ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 3 страницаровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинар-"ные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студентов в их познавательной и практической деятельности. На основании данной государственной программы кафедрами физического воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отражаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся на кафедрах условий, развитости инфраструктуры физической культуры, ресурсного и кадрового обеспечения учебного процесса. Она ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студенческой молодежи и включает введение, цель и задачи физического воспитания, организационные формы занятий, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала, зачетные требования. Поэтому многоуровневая структура подготовки специалистов среднего и высшего звена связана, прежде всего, с интеграцией общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них профессионально значимых умений и навыков. На основе данных программных материалов на кафедрах физического воспитания разрабатываются учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения. Целью физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегра-тивную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: понимание роли физической культуры в развитии личности в под освоение научно-практических основ физической культуры и здо формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к овладение системой практических умений и навыков, обеспечива обеспечение профессионально-прикладной физической подготовлен приобретение опыта использования физкультурно-спортивной дея Отличительной особенностью содержания занятий физической культурой студентов вузов является наличие трех квалификационных уровней — бакалавра, магистра и аспиранта. Квалификация «бакалавр» (от латинского корня — первая ученая степень) предусматривает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В учебных программах по физической культуре всех уровней образования существенное место отводится образовательным технологиям, обеспе- чивающим усиление образовательного аспекта учебного процесса. Учебная программа обеспечивает взаимосвязь с программами для учащихся общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и колледжей по преемственности учебного материала и последовательности его изложения. В обязательный минимум содержания дисциплины «Физическая культура» на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала. Теоретический материал носит опережающий характер по отношению к другим формам занятий и формирует мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, обеспечивающую понимание целостности природных, социальных и социокультурных процессов функционирования физической культуры общества и личности. Содержание теоретического раздела программы включает следующие разделы: физическая культура в общекультурной и профессиональной подго социально-биологические основы физической культуры. Основы общая и специальная подготовка в системе физического воспита 4) профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Формирование мировоззренческих позиций студента определяется уровнем его общей образованности и предусматривает освоение знаний по организации индивидуальной физической активности и общественно-физкультурной практике. Поэтому важным критерием эффективности процесса физкультурного образования студенческой молодежи становится переход его в процесс самообразования и самосовершенствования. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, а также владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств. Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень «магистра» (от латинского корня — мастер, учитель) предусматривает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем и технологий, профессионально-прикладной физической подготовке. Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и пре- дусматривает высший духовно-творческий уровень накопленных человечеством в сфере физической культуры. Практический раздел программы физического воспитания студентов 'отражает содержание примерной учебной программы по физической культуре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных урочных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знаниями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, направленных на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мо-тивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивнои деятельности. Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая: теоретические, практические и контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные за самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. В методико-практической подготовке студентов могут быть использованы ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисциплине. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивнои деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненно важных целей личности. Данный раздел раскрывает содержание частных методик тренировки с использованием ходьбы, бега, ходьбы на лыжах, плавания, атлетической, ритмической гимнастики и кондиционной тренировки «body condition», аэробики К. Купера, дыхательной гимнастики К. Бутейко и А. Стрельниковой, нетрадиционных оздоровительных систем «Ушу», «Хатха Йога», «Ци гун», «Су джок». Занятия предусматривают освоение методики оценки физической подготовленности, оценку телосложения и конституции человека, определение аэробных и анаэробных возможностей студентов, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оценки количества (качества) здоровья. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, производственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ. Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходимого опыта творческой практической деятельности, развитием самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигательных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессий- й деятельности. Одновременно совершенствуются техника двига-х действий и тактика соревновательной деятельности, формируют-э1ки по их использованию в различных условиях. Выбор средств осуществляется с учетом требований трех принципов: максималь-ализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса ка- навыков; обеспечения комплексности решения задач физического ания. вокупность используемых в учебном процессе физических упраж- ГТПФП, с учетом требований рассмотренных принципов, клас-ируют по следующим группам: 1) упражнения, развивающие но-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппа- упражнения, развивающие физические способности студентов (ко- ционные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, воле-1ества, внимание и т.д.); 3) упражнения, формирующие прикладные;льные навыки (переноска грузов, лазанье, преодоление препят-работа на высоте и т.д.); 4) упражнения, имеющие эффект неспе-;ского воздействия (недостаток кислорода, резкие перепады темпе- и атмосферного давления. гучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме: выпол-физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме го дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интере-1модеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту-[; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меропри- Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное,)дготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб-1равления деятельности при организации самостоятельных занятий. 1ятия спортом в элективном курсе физического воспитания предус-ают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических [ений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, нга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспи- Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и лены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложе-эвышение функциональных возможностей организма студентов; во-:, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной эности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результа-гебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимо-чебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортив-1боты, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы веского спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объе-ш по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу зательных регламентированных занятий по физической культуре к щуальным самостоятельным занятиям является одной из важных за-гго учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физ-рно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной ости студентов является критерием, позволяющим оценить каче-ую сторону образовательного процесса в решении практических за-зкультурного образования студенческой молодежи, инство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе- необходимые условия для реализации объема двигательной актив-не менее 5 часов в неделю. Академические занятия регламентируют- ся учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе (140 часов) и 2 часа в неделю на третьем и четвертом курсах. Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта. Объем учебных часов для групп, включающих спортсменов младших разрядов, не превышает 6 часов в неделю (240 часов в год); для подготовки квалифицированных спортсменов: 8—12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16—20 часов в неделю. Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), текущей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) информации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подготовленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физической и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированнос-ти профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тестов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке. Таблица 19.1 Федеральная программа тестов физической подготовленности студентов подготовительного и основного учебных отделений
Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной физической подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания. Наиболее существенным разделом контроля физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений является определение их физической подготовленности. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 14) определено, что по Раздел II. Теория и методика физической кулыуры гогам учебного года все образовательные организации, в том числе сред-ие и высшие учебные заведения, должны выставить оценку физической эдготовленности каждому студенту. Приказом Минобразования «Об орга-изации процесса физического воспитания в образовательных учреждени-к» № 1025 всем высшим учебным заведениям предписано проводить еже-здное тестирование физической подготовленности студентов по тестам и онтрольным нормативам, определенным действующими примерными го-ударственными программами (табл. 19.1). Для мужчин это бег на 100 и 000 метров и подтягивание на перекладине (количество раз). Для жен-1ин — бег на 100 и 2000 метров и поднимание туловища из положения лежа на спине» в положение «сидя, руки за головой, ноги закреплены» количество раз). Общее количество тестов рекомендуется не более 5. При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи-[еского раздела программы. Студенты, освобожденные от практических >анятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их!аболевания. Перевод физического воспитания на качественно новый уровень функционирования обеспечивается опережающей подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. 19.3. Особенности методики занятий физическими упражнениями в учебных отделениях вуза Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения, в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Специфика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектованием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребнос-тно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регламентацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности. На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинской группам. Содержание учебного процесса на данном отделении предусматривает сбалансированное педагогическое воздействие, направленное на совершенствование духовной, интеллектуальной и телесной сфер личности студента по трем направлениям. Первое направление связано с гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса (формированием мировоззренческих и поведенческих стереотипов, углублением гуманитарных, общенаучных и профессиональных знаний студентов) на основе ценностного осознания потребностей студенческой молодежи. Второе направление связано с интеграцией в практику физического воспитания спортивно-педагогических технологий (так называемой «спортизацией» учебного процесса, формирующей интерактивное состояние студентов и направленность их на самосовершенствование). Третье направление предусматривает активизацию всех видов студенческого самоуправления, стимулирование потребности студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмоциональном и моторно-поведенческом уровнях. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса связано с расширением возможностей студентов в занятиях физическими упражнениями; максимальным использованием высокого научного и образовательного потенциала кафедр физического воспитания; расширением фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебно-тренировочного процесса; формированием сервисной службы, обеспечивающей реализацию всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебно-тренировочного процесса; автоматизацией процесса управления информационными ресурсами, обеспечивающей возможность получения оперативной информации. Содержание практических занятий в группах студентов подготовительной медицинской группы включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки. На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен Учебные группы отделения спортивного совершенствования формируются по видам спорта, куда зачисляются студенты основной медицинской группы, желающие углубленно заниматься избранным видом спортивной деятельности, культивируемым вузом. Учебный процесс на данном отделении направлен преимущественно на повышение спортивно-технического мастерства на основе всесторонней психофизической подготовки. Повышение эффективности работы отделения спортивного совершенствования связано с оптимизацией управления процессом функциональной адаптации (формированием специфических функциональных систем) организма с учетом всех модусов субъектной деятельности студентов. Это предусматривает: 1) персонификацию программ спортивной тренировки путем непрерывной коррекции текущих целей, уточнения педагогических задач, используемых средств с учетом состояния и психосоматических особенностей студентов; 2) информатизацию учебно-тренировочного процесса путем использования компьютерных технологий при осуществлении педагогического мониторинга; 3) преодолением дискретности и экстенсивного характера учебно-тренировочного процесса путем повышения объема средств специализированной подготовки и соревновательной практики. Соответственно указанным направлениям уточняется содержание комплекса решаемых педагогических задач, обеспечивающих структурную целостность учебно-воспитательного процесса, усиление конвергентности междисциплинарных связей и освоение достаточного, в пределах учебного курса, объема информации. Внеучебные занятия организуются и проводятся также в различных формах: во-первых, при выполнении физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (включая использование «малых форм» физической культуры); во-вторых, занятиях в спортивных клубах, секциях и группах по интересам; в-третьих, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Повышение эффективности, доступности и демократичности рассмотренных форм занятий достигается в рамках федеральной программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Школа и общество», «Педагогика единого целостного мира» и связано с внедрением в практику новых обучающих информационных технологий. Всю совокупность новаций, используемых в физической культуре студентов, целесообразно подразделять на: 1) организационно-педагогические, предусматривающие использование интегративных методов организационного развития физкультурного образования студентов; 2) технологические, предусматривающие внедрение в практику передовых обучающих технологий, видов педагогического контроля (педагогического мониторинга); 3) социально-педагогические, определяющие динамику развития мотивацион-ной сферы студентов; 4) прогностические, связанные с разработкой персонифицированных моделей их телесного, интеллектуального и духовного развития. С учетом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», а также принятых в этой связи ряда законодательных актов, например, приказа Министерства общего и профессионального образования РФ «О мерах по созданию единой системы дистанционного обучения в регионах РФ» № 14-55-282 ин/15, особую роль в организации учебных и внеучебных форм занятий приобретают Internet-технологии. Использование с этой целью информационной среды WWW вузовской компьютерной сети RUNNET позволяет студентам самостоятельно в интерактивном режиме осваивать учебно-методические материалы, выполнять контрольные задания и проводить самооценку состояния. На сегодняшний день она представляет технологически отлаженную структуру, включающую более 500 WWW серверов телекоммуникационных сетей RBNET и RUNNET. Как одна из наиболее перспективных внеучебных форм занятий, дистанционное физкультурное образование призвано осуществлять следующие функции: повышение уровня и качества физкультурного образования студентов; развитие единого образовательного пространства, обеспечивающе повышение социокультурной активности студентов, уровня их са Вместе с тем расширение возможностей использования новых информационных технологий в учебно-тренировочном процессе предусматривает коррекцию сложившихся представлений о качестве его программирования, которые должны отвечать следующим требованиям: достоверностью, целостностью и минимальной избыточностью со унифицированными механизмами обработки информации в систе реализацией объектно-ориентированного подхода к программиро интеграцией программно-методических комплексов, обеспечиваю 19.4. Физическая культура в быту студентов и в каникулярное время В организации активного досуга студенческой молодежи используется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими упражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражнения в течение учебного дня (проводимые в перерывах между учебными занятиями) и самостоятельные тренировочные занятия. Важное место в организации спортивно-массовой работы занимают факультетские и общеинститутские спартакиады, дни здоровья, массовые кроссы, физкультурные праздники, вечера и конкурсы, соревнования по массовым видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов и т.д. Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, расширяя таким образом участие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в физкультурно-спортивных мероприятиях. Далеко не последнее место в этой работе занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в студенческом общежитии, где зачастую проживает от 30 до 60% общего количества студентов вуза. Они носят массовый характер и проводятся в доступных формах, включая ут- реннюю гигиеническую гимнастику, занятия отдельными видами спорта, спортивными играми с целью активного отдыха. Организация этой работы предусматривает создание необходимых материально-технических условий, а также стимулирование работы студенческого самоуправления, включая подготовку волонтеров и физкультурного актива (совета физкультуры общежития). Как правило, данные физкультурно-спортивные мероприятия проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях. Во время летних и зимних каникул особое значение приобретает организация физкультурно-спортивной работы в оздоровительных лагерях и студенческих строительных отрядах. Содержание данной работы включает проведение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур, проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по различным видам спорта; организацию спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсменов). Возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных факторов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и закаливающий эффект. 19.5. Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету «Физическая культура», а также управление спортивно-массовой работой в вузе и развитие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой молодежи в форме активного досуга. Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комплекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, научных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в вузе по следующим приоритетным направлениям: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|