ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД КУЛЬТУРЫ2.1. Определение понятия «культура»
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни одного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие: Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде природой. Культура - это мера и способ развития человека. Культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества. Культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Каждый из этих подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура». В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и использовании природных ресурсов. Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разностороннем или, более того, всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности индивидуума. Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и криминогенной, враждебной обществу, и разрушающий), а ее способы, качество, степень разумности, полезности для человека и общества в целом характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности человека проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, одежде, поведении, эрудиции и т.п. Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распространение духовных и материальных ценностей ведет к тому, что каждое новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и ее результатами. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами - это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека. Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей - естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями. Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей. Иначе говоря - потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденные действия «из-под палки» не могут рассматриваться в качестве деятельности. К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку. Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сложен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое; физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в целом и основу конкретных видов деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и любой конкретной профессиональной деятельности). Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности. Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и кончая глубокой старостью. На их формирование и развитие огромное влияние оказывает детский сад, семья, школа (начальная, средняя, высшая), армия, труд и трудовые коллективы, различные общественные организации (клубы, секции, команды, группы), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|