Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАРЕЦ – ЭТО НЕ ПРОЗОРЛИВЕЦ




 

Есть два типа взаимоотношений, два варианта положительного, правильного отношения между учителем и учеником. Однако и их, как, впрочем, и всё доброе на свете, можно исказить.

Известно, что в древней Церкви были духовные отцы, аввы, старцы, духовные учителя, наставники. Все эти понятия, с учётом их современного понимания, тождественны между собой.

Но что это были за люди?

Часто думают, что старец – это человек, убелённый сединами, облагодатствованный особыми дарами, тот, который творит чудеса, прозревает будущее, исцеляет одним прикосновением любую болезнь, воскрешает словом мёртвых. Однако и такие люди, которые обладали вышеперечисленными дарами, увы, нередко не могли быть наставниками.

Не прозорливость и чудотворство, не монашество и священный сан, не возраст и даже не аскетизм жизни, как это представляется сейчас многим, определяли подлинного старца-наставника. Просто подчас мы довольно поверхностно судим о таких серьёзных вещах.

Стою как-то в Троице-Сергиевой Лавре, вдруг подходит женщина:

– А где здесь такой-то прозорливый батюшка?

– Может быть, это я? – спрашиваю.

Женщина пристально смотрит на меня:

– Нет, у вас бороды нет…

– О, Боже мой, как я ошибся, но теперь знаю, как стать старцем: оказывается, дело в бороде!

Вот так и ходят, смотрят и ищут, кажется, духовного человека, но совсем не по тем признакам: народной молве, внешнему виду, тихому голосу...

А ведь бывает, что рождаются тихими, скромными, послушными, смиренными. И мы, по своему человеческому неразумию, часто делаем отсюда неверные выводы, рассматривая такого человека как имеющего некие духовные дарования. Но здесь мы имеем дело с природным человеческим качеством, а не с духовным достижением. Бывает и так, что некоторые люди по своей природе обладают определёнными экстрасенсорными способностями, например, видеть на расстоянии или узнавать, что где находится. Однако такие дарования никак не являются знаком их духовности.

 

СВЯТ, НО НЕ ИСКУСЕН…

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом: «Святой Макарий Великий (IV–V вв.) говорил, что... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном... которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: “свят, но не искусен”, и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец «недостоин называться святым»[2].

Потому, предупреждает свт. Игнатий, надо соблюдать осторожность в общении с ними, не вверяться легкомысленно наставлениям таких старцев, ибо их советы могут оказаться неверными и губительными, так как эти святые люди не приобрели духовного рассуждения.

Об этом ещё в V веке со скорбью писал преподобный Нил Синайский, ученик свт. Иоанна Златоуста: «Всякое искусство для успеха в оном требует времени и многого учения. (И только) за искусство искусств (духовное наставничество. – Авт.) берутся не учась» [3].

Но этого сейчас, к сожалению, не знают. Слух о прозорливости какого-то человека – для очень многих уже полное доказательство, что это богомудрый старец и, следовательно, непогрешимый в своих наставлениях! И даже мысли не возникает, действительно ли это духовный человек и в какой степени можно доверять его советам. Так, несмотря на предупреждения Святых Отцов, мы опрометчиво обращаемся к «старцам». А они порой дают такие советы, которые могут быть весьма опасны для души.

В патерике описывается такой случай. Один инок был борим некой страстью. И пошёл он ко всем известному чудотворцу. И тот дал ему совет:

– Ты допусти свой страстный помысл глубоко в свою душу, беседуй с ним. А потом возьми и изгони его.

Монах послушался – и потом взвыл: так одолела его страсть. Бросился к другому подвижнику, о котором тоже все говорили, что он опытный человек. Тот выслушал его и сказал:

– Ты учти, что тот старец, к которому ты ходил, святой. А мы с тобой люди грешные. Он дал совет, который по силам и полезен духовно сильному человеку. Но поскольку мы с тобой грешные, немощные и слабые, то поступи иначе: как только приходит к тебе этот помысл – немедленно отгоняй его. Не вступай с ним ни в какую беседу!

Монах послушался и исцелился.

Вот почему Макарий Великий предостерегает, что могут быть и чудотворцы, и прозорливцы, но тем не менее не имеющие дара наставничества.

Но многие не внимают таким предостережениям и продолжают пленяться внешним аскетическим видом: седой бородой, пожилым возрастом… Что ещё нужно? Это и есть старец! Так молва живьём канонизирует человека, даже и не задумываясь над словами Спасителя: «…Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму…» (Мф. 15, 14).

Это какое-то безумное отношение к своей душе! И сколько людей находится сейчас в поисках «прозорливых»! Не пути спасения ищут, не руководителей в вопросах духовной жизни, а «предсказателей». И каждое слово их принимают как откровение Бога. Без всякого рассуждения, не имея никакого личного знакомства и опыта общения с этим монахом или священником, бросаются к нему за готовым «божественным ответом» на все вопросы жизни. И не желают понимать, сколько может быть бесовских случаев прозорливости и чудотворений. Все говорят, что он прозорливый, святой.

– А почему так решили?

– Да Марья сказала, и её подруга тоже говорит!

– А вы сами-то хоть познакомились с ним?

– Нет пока.

Вот так – ни разу в глаза не увидев, уже идут за руководством, не зная к кому. Идут почему? Прозорливый же говорит не от себя, а от самого Бога. И поэтому всё, что бы он ни сказал, есть сама истина. Сказал продавать квартиру и пожертвовать на монастырь – так и надо, а твою жизнь Бог устроит. Сказал, что с законным, но неверующим мужем, который не хочет венчаться, нельзя продолжать супружество – разводись, а детей Бог вырастит. Сказал принимать монашество – слушайся. Сказал выходить замуж за такого-то – выходи. И так лжестарцы губят множество наивных, ничего не понимающих в христианстве людей. И бегают они, бедные, по «святым», по монастырям и храмам в поисках прозорливца, который скажет им волю Божью. И не понимают, какой грех они совершают этим легковерием и какой вред и душе и телу наносят этим. И так без конца.

Священники говорят, что при этом вопросы о духовной жизни редко бывают. Поэтому здравые батюшки отвечают на вопросы, но отказываются быть духовниками кого-либо. Напротив, заражённые тщеславием, артисты, сребролюбцы охотно идут на это, даже ищут себе так называемых чад и обрастают ими как ком снега. Так рождаются лжедуховники, которые «с лёгкостью необыкновенной» дают конкретные рекомендации по всем вопросам и таким образом подчиняют себе легковерных, нерассуждающих верующих. И, как правило, такое подчинение приводит людей к многим скорбям.

Часто приходится слышать очень неприятные вещи о подобных духовниках.

Недавно один такой известный «старец» уверенно послал в Москву из другой области мать искать там её пропавшую восьмилетнюю дочку:

– Не беспокойся, она в таком-то районе Москвы, езжай!

Женщина не успела уехать – дочку её нашли в пруду утонувшей.

У другой женщины пропал брат. Тот же духовник и здесь проявил «прозорливость»:

– Твой брат в таком-то городе в областной психиатрической больнице!

Туда поехали, но его там и не было.

Знакомый священник рассказывал, как приехал к тому же «старцу» с тяжелобольной матушкой. Входит она в его келью. «Прозорливец» называет её по имени.

– Батюшка, меня не так зовут.

– Ну, неважно это! Давно пьёшь?

– Я вообще никогда не пила и не пью!

Представляете? Какую «прозорливость» демонстрирует и даже не боится ошибиться, потому что уверен в своем авторитете. И действительно, такие случаи не вразумляют людей – к этому «духовнику» продолжают ездить толпами, записываются, ждут по нескольку суток, чтобы попасть… Ведь такие вопиющие «ошибки» не афишируются, а если кто услышит – просто не поверит.

А для чего едут? Думаете, ищут спасения души? Нет. Ищут решения своих житейских проблем! Сами же такие «старцы» охотно вмешиваются во всё и «прозорливствуют»!

Сколько из-за этого разбитых семей, сколько разбитых жизней!

Одна мать приехала с 17-летним сыном к одному такому «наставнику». Едва они переступили порог, тот заявляет юноше:

– Чтобы на следующий год приехал ко мне иеродиаконом!

Для мамы слово этого «старца» – закон, потому всё сделала для того, чтобы сын стал иеродиаконом, а через год иеромонахом.

– Ну, и что же дальше? – спрашиваю женщину, рассказавшую мне про этот случай.

– Он через 3 или 4 года вернулся к маме с… женой!

А ещё старец дал благословение матери, чтобы и дочку отдала в монастырь. Она так и поступила. Но через год и дочка ушла из монастыря и вышла замуж.

Вот так направо и налево лжедуховники раздюют «повеления», решают судьбы людей: тебе – жениться, тебе – разводиться, тебе – в монастырь. И мы, несмотря на их явные ошибки, продолжаем искать их «благословений». А слепой этот старец или зрячий – нас не волнует!..

Древнее святоотеческое предание сообщает, что игуменом монастыря избирали не чудотворца и прозорливого, а человека праведной жизни и рассудительного, который, может быть, и не имел особых явных даров, но был разумным.

Рассказывается, как однажды к Антонию Великому пришли несколько старцев по очень важному вопросу. Среди насельников некоторых египетских монастырей возникла дискуссия о том, что же является самым главным в монашеском делании.

Один из опытных старцев говорит:

– Самое важное – это послушание.

Все закивали головами:

– Да, конечно, без послушания невозможно монашество.

Другой говорит:

– Самое важное – это всё-таки молитва.

Все подтверждают:

– Да, правильно, без молитвы о каком монашестве можно вообще что-либо говорить.

Третий высказывает своё мнение:

– Нет, братия, пост – глава всем добродетелям. Если не будем вести жизнь воздержанную, какая будет молитва и что проку от послушания?

Антоний молчит. Тогда спрашивают его:

– Антоний, что же ты молчишь?

И он ответил:

– Всё, что вы назвали, правильно, но без рассуждения и с молитвой можно впасть в прелесть, и с постом вознестись в гордыню, и послушание превратить в рабство. Нет добродетели без рассуждения.

Как мудро! Без духовного рассуждения, оказывается, не может быть истинной добродетели. Безрассудной добродетели не бывает.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных