ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 2 страницаКонспект урока № Дата Общие задачи урока
В заглавной части учебного конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата его проведения и название группы занимающихся. Далее перечисляются общие задачи урока — образовательные, укрепления здоровья, совершенствования физических способностей, воспитания. В случае необходимости здесь же указывается место проведения занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства обучения, используемая литература. В первой графе перечисляются частные задачи деятельности преподавателя в той последовательности, в которой они будут решаться для достижения общих задач урока. Во второй графе описываются средства решения каждой частной задачи (физические упражнения, содержание игр и эстафет, полосы препятствий, теоретические сведения и т.д.). В графе «Дозировка» обозначаются количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий. Содержание графы «Методические приемы» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены конкретные способы решения каждой частной задачи — приемы преподавания и учения, способы совершенствования физических способностей, трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также организации деятельности занимающихся на уроке. Деление конспекта урока на части может быть обозначено подзаголовком в графе «Средства», либо разделительными линиями с указанием продолжительности части в графе «Дозировка». 18.7. Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки Предметом проверки и оценивания успеваемости по физической куль Знания теоретических сведений проверяются в ходе урока применительно к содержанию изучаемого практического материала. Учитель проверяет и оценивает основы знаний в объеме требований программы для данного класса, знание терминологии, правил игр, соревнований и страховки, умение описывать технику разучиваемого физического упражнения и объяснить значение ее звеньев и деталей, определять и исправлять ошибки товарища, давать отчет о своих движениях и т.п. Оценка двигательных умений и навыков школьника будет объективной, если учителем соблюдаются следующие правила: Проверяются и оцениваются результаты учебного труда школьника Объем проверяемых знаний, умений и навыков определяется в пол Выявление степени освоения школьниками физических упражне Балл «5» выставляется в том случае, когда точно соблюдены все технические требования, предъявляемые к выполнению упражнения, оно выполнено слитно, уверенно, свободно. Балл «4» — когда упражнение выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок. Балл «3» — когда упражнение выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками. Балл «2» — когда при выполнении упражнения допущена грубая ошибка или число других ошибок больше трех. Балл «1» — когда упражнение не выполнено. Характер ошибок определяется на единой основе. Грубой ошибкой Методика проверки и оценивания осуществляется с учетом особен При проверке навыков технические показатели оцениваются в условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических усилиях, в соединениях с другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами. При проверке и оценивании учебного труда школьников в совершенствовании определенных физических способностей учитываются изменения в их уровне за время целенаправленной работы на уроках. В содержании домашних заданий преимущественное место занимают упражнения для разви- тия физических способностей. Проверка домашних заданий осуществляется систематически. Основным критерием оценки успеваемости при этом является факт улучшения измеряемых показателей за определенный период времени. Оценивание успеваемости школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе, проводится на общих основаниях, за исключением проверки результатов выполнения тех физических упражнений, которые им противопоказаны. 18.7.2. Система проверки успеваемости Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической культуры используется система текущей проверки. Итоговая оценка успеваемости выводится на основе текущих отметок. Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специально организованную (табл. 18.1). Таблица 18.1 Формы текущей проверки и оценивания успеваемости учащихся в процессе обучения двигательному действию по предмету «Физическая культура в школе»
Предварительная проверка предназначена для определения возможностей учатся и внесения уточнении в планирование учебных заданий. Она проводится в чале разучивания каждого нового упражнения, предусмотренного пла->м на текущий год, или при возобновлении обучения после длительного рерыва. Если ученикам предстоит разучивать действие, основой техники кото-го они еще не владеют, предварительно проверяются ранее изученные ражнения, близкие по структуре к новому, или включающие в себя его цельные элементы. При возобновлении обучения после длительного пе-рыва проверяют знания, умения и навыки в объеме требований преды-щего периода обучения. Если учащиеся уже владеют основой техники упражнений, допускающих оверку количественных результатов, попутно выявляются и личные дости-ния. Исключение составляют физические упражнения, для выполнения горых необходима длительная подготовка организма к повышенным напря-ниям (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Анализ знаний, умений, навыков и достижений, установленных пред-рительной проверкой, позволяет учителю наметить пути их улучшения в оцессе предстоящей учебной работы, более целенаправленно организо-гь повторение пройденного и уточнить план изучения нового. Кроме го, данные предварительной проверки количественных достижений не-ходимо использование в дальнейшем при оценивании конечных резуль-гов учебного труда школьников. Попутная проверка служит выявлению степени решения учащимися ждой конкретной учебной задачи, стоящей перед ними на уроке. Она оводится из урока в урок на всех этапах обучения. При разучивании нгательного действия проверяется и оценивается качество освоения зве-ев, деталей и характеристик двигательного действия. При закреплении ювершенствовании — степень сохранения освоенной техники или уме-е ее варьировать в различных внешних условиях и ситуациях, а также 1ество выполнения индивидуальных заданий по исправлению имеющих-ошибок. При направленном развитии физических способностей учащимся предается выполнить задание намеченное количество раз с определенной тенсивностью. Нагрузка должна быть всегда доступной. Если занимаются выполняет задание, то оценка его деятельности будет положитель-й. На протяжении урока по усмотрению учителя может оцениваться ка-лбо выполнения и других, изученных ранее, физических упражнений, пример, учитель, наблюдая в течение урока за всеми учениками, выбо-шо анализирует и оценивает качество выполнения строевых и общепод-ювительных упражнений. Оценки при этом можно определять баллом и в форме оценочного суждения, предлагая учащимся запомнить их для;та в конце урока. При попутной проверке выставлять отметку за выполнение отдельных [аний в классный журнал в ходе урока не рекомендуется, так как аттес-тнный ученик может снизить учебную активность в оставшееся время, еникам, результаты работы которых учитель счел нужным отметить, в -ще урока выставляется комплексный так называемый поурочный балл. выводится на основе всех устных оценок, объявленных ученику на про-кении урока. Успеваемость школьников на уроке может быть оценена в комплексе и без выставления баллов в журнал. Например, на протяжении всего урока учащиеся соревнуются в качестве выполнения учебных заданий. Команду-победительницу определяют по наибольшей сумме набранных очков (индивидуальных устных оценок в баллах). Специально организованная проверка проводится для установления степени соответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На втором этапе обучения создаются оптимальные условия для выполнения проверяемых действий. Так, например, умение прыгать в высоту с разбега проверяется, когда планка установлена на высоте, преодоление которой не требует от ученика повышенных волевых и физических усилий; в гимнастике каждое действие проверяется отдельно, без соединения с другими упражнениями и в той обстановке, в которой происходило разучивание. Оценивается при этом только качество выполнения упражнения. Можно при проверке использовать также соревновательный метод, но важно, чтобы правила соревнований и условия определения победителей побуждали учащихся добиваться возможно лучшей техники выполнения упражнений. На этапе закрепления и совершенствования при проверке следует создавать условия, не позволяющие ученику полностью сосредоточивать внимание на способе выполнения изученного движения. Например, по баскетболу в 5-м классе можно проверять и оценивать качество выполнения нескольких приемов в сочетании: ловля мяча — ведение — остановка прыжком — поворот назад — передача мяча двумя руками от груди. В ходе соревнований в прыжках в высоту учитель на этом этапе проверяет технику, когда планка установлена на высоте, достигнутой учеником при предварительной проверке (или выше). При этом проверяются и оцениваются одновременно качественные и количественные показатели. При оценке результатов учебного труда школьников в развитии физических способностей данные специально организованной проверки сравнивают с показателями предварительной проверки. Если ученик улучшил свои достижения, это дает основание признать его работу успешной и оценить результаты самым высоким баллом. Если улучшения нет, оценка будет неудовлетворительной. В целях формирования умения использовать знания и навыки в практической деятельности во внеурочное время проводятся соревнования между параллельными классами. Программу соревнований составляет учитель на основе содержания усвоенных разделов учебной программы. Успехи отдельных учеников оцениваются на основе критериев, принятых в соответствующих видах спорта в очках, баллах, в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т.п.). В итоговой оценке успеваемости по учебному предмету эти данные не учитываются. Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», «3», «2» и «5». Годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка). (,, 18.7.3. Учет учебной работы ^ Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в класс-.ш журнал, который является основным документом учета учебной рабо-[. Помимо успеваемости в нем отмечаются посещаемость каждого урока пройденный на уроке материал. Осуществляя физическое воспитание школьников, необходимо систе-[тически проверять, оценивать и учитывать состояние их здоровья, уро-нь физического развития, результаты спортивной деятельности, приле-иие, поведение. Все это относительно самостоятельные стороны учета, их не следует смешивать с проверкой и оцениванием успеваемости на оках физической культуры. Проверку и оценивание физического развития осуществляет на основе иентировочных возрастных нормативов врач школы; показатели физи-ского развития фиксируются в медицинских карточках учащихся. Учить 2 раза в год во всех классах проводит проверку физической подготов-нности учащихся. На этой основе учащимся, имеющим отставание в [зическом развитии и подготовленности, даются индивидуальные целе-правленные домашние задания. Итоги тестирования анализируются, инимаются меры к устранению выявленных недостатков, доводятся до эдения учащихся, родителей, педагогического коллектива. Спортивную подготовленность проверяют в процессе состязания школь-ков по отдельным видам физических упражнений, во внеурочное вре-. Достижения фиксируются в протоколах и оцениваются в форме, при-тых в спортивной практике (разряды, звания, очки и т.д.). Прилежание и поведение учеников проверяет учитель путем повсед-вных наблюдений. Текущая оценка этих сторон деятельности выносится [юрме устных оценочных суждений или записей в классном журнале и гвнике учащегося. Итоговую оценку определяет педагогический совет:олы на основе высказанных учителями разных предметов мнений. Опыт показывает, что каждому педагогу целесообразно вести рабочую радь, в которой записываются данные предварительных и специально ^авизованных проверок успеваемости, показатели здоровья, физичес-х) развития, физической и спортивной подготовленности школьников, поведения, прилежания и т.п. Систематический учет всех этих данных, шиз их взаимосвязи и динамики позволят учителю оперативней и эф-ктивней управлять физическим воспитанием школьников. Глава 19 •ИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 19.1. Содержание и функции физической культуры > студентов в структуре профессионального образования» Организационно систему профессионально-технического (ССУЗов) и:шего (ВУЗов) образования составляют колледжи, лицеи, техникумы, >фессионально-технические училища, а также высшие учебные заведе- I liana ia. тпотсчлол гчулсмура а
ния, деятельность которых связана с подготовкой различных специалистов. для народного хозяйства. Физическая культура студентов средних специальных и высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры. В основе учебно-воспитательного процесса заложен системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования мировоззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодежи, предусматривающим оптимизацию режима труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура, таким образом, не только проявляет традиционно образовательно-воспитательное и оздоровительное значение, но и оказывает существенное влияние на молодежную политику в сфере воспроизводства культурных ценностей. Ее содержание предусматривает целенаправленное воздействие на физиологические системы организма занимающихся, а также совершенствование психофизических, моральных и волевых качеств, на ментальную и эмоциональную сферы студентов. В связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего и среднего специального образования социокультурная значимость физической культуры существенно возросла. Укрепление гуманистических основ физической культуры студентов связано с формированием научно обоснованного позитивного социокультурного образа гармонически развитого человека и предусматривает в этой связи коррекцию целей, принципов, ценностных ориентиров и педагогических задач, способствуя формированию молодежной моды на здоровье и физическое совершенство. Направленность и особенности содержания физической культуры в средних и специальных учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учетом специфических требований избранной профессии: биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, преобразовательно-созидательной, связанной с оптимизацией фи интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы ДЛЯ СОВМеСТНОЙ фИЗКуЛЬТурНО-СПОрТИВНОЙ Деятельности;. ♦> информационно-гедонистической (получение удовольствия от информации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры; проективно-творческой, стимулирующей творческие способности проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию сформи ценностно-ориентационной, связанной с формированием профес коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимо социализации, в процессе которой происходит включение студентов Их реализация обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на конечные результаты, что позволит студентам овладеть системными знаниями, умениями ставить и решать творческие задачи с использованием средств физической культуры, методически правильно организовать свой досуг, то есть — сформировать природосообразные стереотипы поведения, соответствующие мотивы и потребности. Учебному процессу по физической культуре свойственны, таким образом, не только описательные и объяснительные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях и жизненных ценностях. Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач: всестороннее развитие физических способностей и на этой основе овладение техникой двигательных действий различных видов спорта; овладение специальными знаниями, формирование потребности обеспечение необходимой физической подготовленности в соответ освоение организаторских умений и навыков по проведению само Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте следует выделять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке), технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения); интенционные (сформиро-ванность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе) и мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени). Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи. 19.2. Программно-нормативное, организационное и ресурсное обеспечение физкультурного образования студентов В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студенческой молодежи определяется в качестве одного их основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 6.05.99 г., определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека». Основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет культурологический подход, способствующий всестороннему раскрытию способностей личности человека. Статья 14 данного Закона дает право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, мето- ды и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности. Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения — 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах — по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1—2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5— 6 часов в неделю. Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура», а также инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания вузов, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 от 26.07.1994 г., определяют требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривают формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, выполняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления тех-нократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования. Инструкция отражает требования к организации врачебного контроля, врачебно-педагогических наблюдений, проведения различных внеучеб-ных форм занятий физической культурой, раскрываются должностные обязанности преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания. Кафедра физического воспитания предоставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздо- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|