Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ 10 страница




Продолжительность игры — 30—40 минут.

Игра является хорошей подготовкой к сказкам: «Сказка об Эми­ле и Эмилии», «Сказка Элизабет», «Сказка о странной любви».

«Эмпатия»

Цель игры — осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия людьми друг друга.

Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договарива­ется, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с от­крытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по од­ному человеку). Остальные договариваются смотреть на вошедше­го нейтрально. Ведущий говорит: «Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы бу­дут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относит­ся к тебе в данный момент каждый из присутствующих». После этого необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошед­шего эмоционально, раскрыли свое задание.

В обсуждении обычно выявляется известный феномен «возра­стной тревожности», заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов.

Продолжительность игры — 20 минут.

Игра может подготовить к работе со сказками: «Сказка о Прин­це», «Принцесса, которая не нравилась самой себе» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, вы познакомились со сказками, сочиненными для целей сказкотерапии, с играми, подобранными для сказкотерапевтичес-ких занятий, и методическими рекомендациями, призванными об­легчить работу с играми и сказками для заинтересованного в этом читателя. Я надеюсь, что эти рекомендации будут восприниматься не как рельсы, с которых нельзя свернуть, а как одна из дорог, кото­рую вы можете выбрать, если вы решили идти в увлекательную страну Сказкотерапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ (сказки, сочиненные детьми)

В данном приложении собраны сказки, сочиненные школьника­ми 1—3 классов, соответственно их авторам от 6,5 до 11 лет. Сказки написаны, а самые первые сказки записаны учителем в связи с изу­чением родной речи. Учителя, предлагая сочинять сказки, ставили задачу развития творчества, умения выражать свои мысли. Здесь эти сказки приведены, так как в них, отразились потребности, проблемы этихдетей, их мироощущение, созревание их личностей и их взаимо­отношения с близкими. В связи с этим фамилии юных авторов обо­значены только начальной буквой. Естественно, нет необходимости скрывать фамилию их педагога: проводила занятия, подготовившие к созданию сказок, собрала и предоставила сказки Галина Николаев­на Скаковская — заслуженный учитель школ России, преподаватель Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища имени Н. А. Некрасова. Несколько сказок переданы преподавателем пси­хологии этого же училища Верой Васильевной Владимировой.

ПЕРВЫЙ КЛАСС (6,5-7,5 ЛЕТ)

Сказки про добрых великанов

Гоша Ш.

Это случилось в те далекие времена, когда на Земле еще жили динозавры, а в лесах людоеды и всякие нечисти. Жил в одном лесу великан, он был веселый и добрый. Вот однажды под Новый год пошел один мальчик за елкой в лес. Идет и видит: сидит зайчик под кустом, совсем замерз. Мальчик понял, что зайчик потерял маму, и решил ему помочь. Все дальше, дальше заходил мальчик

Приложение

в лес, заблудился и заплакал. Дело к вечеру, ветер воет, страшно, холодно им. И услышал их добрый великан. Он отнес мальчика к его маме, а потом поднял мальчика с елкой далеко-далеко над лесом и опустил прямо у дома. С тех пор они стали друзьями.

Паша П.

Жил-был добрый великан. Он хотел помогать людям. Он очень любил животных и людей, особенно детей. Но они ему не верили, и он очень загрустил. И решил великан доказать всем, что он добрый и хороший. «Я вам буду помогать, — сказал он лю­дям. — Давайте я вам принесу воды и нарублю дров». Люди пове­рили ему и подружились с ним.

Наташа М.

Дети пошли в лес за грибами и заблудились. В этом лесу жил добрый великан. Он услышал, как плачут дети, пригнулся пони­же, чтобы не напугать их своим ростом, и веселым голосом успо­коил их. Потом великан посадил их на плечи и, весело напевая, отнес детей к маме и папе.

Андрей Р.

Жил-был добрый великан. Однажды он пошел на речку и уви­дел там рака. Рак вцепился кошке в хвост и чуть не оторвал его. Великан поднял рака высоко и бросил его в речку. Так кошка и великан стали дружить.

Ксюша К.

Сел на травку великан,

Маму поднял к облакам.

Паша П.

1)Жил — был добрый великан, Посетил он много стран. Часто людям помогал Камни, бревна им таскал. Строил им дома и башни, И совсем он был домашний.

2)Жил-был добрый великан Он объездил много стран, Всех, кому он помогал, Он любил и уважал.

Психотерапевтические сказки и игры

Сказки о буквах

Андрей Р.

Жила-была буква Г. Однажды она пошла гулять и встретила букву П. Буква П и говорит: «Поставь палочку справа, и будешь ты буквой П, как и я». Буква Г согласилась, и они стали верными друзьями. Ходили вместе в лес, собирали ягоды и грибы и никог­да не ссорились.

Маша Р.

Жила-была буква П. Была она красивая и веселая. Идет она в цирк и встречает букву А: «Давай жить вместе!» А буква А отве­чает: «Давай!» «Пошли погуляем в парке и поедим мороженое!» Они подружились и стали приятелями.

О чем рассказали животные

Юля Т.

Рыбка

Я желтенькая рыбка. Я живу в большой бочке. Со мною живут три сома. Они не играют со мной, а играют только друг с другом и почти все время на дне бочки. А я хитрая, я ем больше корма, чем сомы. Когда кидают корм, я быстро подплываю и ем, пока сомы поймут, что пора обедать. А потом хозяйка включает огром­ный ящик, оттуда идет яркий свет. И еще моя хозяйка пишет во­дой — голубой, синей или сиреневой. Я ничего не понимаю. Что за чудеса?

Миша С.

Я у человека на носу

Я летал, летал, никого не трогал. Вдруг в комнату входит чело­век и бьет меня. Я как сяду на какую-то гору! Это был нос. Рядом с горой, справа и слева, были два озера — глаза. Я как уколю го­ру! Она, как вулкан, как заорет! Я обрадовался и улетел.

Приложение

Гоша Ш.

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказал­ся волшебным. Там жил динозавр. Вова шел, шел и лягушек уви­дел на поляне. Они танцевали и пели: «Ква-ква». Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и смешной и тоже стал плясать. Вова засмеялся, и деревья тоже.

ВТОРОЙ КЛАСС (8 ЛЕТ)

Павел П.

Сэр Ножницы

В одном городе под названием Вещебург жил парикмахер, его звали сэр Ножницы. Раньше он был спортсмен по прыжкам в дли­ну, а теперь стал парикмахером.

Жил он в большом доме, где насчитывалось около двадцати комнат. В одной из них сэр Ножницы со своей женой мисс Шило пили чай, в другой они спали, в третьей — они поставили два чехла для Ножниц и Шила, все остальное место занимали парики и белые простынки. Над каждым окном через одну стояли буквы Н, Ш, Н, Ш, а над дверью у них висели их портреты.

Работая, Ножницы всегда, если ему нужно было что-то взять, прыгал из одного конца в другой, как кузнечик.

Были у них и дети. Мальчишки, как и все другие, вместо учебы бегали по улицам и отрезали хвосты веревкам и шнуркам. Хозяева этих вещей не очень понимали, когда их любимая веревка несется по улице, словно ей не хвост отрезали, а половину туловища. Де­вочки же сидели дома и вырезали из бумаги цифры — сколько бед­ных шнурков и веревок осталось без хвостов.

Папа ругал детей за то, что они наносят ущерб мирным граж­данам. Нет, он не ставил их в угол и не бил ремнем. Он заставлял их резать бумагу. Но если их обижали, он бросался в бой, не ду­мая, что его могут затупить.

Когда наступала весна, он шел по улице, не думая, что его кли­енты мучаются в душных залах парикмахерской.

Психотерапевтические сказки и игры

Но однажды вечером во время прогулки сэр Ножницы слишком широко шагнул, его винтик развинтился и вылетел, а сэр Ножницы распался на две половинки. Вот так печально окончилась жизнь сэ­ра Ножницы.

ТРЕТИЙ КЛАСС (9,5-10,5 ЛЕТ)

Аня В.

Ножницы

Здравствуйте дорогие друзья!

Мы — ножницы, но мы, как человек. У нас свой характер, свои привычки и даже своя профессия. Мы хотим рассказать всем нашу историю. Мы две сестрички, мы очень красивые, весе­лые, подвижные. Мы родились в один день. Мы не могли жить друг без друга, и нас скрепили гвоздиком. Теперь у нас один гла­зик на двоих, два ушка и две ножки. Нам хотелось стать балери­ной, потому что мы хотели сесть на шпагат, покрутиться на одной ножке, встать на носочки и прыгнуть.

В один прекрасный день нас купили и подарили девочке. Она очень любила нас и всегда вырезала нами. И однажды мы с ней вырезали балерину, и она была как мы — ей хотелось сесть на шпагат, покружиться на одной ножке, встать на носочки и прыг­нуть. И мы поняли, что у нее и душа, как у нас*.

Георгий К.

Это сладкое слово «свобода»

Я был когда-то живым волком, теперь я чучело. Моя судьба бы­ла нелегкой, и только месяц назад я понял, что я умер. Мне было несколько дней хорошо в лесу. И тогда наступил мой последний день. В меня попала пуля, полная злобы, выпущенная из ружья браконьера. > II

* Мне не хотелось комментировать сказки детей, но я просто не в силах удер­жаться от замечания о столь замечательно разном видении одной темы мальчи­ком и девочкой — С. Ч t

Приложение

Мне в зоологическом музее хорошо, меня хвалят и говорят другие чучела, волчихи: «Вот этот новенький так хорош!» Рядом со мной стоят медведь, лиса, енот, собака, похожая на меня, называ­ется волкодав — очень странное имя. Чуть-чуть дальше громад­ный, здоровенный, ужасный скелет синего кита. А в зале водяных зверей есть акула, рыба-меч, лосось, осьминог. Все они смертель­но опасны, особенно рыба-меч. Она своим острым, как меч, но­сом сделает такое, что не каждому волку приснится. Она страш­нее льва, вертолета с гаубицей.

В общем, мне служить людям не одну тысячу лет. Мне очень хо­рошо быть чучелом. Я влюбился в серую волчиху, свою жену, ее привезли недавно. Я теперь не хочу быть волком. Однажды я попал в тюрьму за зайца, которого убил для еды, есть надо же. Однажды я придумал план побега. Были жертвы, но я все-таки убежал. Луч­ше быть чучелом, чем без свободы!

Конец.

Надя А.

Кружка

Я родилась не так давно, всего три года тому назад. Все круж­ки, по сравнению со мной, просто ничтожны. Я самая большая и самая красивая из всех. На мне все знаки зодиака нарисованы. Однажды меня уронили и отбили ручку, я думала, что меня вы­бросят. Но оказалось, что я зря была плохого мнения о всех лю­дях. Человек поднял меня и крепко приклеил ручку. Хорошо, что меня не видели другие кружки, чашки и другая посуда, а то бы со мной была та же история, что и с вазой. Когда ваза упала и отби­ла себе край, это видела вся посуда. Все смеялись над вазой, и ей пришлось перебраться на темную полку. Так что мне повезло, что меня не видели.

Прошел год, и я уже стояла на отдельной полке. Со мной ак­куратно обращались и почитали меня. Посуда завидовала мне. И все же праздничной посуде жилось лучше. Через некоторое время купили новые кружки, и меня поставили на пыльную пол­ку. Сначала я стояла одна, а потом я познакомилась с другой ста­рой посудой. Я была намного чистее, чем другая посуда, и меня

Психотерапевтические сказки и игры

почитали, а когда запылилась, со мной обращались, как с ос­тальными. Я стояла на полке пять дней. И наконец, к моей радо­сти, новую посуду убрали туда, где стояла вся праздничная посу­да, а мной снова стали пользоваться. За эти пять дней я уже за­была, как приятно, когда в тебя наливают чай, и я вспомнила это снова.

Я жила еще долго. Мне очень нравится, когда говорят, какая я красивая и какие интересные на мне картинки.

Другие кружки и чашки были неучами, а я знала все знаки зоди­ака по порядку, могу перечислить, а впрочем, это ни к чему. Я опять жила на привычной, знакомой полке вместе со всеми кружками и чашками.

Я очень рада, что побыла на темной, пыльной полке, потому что я поняла, как обидно, что тебя считают хуже. Я спокойно жи­ла на своей полке. Я извинилась перед всеми чашками и кружка­ми. Мы подружились. Я была счастлива, и моя жизнь продолжа­ется и сейчас.

Люда А.

Рюмка

Я жил на втором этаже в серванте. Я очень гордился своей стек­лянной ножкой. У меня есть друг, его звать шампанское, у меня есть и другие друзья — рюмочки, стаканчики. Но однажды в день рож­дения моей хозяйки они достали меня, моего друга Шампанское и моих маленьких друзей — рюмочек и стаканчиков. Они сняли ша­почку с моего друга Шампанское и стали переливать из Шампан­ского в рюмочки и в меня тоже налили. А потом, когда они выпи­ли, они опять налили, и так наливали, пока в Шампанском ничего не осталось. Они поставили моего друга рядом с ведром. И дядень­ка, который держал меня, шатался и уронил меня, и у меня отвали­лась моя стеклянная ножка.

Меня выбросили с моим другом Шампанское, и теперь мы жи­вем в помойке и вспоминаем прошлое*.

* Опять не удержусь от комментария ошибок в тексте Люды А. раз в пять больше, чем в текстах ровесников — С Ч.

Приложение

Нина А.

Лилия

Я, я, я! Я самая известная на всем озере, меня знают все. Но вот какой-то неизвестный мне рак вдруг разогнался и своими щупаль­цами отрезал мне мою ножку. И меня понесло ветром, и я увидела лодку, которая плыла по направлению ко мне. У меня началась поч­ти новая жизнь, когда девочка, которая плыла на этой лодке, она пока что набрала в ведро воды и аккуратно меня туда положила. Потом мы приехали к ней домой. И я вдруг оказалась в аквариуме. Все приходили на меня посмотреть. Один раз пришел мальчик Фе­дя, он взял меня и бросил на пол, а в аквариум пустил рыбу. И при­шла девочка, оказалось, этот Федя ее старший брат. И он сказал: «Иди и выбрось ее», а папа сидел на диване и сказал: «Иди, она только воздух загрязняет!»

И она пошла, взяла свою формочку и положила меня в нее. Мне было хорошо, что она меня не выбросила. Но я уже не выжи­ву! Ах, как это плохо, что есть на свете такие плохие люди. И она понесла меня на речку, где она меня нашла. Мы опять поехали на лодке, она нашла мою ножку, и приложила меня к ней. Я прирос­ла к своей ножке, веревочка отпала. Девочка уехала. Она приезжа­ла ко мне.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................. 3

От автора................................................ 5

Введение................................................ 7

Почему можно использовать сказки для психологической помощи?... 8

Методические особенности психологической работы со сказками.. 9 Методические приемы, облегчающие применение сказок

в психологической работе.................................. 14

Приемы, используемые для «разогрева» группы

или настройки клиента.................................. 14

Приемы, используемые для знакомства с текстом............ 16

Приемы, используемые для анализа сказки................. 17

Использование сказок для индивидуального консультирования.. 18

Работа с психотерапевтическими сказками в группах........... 22

Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии.... 22 План сказкотерапевтического тренинга личностного роста

для подростков......................................... 23

Включение сказок в групповые тренинги различных типов.... 30

Описание спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее»... 31 Использование психотерапевтических сказок

в режиме библиотерапии................................... 36

Тексты психотерапевтических сказок........................ 38

Обращение к герою сказок............................... 38

Обращение к сказкотерапевту............................ 39

Сказка о принце........................................ 40

Сказка Элизабет........................................ 45

Очень печальная сказка................................. 49

Сказка о странствиях принца Леона....................... 54

Принцесса, которая не нравилась самой себе............... 58

Сказка о странной любви................................ 64

Сказка об Эмиле и Эмилии.............................. 71

 

Содержание

Сказка о капризной принцессе........................... 76

Храбрец, боявшийся тишины............................ 79

Принцесса, которая плохо училась........................ 85

Сказка о забывчивой фее................................ 91

Принцесса и фея бабочек................................ 93

История о принце, который носил маску................... 97

Мальчик-чудовище..................................... 101

Сказка о мальчике, который не умел играть................. 106

Утешительная сказка.................................... 109

Сказка о Человеке и Рыбе................................ 113

Методические рекомендации к использованию отдельных сказок... 117 Методические рекомендации к использованию психологических

ифв сказкотерапии....................................... 133

Заключение.............................................. 158

Приложение (сказки, сочиненные детьми).................... 159

Первый класс (6,5—7,5 лет)............................... 159

Второй класс (8 лет)..................................... 162

Третий класс (9,5—10,5 лет)............................... 163

Светлана Анатольевна Черняева

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ И ИГРЫ

Главный редактор И. Ю. Авидон

Зав. редакцией Т. В Тулупьева

Художественный редактор П. В. Борозенец

Директор Л. В. Янковский

ООО Издательство «Речь»

т. (812) 323-76-70, 323-90-63, (095) 502-67-07

E-mail' rech@mail lanck.net

www.rech.spb.ru

199004, Санкт-Петербург, 3 линия, 6 (лит. «А») Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99

Подписано в печать 09.04.2002. Формат 60x88 '/i6-Печ. л. 10,5. Тираж 1500 экз. Заказ № 72.

Отпечатано в типографии ООО «ИПК "Бионт"» 199026, Санкт-Петербург, Средний пр. ВО., д. 86,

тел. (812) 322-68-43

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных