ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 9 страницаКритерии могут быть подразделены в соответствии с тем, описывают ли они результативность внешней стороны соревновательного поединка (факт нанесения или получения укола, удара, очка, проведения приема, победы, поражения в старте, поединке) или внутренние реакции организма спортсмена при выполнении соревновательного упражнения, т.е. то, что скрыто от глаз зрителей (содержание молочной кислоты в крови после преодоления дистанции, ЧСС во время поединка, уровень потребления кислорода и др.). Обычно внутренние критерии результативности соревновательной деятельности применяются в спорте пока только в исследовательских целях. Они позволяют определить требования, которые предъявляет к организму спортсменов нагрузка соревновательного упражнения при результатах, близких к мировым или превышающих их (М.А. Годик, 1980). Такая информация позволяет использовать на определенном этапе подготовки спортсменов тренировочные воздействия, адекватные соревновательным, и увеличить эффективность тренировочного процесса. В некоторых видах спорта специфика соревновательной деятельности иногда делает невозможной прямую регистрацию психофизиологических параметров соревновательного упражнения. В этом случае перспективным представляется моделирование соревновательной деятельности, направленной на достижение максимально возможного результата, позволяющего получить некоторый аналог искомых показателей. 22.4. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности В качестве определяющих признаков для классификации видов достижений могут быть: 1) особенности предмета состязаний и характер двигательной активности спортсмена; 2) число лиц, принимающих участие в демонстрации данного результата; 3) способ измерения результатов; 4) время состязаний, в течение которого они были зарегистрированы; 5) способ выражения результата; 6) масштаб состязаний, на которых они были продемонстрированы; 7) уровень достижений; 8) назначение и область применения; 9) характер «поведения» во времени. В соответствии с данными признаками можно выделить 9 разновидностей спортивных достижений (рис. 22.2). Для двигательных спортивных достижений характерна активная двигательная деятельность спортсмена с предельным проявлением психофизических возможностей. Спортивные достижения непосредственно зависят от собственно двигательных возможностей спортсменов, которые и выявляются в процессе состязаний в легкой атлетике, плавании, тяжелой атлетике, спортивных играх и других видах спорта. «Техномоторные» спортивные достижения типичные для таких видов Рис. 22.2. Классификация спортивных достижений Технико-конструкторские спортивные достижения являются продуктом модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный; судомодельный, автомодельный спорт). Абстрактно-логические спортивные достижения являются результатом обыгрывания соперников в шахматах, шашках и других недвигательных видах спорта. Что же касается других разновидностей достижений, то отметим, что некоторые из них рассматривались ранее. Спортивные результаты демонстрируются в ходе соревнований. Их природа во многом зависит от особенностей и структуры соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Рассмотрим и сравним достаточно широко известные виды спорта, различающиеся между собой определением результатов. Эти виды спорта можно объединить в несколько самостоятельных групп. 1. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряется временем а) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния с б) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния пу в) виды спорта, в которых преодоление расстояния осуществляется на г) виды спорта, в которых преодоление расстояния производится с Большинство из этих видов спорта (за исключением некоторых из них, скажем, скоростного спуска, слалома гиганта и др.) с точки зрения структуры движений принадлежат к циклическим локомоциям. Спортивный результат здесь во многом зависит от времени преодоления различных участков дистанции. Чем больше скорость прохождения дистанции, тем выше спортивный результат. Длина соревновательной дистанции в циклических видах спорта определенным образом влияет на характер обеспечения мышечной деятельности спортсменов. Спортивные соревнования могут проходить в относительно постоянных внешних условиях (легкоатлетический бег, бег на коньках, плавание) либо в переменных (лыжные гонки, велосипедный (шоссе), парусный спорт и др.). Изменчивость профиля трассы и условий соревнований предъявляют своеобразные требования к соревновательной деятельности, а следовательно, и к подготовленности спортсменов. 2. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряется расстоя а) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земно б) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земно Все эти виды спорта представляют собой ациклические скоростно-си-ловые упражнения. Структура соревновательной деятельности здесь намного сложнее, чем в циклических упражнениях. Она зависит от характера соревновательного упражнения. Например, прыжки включают в себя разбег, отталкивание и действия в воздухе. Спортивный результат обусловлен способностью спортсмена эффективно выполнить разные элементы соревновательного упражнения. 3. Виды спорта, в которых результат измеряется весом поднятого снаря а) виды спорта, в основе которых лежит выполнение тяжелоатлети б) виды спорта, для которых характерно выполнение упражнений со Соревновательная деятельность в этих двух видах спорта имеет существенные различия. В частности, классические тяжелоатлетические упражнения относятся к скоростно-силовым упражнениям. Их характерной чертой является кратковременность выполнения. Рывок длится в среднем 2,5—3 с, а выполнение толчка занимает, не считая времени старта и фиксации, 6—3 с. Эти упражнения отличает сложная координация мышечных напряжений, предельное напряжение мышц и быстрая смена режима их работы, напряжения и расслабления. Спортсмен к тому же должен сохранять равновесие во всех опорных фазах движения (Л.И. Соколов, 1981). Спортивный результат в условиях обостренной соревновательной борьбы во многом зависит от надежности исполнения рывка или толчка штанги. Гиревой же спорт, наоборот, относится к циклическим видам спорта. Он предъявляет повышенные требования к силовой выносливости. Длительность выполнения соревновательных упражнений спортсменами высокой квалификации может составлять от 5—7 мин в толчке, от 7—10 мин и более в рывке (Г.П. Виноградов, 1991). Спортивный результат определяется максимальным подъемом гирь определенного веса: в толчке — 32, 48 и 64 кг, в рывке — 16, 24, 32 кг. 4. Виды спорта, в которых спортивный результат определяется дос а) виды спорта, характеризующиеся противоборством нескольких б) виды спорта, основу которых составляет противоборство несколь в) виды спорта, для которых характерно противоборство двух спорт выигрыш: нокаут в боксе, «чистая» победа в борьбе; 2) достижение победы при выигрыше определенного количества очков раньше истечения обусловленного правилами лимита времени (фехтование); г) виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (стрельба из пистолета, винтовки, лука и др.). Для соревновательной деятельности в спортивных играх и единоборствах характерен более сложный и переменный состав двигательных действий. Эти виды соревновательных упражнений отличаются комплексным проявлением основных физических способностей в условиях непрерывной и внезапной смены соревновательных ситуаций. В командных спортивных играх, в отличие от индивидуальных, результат встречи — командный показатель. Участники команды не имеют индивидуального результата состязания, но своими действиями определяют результат встречи. В качестве единицы измерения полезных действий выбирается результат действия, связанный с выигрышем очка (заброшенный мяч, шайба и т.п.). Соответственно для функции неполезных, т.е. нерезультативных, действий единицей измерения будет результат противоположного действия, связанного с проигрышем очка. Условно такую единицу измерения можно назвать очковой или голевой (О.С. Шилов, СБ. Мармаз, 1983). В стрелковых видах спорта (с использованием огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука) спортивный результат связан с финальной точностью, т.е. непосредственным поражением цели. О точности судят по степени попадания спортивного снаряда в требуемую (заданную) область. Эта область может быть в виде круга на плоской мишени или иного предмета. 5. Виды спорта, в которых спортивный результат определяется с помощью количественных и качественных показателей (например, лыжное двоеборье). Таким образом, можно заключить, что спортивные достижения в каждом виде спорта во многом обусловлены особенностями, содержанием режимов и условиями соревновательной деятельности. Спортивный результат выступает в качестве системообразующего фактора, позволяющего объединять усилия спортсменов на достижения поставленной цели в соревнованиях. Глава 23 СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА - ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ,: СРЕДСТВА, ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ L 23.1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки Спортивная тренировка — это составная часть подготовки спортсме Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировоч-ных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и к конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе. Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях. Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи: Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины. Развитие физических способностей и повышение возможностей Совершенствование психических процессов, функций, морально- Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих Комплексное совершенствование способности к реализации дос Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки — технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта. Состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовленностью и состоянием спортивной формы представлена на рис 23.1. Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимости от: 1) индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2) специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов. В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тре- Рис. 23.1. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовленностью и состоянием спортивной формы нировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лет и т.п.). Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные черты, которые можно определить следующим образом: направленность ее на достижение индивидуально возможного выс ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем большая продолжительность занятий, необходимая для достижения исключительно высокий уровень тренировочных и соревнователь высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов; необходимость систематического и углубленного комплексного кон руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельнос широкое использование в тренировочном процессе неспецифичес 23.2. Средства спортивной тренировки Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивному достижению. Весь комплекс средств спортивной тренировки, применяемый в процессе подготовки спортсменов, условно можно подразделить на две группы (рис. 23.2). Собственно тренировочные упражнения являются главным средством потому, что их применение позволяет решать основные задачи спортивной тренировки. В зависимости от сходства и различия с видом спорта, избранным в качестве предмета специализации, все физические упражнения подразделяются на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специально-подготовительные и общеподготовительные. Средства спортивной тренировки
Рис. 23.2. Классификация средств подготовки спортсмена Соревновательные упражнения — это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. Например, в легкой атлетике к ним относятся различные виды метаний: копья, диска, молота; в гребле: академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ на определенных дистанциях, гребной слалом; в тяжелой атлетике: отдельные упражнения двоеборья штангиста — рывок, толчок. Понятие «соревновательные упражнения» в этом смысле тождественно понятию «вид спорта». В методическом отношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для данного вида спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий. Это так называемые модельные формы соревновательных упражнений. Специально-подготовительные упражнения — это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей. Например, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов — выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у штангистов — упражнения типа тяг или приседаний со штангой; у футболистов — индивидуальные, групповые и командные действия и комбинации с мячом и без мяча. Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранного вида спорта, а поэтому круг этих упражнений обычно сравнительно ограничен. Необходимо иметь в виду, что специально-подготовительные упражнения не тождественны с избранным видом спорта — иначе не было бы смысла их применять. Подбор их как раз и осуществляется с таким расчетом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на развитие специальных физических способностей и техники движений, необходимых спортсмену. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от назначения подразделяют на: а) подводящие — направленные в основном на освоение техники движений; б) развивающие — направленные главным образом на развитие физических и психических способностей; в) комбинированные — направленные на одновременное развитие качеств и техники движений. Такое подразделение, конечно, в значительной мере условно, так как форма и содержание двигательных действий едино. Но оно не лишено смысла хотя бы потому, что подводящие упражнения ближе по форме к технике избранного вида спорта, а развивающие — сопряжены, как правило, с более значительными тренировочными нагрузками. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения являются средствами специальной подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения — это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют ' развитию комплекса физических качеств, а также формированию разнообразных умений и навыков. К их числу относятся: Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режи Упражнения из других видов спорта. Круг общеподготовительных упражнений достаточно широк и многообразен. При их выборе важно соблюдать следующие требования: а) упражнения должны обеспечивать всестороннее развитие спортсмена; б) они должны вместе с тем отражать особенности спортивной специализации. В связи с этим общеподготовительные упражнения должны оказывать положительное влияние (перенос) на развитие тех качеств и навыков, которые опосредованно влияют на формирование специфических способностей спортсмена. Иными словами, с их помощью необходимо создать своеобразный фундамент, основу для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности. В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются: для формирования, закрепления или восстановления умений и на для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или для создания функционального фундамента для специализирован для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в Общеподготовительные упражнения являются средством общей подготовки спортсмена. Особое значение это имеет в тех видах спорта, в которых мало вспомогательных средств и тренировке присуща определенная монотонность (гимнастика, тяжелая атлетика, бег), т.е. там, где соревновательное упражнение является основным тренировочным средством. В группу естественно-средовых средств тренировки входят солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена. Занятия в среднегорье и высокогорье (1400—2800—3200 м) оказывают стимулирующее влияние на рост работоспособности спортсменов и спортивных результатов в условиях равнины. Как правило, тренировки в горах длятся в среднем 14—18 дней. Вместе с тем в практике спорта встречается более кратковременное пребывание в горах — до 7—10 дней. Например, легкоатлеты нашей страны, Швейцарии, ФРГ используют такой вариант тренировки: 10 дней — тренировка в горах, затем одна неделя — на равнине и затем снова 10 дней — тренировка в горах (Ф.П. Суслов). После окончания тренировки в горах первые две недели работоспособность и спортивные результаты имеют ярко выраженный волнообразный характер. Первая волна повышения спортивных результатов приходится на 3—6-й день, вторая — на 14—25-й день и третья — на 36—45-й день. Это связано с реадаптацией (реакклиматизацией) отдельных органов и систем к климату равнины или к конкретному климату местности, в которой проводятся соревнования или дальнейшие тренировочные занятия. Практика спорта показывает, что многие национальные, континентальные и мировые рекорды были установлены после горной подготовки на равнине в период 3—25 дней. К медико-биологическим средствам спортивной тренировки относятся: рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности (белковые препараты, спортивные напитки, кислородные коктейли и т.д.); вдыхание кислорода, вдыхание искусственного ионизированного воздуха (аэроионизация); гидропроцедуры (различные виды душа, ванн, баня); физиопроцедуры (ультрафиолетовое облучение, световые (тепловые) воздействия, ультразвук, коротковолновая диатермия); пребывание в барокамере и термокамере с дозированным изменением давления, содержания кислорода, температуры; электростимуляция (электросон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электровоздействия на биологически активные точки тела — электропунктуация); различные виды массажа и самомассажа (ручной, аппаратный — вибрационный, пневмомассаж, гидромассаж и т.д.). Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К важнейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; организация быта и досуга (создание кабинетов «психологической разгрузки»); соблюдение правил психогигиены. К материально-техническим средствам относятся спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы: Технические средства по получению информации о выполненных Технические средства по программированию действий, поведения смену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнения) или внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных сокращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые ситуации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах. 3. Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно: а) для разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков; б) совершенствования специальной физической подготовленности в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению. Например, качальные и маятниковые тренажеры для прыгунов и метателей, изокинетические тренажеры для силовой подготовки пловцов, гребные тренажеры с дозируемым сопротивлением и т.д. Комплексное использование перечисленных выше средств — необходимое условие эффективного решения задач в процессе спортивной тренировки юных спортсменов. 23.3. Общие и специальные принципы спортивной тренировки В педагогической литературе слово «принцип» встречается в общем значении «основа», «исходное положение», «требование». Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности, которые должен соблюдать и которым должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний. Это знания, используемые в качестве регулятивной практики. В теории спортивной тренировки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и менее высокий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подготовки спортсменов, т.е. находятся между собой в иерархических отношениях. Есть общепедагогические принципы, которые справедливы для любой образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса. Речь идет не только о дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, систематичности и др.), но и принципах воспитания (принцип всестороннего развития личности, научности, принцип связи воспитания с жизнью и т.п.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|