Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ 7 страница




Дракончики резвились. «Слабо с нами справиться. Слабак! Слабак!» - зву­чало в ушах юноши.

- Может быть, позвать на помощь? (Дракон Орг все решительнее шевелил­ся в Георгии.)

- Я им покажу!

- Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище! Лучше быть слабым, чем жестоким!

Георгий очнулся оттого, что щенок лизал его в лицо и тихонько скулил. Юно­ша с трудом встал на ноги, наклонился и погладил щенка по голове.

- Пойдем домой, - сказал он. - Спасибо тебе!

о мтшьчике,

КОТОРЫЙ НЕ УМЕК ЗГРЯТЬ

/Плл-был мальчик. Звали его Петя-врёдина Да, конечно, имя его было про­сто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал ни­каких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-врёдина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался.

Тексты психотерапевтических сказок

«Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, - думал Петя, - у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся по­играть, а я еще подумаю. А это будет...будет...» И Петя представил себе замеча­тельное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими ко­пытами, голов было две - обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

- Меня зовут Единорог-семь колокольчиков, - сказало чудесное животное, -дай я тебя покатаю

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом-семь колокольчи­ков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день во дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фокусы. На следу­ющее - быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности А еще на следующий день Петя-врёдина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, - мечтал Петя, - я придумаю такое..»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гривой, пятни­стым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

- Что ты здесь торчишь? - закричал на него Петя. - Ты ребят ищи!

- Во-первых, - визгливым голосом проверещало животное, - не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я нико­го искать не собираюсь. Ты меня придумал и тебе самому придется со мной иг­рать. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, - заявило Опудало, - то я тебя просто съем.

- Ну ладно, - испугался Петя, - скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, наде­ясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу: «Ты что это такой невежливый? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя проглочу!» И Петя сказал. В результа­те на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее ут­ро тоже. А вечером сказало1 «А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу иг­рать с тобой и ночью - то-то будет весело1» Петя взмолился: «Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра». «Ишь какой! - воз­мутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом, - Смотри мне, только до завтра». Грустно поплелся домой Петя - ему осталась одна ночь, что­бы что-нибудь придумать.

Психотерапевтические сказки и игры

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудови­ще, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять появились Единорог-семь колокольчиков, Зме-елев и Свинслик, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хо­тел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем по­могут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал - Опудало просто нельзя пускать домой. «Мо­жет быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не на­всегда - пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опу­дало, - устыдился вдруг Петя. - Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом».

- Еще чего, - снова возник в его ушах визгливый голос, - мы с тобой од­но, будем жить вместе и все будут нас бояться.

- И мама тоже?

- А что такое мама? У...маменькин сыночек!

- Ты не смеешь оскорблять мою маму!

- Я все смею. Я - это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверно, да, ведь я не хотел иг­рать с Опудалом - оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, мо­жет быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей - добрых и весе­лых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, -пообещал сам себе Петя. - А что делать сейчас?!» И Петя решился: если я хочу исправиться, я начну сейчас - я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему по­мещение, а скажу ему так: «Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими - таки­ми, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого вы­хода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

/1 не знаю, в какой стране это было и в какое время это происходило. Сей­час еще есть люди, которые помнят Дерево Утешения. Оно росло на краю про­пасти.

Дерево Утешения было очень старым, но вместе с тем крепким, сильным и красивым. Для всех, кто к нему приходил, оно было важно тем, что оно умело утешать. Со всех концов страны к Дереву приходили люди, нуждавшиеся в уте­шении. Сколько бы их ни было, каждый оказывался с Деревом наедине. Они де­лились с ним своим горем, болью, неудачами. Они говорили ему о главном

Психотерапевтические сказки и игры

в своей жизни. Мне рассказали, о чем говорили люди с деревом. Я вам поведаю некоторые беседы - здесь обрывки разных разговоров, но это и один разговор, потому что для каждого это беседа о том, что сейчас наиболее важно.

- Мне тяжело.

- Да, я понимаю тебя.

- Я хочу поделиться с тобой...

- Я тебя слушаю.

- Меня никто не любит.

- Я понимаю, это больно - так думать. Если бы это было правдой, это бы­ло бы ужасно. Почему ты так думаешь?

- Меня не слушают, на меня не обращают внимания. Это потому, что я не­достоин. Все знают, что я такой, даже те, кто видит меня в первый раз.

- А что они видят?

- То, что я - ничтожество.

Я могу сказать тебе, что вижу я. Хочешь? -Да.

- Человека, который не уверен в себе.

- Что же мне делать, Дерево?

- Сам решай. Ты можешь остаться таким, как есть. Можешь измениться. Но для этого нужно пройти через больший страх и большую боль, чем те, к ко­торым ты привык.

- И меня будут любить?

- Некоторые будут.

- А... Она?

- Этого я не знаю.

- Я так ее люблю!... Она меня не замечает. Но если я буду смелым, вдруг она возненавидит меня?... или снова не заметит? Даже и ты не знаешь.

- Если ты станешь смелым, то ты сам будешь любить ее по-новому - это я знаю точно.

- А Она?

- Она свободна в своем выборе, как и ты.

- А разве ты не можешь...?

- Что?

- Заколдовать ее?

- Нет.

- А кто может?

Тексты психотерапевтических сказок

- Я думал, что ты любишь ее, а ты хочешь ее убить.

- Убить?

- Ну да, сделать игрушкой.

- Прости, это я от любви.

- Нет, это от недомыслия. Любовь - это свобода и риск.

- Дерево, скажи, как мне быть!

- А что случилось?

- Ты не знаешь?

- Нет, ты пока не сказала.

- Я думала, это видно. Я беременна, но я не хочу ребенка!

- Да, это очень серьезно.

- Ты не спросишь, почему я не хочу ребенка?

- Хочешь ты или нет, но он уже есть. Я думаю, как можно помочь ему. И те­бе. Но прежде всего - ему.

- Почему не мне?!

- Но ведь это ты хочешь его убить!

- Его еще нет. Это состояние моего организма, болезнь.

- Ты обманываешь себя. Ребенок есть. А ты не хочешь принять его, ты -его мама. Почему?

- Моя мама тоже не хотела меня, я знаю. И не очень-то я счастлива.

- Прости свою маму, если сможешь. Ведь она любила тебя... А счастье? Может быть, как раз этот ребенок и поможет тебе стать счастливой. И сам бу­дет счастливым.

- Ты даже не спрашиваешь, что со мной произошло! Он так обидел меня!

- Но ведь не ребенок тебя обидел! Он готов тебя любить. Уже любит.

- Я подумаю, Дерево!

- Думай о будущем. У вас вместе будет будущее.

- Я приду к тебе еще, дорогое Дерево.

- Буду ждать вас обоих.

- Дерево, я хочу умереть. Моя жизнь не имеет смысла.

- А смерть имеет смысл?

- Чтобы не мучиться.

- Прости, что я об этом спрашиваю, но твоя боль не указывает тебе, в чем смысл?

- Я не думал об этом. Спасибо, Дерево, я еще приду к тебе.

ш

Психотерапевтические сказки и игры

- Скажи мне, как мне встретить смерть? Врачи сказали, что я скоро умру.

- Для чего ты жил?

- Какое ты жестокое! А мне говорили, что ты даешь утешение! Скажи мне, что врачи ошиблись!

- Я даю утешение, но не собираюсь лгать. Я не знаю, ошиблись ли они! А что говорит тебе твое сердце?

- Что я умру. И это меня ужасает!

- Что ты понимаешь под смертью? Для чего ты жил? Чего не успел?

- Я хочу жить! Даже в муках! 7

- Ты и сейчас живешь в муках. Взгляни в лицо своей жизни.

- Сейчас?

- Разве сейчас не время для этого? Исправь то, в чем ты ошибался, при­мирись со своей судьбой. Может быть, то время, что тебе осталось, а я не бе­русь сказать, сколько его осталось, сделает тебя счастливым.

- Дерево, я не знаю, зачем я пришел сюда. Я не нуждаюсь в утешении.

- Но тебе тяжело.

- Я сам во всем виноват. Но мне никто не нужен.

- А ты нужен кому-нибудь?

- Я думаю, нет. Это для слабых. Когда я был слабым, у меня были друзья. Но это делало меня еще слабее.

- Но ведь ты был счастлив! А сейчас? Зачем ты ломаешь свою жизнь?

- Ты не смеешь меня судить! Я имею право жить, как считаю нужным!

- Я не сужу тебя. И хотел бы утешить тебя, как других. Но кто ты на самом деле?

- Дерево, милое Дерево! Спасибо тебе. Я смог победить! Я на седьмом небе!

- Спасибо, что пришел! Я радо тебе! Теперь ты сможешь помогать другим, потому что ты познал боль и радость.

Это дерево росло над обрывом сотни лет. Для него не было «плохих» и «не­нужных» людей. Только люди, нуждавшиеся в утешении.

Но сейчас его невозможно увидеть. Дерево стало невидимым, когда его сруби­ли. Но оно стоит над обрывом и всегда отвечает тем, кто к нему приходит. Те, на ко­го падает тень его невидимых глазу ветвей, становятся людьми, которые утешают.

- Дерево, выслушай меня!

- Слушаю!..

екязкя о человеке а рыбе

1гыбу поймали на крючок. Когда ее вытащили на берег пруда, ей было очень страшно и одновременно она испытывала непонятное для нее самой на­слаждение от пребывания на воздухе. Поймал Рыбу Человек. Он поселил ее в аквариуме. Сначала Рыба считала Человека немым, но однажды, задав ему во­прос, она услышала ответ. После этого Рыба всегда разговаривала с Человеком, когда он приближался к аквариуму.

Вот некоторые из этих разговоров:

- Зачем ты поймал меня, Человек?

Психотерапевтические сказки и игры

- В пруду, где ты жила, тебя могли съесть щуки. ^

- А здесь меня можешь съесть ты.

- Пруд, в котором ты жила, скоро должны осушить, жить там нельзя..

- А там остались другие рыбы? -Да!

- Тогда почему ты поймал меня?

- Ты знаешь, - ответил Человек.

- Скажи все-таки, - попросила Рыба.

- Я поймал тебя, потому что я тебя люблю.

- Мне трудно в это поверить.

- Почему?

- Ты никогда не дотрагиваешься до меня.

- У меня горячие руки, тебе будет больно, если я до тебя дотронусь.

- Мне было больно, когда ты меня поймал, но все же дотрагивайся до меня каждое утро, - попросила Рыба, - а я постараюсь не уклоняться от твоей руки.

Человек согласился, и Рыба со страхом и надеждой ждала каждое утро его прикосновения.

Однажды Человек заметил, что Рыба почему-то старается двигаться по ак­вариуму правильными геометрическими фигурами, сердясь на других рыб, ког­да они попадались на ее пути.

- Зачем ты делаешь это? - спросил Человек.

- Я думала, что это тебе понравится, - ответила Рыба.

- Мне понравится, если ты будешь хорошо относиться к другим рыбам.

- Я сделаю это для тебя.

- Сделай это для других рыб, тогда это будет для меня. Но я вижу, что ты все еще боишься меня.

- Да, потому что здесь, в аквариуме, ты всегда меня видишь.

- Я видел тебя и в пруду, - ответил Человек.

- Ты кормишь меня.

- Я кормил тебя и в пруду.

- Я не знала этого, - растерялась Рыба.

- Но все же ты была иногда благодарна мне, - засмеялся Человек. Однажды рыба спросила: «А ты - единственный человек?»

- Ты не понимаешь, о чем спрашиваешь.

- Спрашивать нельзя?

- Можно.

Тексты психотерапевтических сказок

- Тогда скажи, кем лучше быть: человеком или рыбой?

- Я был Рыбой, но я Человек.

- А я могу стать Человеком?

- Да, - ответил Человек. - Если я тебя съем. Ты станешь Человеком, как та пища, что ешь ты, становится Рыбой.

- Ты хочешь меня съесть? - спросила Рыба.

- Если ты сама предложишь себя мне в пищу и не пожалеешь об этом, ты станешь Человеком, - ответил Человек.

- А если пожалею?

- Значит, твоя жертва была напрасной.

- Но я стану Человеком...

- Да, как твоя пища становится Рыбой.

- А чем ты кормишь меня? - спросила Рыба.

- Собой, - ответил Человек.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК

Методические рекомендации к отдельным сказкам представ­ляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Есте­ственно, авторское видение не является единственно возмож­ным.) Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических за­нятиях' служить завязкой разговора, либо аргументом, когда об­суждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творче­ству участников.

Рисунок «Лабиринт»

Этот рисунок, вводящий нас в сказки, — попытка аллегориче­ски представить лабиринт человеческой жизни, и каждый может попытаться определить то место, где он сейчас находится. Мета­форически изображены различные способы поведения: «ни Богу свечка, ни черту кочерга», «расшибиться в лепешку», «возделы­вать свой сад» и др.

Чьи-то заботливые руки зажигают свечу, и младенцы «старту­ют», причем сразу находятся «индивидуалисты», идущие собст­венной дорогой, и те, кто «идет по чужим головам», и те, кто раньше других «встает на ноги». Некоторые участки лабиринта, естественно, представляют собой тупик, глухую стену, которую можно попытаться пробить. Этим и заняты некоторые люди, тра­тя свое время, рискуя разбиться или разбиваясь, потому что сте­ны лабиринта являются ограждением, не дающим свалиться в пропасть. (Правда, те, кто пробивает стены, этого не понима­ют.) Дальнейший путь может быть озорной попыткой «оседлать стену лабиринта» с риском «угодить на сковородку», неверным,

Психотерапевтические сказки и игры

но волнующим путем к «воздушным замкам», способом стать ча­стицей «массы», ставшей живым постаментом для чьего-то воз­величивания, либо путем вверх за стены лабиринта к тем же за­ботливым рукам. Рисунок «Лабиринт» может быть заставкой всех или некоторых, наиболее смыслообразующих занятий со сказка­ми. Желательно, для обсуждения рисунка, увеличить его до разме­ров плаката.

Сказка о принце

Сказка посвящена трудностям раннего юношеского возраста. Герой сказки не в силах разобраться в своих чувствах и в чувствах близких ему людей. Одной из причин этого является неуверен­ность в себе. То, как Принц воспринимает других людей, для не­го определяется вопросом: как они ко мне относятся? Чувство неуверенности в себе рождает и юношескую гордыню. Осознание своих проблем и изменений происходит через влюбленность. По­нимание чувств других людей, а после этого себя самого и своего прошлого возвращает миру и самому Принцу «имена».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему Принц ушел из дома?

Как относились к нему близкие?

Что нужно делать, если считаешь, что ты никому не нужен?

Почему Принц не приобрел друзей ни в одном городе по пути в Аморель?

Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?

Что дало Принцу «ведение сердец»?

Стал ли Принц взрослым? Когда?

Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?

Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки?

Что же сказала Элизабет?

Сказка может также применяться при обсуждении проблем:

— кризиса взрослости,

— отношений с родителями,

— эгоцентризма.

Если «Сказка о Принце» обсуждается во взрослой аудитории (родители подростков), то стоит обратить внимание на то, что,

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок

несмотря на свою любовь, родители не поняли сына, не поня­ли того кризиса, в котором он оказался, и того, что Артемий не был уверен в том, что действительно является любимым и не­обходимым. Можно найти место в сказке, где вовремя сказан­ные слова могут уберечь принца от побега из дому и длитель­ных странствий.

Рисунок к сказке представляет Принца «вне» мира, он стоит перед дверью, и от него зависит, войдет он или нет. Так и его от­ношения с людьми зависят, прежде всего, от его инициативы, дружелюбия, желания общаться и веры в себя. Собственно гово­ря, это относится к каждому человеку.

Сказка Элизабет

Если «Сказка о Принце» описывает кризис взросления, как он часто проходит у юношей, то «Сказка Элизабет» — кризис взрос­леющей девочки. Трудности героини сказки — непринятие себя, своего окружения, фантазирование, «защищающее» от реальнос­ти. Переживаемый ею кризис реальности приводит к тому, что Элизабет воспринимает свое окружение как некие «подмостки» для себя — единственной героини. Ее инфантильные фантазии да­же побуждают ее придумать себе других родителей, как это иногда бывает в этом возрасте. Элизабет пока не способна к зрелым чув­ствам. Ее влюбленность представляет также форму фантазирова­ния и игры. Настоящая любовь может прийти к ней только после умения принимать, любить себя. Но это уже за гранью сказки.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Принимает ли Элизабет себя, любит ли себя?

Можно ли любить других, если не любишь себя?

Почему Элизабет не считает Эмиля и Лоринду своими родителями?

Как бы вы назвали чувства Элизабет к Принцу?

Действительно ли Элизабет будет любить Артемия в течение одного года, одного месяца и одного дня?

Сказку можно также использовать при обсуждении проблем:

— психологических различий юношей и девушек,

— связи человека со своей семьей, своей страной и своей культурой,

Психотерапевтические сказки и игры

— грезы и реальность.

Рисунок к сказке представляет Элизабет у окна, за которым ви­ден не реальный город Аморель, а воображаемый турнир в ее честь. Люди, которые ее окружают, для нее сейчас не реальнее игрушек, с которыми можно не церемониться.

Очень печальная сказка

(Сказка о странствиях принца Франциска в поисках своего брата)

Сказка отражает проблемы ценностей современных подрост­ков, живущих в атмосфере преклонения перед сильными личнос­тями. Герои мультфильмов, филлеров, боевиков негласно утверж­дают принцип: «Кто победил, тот и прав». Стремление к подвигам, свойственное юности, обостряет эту проблему. Герои сказки также стремятся к подвигам, но Франциск — главный герой — наделен умением сочувствовать другим людям. Это ставит его особняком, он теряет друга, оказывается «побежденным», но достаточно сме­лым, чтобы сказать «нет», и достаточно разумным, чтобы не доби­ваться своего любой ценой.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Кто является «победителем», а кто побежденным в этой сказке?

Кого можно назвать в этой сказке жертвой войны? Жителей разо­ренного города? Франциска?А Солдата с каменным сердцем?Вождя?

Что бы вы назвали справедливой войной?

Что бы вы назвали «героическим подвигом»?

Если бы вы были рядом с Франциском в этой ситуации, что бы вы ему посоветовали?

Как изменился Франциск?

Еще одна из проблем этой сказки — осознание реальности, которую человек не в силах изменить; изменения, душевные травмы, которые являются результатом этого.

Рисунок к сказке изображает юношу, увидевшего ужасы войны, что можно трактовать и как столкновение с реальностью взрослой жизни. То, что он увидел и понял, пугает его, при этом он одинок в своих переживаниях. Столкновение с жестокой реальностью, ко­торую он не может ни принять, ни изменить, серьезно травмиро­вало его.

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок

Сказка о странствиях принца Леона

Эта сказка — о ценностях, смысле жизни и о свободе совести, мнений, о разумном и неразумном доверии. Конфликт между собственным опытом и мнением воспитателей, между традиция­ми и истиной переживают все герои сказки. Сказка призывает осмыслить свои взгляды, определить, что в них является привыч­кой, а что — собственным свободно выработанным мнением.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Почему жители Солнечного города считают Солнце мифом?

Почему принц Леон хотел, чтобы жители Солнечного города от­крыли глаза?

Почему жители Солнечного города не верили принцу Леону?

Как вы думаете, будут ли Пат и Мариса жить с закрытыми глазами?

Почему в Звонске у принца не нашлось последователей?

Нужно ли помогать жителям Звонска и Солнечного города?Как это сделать?

Нужно ли помогать принцу Артемию?

Еще одна проблема, затрагиваемая в данной сказке, — созре­вание личности как результат любви. Пат и Мариса — единствен­ные «ученики» принца Леона — более подготовлены к изменени­ям, к осмыслению своих ценностей, именно потому, что любят друг друга.

Рисунок к сказке изображает принца, удивленно взирающего на людей, которые добровольно отказались от знакомства с кра­сотой окружающего мира. Только влюбленные, благодаря своей любви, сумели услышать призыв «открыть глаза», не отворачи­ваться от реальности.

Принцесса, которая не нравилась самой себе

Очень частая проблема подросткового и юношеского возрас­та — дисморфофобия, или, как ее часто называют, комплекс «гад­кого утенка». Это — опасения по поводу своей внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые «не нравятся самим себе», со стороны выглядят самовлюбленными. Очень часто неизжитые трудности такого рода

Психотерапевтические сказки и игры

мешают нормальным человеческим отношениям, делают челове­ка эгоцентричным (не обязательно эгоистичным) и неуверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье», заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить пережива­ния других. Принц Артемий, переживший неверность Элизабет, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувст­вами других, ранняя старость здесь — символ напрасно прожитой жизни.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «не нравится самой себе?»

Как воспринимали принцессу Марину окружающие ее люди?

За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чужих чувств?

Что значит «гордость» для героини сказки?

Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае?

Почему Марина выбрала Артемия?

Сказка также может быть применена при работе с проблемой непонимания родителями своих детей-подростков и стоящих пе­ред ними проблем. Для иллюстрации этой проблемы приведу почти анекдотический разговор, состоявшийся у меня с одной учительницей — матерью 15-летней девушки.

— Моя дочка почему-то стала стремиться принимать душ каж­дый день, а иногда даже 2—3 раза в день. Я просто не понимаю, что с ней делается!

— В период созревания у подростков бывают различные не­приятные переживания, например, они боятся, что от них плохо пахнет. Ничего нет страшного в том, что она часто принимает душ, но ее необходимо поддержать, чтобы у нее было больше уве­ренности в себе.

— Как?

— Ей важно, чтобы Вы ее хвалили.

— Да я ее хвалю, я говорю, что если она без конца будет мыть­ся с мылом, у нее вообще вся кожа облезет.

I

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок

На рисунке к сказке принцесса Марина — довольно хоро­шенькая девушка — видит в зеркале не свое отражение, а кривля­ющегося чертенка — олицетворение ее комплекса.

Сказка о странной любви

Это сказка о некоторых любовных заблуждениях, часто встре­чающихся в юности, которые не дают сформироваться зрелому по­ниманию любви, необходимому для полноценного супружества. «Неграмотные в любви», черпающие представление о ней из сери­алов, дамских романов и наблюдений за не всегда удачной семей­ной жизнью близких, принимают за чувство любви симпатию, по­ловое влечение или любопытство, также как настойчивость «парт­нера» может быть понята как доказательство любви с его стороны. Сказка может быть поводом для разговора о различных проявле­ниях любви, о вседозволенности и обязательствах, о новизне, о ра­дости, которую в современном мире часто отождествляют с удо­вольствием (также как сексуальные отношения отождествляют с любовью), и о языках любви. В сказке также присутствует «труд­ная» для разговора с подростками тема однополой влюбленности. Тема особенно трудна для обсуждения сейчас, когда многие сред­ства массовой информации пытаются сформировать представле­ние не только о нормальности, но и об особой привлекательности таких отношений. Если участники группы в результате обсужде­ния этой проблемы подойдут к более взрослому, «грамотному» по­ниманию любви, то это будет общей победой.

При планировании сказкотерапевтических занятий можно предварить анализ этой сказки (или завершить его) играми «Эмо­циональный контакт» или «Рисуем музыку». (См. раздел «Игры».)

Сказка также может быть рассмотрена при подготовке психо­логов, так как волшебница в данной сказке использует различные психотерапевтические подходы.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что означает «неграмотность в любви?»

Почему Валентина чувствует тяжесть на сердце?

Любовь в представлении Королевы и Волшебницы — это одно и то же чувство?

Психотерапевтические сказки и игры

Если бы вы оказались на этом турнире, хотелось ли бы вам что-нибудь добавить к словам Королевы или Волшебницы?

Кого бы вы назвали победителем турнира в этой сказке?

Могут ли создать счастливые семьи придворные Королевы Блуж­дающих Сердец?

Сказка об Эмиле и Эмилии

Эта сказка — об образовании семьи и о первом, самом труд­ном времени ее становления. Сказка написана по просьбе сту­дентов, как сказка, которая не кончается свадьбой.

Очень часты в юношеском возрасте переживания «скуки», тос­ки, пустоты, и тогда наши юные принцы и принцессы ищут влюб­ленности как острых ощущений. Влюбленность героев эгоцентрич­на. Они не готовы оказывать друг другу поддержку, можно сказать, что каждый ищет в другом свое отражение. Испытание, которое выдерживают герои, помогает им понять друг друга, по крайней ме­ре, настолько, чтобы суметь «начать сначала».

Возможные вопросы при анализе сказки:

Проанализируйте первый разговор Эмиля и Эмилии. Можно ли назвать это разговором влюбленных? Слушают ли они друг друга?

Что такое «человек с заколдованным сердцем»?

Что значит выражение «созданы друг для друга»?

В том месте сказки, где Эмиль и Эмилия должны начать рисо­вать картины, подумайте вместе, что они могут нарисовать. По­чему?

Как вы думаете, смогут ли Эмиль и Эмилия быть счастливыми вместе?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных