АВТОР «САЛЕРНСКОГО КОДЕКСА ЗДОРОВЬЯ»

1) Мондино де Луцци

2) Арнольд из Виллановы

3) Ги де Шолиак

4) Леонардо да Винчи

5. ПЕРВЫЕ ВСКРЫТИЯ ТРУПОВ ПРОВОДИЛИСЬ В…

1) ХII в

2) XI в

3) IX в

4) XX в

6. В КАКОМ ГОДУ МОНДИНО ДЕ ЛУЧЧИ СОСТАВИЛ УЧЕБНИК ПО АНАТОМИИ?

1) 1320

2)1311

3) 1302

4) 1316

7. К ЧИСЛУ ПЕРВЫХ БОЛЬНИЦ НА ЗАПАДЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ.

1) Парижская

2) Лионская

3) Американская

4) Нет правильного ответа

8. ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПОДЧИНЕНИЕМ МЫСЛИ АВТОРИТЕТУ ДОГМАТА ВЕРЫ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) Алхимия

2) Схоластика

3) Галенизм

4) Нет верного ответа

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Медицина Средневековья V-ХVII вв. Медицина Эпохи Возрождения.

Знать

-основные этапы и важнейшие черты медицины Эпохи Возрождения;

-достижения медицины Эпохи Возрождения;

- основы эпидемиологии;

- причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа);

- представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций;

Уметь:

- анализировать исторический материал; труды ученых-медиков;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Эпохи Возрождения;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

 

№ п/п Контрольные вопросы
1. Основные достижения медицины Возрождения
2. Развитие анатомических знаний.
3. Леонардо да Винчи и его анатомические открытия.
4. А. Везалий – основоположник научной анатомии.
5. Развитие хирургии. А. Паре – выдающийся хирург эпохи Возрождения
6. Зарождение основ эпидемиологии и науки о профессиональных болезнях (Дж. Фракасторо, Парацельс).
7. Представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций.
  Темы реферативных сообщений
1. Леонардо да Винчи и его анатомические открытия.
2. А. Везалий – основоположник научной анатомии.
3. А. Паре – выдающийся хирург эпохи Возрождения

Литература

Основная:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (15-17 ВЕКА)

1) развитие математики и механики, метафизичность, утверждение опытного метода в науке, изобретение книгопечатания

2) возникновение ислама и его распространение за пределами Аравийского полуострова

3) кризис Великой Римской империи и ее раздел в 395 году на 2 части: Западную и Восточную Римскую империю

2. ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ АНАТОМИИ

1) А. Паре

2) А. Везалий

3) Ф. Бэкон

4) У. Гарвей

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани

2) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями

3) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ

4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент

4. ФРАКАСТОРО – ОСНОВОПОЛОЖНИК

1) внутренней терапии

2) научной школы анатомии

3) хирургии

4) инфекционных болезней

5. БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ХИРУРГИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА ВНЕС

1) Ф. Бэкон

2) А. Везалий

3) У. Гарвей

4) А. Паре

6. АМБРУАЗ ПАРЕ –

1) выдающийся французский хирург и акушер, реформатор хирургии

2) выдающийся английский врач, физиолог, создатель теории кровообращения

3) философ, врач, его труд «Салернский кодекс здоровья»

4) английский врач, один из основоположников научной физиологии и эмбриологии

7. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ АНАТОМИИ БЫЛ ГЕНИАЛЬНЫМ ИТАЛЬЯНСКИМ УЧЕНЫМ И ХУДОЖНИКОМ

1) А. Паре

2) А. Везалий

3) Леонардо да Винчи

4) Амбруаз Паре

8. ПЕРВАЯ НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ТЕРМИН «ИНФЕКЦИЯ», «ДЕЗИНФЕКЦИЯ» БЫЛА ВЫДВИНУТА

1) Дж. Фракасторо

2) Парацельс

3) Леонардо да Винчи

4) Амбруаз Паре

9. АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙ –

1) исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы

2) впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу

3) изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы, впервые описал строение и функции маточных труб.

4) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.)

10. ОДНИМ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЯТРОХИМИИ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫДАЮЩИЙСЯ ВРАЧ И ХИМИК РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛИПП АУРЕОЛ ТЕОФРАСТ БОМБАСТ ИЗВЕСТНЫЙ ПОД ПСЕВДОНИМОМ

1) Фракасторо

2) Парацельс

3) Да Винчи

4) Амбруаз

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Медицина Западной Европы XVII-XVIII вв.

Знать

-важнейшие открытия в области естествознания;

- характерные черты Европейской медицины в XVII-XVIII вв.

-основные достижения выдающихся представителей медицины Европейской медицины XVII-XVIIIвв.

- направления дифференциации медицины;

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Общая характеристика медицины XVII-XVIII вв.
2. Научная революция в естествознании. Выдающиеся достижения в физике (Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс, Торричелли, Б. Паскаль) и их влияние на медицину.
3. Обоснование опытно-экспериментального исследования (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте (С. Санторио, Д. Бальиви).
4. У. Гарвей - основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения.
5. Ятромеханика и ятрофизика.
  Анатомические открытия XVII века. Открытие капиллярного кровообращения (М.Мальпиги).
  Достижения естественных наук и их влияние на развитие медицины. Возникновение эмбриологии.
  Изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения (А. Левенгук)
  Темы реферативных сообщений
1. У. Гарвей - основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения.
2. Изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения (А. Левенгук)

Литература

Основная:

1.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

1) А. Везалий

2) У. Гарвей

3) Ф. Бэкон

4) Л. да Винчи

2. ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ-

1) открыл естественную радиоактивность солей урана (1896).

2) изобрел в конце 16 века термометр (воздушный термоскоп)

3) изготовил линзы с 300-кратным увеличением и первый микроскоп

4) открыл излучение (1895), исследовал свойства лучей

3. СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1) У. Гарвей

2) А. Паре

3) Ф. Бэкон

4) А. Везалий

4. ГОЛЛАНДСКИЙ КУПЕЦ, ИЗГОТОВИЛ ЛИНЗЫ С 300-КРАТНЫМ УВЕЛИЧЕНИЕМ И ПЕРВЫЙ МИКРОСКОП

1) У. Гарвей

2) Г.Бургаве

3) А. Левенгук

4) М.Мальпиги

5. РЕНЕ ДЕКАРТ ЯВЛЯЕТСЯ ТИПИЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ

1) Ятрохимии

2) Ятромеханики

3) Ятрофизики

4) Биомеханики

6. ВРАЧ, АНАТОМ И ФИЗИОЛОГ, СОЗДАЛ ПРИБОР, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ИЗМЕРИЛ ТЕПЛОТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

1) У. Гарвей

2) Галилео Галилей

3) С.Санторио

4) М.Мальпиги

7. ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ КАПИЛЛЯРОВ (1661ГОДУ) И ОПИСАНИЕ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ (1665 ГОДУ)

1) Марчелло Мальпиги

2) Галилео Галилей

3) Антонии ван Левенгук

4) Герман Гельмгольц

8. ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЯТРОХИМИИ

1) Рене Декарт

2) Парацельс

3) Джовани Борели

4) Галилео Галилей

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Медицина Западной Европы XVIII вв.

 

Знать

-важнейшие открытия в области естествознания;

- характерные черты Европейской медицины в XVIII в.;

-основные достижения выдающихся представителей Европейской медицины XVIII в.;

-направления дифференциации медицины.

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Достижения естественных наук и их влияние на развитие медицины. Возникновение эмбриологии.
2. Реформирование медицинского образования. Г. Ван-Свитен и внедрение клинического преподавания. Реформаторская деятельность Й.П. Франка. Открытие медико-хирургических академий.
3. Развитие анатомии, физиологии и патоморфологии. А. Галлер, И. Прохаска, Дж. Морганьи, М.Ф.К. Биша и др.
4. Развитие клинической медицины (Т.Сиденгам)
5. Г. Бургаве - научная и врачебная деятельность
6. Гомеопатия (С. Ганнеман).
7. Развитие предупредительной медицины (Б.Ромаццини)
   
  Темы реферативных сообщений
1. Г. Бургаве - научная и врачебная деятельность

Литература

Основная:

1.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. В ЛЕЙДЕНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА КЛИНИКА, КОТОРОЙ РУКОВОДИЛ ВРАЧ, ХИМИК И ПЕДАГОГ

1) Герман Бурхааве

2) Джованни Батиста Монтано

3) Эдвард Дженнер

4) Герман Гельмгольц

2. ОСНОВОПОЛОЖНИК ГОМЕОПАТИИ

1) Рамаццини

2) Ганеман

3) Пирогов

4) Мажанди

3. БЕРНАРДИНО РАМАЦЦИНИ-

1) английский врач, один из основоположников научной физиологии и эмбриологии

2) итальянский врач, основоположник профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины

3) физик, химик, один из основоположников современной микробиологии, создатель мировой школы бактериологов

4) анатом и хирург, основатель хирургической школы в Петербурге, преподаватель, врач.

4. КТО СОЗДАЛ УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ И ИХ ПОРАЖЕНИЯХ, ВЫДЕЛИВ 21ВИД ТКАНЕЙ

1) А. Г. Ван-Свитен

2) Б. К. Биша

3) В. А. Галлер

4) Г. Дж. Морганье

5. ГОМЕОПАТИЯ – ЭТО

1) подобное лечится противоположным

2) лечить только консервативно

3) подобное лечится подобным

4) лечить только оперативно

6. КТО ИЗ УЧЕНЫХ УКАЗАЛ, ЧТО КАЖДАЯ БОЛЕЗНЬ ВЫЗЫВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ В КОНКРЕТНОМ ОРГАНЕ (МЕСТО ЛОКАЛИЗАЦИИ БОЛЕЗНИ - ОРГАНОПАТОЛОГИЯ)

1) Дж. Морганье

2) Й.П.Франка

3) Т. Сиденгам

4) С. Ганнеман

7. НАЗОВИТЕ НАЗВАНИЕ КНИГИ НАПИСАННОЕ РОМАНИЦИНИ

1) «О болезнях ремеслинников»

2) «Введение в клиническую практику»

3) «О местоположении и причинах болезни, открытых анатомом»

4) «Человек - машина»

8. ИТАЛЬЯНСКИЙ ВРАЧ СДЕЛАВШИЙ 700 ВСКРЫТИЙ

1) К. Биша

2) А. Галлер

3) И. Прокала

4) Дж. Морганье

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Медицина Западной Европы в XVIII- XIX вв.

Знать:

- патологию и клиническую медицинуЗападной Европы XVIII- XIX вв;

- основоположников экспериментальной патологии;

- основные достижения выдающихся представителей Европейской медицины XVIII-XIXвв.

Уметь:

- анализировать исторический материал;

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам медицины Западной Европы ХVIII- ХIХ вв.;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по врачебной этике

  Контрольные вопросы
1. Новые методы обследования больного: перкуссия (Л. Ауэнбруггер), термометрия (Д.Г. Фаренгейт, А.Цельсий).
2. Открытие посредственной аускультации (Р. Лаэннек)
3. Возникновение экспериментальной патологии (Д. Гунтер, К. Пэрри)
4. Открытие Э. Дженнером метода вакцинации.
5. Проблемы лечения: полипрагмазия, учение И. Радемахера об эмпирическом лечении.
6. Признание равноправия хирургов, совершенствование их подготовки (клиническое обучение, изучение хирургической анатомии).
7. Выделение акушерства, изучение патологии беременных (Г. Девентор, О. Морисо).
8. Реформа психиатрической помощи и больничного дела (Ф. Пинель. П. Кабанис).
9. Возникновение научной демографической статистики (Д. Граунт, У.Петти и Ф. Кенэ).
  Темы реферативных сообщений
1. Э. Дженнер и его вклад в медицинскую науку

Литература

Основная:

1.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с.

Тестовый контроль

1. КТО ВПЕРВЫЕ ОТКРЫЛ МЕТОД ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ?

1) Реомюр

2) Ауэнбуггер

3) Лаэннек

4) Корвизар

2. ЭДВАРД ДЖЕННЕР – ОСНОВОПОЛОЖНИК

1) оспопрививания

2) антисептики

3) асептики

4) полостной хирургии

3. КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ МЕТОДА ПЕРКУССИИ?

1) Реомюр

2) Ауэнбуггер

3) Лаэннек

4) Пьорри

4. ФАРИНГЕЙТ ПРЕДЛОЖИЛ

1) термометр (100 градусную шкалу, 0-соответствовал температуре кипения воды, а 100 градусов - точке таяния льда)

2) термометр (100 градусную шкалу, 0-соответствовал точке таяния льда, а 100 градусов - температуре кипения воды)

3) ртутный термометр от 0 до 600 градусов (32 градуса – точка кипения воды, 96- точка таяния льда, 212- нормальная температура полости рта)

4) ртутный термометр от 0 до 600 градусов (32 градуса – точка таяния льда, 96- нормальная температура полости рта, 212-точка кипения воды)

5.АУСКУЛЬТАЦИЯ – ЭТО

1) постукивание

2) пальпирование

3) выслушивание

4) ощупывание

6. ПОЛИПРАГМАЗИЯ – ЭТО ЛЕЧЕНИЕ

1) несколькими лекарственными препаратами

2) одним лекарственным препаратом

3) лекарственными растениями

4) средствами животного происхождения

7. РЕФОРМАТОР БОЛЬНИЧНОГО ДЕЛА, ПАЛАТЫ РАЗДЕЛИЛ НА МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ СТАЛИ СОДЕРЖАТЬ КАК ОБЫКНОВЕННЫХ БОЛЬНЫХ – В ПАЛАТАХ

1) Ф. Пинель

2) Г. Девентор

3) У. Пети

4) П. Кабанис

8. ПЕРКУССИЯ – ЭТО

1) постукивание

2) пальпирование

3) выслушивание

4) ощупывание

9. ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАУЧНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СПОСОБСТВОВАЛИ:

1) Ф. Пинель, П. Кабанис

2) Д. Граунт, У. Петти

3) Г.Девентор, О.Морисо

4) Д. Гунтер, К. Пери

10. В Париже (XVII) сформировалась первая школа французских акушеров, видным представителем которой был

1) Ф. Пинель,

2) Ф. Морисо

3) Г.Девентор,

4) У. Петти

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Медицина Западной Европы XIX и начала XX вв.

Знать:

- патологию и клиническую медицинуЗападной Европы XIX и начала XX вв.;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных