Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ 9 страница




3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ре­бенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются ог­радить от этого поступка своего «ребенка».

При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запре­ты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важ­ными, или те, которые действительно значимы для них?Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздей­ствие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о раз­личном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рас­смотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка». Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитар­ные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к «ре­бенку». Вспоминается игра, где играющий, нарушив рекомендацию «не разговаривать», угрожающе спросил у «ребенка»: «Съел?!» и, по­лучив утвердительный кивок, закричал: «Завтра родителей в школу!».

Обсуждение этой игры подводит к проблемам:

— запреты и отношение к ним,

— социальные нормы, как мы к ним относимся,

— влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит,

— взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, ко­торые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитан­никами,

— природа зла в человеке.

Игра может проводиться и не целиком — только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы.

Игра может служить прологом ко многим сказкам или их об­суждению, особенно к этим: «Мальчик-чудовище», «Принцесса, которая плохо училась», «Очень печальная сказка», «Храбрец, бо­явшийся тишины».

Продолжительность игры — примерно 1 час.

«Звездочки»

Цель игры — поиск и обсуждение форм достижения взаимо­понимания.

Ведущий готовит для игры «звездочки»-наклейки. Затем про­сит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на

Психотерапевтические сказки и игры

лоб. Звездочки — либо разного цвета (всего 5-6 цветов), либо раз­личаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий (или наблюдатель, если ведущий также участвует в игре) смотрит, ка­кими способами пользуются участники, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам.

Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания в семье, со сверстни­ками и подводит к обсуждению сказок: «Сказка об Эмиле и Эми­лии», «Сказка о странной любви», «Принцесса, которая не нрави­лась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины». jv,

Продолжительность игры — 10—15 минут. ц,

«Зеркало» <

Цель игры — показать трудности построения взаимоотноше­ний, нахождения взаимопонимания между людьми.

В группе выделяются 2-3 пары (по жребию или вызываются до­бровольцы). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повто­ряет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять не­сколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3-5 минут. Группа смотрит, на­сколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждо­му партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партне­ру доставалась только роль отражения.

Сказка может подвести к обсуждению сказок: «Сказка об Эми­ле и Эмилии», «Сказка Элизабет», «Сказка о забывчивой фее».

Продолжительность игры — 15—20 минут.

«Интервью»

Цель игры — актуализация и обсуждение какой-либо проблемы.

Группа делится на подгруппы так, чтобы в подгруппе было 8— 12 человек (обязательно четное количество). Каждая подгруппа де­лится пополам. Половину составляют «журналисты», берущие ин­тервью. Вопросы интервью предлагаются ведущим (или придумы-

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

ваются группой «журналистов») в соответствии с темой занятия (желательно 3—4 вопроса). Затем опрашиваемые и «журналисты» садятся на стулья друг против друга и проводят опрос. По сигналу ведущего, дающемуся через 3 минуты, «журналист» пересаживает­ся к другому опрашиваемому, пока не опросит каждого в своей подгруппе. После этого опрашиваемые и «журналисты» меняются ролями. Последние готовят газетную заметку или краткое сообще­ние для радио на основе проведенных интервью. Возможно, что разные группы «журналистов» получают (или продумывают) раз­ные вопросы, позволяющие осветить проблему с разных сторон. Игра может проводиться, чтобы провести мониторинг мнений по проблеме, не прибегая к прямой постановке вопросов, и может стимулировать обсуждение практически по любой проблеме. Продолжительность игры — 30—40 минут.

«Клубочек»***

Цель игры — визуализировать и обсудить тему межличност­ных отношений, создать необычную атмосферу.

Группа стоит в круге. Один из членов группы получает клубочек ярких прочных ниток. Задание: бросить клубочек тому, с кем чаще всего предпочитаешь общаться, оставив себе кончик нитки. (Ли­бо тому, с кем общение наиболее приятно, интересно, волнующе и т. п.) Получивший клубочек бросает его следующему, не выпус­кая нитку из руки. Клубочек постепенно разматывается, образуя структуру взаимоотношений в группе.

В обсуждении может быть поднят вопрос о чувствах тех, к кому клубочек не попал или долго не попадал, о том, что осознать свои чувства или признаться в них бывает нелегко, но что знать об отно­шении других необычайно важно. Обсуждение может проходить так, чтобы участники группы продолжали держать нити и в конце концов решили что с ними делать: закрепить на бумаге как коллаж, распутать, повесить на дерево в лесу или еще что-нибудь.

Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о Принце», «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Сказка о мальчике, который не умел играть».

Продолжительность игры — 15 минут.

Психотерапевтические сказки и игры

«Комплименты»

Цель игры — обучение искусству говорить и выслушивать ком­плименты.

Комплименты говорятся одному из участников группы (име­ниннику, победителю какой-либо игры, выбранному по жребию — желательно, чтобы в этой роли не выступал признанный лидер группы). Комплименты говорят все члены группы, включая веду­щего. Обязательное условие — искренность комплимента. Если эта игра должна подвести к обсуждению сказки, то того, кто сего­дня будет выслушивать комплименты, можно назвать «принцем» или «принцессой».

Проблемы, увиденные в ходе игры, обсуждаются обобщенно; лучше говорить не о поведении конкретного участника, а о труд­ности верить комплиментам, если человек не уверен в себе.

Игра может быть подготовкой к обсуждению сказок: «Принцес­са, которая не нравилась самой себе», «Принцесса и фея бабочек».

Продолжительность игры — не более 20 минут.

«Куб согласия — куб конфликта»***

(Игра разработана и апробирована совместно с Е. Н. Соколовой, преподавателем изобразительного искусства Санкт-Петербургско­го Высшего педагогического училища им. Н. А. Некрасова).

Цель игры — обсуждение результатов конфликтного и прими­рительного поведения человека.

Для игры необходимо подготовить два бумажных или картон­ных куба (длина грани — от 40 см), краски и две кисточки. Доб­ровольцам предлагают «поговорить» друг с другом посредством кисточек и красок на одной из граней куба. При этом один куб предназначен для общения в состоянии конфликта, а другой — для дружеской беседы.

При обсуждении в группе (после того как все грани куба за­полнены) сравниваются рисунки на этих кубах и оцениваются чувства партнеров. Кубы могут храниться в группе на память как материализованный символ стилей поведения (стремящегося к мирным способам решения проблем, и агрессивно-конфликт­ного).

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Мальчик-чудо­вище», «Очень печальная сказка», «Сказка о капризной принцессе». Продолжительность игры — 15—20 минут.

«Ледокол»

Игра является хорошим способом «разбить лед» в малознако­мой группе, настроиться на сказочные сюжеты или актуализиро­вать какие-либо знания.

Играющие берут листочек бумаги (карточку) и пишут на нем имя сказочного персонажа, название какого-либо сказочного пред­мета, фамилию известного автора сказок, название сказки или ска­зочного города, которое должен угадать другой участник. (Веду­щий может заранее подписать нужное количество карточек сам, если это отвечает его замыслу.) Написавший карточку вправе про­сить разрешения прикрепить ее на спину любому участнику груп­пы. Карточки прикрепляются булавкой на спину каждого участни­ка. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Если учащийся разгадал свою карточку, он прикалы­вает ее на грудь. Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить.

Игра может подготовить к проведению и обсуждению любой сказки.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

«Лишний стул»

Цель игры — настройка группы на откровенность или созда­ние сказочной атмосферы. Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меня­ются местами все, к кому относится высказанное предположе­ние. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получа­ет возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставля­ют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки.

Психотерапевтические сказки и игры

...те, кто всегда соблюдает правила.

...те, кто всегда слушается родителей. 'I'

Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса случаются не только в сказках.

Продолжительность игры — 10—15 минут.

«Магазин ценностей»**

Цель игры — помочь участникам осознать собственные ценнос­ти, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. Главный, но не всегда достижимый результат — понимание того, что, выбирая свою систему ценностей и следуя ей, человек реализует свою свободу.

Данную игру можно проводить только в неконфликтной группе, в которой участники успели хорошо познакомиться друг с другом.

Ведущий, обращаясь к группе, объявляет:

«Представьте себе, что мы с вами отправились в поход. Мы шли долго, пересекали бурные реки, поднимались в горы, чуть не упали в пропасть, страдали от непогоды. Наконец мы вышли на солнечный склон горы, увидели проселочную дорогу и около нее маленький домик, а на нем вывеску «Магазин ценностей», «Здесь можно купить и продать все!» Давайте зайдем!»

И вот группа в «магазине». Ведущий объявляет себя продавцом-консультантом, обещая, что группа скоро начнет ему помогать. Он приглашает «покупателей» говоря: «Здесь действительно можно купить все, но не за деньги». Приведем несколько диалогов.

1-й Покупатель: Я хочу купить независимость.

Продавец: У нас есть, причем разная. Вам какую?

1 -й Покупатель: Как это?

Продавец: Может быть полная независимость, может быть не­зависимость от старших, от законов, от собственных принципов.

1-й Покупатель: А сколько стоит полная независимость?

Продавец: Почти ничего. Но в придачу обязательно нужно бу­дет взять одиночество. Отдельно не продается!

1-й Покупатель: Почему?

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

Продавец: Ну, если у вас есть друг или вообще близкий чело­век, то вы уже зависите от него.

1-й Покупатель: А независимость от старших?

Продавец: Я думаю, что заплатить нужно умением обходиться без них. И еще чувством пустоты от того, что ты безнадежно взрос­лый. Берете?

1-й Покупатель: Я подумаю.

2-й Покупатель: А я хотел бы купить уверенность в себе.

Продавец: В каких ситуациях?

2-й Покупатель: Во всех!

Продавец: Даже тогда, когда вы не правы?

2-й Покупатель: Когда я прав!

Продавец: Ну, тогда нужно заплатить застенчивостью.

2-й Покупатель: Охотно!

Продавец: Как хотите. Вашу застенчивость у меня охотно купят.

2-й Покупатель: Кто?

Продавец: Да многие. Она такая милая. А если кого-то счита­ют нахалом, ему неплохо прикупить немного застенчивости.

2-й Покупатель: Все равно.

Продавец: Тогда все беремся за руки и говорим: «Свидетельствуем, что... (имя) продает магазину свою застенчивость, в обмен на это в си­туациях, когда он прав, он приобретает уверенность в себе». А Вы (имя) еще скажите: «Я обязуюсь об этом помнить». И еще: если Вы хотите расторгнуть сделку, то вспомни о ней, представь себе свою уве­ренность на ладони и дунь на ладонь:«Фуу..». И все будет, как было.

В ходе диалогов нужно осторожно начинать советоваться с груп­пой, привлекая участников в качестве консультантов. При этом сле­дует заметить, что необходимо учитывать личность «покупателя». Например, ту же «уверенность в себе» другому участнику можно от­дать без выкупа, только с условием помнить о ней. Ведущий также может стать покупателем, например, поинтересоваться, за сколько ему продадут понимание или обратную связь со стороны группы.

Когда долго не находится желающих купить что-либо в ма­газине, ведущий может напомнить, что магазин может также и купить у них что-либо. То, что не нужно одному, может приго-

Психотерапевтические сказки и игры

диться другому, а пригодиться может все что угодно. Например, трусость тому, кто слишком неосторожен, немного лени трудого­лику и т. д.

Игра завершается, когда больше нет желающих ни купить, ни продать. Можно пообещать, что магазин будет иногда откры­ваться вновь. Результатом игры может стать принятие себя участ­никами группы (даже теми, кто не воспользовался услугами мага­зина), понимание того, что недостатки человека — часто продол­жение его достоинств. Игра может подвести к проблеме «волшебного вмешательства» в сказке, к проблеме выбора, к то­му, что человек ответственен за выбор и что согласие на какое-ли­бо действие — это уже начало хорошего или плохого поступка.

Игра может быть полезна как подготовка к проведению или об­суждению любых сказок, особенно: «Принцесса, которая не нра­вилась самой себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Мальчик-чудовище».

Продолжительность игры — 30—40 минут.

Мама, я хочу домой***

Цель игры — расшевелить участников группы, побудить их к проявлению творчества, повысить самооценку, настроить на сказку.

Основана на детской игре, распространенной в США.

Все участники группы стоят вместе. Ведущий — по другую сто­рону. Он спрашивает участников: «Кто хочет домой?» Когда кто-либо отвечает: «Я», — ведущий ставит условие: «Вы должны прой­ти, как... (один из образов, подходящих данному человеку): балери­на, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ученик, идущий в школу и т. п.». Можно задать образы персонажей известной сказ­ки или той сказки, которая будет анализироваться.

Количество предлагаемых образов не ограничено. Задача веду­щего — выбор образа, повышающего самооценку данного участни­ка. Например, «как слон» может идти только слабый и легкий чело­век, ленивого ученика изобразит активный и т. п. Участник может отказаться от предложенного образа и остаться на месте. Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого ис-

Методические рекомендации к использованию психологических игр.

полнения пропускает «домой» или не пропускает. Когда некоторые участники уже выполнили задание, ведущий оставляет их назна­чать новые задания и отправляется к группе желающих домой, что­бы также получить и выполнить задание. Возможно выполнение задания по 2—3 человека, тогда и образы могут быть другими:

— тракторист на тракторе;

— кошка с клубочком;

— стайка воробьев,

— трехглавый дракон,

— сражающиеся рыцари и т. п. Продолжительность игры — около 20 минут.

«Миниспектакль»

Цель игры — выявление проблематики, актуальной для груп­пы, ценностей, интересов участников.

Игра способствует раскрепощению группы, развитию творче­ства, сплоченности. Группу необходимо разделить на подгруппы по 6—8 человек. Группе предлагается ситуация или проблема и да­ется время, чтобы поставить миниспектакль.

Если у группы возникают трудности, нужно напомнить, что в этом спектакле есть определенные роли, текст, сцены, название и т. п.

После спектакля проходит его обсуждение. Форма обсуждения диктуется задачами группового процесса. Если группа испытывает затруднение, можно предложить набор ролей, место действия и т. п. Можно также предложить группам спектакль на свободную тему, что позволяет еще лучше узнать волнующие группу проблемы.

Продолжительность игры — не менее 40 минут, на подготовку спектакля дается 15 минут.

«Найди пару»**

Цель игры — показать трудности самоопределения, нахожде­ния друга, человека «своего типа», подготовить к обсуждению этой проблемы.

Все члены группы получают (или вытаскивают из коробки) кар­точки, на которых написаны названия профессий (либо такая харак­теристика человека, которую можно показать без слов): «вспыльчи-

Психотерапевтические сказки и игры

вый», «очень умный», «любитель чтения», «любитель танцев», «за­стенчивый», «ищу друга», «музыкант», «строитель» и т. п. Каждая карточка встречается два раза. Затем предлагается найти свою пару, объясняя то, что написано на своей карточке, только жестами и ми­микой. Саму карточку показывать запрещается. Когда все пары най­дены, они представляют себя другим также жестами, предоставляя другим возможность угадывать, что это за пара.

Обсуждение игры проходит в зависимости от проблемы и мо­жет подготовить к обсуждению таких сказок, как: «Сказка об Эми­ле и Эмилии», «Сказка о забывчивой фее».

Продолжительность игры — около 15 минут.

«Необитаемый остров»

Цель игры — соотнесение этической ситуации с личным опы­том участников, моделирование своего поведения в экстремаль­ной ситуации, создание игрового или сказочного настроения.

Каждой подгруппе (10—20 человек) дается большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Объявляется, что группа в этом составе проведет год на необитаемом острове без связи с внеш­ним миром. Предлагается нарисовать этот остров, свою жизнь на нем и составить правила жизни на острове. Можно также предло­жить жизнь на острове в сказочной стране, когда известно, что через год придет волшебник или другой чудесный помощник; жизнь там, где возможны любые чудеса при определенных условиях, и т. д.

Обсуждение проводится в зависимости от рассматриваемой про­блемы:

— отношения между людьми,

— отношения с природой,

— необходимость взаимопомощи. Продолжительность игры — 30 минут.

«Ответить — не ответить»

Цель игры — показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.

Группа стоит в круге. Один из участников (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что когда водящий входит

Методические рекомендации к использованию психологических игр

и здоровается с кем-либо, этот человек демонстративно отворачи­вается (или начинает разговаривать с кем-то другим). После не­скольких попыток игра прекращается, ведущий извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не от­вечал на приветствие.

Продолжительность игры — 10 минут.

Игра может служить прелюдией к обсуждению сказок: «Исто­рия о принце, который носил маску», «Сказка о мальчике, кото­рый не умел играть».

«Передача предмета»

Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) пе­редается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность игры — 10 минут.

«Пишущая машинка»

Цель игры — запоминание информации, освежение в памяти какого-либо тезиса, постановка проблемы в игровой форме, созда­ние настроения.

Участникам игры раздаются карточки с буквами, цифрами, зна­ками, одной или несколькими для каждого. Предлагается «напеча­тать на машинке» любой текст, предложенный ведущим или груп­пой. При «печатании», когда подходит очередь какой-либо буквы, тот, кто ее получил, хлопает в ладоши, называя букву (или встает со стула). При пробеле между словами хлопают в ладоши все. Можно также хором отмечать перевод строки: «Дзинь!»

Для настройки на сказки можно «напечатать» название сказки или какие-либо известные сказочные фразы: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «И я там был, мед-пиво пил. По усам тек­ло, да в рот не попало...»

Продолжительность игры — 15-20 минут.

Психотерапевтические сказки и игры

«Поводырь»

Цель этой очень многозначной игры в данном контексте — со­здать в группе переживания взаимной поддержки, более глубокие взаимоотношения, интерес к проблеме взаимной зависимости лю­дей друг от друга.

Группа делится пополам. Выделяется один или несколько на­блюдателей, либо ведущий принимает на себя эту роль. Объявля­ется, что одна половина группы временно потеряла зрение и слух. Другая половина группы приглашается на роль поводырей, кото­рые должны безмолвно пригласить на прогулку «слепых» и по возможности познакомить их с миром в новых условиях. Обычно такая прогулка продолжается не менее 20 минут, после чего «сле­пые» и «поводыри» меняются ролями и снова проводят прогулку. При обсуждении необходимо, чтобы каждый высказал свои впе­чатления о том, как он чувствовал себя в роли «слепого»: как вос­принимал мир, помогал ли ему поводырь, или тащил, куда считал нужным; и в роли поводыря: было ли взаимогонимание со «сле­пым»», какие чувства были по отношению к нему.

Продолжительность игры — около 1 часа.

Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о стран­ствиях принца Леона», «Сказка о Принце», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе».

«Разговор через стекло»

Цель игры — осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания людьми друг друга.

В ходе игры нескольким парам участников предлагается «пого­ворить» друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хо­тел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно под­сказать, что таким «стеклом» может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам.

Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Принцесса, которая плохо училась», «Сказка о Принце», «История о принце, который носил маску». н

Продолжительность игры — 10—15 минут.

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

«Рисуем музыку»***

Цель игры — обсуждение вопроса о различных видах любви и различных представлениях о ней.

Участники игры получают несколько листов бумаги для рисова­ния, краски (цветные карандаши или фломастеры). Объявляется, что рисовать будем музыку, точнее, несколько музыкальных произ­ведений. Для рисования представляются несколько (не менее двух) музыкальных отрывков, или песен, отражающих разное понимание любви. В моем занятии использовались: «Мочалкин блюз» из филь­ма «Асса», ария Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос — супер­звезда» и мадригал XIV века «Любовная надежда». (Можно, естест­венно, выбирать различные произведения, желательно, чтобы их стилевые особенности не отталкивали участников группы, ориенти­рованных на какой-то стиль музыки.) На рисунок необходимо вы­делить 10—15 минут. После этого организуется «вернисаж», где свои работы представляет каждый автор, объясняя, почему он так нари­совал ту или иную музыку, либо выставки работ по конкретным му­зыкальным произведениям. В связи с обсуждением работ возникает тема различных видов любви, что отразилось в музыке и, в результа­те, в рисунках.

Игра может служить подготовкой к проведению или обсужде­нию сказок: «Сказка о странной любви», «Принцесса и фея бабо­чек», «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка Элизабет»,

Продолжительность игры — не менее 30 минут.

«Рукопожатие»

Цель игры — улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.

Одному из участников — добровольцу, завязывают глаза. Дру­гие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у ко­го завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.

Продолжительность игры — 10—15 минут.

Игра может подготовить к обсуждению сказок: «Сказка о Прин­це», «Принцесса, которая не нравилась самой себе», «Утешительная сказка».

Психотерапевтические сказки и игры

«Цветик- Семицветик»

Цель игры — осознание и групповое осмысление ценностей, ин­тересов, потребностей участников, создание сказочного настроя.

Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью ле­пестками.

Предлагается написать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшеб­ной. Затем ведущий собирает ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие же­лания. Возможно просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, ли­бо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя. В другом варианте игры лепестки ромашек отрываются, пе­ремешиваются, по желанию группы происходит знакомство с час­тью лепестков, либо разговор о желаниях вообще, способах их осо­знания и исполнения.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

Игра готовит к обсуждению сказок: «Сказка о капризной прин­цессе», «Сказка о забывчивой фее», «Принцесса и фея бабочек».

«Скульптура»

Цель игры — групповое осмысление и обсуждение какой-либо проблемы, раскрепощение группы, создание творческого, сказоч­ного настроения.

Группе (всей или разделенной на подгруппы) предлагается изо­бразить групповую скульптуру по предложенной теме, например скульптуру, выражающую отношения героев какой-либо сказки, либо скульптуру, являющуюся олицетворением какого-либо чувст­ва. По поводу «Сказки о Принце» это может быть скульптура «День рождения» или «Принц и Рыцари в лесу», или «Принц в городе Аморель». Скульптуры могут воплощать любовь, одиночество, не­верие в себя, тишину. Если это необходимо, скульптуры могут быть динамическими (с ритмично двигающими персонажами).

Представленные скульптуры обсуждаются в группе и могут помочь при анализе или постановке практически любой сказки.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

Методические рекомендации к использованию психологических игр...

«Тарелка с водой»

Цель игры — развить взаимопонимание в группе, понять и об­судить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы комму­никации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, пре­дупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры да­ют отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

Продолжительность игры — 20 минут.

Игра может подготовить к работе с различными сказками, на­пример: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «Сказка о странствиях принца Леона», «Утешительная сказка».

«Тип-топ»

Целью игры является демонстрация группе неконструктивно­го поведения при обсуждении. Иногда такая демонстрация необ­ходима при групповых занятиях.

Группе предлагается встать в круге на четвереньки, прикасаясь друг к другу мизинцами (или какая-либо другая, достаточно неудоб­ная поза). Ведущий спрашивает у соседа по кругу: «Знаете ли вы иг­ру «Тип-топ»?» Тот отвечает: «Нет!» Ведущий предлагает задать этот же вопрос соседу. Вопрос и ответ проходят весь круг. Когда к веду­щему обращаются с этим же вопросом, он отвечает: «И я не знаю. И что мы здесь делаем, просто непонятно!»

Продолжительность игры — 15 минут.

«Эмоциональный контакт»

Цель игры — осмысление и обсуждение ценности и смысла любви в отношениях между людьми.

Группе предлагается провести «мозговой штурм» на тему «эмо­циональный контакт».

Правила «мозгового штурма»: 1)каждый может высказывать­ся, 2)нельзя перебивать друг друга, 3)нельзя критиковать чужие высказывания, 4)можно развивать любую мысль.

Психотерапевтические сказки и игры

Эмоциональный контакт в данной игре понимается как лю­бые неравнодушные отношения. Группа отвечает на следующий вопрос: какими средствами и с какой целью люди добиваются того, что к ним относятся неравнодушно? Ведущий записывает все вы­сказывания, после чего просит оценить средства как «этичные» и «неэтичные».

Относительно целей задаются вопросы, является ли каждая из целей эгоистичной, альтруистичной или нейтральной. Обычно в подростковой группе соотношение эгоистических и альтруис­тических целей равно примерно 5:1, что служит для группы ис­точником размышлений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных