Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖИЗНЬ ПО СОВЕТУ, А НЕ ПО ПОСЛУШАНИЮ




 

«По учению Отцов, –– писал святитель Игнатий, –– жительство единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию Отцов... Отцы, отделённые от времён Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности, и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий» [26], то есть современных отцов и братии.

Однако такая жизнь в обязательном порядке предполагает изучение самим христианином Священного Писания и творений Святых Отцов. Святитель пишет об очень важном, важнейшем для нас вопросе. Он говорит о том, как, кем и чем мы должны руководствоваться в наше время. Теперь нельзя рассчитывать на то, что тебя кто-то возьмёт за ручку и поведёт. Нет, прежде всего, труд требуется от нас самих.

При этом святитель Игнатий предупреждает об опасности фанатичной привязанности так называемых чад к своему духовнику как об одном из великих зол, всегда присутствующих при неправильных отношениях. «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братьями, – говорит он, – но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью» [27].

Он приводит мысль прп. Симеона Нового Богослова (X в.), который советовал молитвами и слезами умолить Бога послать бесстрастного и святого руководителя, но при этом самому исследовать божественные Писания, чтобы принимать только согласное со святоотеческим учением и отбрасывать ложное и чуждое, дабы не прельститься.

Преподобный Кассиан Римлянин (V в.) говорит о том, что полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Ибо многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред.

Более того, если человек понял, что ошибся в своём наставнике, то нужно прервать с ним духовные отношения. Преподобный Пимен Великий, к примеру, повелевал немедленно разлучаться со старцем, жительство с которым оказывается душевредным. Мысль о разлучении с духовным наставником, даже если очевидно, что он ведёт тебя не туда, некоторым кажется грехом: нельзя, мол, покидать духовника, каким бы он ни был, это великий грех. Но, оказывается, это не только не грех, а требование Святых Отцов и непременное условие правильной духовной жизни.

Как скромно и деликатно писал святитель Игнатий Брянчанинов обращающимся к нему за советами: «Знайте, что я не присваиваю себе никакой власти над вами, но подавая вам совет, предоставляю вашей воле, исполнить его или не исполнить. В том и другом случае будьте мирны» [28]. «Повторяю сказанное в 4-м письме моем: “Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпринимаешь с благою целью, – буди благословение Божие”» [29]. «Ничем наружным не связываю тебя! У меня нет своего благословения! Благословляю призыванием благословения Божия!» Вот пример истинного наставника! Всякий истинный духовный руководитель должен приводить души к Христу, а не к себе.

«Тогда исполняют обязанность свою Наставники, когда они ищут, чтоб в душах, приводимых ими ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос. Они желают умалиться во мнении своих водимых, лишь бы возвеличился для них Христос, тогда эти Наставники ощущают полноту радости, как достигшие конца своих желаний. Напротив того, те, которые приводят вверенные их руководству души к себе, а не ко Христу, скажу безошибочно, прелюбодействуют» [30].

Будем помнить, что святые наставники недавнего прошлого единодушно говорят о том, что наше время – это время понуждения себя к личному изучению Священного Писания и Святых Отцов. Были времена неграмотности – и тогда Господь давал руководителей. А сейчас все грамотные, издаётся масса святоотеческой литературы – и мы сами должны изучать всё, советуясь при этом с людьми, знающими и понимающими больше, чем мы, более мудрыми, но принимая их советы с осторожностью.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От редакции

ВРЕМЯ СОВЕТОВАНИЯ

 

ИГРА В «СТАРЦЫ – ПОСЛУШНИКИ»?

СТАРЕЦ – ЭТО НЕ ПРОЗОРЛИВЕЦ

СВЯТ, НО НЕ ИСКУСЕН…

МОЖНО ЛИ ПОВРЕДИТЬСЯ В МОЛИТВЕ?

А СТАРЕЦ КТО?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных