Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД КУЛЬТУРЫ




2.1. Определение понятия «культура»

 

Культура является наиболее сложным феноменом в современной на­уке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни од­ного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физиче­ской культуры наиболее близкими являются следующие:

Культура - творение человека, то, что не создано в таком виде природой.

Культура - это мера и способ развития человека.

Культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.

Культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждый из этих подходов может быть основой для определения поня­тия «физическая культура».

В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее мате­риалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и ис­пользовании природных ресурсов.

Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разностороннем или, более того, всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности ин­дивидуума.

Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и криминогенной, враждебной обществу, и разрушающий), а ее способы, качество, степень разумности, полезности для человека и общества в це­лом характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности чело­века проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, одеж­де, поведении, эрудиции и т.п.

Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распрост­ранение духовных и материальных ценностей ведет к тому, что каждое новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и ее результатами. Деятельность представляет собой про­цесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами - это человеческая активность, направленная на освое­ние окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история че­ловеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей - ес­тественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как жи­вотным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминирова­ны социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нуж­ды, необходимости в материальных и духовных, физических и психичес­ких, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механиз­му в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние спо­собности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реали­зуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря - потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной соци­альной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, сво­бодная активность, в основе которой может лежать как творческая вари­ативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденные действия «из-под палки» не могут рассматриваться в качестве деятельности.

К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобиль­ной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе про­изводства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любо­му здравомыслящему человеку.

Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сло­жен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое; физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в целом и основу конкретных видов дея­тельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и лю­бой конкретной профессиональной деятельности).

Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различ­ных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его вос­питанности и образованности.

Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни челове­ка, начиная с самого раннего детства и кончая глубокой старостью. На их формирование и развитие огромное влияние оказывает детский сад, семья, школа (начальная, средняя, высшая), армия, труд и трудовые коллекти­вы, различные общественные организации (клубы, секции, команды, груп­пы), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных