Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура физической культуры




Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строение - связи и отношения между этими компонентами, их внутренней организация, упорядоченность. В структуру культуры в качестве одного из важнейших ее видов входит физическая культура, которая, в свою очередь, имеет свою собственную структуру. Основными ее видами являются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребности

Ранее уже говорилось о том, что в процессе исторического развития в недрах культуры человеческого общества постепенно формируются относительно самостоятельные области деятельности, представляющие собой виды культуры (производственная, художественная, политическая). Их возникновение и развитие обусловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития. Это полностью относится и к физической культуре как виду культуры общества.

Именно поэтому в недрах физической культуры, по мере развития общественного опыта и науки о человеке, его возможностях, способностях и предназначении в жизни, формируются ее виды или формы. Общество в лице своих передовых мыслителей всегда стремилось к всестороннему и гармоническому развитию людей. Эти идеи находили эмпирическое отражение в быту народа и использовались представителями господствующего класса в организованных формах.

Первой специфической формой удовлетворения потребностей общества и личности средствами физической культуры стало неспециальное физкультурное образование. Оно сформировалось в качестве органического вида образования человека в целом в силу объективной потребности систематической и целенаправленной физической подготовке подрастаю­щих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навыков и умений, физических качеств, приобретенных в процессе самообра­зования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует сложный, органически взаимосвязанный комп­лекс информации, основанный на историческом житейском опыте и на­учных данных.

Это самые древние формы функционирования физической культуры, которые своими корнями уходят в первобытную педагогику. Вместе с тем неспециальное физкультурное образование на этапе среднего и высшего образования является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры. Оно имеет стройную, исторически сложив­шуюся систему знаний, адекватных возрасту, полу, физическому разви­тию и состоянию здоровья занимающихся. В соответствии с его конкрет­ными целями и задачами используются наиболее эффективные средства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функ­циональные возможности человеческого организма, развивать врожден­ные и формировать новые двигательные умения, навыки, физические спо­собности (качества). Все многообразие его средств и форм реализуется в интересах личности с помощью многообразных методов.

В процессе неспециального физкультурного образования осуществля­ется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к физиче­ской культуре. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки ее к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание - это воздействие на ум, чув­ства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нрав­ственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в орга­ническом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты харак­тера. Другими словами, воспитание - это формирование отношения лич­ности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое вос­питание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гар­монического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется в основном в трех аспектах:

1. Общее «двигательное образование», или базовое физкультурное обра­зование, которое предполагает совершенствование природных, естествен­ных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уров­не. Оно сопряжено с о своением минимума знаний, достаточного для по­вседневной жизни, для укрепления здоровья человека, развития его фи­зических способностей. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности - сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредельных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный аспект образовательной программы, ибо имеет направленность не только на овладение знаниями, но и на решение «сверхзадач» в двигательной деятельности человека, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных навыков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне. Поэтому комплекс наук, обеспечивающий информацией эту программу, значительно шире, и сами знания о закономерностях воздействия двигательной деятельности на развитие физических качеств, формирование и совершенствование техники двигательных действий более глубокие.

Едиными средствами для реализации всех образовательных программ в сфере физической культуры являются физические упражнения, естествен­ные силы природы, содержание и режим питания, труда и отдыха, ин­формационное обеспечение.

«Базовое» общее физкультурное образование начинается в семье, с самого раннего детства, с младенчества. Далее оно осуществляется само­деятельным путем, в физкультурных организациях, в процессе самовос­питания и самообразования. Остальные аспекты образовательной програм­мы предполагают осуществление образования в организованных формах под руководством специалистов, достаточно компетентных в данных видах де­ятельности (в школах, вузах, секциях, командах, специальных учебных заведениях),

Таким образом, образование в сфере физической культуры предпола­гает создание условий для свободного и всестороннего развития двигатель­ной деятельности человека во имя его гармоничного физического разви­тия, укрепления здоровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях его жизни, труда, быта.

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскры­ваются способности человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лаборатория (или полигон), где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион исполняет роль первопроходца, по­казывающего остальным людям возможность достижения результата, ко­торый когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения, возможность победы над временем, соперни­ком, а главное - над самим собой.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования физичес­кой культуры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении, является физи­ческая рекреация. Это особенно важно в настоящие время, в неблагопри­ятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении цен­ностных ориентиров.

Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием про­изводственной среды (загазованность, шум, вибрация и т.п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и други­ми факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочув­ствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, ак­тивного отдыха, релаксации.

Наконец, потребности в ускоренном и наиболее эффективном лече­нии травм удовлетворяет двигательная реабилитация, которая направле­на на восстановление или компенсацию с помощью физических упраж­нений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей. Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в фи­зической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

Совокупность всех видов физической культуры создает основу для рас­крытия всего многообразия двигательных возможностей человека. Конк­ретные цели каждой формы физической культуры, специфика их задач и форм организации занятий позволяют использовать все бесконечное мно­гообразие физических упражнений целенаправленно и рационально.

Как указывалось выше, структура физической культуры характеризу­ется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все вышеперечисленные виды но­сят однопорядковый характер.

Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культу­ры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, в процессе неспециального физкультурного образования широко использу­ются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физическими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образование, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образования и спорта.

В содержание теории неспециального физкультурного образования входит определение специфических понятий, терминов, формулирование целей и конкретных задач, содержания, методов, средств физкультурного образования, которые широко используются в других видах физической культуры. Главным, «сквозным» средством для всех форм физической куль­туры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации. Разумеется, каждая из этих частей также имеет свою структуру (т.е. состав и строение), которая нахо­дит отражение в их теории.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных