Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






составляющие психологической культуры личности

Психологическая культура личности как результат психологического образования.

Коломинский Я.Л.

Психологическая культура, с нашей точки зрения, во-первых, является: условием деятельности практического психолога, той основой, на которой он строит свою деятельность, и, во-вторых, является целью деятельности практического психолога.

Что такое психологическая культура? «Культура» — от лат. «cultura», что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». «Это специфический способ организации, и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе». Можно сказать, что психологическая культура — это тот уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.д. Но мы поступим иначе, мы лучше сделаем анализ структуры психологической культуры, и это будет полезнее, чем давать такое короткое определение. Прежде всего я хочу сказать, что психологическая культура включает в себя два основных компонента, два основных блока. Один блок я бы назвал теоретическим, или теоретико-концептуальным, и второй — это блок, который я называю практическим, или «психологическая деятельность». В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретический деятельности психологов. То есть это те классические труды в области психологии, которые представляют собой корпус психологического самопознания.

Кстати, очень интересное определение культуры содержится в учебнике «Психология», созданном сотрудниками Санкт-Петербургского университета (М., 1998). Оно гласит, что «культура — это то, что люди делают с природой, делают с собой и делают с другими людьми и что они при этом думают и говорят».

Очень часто на этом останавливаются и говорят: психологическая культура — это теория познания человеком самого себя. Но этого мало.

В состав психологической культуры входит и то, что можно назвать психологической деятельностью. Что это такое? Психологическая деятельность — это деятельность по психологическому личностному самообслуживанию. Это та деятельность человека, которую он обращает внутрь самого себя, которая обслуживает его собственный внутренний мир. Это деятельность самопознания, это деятельность, связанная с формированием собственных внутренних инстанций. Это деятельность, связанная со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и это деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже, как мы с вами дальше увидим, опосредуется психологической культурой.

Таким образом, в состав психологической культуры входят эти основные составляющие: блок теоретико-концептуальный и блок, связанный с психологической деятельностью.

Далее мы можем говорить о том, что психологическая культура имеет два основных уровня. Это, во-первых, уровень теоретический, это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Это, во-вторых, доконцептуальная психологическая культура, я бы сказал, житейская психологическая культура. Это психологическая культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов. Нам надо хорошо понять, что в этом смысле каждый человек — психолог и сам себе — психологическая лаборатория.

Чуть-чуть забегая вперед, можно было бы сказать о том, что формирование психологической культуры - это выстраивание методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.

Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т.д. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не представлено в реальной человеческой жизни, то тем хуже для психолога. Поэтому между житейской культурой, доконцептуальной психологической культурой и культурой психологической книжной, теоретической существует очень сложное и интересное взаимодействие.

Причем как раз житейские понятия — это те самые понятия, о которых говорил Л. С. Выготский. Они обладают определенными свойствами, и в связи с тем, что их никто специально не вырабатывает, их усваивают стихийно в процессе непосредственного общения.

изучение житейского, психологического тезауруса, житейской, психологической мудрости или житейской психологической нравственности — это очень важная, интересная задача. Потому что мы работаем не с учеными-психологами, а с детьми, с родителями, мы работаем с такими «потребителями» психологии, которые никогда специально психологию не изучали. И мы должны знать, какая же у них предобразованность психологическая, что они знают, в какую почву мы сеем.

Вообще психологическая культура существует в нескольких аспектах. Это общая психологическая куль­тура с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека, и профессионально-психологическая культура, т.е. профессионально-психологическая культура педагога, врача, юриста, инженера, Все профессии имеют этот профессионально-психологический слой.

Вот что собой представляет психологическая культура как условие деятельности практического психолога. Это значит, что практический психолог — тоже, как говорится, человек своего времени, и то, как он воздействует на людей, какие он применяет психотерапевтические техники, это зависит опять-таки от его теоретических убеждений, от того образа человека, который есть у него. И, конечно, по-другому будет относиться к человеку тот психолог, который исповедует психоанализ, где образ человека — «желающий», чем психолог, который исповедует бихевиористическую модель, где образ человека — «человек механический, реагирующий», или психолог, который исповедует когнитивную модель, где образ человека — «человек познающий», или гуманистическую модель, где образ человека — «человек сочувствующий» и т.д. Психолог имеет перед собой живого человека, но между ними стоит его культурно-психологическая концепция, которую он, может быть, даже не осознает.

Культурно-психологическая относительность.Это тот корпус культурно-психологических понятий и представлений, посредством которого личность общается и взаимодействует с другой личностью.

Психологическая культура — неотъемлемая часть интеллектуально-нравственного облика народа. Она начинается с психологизации школы, которая как мы уже говорили, зиждется на трех китах: коренном повышении психологической культуры всех учителей, системе психологического образования школьников и введении во все звенья образования практических психологов.

Наряду с понятием “культура” существует понятие “цивилизация”. Словари дают следующее значение слова “цивилизация”: цивилизация — синоним слова “культура”. Но никто уже сегодня не применяет понятие “цивилизация” так же, как “культура”. Мы можем говорить о культуре и цивилизации. В данном случае под цивилизацией понимается некий технический, материальный аспект культуры (например, машины, технологии и т.д.). В этом смысле можно быть очень цивилизованным, но очень некультурным.

Тогда мы можем говорить и о психологической цивилизации, которая может быть противопоставлена психологической культуре. Что такое психологическая цивилизация? С моей точки зрения, это такая сциенцистски поданая концепция психологии. Например, это наличие у психолога компьютера, программного обеспечения, разного рода инструментария, целого чемодана тестов, технологий. Это все у психолога есть. Это все признаки психологической цивилизации, но отнюдь не психологической культуры.

Я хотел бы особое внимание обратить на гуманистический характер психологической культуры, противопоставленный вот этой психологической цивилизации. Я утверждаю, что нужна гуманизация психологического образования и гуманизация психолога как профессионала, если мы говорим о профессиональной психологической культуре.

 

Дубровина

Внедряемая в общество психологическая грамотность не только не приближает граждан психологической культуре, но нередко отдаляет их от нее. Характер использования психологических знаний определяется не только уровнем специальной профессиональной подготовки, но и психологической культурой личности специалиста, которая является существенной частью его общей культуры и определяет

гуманистический характер его мировоззрения, с позиций которого он осуществляет свою деятельность.

Известно, что культура – понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. Д.С. Лихачев замечал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией». В самом общем виде культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории.

Писатель М. Пришвин замечал, что культура – это связь людей, а цивилизация – это сила вещей. Материальная и духовная культура находятся в единстве и взаимодействии и вместе характеризуют определенный уровень развития общества.

Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Общечеловеческие ценности, которые составляют содержание культуры, ее смысл, формируются веками в ходе истории человечества. В своем целом культура слагается из знаний, верований, наук, искусств, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, приобретенных и развитых человеком как членом общества

Ю.М. Лотман рассматривает культуру как своеобразную экологию человеческого общества, как ту атмосферу, которую создает вокруг себя само человечество для того, чтобы существовать дальше, для того, чтобы выжить. Он подчеркивает, что культура всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает некоторую непрерывность нравственно- интеллектуальной духовной жизни человека, общества, человечества. И в этом смысле, культура – понятие, прежде всего, духовное; это понятие связано больше с идеями, представлениями, эмоциями, а не с вещами, аппаратами и машинами. Культура предстает

как духовная, нравственная среда, которую создает человечество [10, с. 350].

Психологические знания о человеческом поведении и способах управления им, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и психологии. Такие знания первоначально отражались в мифологии и искусстве в форме образов, в философии – в форме размышлений, выраженных в слове.

Культура выступает для последующих поколений ориентиром высочайшего уровня в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия всегда рассматривалось как условие выживания человечества.

Психологический контекст постижения человеком культуры объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека. Это – язык, знания, мастерство, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей. Развитие этих психологических феноменов составляет базу для освоения необходимых культурных ценностей.

Психологические знания необходимы для приобщения человека к миру культурных ценностей. Можно сказать, что ядром общей культуры является ее психологический контекст, так как психология вносит в нее свое понимание индивидуально-психологической неповторимости каждого человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Понять культуру, сделать ее достоянием собственной личности без знаний психологии человека невозможно. Важным содержательным аспектом психологической грамотности является собственно научная – пусть элементарная, но истинная – осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. Активное владение психологическими знаниями позволяет лучше понимать себя, способствует развитию умения управлять проблемами собственной жизни, проблемами профессионального и гражданского самоопределения, саморазвития.

Однако психологическая грамотность – это необходимый, но лишь первый, минимальный уровень психологического образования. Известно, что любое образование, в том числе, и психологическое, аккумулирует два педагогических процесса – обучение и воспитание. Только вместе они способствуют развитию человека. Обучение больше отвечает за психологическую грамотность, воспитание – за психологическую культуру личности.

Суть психологической культуры личности составляют потребность и умение человека использовать психологические знания в контексте оплодотворения их общечеловеческими ценностями. Центрообразующим моментом психологической культуры личности является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека как такового, его жизни, его внутреннего мира.

Психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Она основана на признании ценности внутреннего мира и многообразия проявлений личности каждого человека.

Психологическая культура личности не только проявляется во взаимодействии людей, но обусловливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия – стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни.

Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу. Психологическая культура предполагает, что реализация психологических знаний в обществе осуществляется с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека

Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им, испытывать чувства совести, стыда благодарности.

Итак, психологическая культура – это очень емкое и многоаспектное понятие. Прежде всего, она включает в себя глубокое знание психологии, профессиональную готовность к самостоятельной деятельности, безукоризненное владение профессиональными методами работы, способность самостоятельно мыслить, в том числе и нестандартно и пр., широту кругозора, видение профессиональной и личностной перспективы и пр.

Смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает потребность и приобретает умения использовать психологические знания в обществе с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей.

Психологическая культура личности включает:

- знание научных основ психологии;

- понимание значения общей культуры для развития личности и индивидуальности;

- понимание ценности и неповторимости каждого человека;

- желание и умение понять наиболее существенные особенности у себя самого и другого человека, определить истинный смысл поступков, настроений;

- желание и умение понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания;

- способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения во мнениях, оценках и представлениях, возникающих у людей;

- умение владеть собой, своим поведением, проявлением своих чувств и отношений;

- потребность и умение не унизить своего чувства личностного достоинства и достоинства другого человека;

- благородство чувств и поступков, способность к сопереживанию; и др.

Конечно, психологическая культура личности сама собой не возникает. Она является

результатом глубинного взаимодействия развития, обучения и воспитания человека.

ИЛИ

5 компонентов:

когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный и интерактивный (поведенческий).

Между всеми компонентами обнаружены достоверные взаимосвязи и зависимости различной значимости (Н.А. Лужбина). Однако системообразующим компонентом ПКЛ(псих. культ. личности) явился социальный интеллект, входящий в структуру когнитивного компонента. Социальный интеллект – структурно сложное психологическое образование (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд), он отдельными специфическими «гранями» (познание результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) был представлен в каждом компоненте ПКЛ.

Указанные компоненты психологической культуры личности были выявлены и в исследовании А.В. Корнеевой.

ИЛИ

составляющие психологической культуры личности

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности"

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечень контрольных вопросов по итоговому контролю модуля 4 страница | Путешествия с Ириной Ивановной.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных