Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, общей выносливости.




В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируе­мое, изолированное развитие того или иного качества. По мере накопле­ния двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

Хорошо организованные групповые занятия физическими упражнения­ми под руководством квалифицированного воспитателя способствуют раз­витию ориентировки в пространстве и во времени, согласованности и ко-ординированности движений (собственных и коллективных), точности и ритмичности. Все это, а также сам процесс овладения новыми движения­ми, развитие двигательного анализатора обусловливают возможность со­вершенствования такого сложного и важного качества, как ловкость.

Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и даже быстро реагировать на разные сигналы, способствуют развитию своевре­менности и быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овла­дения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям. По­скольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке, т.е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц жи­воты, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения раз­вития силы соответствующих мышц, в том числе и мышц стопы, от кото­рых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными движениями. Для развития силы уместны кратковре­менные скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания), а также не­которые упражнения в преодолении веса собственного тела (лазанье и т.п.).

Постепенное развитие силовых способностей у детей дошкольного возраста обеспечивается использованием относительно невысоких нагру­зок, создаваемых главным образом за счет преодоления таких сопротив­лений, как вес собственного тела и мелкого инвентаря (палочки, мячи, обручи и т.п.).

В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость. По­степенное увеличение длительности выполняемых двигательных действий при сохранении достаточной интенсивности, чередуемое с паузами отды­ха, способствует совершенствованию вегетативных функций, от которых зависит повышение работоспособности. Фактически все выполняемые двигательные действия вносят определенный вклад в развитие общей вынос­ливости.

В процессе занятий физическими упражнениями создаются благопри­ятные возможности для комплексного воздействия с целью всестороннего формирования личности дошкольников. Однако возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Групповая двига­тельная деятельность, особенно игровая, стимулирует проявление тех или иных отношений к окружающему. В связи с этим важно формировать культуру поведения в двигательной деятельности, привычку и даже по­требность в систематических занятиях физическими упражнениями, уме­ние сдерживать свои желания, эмоции, подчиняться требованиям воспи­тателя, коллектива, воспитывать скромность, честность, вежливость, доброжелательность и предупредительность к товарищам, стремление по­могать друг другу и многое другое.

Методика занятий физическими упражнениями зависит от направлен­ности, задач и конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных особенностей и двигательных возможностей детей.

Одной из первостепенных и важных целей использования физической культуры в дошкольном возрасте является развитие у детей движений. От этого в значительной степени зависит взаимодействие с окружающим ми­ром и физическое развитие детей. В свою очередь, эффективность разви­тия движений зависит от окружающих условий, главным образом от соот­ветствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений и сверстников для игр, наличие пособий, предметов, игрушек, а главное - квалифицированного руко­водства со стороны взрослых.

Физическое воспитание детей первого года жизни не выделяется в са­мостоятельный раздел, а сливается со всем процессом воспитания. За пер­вый год ребенок должен пройти большой путь в развитии, от первых по­пыток поднимать голову (первый месяц) до умения самостоятельно ходить (к 12-му месяцу). Особенностью методики, от которой зависит развитие движений, является своевременное создание благоприятных условий; крат­ковременное удерживание ребенка в вертикальном положении на руках, укладывание на живот, распеленание для свободного выполнения движе­ний, развешивание и раскладывание игрушек, расстановка пособий для стимулирования самостоятельных движений.

Для развития движений детей второго и третьего годов жизни програм­мой предусмотрены: ходьба, равновесие, лазанье, ползание, метание, общеразвивающие упражнения и подвижные игры.

Если в работе с детьми первого года жизни основное место в разви­тии движений занимали методы упражнения, то методика двигательной подготовки детей второго и третьего годов жизни опирается, кроме того, на методы словесных заданий и демонстрации упражнений. Это объяс­няется интенсивным развитием речи и способности подражать. Речь де­тей становится средством общения с окружающими и приобретает реша­ющее значение для их развития. Развитие способности подражать имеет особое значение не только для совершенствования поведения и овладе­ния речью, но и для развертывания на более высоком уровне двигатель­ной деятельности.

Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразнее. Большое место в их двигательной подготовке занимают сюжетные и ролевые игры. Поскольку уже на втором году жизни отмеча­ются значительные различия в темпе и характере развития отдельных де­тей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка приобретает боль­шое значение.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на дополнительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улуч­шение физической подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении. Индивидуальная работа осуществляется в течение всего дня в часы игр и прогулок, с одним ребенком или небольшой группой детей.

Большое место в обучении детей движениям занимают так называемые игровые приемы (имитация движений, их образность, сюжетность зада­ний и др.). Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и игровыми упражне­ниями. Чем моложе возраст, тем меньше грани между «поиграть» и «по­учиться».

Однако было бы ошибкой понимать обучение детей движениям как обучение только в игровой форме, только через игры. Особенно это отно­сится к старшему дошкольному возрасту, к которому можно предъявить большие требования.

Подвижные игры с правилами имеют свои особенности в педагогичес­ком процессе. Большая эмоциональность, повышенная возбудимость, своеобразие взаимоотношений детей во время игры отвлекают их от указа­ний и объяснений воспитателя, направленных на улучшение качества дви­жений. Особенно это заметно в играх с элементами соревнования и с преодолением препятствий. Процесс игры затрудняет исправление оши­бок детей. Обращение воспитателя с целью коррекции действий играю­щих детей может нарушить ход и даже смысл игры (быстро уйти от опасно­сти, своевременно преодолеть препятствие, проявить ловкость, смелость и многое другое).

В ряде случаев начальное обучение, особенно сложным движениям, осуществляется при помощи методов упражнения. Тем более что упраж­нения в беге, прыжках, метании, лазаньи настолько эмоциональны сами по себе, вызывают такой интерес у детей, что игровое оформление стано­вится излишним. Воспитание у детей положительного отношения к про­цессу упражнения с целью усвоения правильных способов выполнения дви­жений является важным и совершенно необходимым не только для повышения эффективности обучения, но и для подготовки к более слож­ному учению в школе.

Детей дошкольного возраста, еще неустойчивых в своих настроениях, легко возбудимых, нельзя перегружать эмоциями. Насыщенность занятия громкой музыкой, яркими предметами, игрушками, смехом вызывает слишком большое возбуждение, отвлекает их внимание от указаний, тре­бований воспитателя, затрудняет процесс активного торможения. Надо оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений. Вместе с тем необходимо развивать активное торможение: выслушивать до конца указания воспитателя, тормозить свои действия по сигналу и т.п. Что ка­сается количественных достижений, то они нецелесообразны без приобретения детьми простейших двигательных умений. По мере овладения осно­вами техники будут создаваться благоприятные предпосылки для повыше­ния количественных показателей детей.

Серьезное обучение технике движений важно начинать с четырехлетне­го возраста, поскольку этот период характерен большой пластичностью коры головного мозга. Благодаря этому сравнительно легко образуются нервные связи, но они неустойчивы и требуют основательного закрепления. Чтобы дети научились правильно выполнять движения, требуется большая и до­вольно длительная работа в этом направлении. При этом немаловажным является использование показа вместе с пояснениями. При сочетании сло­ва и показа дети получают возможность видеть движение, расширять пред­ставления о нем, приучаться осознавать, осмысливать свои действия.

При обучении детей дошкольного возраста движениям широко исполь­зуются конкретные двигательные задания. Они, как правило, построены на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палка­ми и др. Ребенку предлагают пролезть в обруч, не задевая подвешенную погремушку, пройти по доске, удерживая на голове мешочек с песком, резиновое кольцо и т.п. Такой способ помогает детям осознать поставлен­ную задачу и действовать более целенаправленно.

Итак, начиная с четвертого года жизни и до седьмого включительно, содержание физического воспитания существенно расширяется и усложня­ется. Последовательно включаются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, равновесия и т.п. Все большее место занима­ют общеобразовательные упражнения. Хотя показ и подражание продолжа­ют играть значительную роль, постепенно расширяется сфера применения словесных заданий, указаний, кратких объяснений, сравнений и оценок.

Содержание всей воспитательной работы с детьми седьмого года жиз­ни обусловлено задачами подготовки их к школе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных