Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация окончания занятия.




Логопед вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались. Положи­тельно оценивается деятельность каждого ребенка.

Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе и с их помощью сделайте вышивку для нашей вы­ставки.

Дети получают кусочки тонкого картона с контурными изображениями домашних птиц. (Подобную работу они уже выполняли с воспитателями в группе.)

 

 

КОНСПЕКТ № 4

Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»

 

ТЕМА. Дикие животные наших лесов и их детеныши.

ЦЕЛИ. Ауктуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенст­вование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: -ИХ-, -УХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -НОК-, -АТ-, -ЯТ-; употребление в речи предлогов: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразитель­ности речи). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навы­ков чтения и печатания. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие творческого воображения, подражательности. Воспитание бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображениями диких живот­ных, карточки для печатания, карточки для штриховки, фланелеграф, контурные изображения диких животных наших лесов, карточки для составления предложений, наборное полотно, магнитная доска, карточки со схемами слов.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Логопед. Для того чтобы попасть в сказку «Как олененку маму искали», выполните мое задание. Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги.

1-й ребенок. ЛИ-СИ-ЦА. В этом слове три слога.

2-й ребенок. ВОЛК. В этом слове один слог.

3 - и ребенок. БЕЛ-КА. В этом слове два слога.

И т. п.

Логопед. Каких животных вы сейчас называли?

Дети. Это дикие животные, они живут в лесу.

Логопед. Вот мы и отправимся сейчас в лес вместе с нашей девочкой.

2. Рассказывание сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания.

Логопед выставляет на наборное полотно иллюстрацию к сказке.

Логопед. Однажды девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и кро­шечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

— Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

— Что случилось? Ты потерялся?

— Да, я потерял маму.

— А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

— Нет, — горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

— Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

— Нет, — продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

— Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

— Нет, — продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

— Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

— Нет! Нет, — зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

— Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? — поинтересовалась она.

— Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш. — Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с бе­лыми полосками на мордочке?

— Да уж, — засмеялись все лесные мамы. — А какая же твоя мама?

 

— Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

— Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы. — Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

3. Упражнение «На водопой». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи (имен существительных с суффиксами -ИХ, -ИЦ, -ОНОК, -ЕНОК, -АТ, -ЯТ). Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.

Логопед. Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.

Дети.

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоне).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на чет-

вереньки, делают лакателъные движения.)

4. Беседа по сказке. Разыгрывание сценки по ролям. Развитие диалогической речи, совершенствована общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Логопед. Куда однажды собралась девочка?

Дети. Однажды девочка собралась на прогулку в лес.

Логопед. Что неожиданно услышала девочка?

Дети. Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет.

Логопед. Кто же это был?

Дети. Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.

Логопед. Кто пришел на помощь малышу?

Дети. На помощь малышу пришли лесные мамы.

Логопед. Попробуйте изобразить, как все происходило.

Далее логопед выбирает детей на роли олененка и лесных мам. Дети разыгрывают сценку по ролям.

Логопед. Чем закончилась лесная сказка?

Дети. На полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.

5. Игра «Кто откуда?». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами -ИХ, -ИЦ, -ОНОК, -ЕНОК, -АТ, -ЯТ, употребление в речи предлогов К ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, расширение глагольного словаря).

Логопед открывает фланелеграф, на котором закреплены рисунки с изображениями лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора.

Л о г о п е д. Где сидела мама-белка?

Дети. Белка сидела на ветке дуба.

Логопед. Откуда вразвалку вышла медведица?

Дети. Медведица вышла из-за дуба.

Логопед. Откуда выкатилась ежиха?

Дети. Ежиха выкатилась из-под пня.

Логопед. Откуда выскочила зайчиха?

Дети. Зайчиха выскочила из кустов.

Логопед. Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Дети. Барсучиха вылезла из норы.

6. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, звукопроизношения).

Логопед. Сейчас мы с вами расскажем чистоговорку про бобров. Делаете вдох, а на выдохе говорите первую строчку. Снова делаете вдох — на выдохе говорите вторую строчку и т. д.

Дети.

У нас в реке живут бобры.

Бобры добры, бобры бодры. Мудры плотин строители. Бобры — речные жители.

(В. Лившиц)

7. Игра «Найди маму». Профилактика письменных нарушений речи. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики.

Логопед. Пройдите за столы, садитесь. Возьмите карточки. Вы видите на карточке несколько на­ложенных контурных изображений лесных мам, а рядом — изображение одного детеныша. Вы долж­ны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детеныш нарисован на вашей карточке. Детеныша тоже можете раскрасить. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает выполнение задания.

8. Упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыка чтения. На доске выставлены карточки (рис.4).

У БЕЛКИ НОРА

У ЛИСЫ ДУПЛО

У МЕДВЕДЯ ЛОГОВО

У ВОЛКА БЕРЛОГА

У БОБРА НОРКА

У ЕЖА ХАТКА

Рис.4

Л огопед. Прочитайте предложения. Правильно ли я их составила?

Дети. Неправильно.

Логопед. Поменяйте карточки местами так, чтобы исправить мои ошибки.

Дети меняют карточки местами, составляют предложения:

У белки дупло.

У лисы нора.

У бобра хатка.

И т. д.

9. Упражнение «Подбери схемы». Совершенствование навыка фонематического анализа.

Логопед. Вы так хорошо справились с моим заданием, что я хочу, чтобы вы исправили еще одну мою ошибку.

Логопед открывает магнитную доску, на которой закреплены изображения волка, лисы, лося и три схе­мы (рис.5).

Рис.5

           
     
 

 


Логопед. Поместите схемы под изображения тех животных, в названиях которых столько звуков сколько кружков на картинке.

Дети выполняют задание логопеда. 10. Организация окончания занятия.

Логопед. Как называется сказка, в которой мы побывали?

Дети. Сказка называется «Как олененку маму искали».

Логопед. Как зовут маму олененка?

Д е т и. У олененка мама — оленуха.

Логопед. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы разыгрывали сценку, делили слова на слоги, составляли предложения, играли в игры «Найди маму» и «Кто откуда?».

Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы устроим выставку, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.

КОНСПЕКТ №5

Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

 

ТЕМА. Зимующие птицы.

ЦЕЛИ. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматически! строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общеречевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, игра «Кормушка» (липучках или магнитах), магнитная доска, магнитные карточки со слогами, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование творительного падежа имен существительных). Совершенствование формы речи. Развитие мышления, навь ков звукового и слогового анализа слов. Развитие мышления.

Логопед. Вы уже догадались, что сегодня девочка снова приглашает нас в сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько моих заданий. Подойдите к магнитной доске и помогите мне «починить слова, которые «сломались».

На магнитной доске из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО. Дети выкладывают слова: СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, ГИРЬ, ВОРОНА.

Логопед. Спасибо. Теперь прочитайте эти слова.

Дети читают эти слова.

Логопед. Кто это такие?

Дети. Это зимующие птицы.

Логопед. Почему мы называем их зимующими?

Дети. Мы называем этих птиц зимующими, потому что они зимуют у нас.

Логопед. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

Дети. Мы можем подкормить птиц.

Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»

Воробья — крошками,

Синицу — салом,

Снегиря — рябиной,

Свиристеля — семечками,

Голубя — пшеном.

Логопед. На магнитной доске вы составили названия зимующих птиц. Какие гласные звуки ее в слове СИНИЦА?

Дети. В этом слове гласные звуки [И], [И], [А].

Логопед. Какие согласные звуки есть в этом слове?

Дети. В этом слове есть согласные звуки [С'], [Н'], [Ц].

Логопед. Дайте характеристику звукам [С'], [Н'].

Дети. [С'], [Н'] — мягкие согласные звуки. [С'] — глухой согласный, [Н'] — звонкий согласный.

Логопед.А теперь расскажите о звуке [Ц].

Дети. Это согласный, всегда твердый, глухой звук.

Логопед. А сколько слогов в слове СИНИЦА? –

Дети. В этом слове три слога.

Логопед. Почему?

Дети. Это слово делится на три слога, потому что в нем три гласных звука.

2. Рассказывание логопедом сказки «Как сорока клеста судила». Развитие речевого слуха, творческого воображения.

На наборное полотно выставляется иллюстрация.

Л о го п е д. На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепну­лась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выгля­нул клест.

— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено вес­ной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.

— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

— И холодов не боишься?

— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, пря­чем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.

— Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слу­шала разговор.

— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.

— Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же лю­бят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

— Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

— Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

— Трещишь без толку, — поддержала его синица.

— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

3. Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности). Координация речи с движением.

Логопед. Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногру­дых снегирей. Сделаем упражнение «Снегири», которое мы выучили еще в средней группе. Я прошу вас говорить правильно и выразительно, двигаться красиво.

Дети выполняют упражнение.

Дети

 

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку.)

Распустили перышки, (Делают мелкие потряхивающие движения рук,

Греются на солнышке. опущенных вдоль тела.)

Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза.)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать

За метелью! За метелью! руками, как крыльями.)

4. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, образе жизни и повадках. Развитие памяти.

Логопед. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».

Л о г о п е д. За что сорока собралась судить клеста?

Дети. Сорока решила судить клеста зато, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

Логопед. Поддержали лесные птицы сороку?

Дети. Лесные птицы не поддержали сороку.

Логопед. А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

Дети. Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.

Логопед. Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

1-й ребенок. Клесты выводят птенцов зимой.

2-й ребенок. Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями и шерстью.

3-й ребенок. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.

4-й ребенок. К весне клестята уже научатся летать.

Логопед. Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, сини свиристелем, дятлом, совой?

Далее логопед помогает вспомнить каждому из детей слова роли.

Разыгрывается сценка из сказки.

5. Упражнение «Будь внимательным». Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Логопед. А теперь пройдите за столы, садитесь, возьмите карточки. Кто на них изображен? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)

Дети. У нас на карточках снегирь, синица, дятел.

Логопед. Каждый из вас должен выбрать одно изображение, обвести его и заштриховать вертикальными линиями. Если вы выбрали снегиря, выполняйте задание красным карандашом, синицу - синим карандашом, дятла — черным карандашом.

Дети выполняют обводку и штриховку, логопед оценивает их работу.

6. Проговаривание чистоговорки. Работа над общими речевыми навыками: звукопроизношением, четкостью дикции. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.

Логопед. Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки. Давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.

Логопед включает магнитофон, звучит спокойная инструментальная музыка. По команде логопед дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.

Логопед. Теперь давайте вспомним нашу чистоговорку про сороку. Помните, что говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами.

Дети. Сорока-белобока тараторила без проку.

Далее дети проговаривают чистоговорку по одному, логопед следит за дыханием детей, потом выключает магнитофон.

7. Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи (употребление предлогов). Логопед. Подойдите к наборному полотну. Давайте поиграем в игру «Кормушка». Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами.

Логопед прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия логопеда.

Дети.

— Дятел летит к кормушке. Маленькое слово к.

Снегирь сидит в кормушке. Маленькое слово в.

Синица качается над кормушкой. Маленькое слово над.

— Воробей спрятался под кормушкой. Маленькое слово под

— Свиристель выглядывает из-за кормушки. Маленькое слово из-за.

И т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных