Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 9 страница




Критерии могут быть подразделены в соответствии с тем, описывают ли они результативность внешней стороны соревновательного поединка (факт нанесения или получения укола, удара, очка, проведения приема, победы, поражения в старте, поединке) или внутренние реакции орга­низма спортсмена при выполнении соревновательного упражнения, т.е. то, что скрыто от глаз зрителей (содержание молочной кислоты в крови после преодоления дистанции, ЧСС во время поединка, уровень потреб­ления кислорода и др.).

Обычно внутренние критерии результативности соревновательной де­ятельности применяются в спорте пока только в исследовательских целях. Они позволяют определить требования, которые предъявляет к организму спортсменов нагрузка соревновательного упражнения при результатах, близких к мировым или превышающих их (М.А. Годик, 1980).

Такая информация позволяет использовать на определенном этапе под­готовки спортсменов тренировочные воздействия, адекватные соревнова­тельным, и увеличить эффективность тренировочного процесса. В неко­торых видах спорта специфика соревновательной деятельности иногда делает невозможной прямую регистрацию психофизиологических параметров со­ревновательного упражнения. В этом случае перспективным представля­ется моделирование соревновательной деятельности, направленной на до­стижение максимально возможного результата, позволяющего получить некоторый аналог искомых показателей.

22.4. Классификация спортивных достижений.

Сравнительная характеристика некоторых видов спорта,

различающихся по результатам соревновательной деятельности

В качестве определяющих признаков для классификации видов дости­жений могут быть: 1) особенности предмета состязаний и характер двига­тельной активности спортсмена; 2) число лиц, принимающих участие в демонстрации данного результата; 3) способ измерения результатов; 4) время состязаний, в течение которого они были зарегистрированы; 5) спо­соб выражения результата; 6) масштаб состязаний, на которых они были продемонстрированы; 7) уровень достижений; 8) назначение и область применения; 9) характер «поведения» во времени.

В соответствии с данными признаками можно выделить 9 разновид­ностей спортивных достижений (рис. 22.2). Для двигательных спортивных достижений характерна активная двигательная деятельность спортсмена с предельным проявлением психофизических возможностей. Спортивные достижения непосредственно зависят от собственно двигательных возмож­ностей спортсменов, которые и выявляются в процессе состязаний в лег­кой атлетике, плавании, тяжелой атлетике, спортивных играх и других видах спорта.

«Техномоторные» спортивные достижения типичные для таких видов
спорта, как автомотоспорт, самолетный спорт и др. Они обусловлены
внешними силами искусственного происхождения и умением рационально
пользоваться ими, т.е. системой «техника — человек». t, «ко».;

Рис. 22.2. Классификация спортивных достижений

Технико-конструкторские спортивные достижения являются продук­том модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный; судомодельный, автомодельный спорт). Абстрактно-логические спортив­ные достижения являются результатом обыгрывания соперников в шахма­тах, шашках и других недвигательных видах спорта. Что же касается других разновидностей достижений, то отметим, что некоторые из них рассмат­ривались ранее.

Спортивные результаты демонстрируются в ходе соревнований. Их природа во многом зависит от особенностей и структуры соревнователь­ной деятельности в избранном виде спорта. Рассмотрим и сравним доста­точно широко известные виды спорта, различающиеся между собой опре­делением результатов.

Эти виды спорта можно объединить в несколько самостоятельных групп.

1. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряется временем
преодоления соревновательных дистанций. К этой группе относятся:

а) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния с
помощью природного (естественного) механизма передвижения (легкоат­
летический бег, плавание);

б) виды спорта, в основе которых лежит преодоление расстояния пу­
тем применения средств оснащения в качестве экипировки (лыжи, конь­
ки);

в) виды спорта, в которых преодоление расстояния осуществляется на
основе использования конструкций подвижных средств, приводимых в дви­
жение человеком (велоспорт, гребля);

г) виды спорта, в которых преодоление расстояния производится с
использованием «самодвижущихся» средств передвижения, управляемых
человеком (мотоциклетный, автомобильный спорт и др.)

Большинство из этих видов спорта (за исключением некоторых из них, скажем, скоростного спуска, слалома гиганта и др.) с точки зрения струк­туры движений принадлежат к циклическим локомоциям. Спортивный результат здесь во многом зависит от времени преодоления различных уча­стков дистанции. Чем больше скорость прохождения дистанции, тем выше спортивный результат. Длина соревновательной дистанции в циклических видах спорта определенным образом влияет на характер обеспечения мы­шечной деятельности спортсменов.

Спортивные соревнования могут проходить в относительно постоян­ных внешних условиях (легкоатлетический бег, бег на коньках, плавание) либо в переменных (лыжные гонки, велосипедный (шоссе), парусный спорт и др.). Изменчивость профиля трассы и условий соревнований предъявля­ют своеобразные требования к соревновательной деятельности, а следова­тельно, и к подготовленности спортсменов.

2. Виды спорта, в которых спортивный результат измеряется расстоя­
нием, которое преодолевает спортсмен или посланный им снаряд в простран­
стве. Данная группа включает:

а) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земно­
го притяжения путем перемещения тела спортсмена в пространстве (прыж­
ки в высоту, в длину и с шестом);

б) виды спорта, в основе которых лежит противодействие силе земно­
го притяжения путем перемещения снаряда в пространстве (метание ко­
пья, молота, диска, толкание ядра). i**i >,

Все эти виды спорта представляют собой ациклические скоростно-си-ловые упражнения. Структура соревновательной деятельности здесь на­много сложнее, чем в циклических упражнениях. Она зависит от характе­ра соревновательного упражнения. Например, прыжки включают в себя разбег, отталкивание и действия в воздухе. Спортивный результат обус­ловлен способностью спортсмена эффективно выполнить разные элементы соревновательного упражнения.

3. Виды спорта, в которых результат измеряется весом поднятого снаря­
да или числом подъема снарядов определенного веса. В эту группу входят:

а) виды спорта, в основе которых лежит выполнение тяжелоатлети­
ческих упражнений с максимальным весом отягощений (силовое троебо­
рье, классические упражнения в тяжелой атлетике);

б) виды спорта, для которых характерно выполнение упражнений со
штангой фиксированного веса — максимальное количество раз (гиревой
спорт).

Соревновательная деятельность в этих двух видах спорта имеет суще­ственные различия. В частности, классические тяжелоатлетические уп­ражнения относятся к скоростно-силовым упражнениям. Их характерной чертой является кратковременность выполнения. Рывок длится в среднем 2,5—3 с, а выполнение толчка занимает, не считая времени старта и фик­сации, 6—3 с. Эти упражнения отличает сложная координация мышечных напряжений, предельное напряжение мышц и быстрая смена режима их работы, напряжения и расслабления. Спортсмен к тому же должен сохра­нять равновесие во всех опорных фазах движения (Л.И. Соколов, 1981). Спортивный результат в условиях обостренной соревновательной борьбы во многом зависит от надежности исполнения рывка или толчка штанги.

Гиревой же спорт, наоборот, относится к циклическим видам спорта. Он предъявляет повышенные требования к силовой выносливости. Дли­тельность выполнения соревновательных упражнений спортсменами высо­кой квалификации может составлять от 5—7 мин в толчке, от 7—10 мин и более в рывке (Г.П. Виноградов, 1991). Спортивный результат определя­ется максимальным подъемом гирь определенного веса: в толчке — 32, 48 и 64 кг, в рывке — 16, 24, 32 кг.

4. Виды спорта, в которых спортивный результат определяется дос­
тигнутым конечным эффектом, который в зависимости от состава действий
может быть выражен количеством забитых мячей, шайб, набранных очков
и пр. К ним относятся:

а) виды спорта, характеризующиеся противоборством нескольких
спортсменов с каждой стороны, а также виды спорта, в которых спортив­
ный результат обусловлен достигнутым конечным эффектом за определен­
ное, лимитированное правилами соревнований время, которое должно
быть полностью использовано (футбол, хоккей, баскетбол, гандбол);

б) виды спорта, основу которых составляет противоборство несколь­
ких спортсменов с каждой стороны. Победа в соревнованиях в них опре­
деляется лимитированным конечным эффектом, но соревнования не ограни­
чены временем их проведения (теннис, настольный теннис, волейбол и др.);

в) виды спорта, для которых характерно противоборство двух спорт­
сменов. Здесь, несмотря на лимитированное правилами время соревнова­
тельного поединка, возможно ускоренное достижение победы в двух вари­
антах: 1) выполнение действия, которое дает так называемый чистый

выигрыш: нокаут в боксе, «чистая» победа в борьбе; 2) достижение побе­ды при выигрыше определенного количества очков раньше истечения обус­ловленного правилами лимита времени (фехтование);

г) виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитиро­вана условиями поражения цели из специального спортивного оружия (стрельба из пистолета, винтовки, лука и др.).

Для соревновательной деятельности в спортивных играх и единобор­ствах характерен более сложный и переменный состав двигательных дей­ствий. Эти виды соревновательных упражнений отличаются комплексным проявлением основных физических способностей в условиях непрерывной и внезапной смены соревновательных ситуаций.

В командных спортивных играх, в отличие от индивидуальных, резуль­тат встречи — командный показатель. Участники команды не имеют индиви­дуального результата состязания, но своими действиями определяют резуль­тат встречи. В качестве единицы измерения полезных действий выбирается результат действия, связанный с выигрышем очка (заброшенный мяч, шай­ба и т.п.). Соответственно для функции неполезных, т.е. нерезультативных, действий единицей измерения будет результат противоположного действия, связанного с проигрышем очка. Условно такую единицу измерения можно назвать очковой или голевой (О.С. Шилов, СБ. Мармаз, 1983).

В стрелковых видах спорта (с использованием огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука) спортивный результат свя­зан с финальной точностью, т.е. непосредственным поражением цели. О точности судят по степени попадания спортивного снаряда в требуемую (заданную) область. Эта область может быть в виде круга на плоской ми­шени или иного предмета.

5. Виды спорта, в которых спортивный результат определяется с по­мощью количественных и качественных показателей (например, лыжное двоеборье).

Таким образом, можно заключить, что спортивные достижения в каж­дом виде спорта во многом обусловлены особенностями, содержанием ре­жимов и условиями соревновательной деятельности. Спортивный резуль­тат выступает в качестве системообразующего фактора, позволяющего объединять усилия спортсменов на достижения поставленной цели в со­ревнованиях.

Глава 23

СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА - ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ,: СРЕДСТВА, ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ L

23.1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

Спортивная тренировка — это составная часть подготовки спортсме­
на. Она представляет собой педагогически организованный процесс
спортивного совершенствования, направленный на развитие определен­
ных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений
и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наи­
высших результатов в избранном виде спортивной деятельности.;;

Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматри­вает использование целой совокупности тренировочных и внетренировоч-ных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спорт­смена и к конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально воз­можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловлен­ного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего де­монстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следую­щие основные задачи:

Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

Развитие физических способностей и повышение возможностей
функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выпол­
нение соревновательного упражнения и достижение планируемых ре­
зультатов.

Совершенствование психических процессов, функций, морально-
этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и
других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих мак­
симальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время
тренировок и соревнований.

Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих
наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать
тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

Комплексное совершенствование способности к реализации дос­
тигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнова­
ниях сезона.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортив­ной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки — техничес­кой, тактической, физической, психологической, теоретической (интел­лектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечи­вается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсме­на к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортив­ной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовлен­ностью и состоянием спортивной формы представлена на рис 23.1.

Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимо­сти от: 1) индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2) специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и це­лого ряда других факторов.

В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тре-

Рис. 23.1. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовленностью и состоянием спортивной формы

нировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лет и т.п.).

Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные чер­ты, которые можно определить следующим образом:

направленность ее на достижение индивидуально возможного выс­
шего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;

ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в
избранном виде спорта или его конкретной дисциплине;

тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем
или иным видом спорта;

большая продолжительность занятий, необходимая для достижения
спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный пе­
риод их демонстрации;

исключительно высокий уровень тренировочных и соревнователь­
ных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здо­
ровья спортсменов, его психофизическим возможностям;

высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;

необходимость систематического и углубленного комплексного кон­
троля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и
соревнований;

руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельнос­
ти и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;

широкое использование в тренировочном процессе неспецифичес­
ких средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функци­
ональные резервы организма спортсмена. ttiO

23.2. Средства спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психо­логической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортив­ному достижению.

Весь комплекс средств спортивной тренировки, применяемый в про­цессе подготовки спортсменов, условно можно подразделить на две груп­пы (рис. 23.2).

Собственно тренировочные упражнения являются главным средством потому, что их применение позволяет решать основные задачи спортивной тренировки.

В зависимости от сходства и различия с видом спорта, избранным в качестве предмета специализации, все физические упражнения подразде­ляются на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специально-подготовительные и общеподготовительные.

Средства спортивной тренировки

 

Рис. 23.2. Классификация средств подготовки спортсмена

Соревновательные упражнения — это целостные действия или совокуп­ность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. Например, в легкой атлетике к ним относятся различные виды метаний: копья, диска, молота; в гребле: академическая гребля, гребля на байдар­ках и каноэ на определенных дистанциях, гребной слалом; в тяжелой атле­тике: отдельные упражнения двоеборья штангиста — рывок, толчок.

Понятие «соревновательные упражнения» в этом смысле тождественно понятию «вид спорта».

В методическом отношении различают: а) собственно соревнователь­ные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установ­ленными для данного вида спорта; б) тренировочные формы соревнова­тельных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражне­ниями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий. Это так называемые мо­дельные формы соревновательных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения — это такие действия, ко­торые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространствен­но-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физичес­ких способностей. Например, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гим­настов — выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у штангистов — упражнения типа тяг или приседаний со штангой; у футбо­листов — индивидуальные, групповые и командные действия и комбина­ции с мячом и без мяча.

Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спе­цификой избранного вида спорта, а поэтому круг этих упражнений обыч­но сравнительно ограничен.

Необходимо иметь в виду, что специально-подготовительные упраж­нения не тождественны с избранным видом спорта — иначе не было бы смысла их применять. Подбор их как раз и осуществляется с таким расче­том, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на развитие специальных физических способностей и техники движений, необходимых спортсмену.

Специально-подготовительные упражнения в зависимости от назна­чения подразделяют на: а) подводящие — направленные в основном на освоение техники движений; б) развивающие — направленные главным образом на развитие физических и психических способностей; в) ком­бинированные — направленные на одновременное развитие качеств и техники движений. Такое подразделение, конечно, в значительной мере условно, так как форма и содержание двигательных действий едино. Но оно не лишено смысла хотя бы потому, что подводящие упражнения ближе по форме к технике избранного вида спорта, а развивающие — сопряжены, как правило, с более значительными тренировочными на­грузками.

Соревновательные и специально-подготовительные упражнения явля­ются средствами специальной подготовки спортсмена.

Общеподготовительные упражнения — это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют ' развитию комплекса физических качеств, а также формированию разнооб­разных умений и навыков. К их числу относятся:

Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режи­
мом функционирования организма, способом и условиями выполнения
действий. Например, у пловца — плавание не соревновательным спосо­
бом и в не соревновательном режиме, у прыгуна — прыжки, выполняе­
мые различными способами.

Упражнения из других видов спорта.

Круг общеподготовительных упражнений достаточно широк и много­образен. При их выборе важно соблюдать следующие требования: а) уп­ражнения должны обеспечивать всестороннее развитие спортсмена; б) они должны вместе с тем отражать особенности спортивной специализации.

В связи с этим общеподготовительные упражнения должны оказывать положительное влияние (перенос) на развитие тех качеств и навыков, ко­торые опосредованно влияют на формирование специфических способнос­тей спортсмена. Иными словами, с их помощью необходимо создать сво­еобразный фундамент, основу для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются:

для формирования, закрепления или восстановления умений и на­
выков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствова­
нии спортсмена;

для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или
поддержания его;

для создания функционального фундамента для специализирован­
ного развития физических способностей;

для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в
организме после двигательных нагрузок, устранения монотонности тре­
нировки.

Общеподготовительные упражнения являются средством общей подго­товки спортсмена. Особое значение это имеет в тех видах спорта, в кото­рых мало вспомогательных средств и тренировке присуща определенная монотонность (гимнастика, тяжелая атлетика, бег), т.е. там, где сорев­новательное упражнение является основным тренировочным средством.

В группу естественно-средовых средств тренировки входят солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для за­каливания и укрепления здоровья спортсмена. Занятия в среднегорье и высокогорье (1400—2800—3200 м) оказывают стимулирующее влияние на рост работоспособности спортсменов и спортивных результатов в услови­ях равнины.

Как правило, тренировки в горах длятся в среднем 14—18 дней. Вме­сте с тем в практике спорта встречается более кратковременное пребыва­ние в горах — до 7—10 дней. Например, легкоатлеты нашей страны, Швейцарии, ФРГ используют такой вариант тренировки: 10 дней — тре­нировка в горах, затем одна неделя — на равнине и затем снова 10 дней — тренировка в горах (Ф.П. Суслов).

После окончания тренировки в горах первые две недели работоспособ­ность и спортивные результаты имеют ярко выраженный волнообразный характер. Первая волна повышения спортивных результатов приходится на 3—6-й день, вторая — на 14—25-й день и третья — на 36—45-й день. Это связано с реадаптацией (реакклиматизацией) отдельных органов и систем к климату равнины или к конкретному климату местности, в кото­рой проводятся соревнования или дальнейшие тренировочные занятия.

Практика спорта показывает, что многие национальные, континен­тальные и мировые рекорды были установлены после горной подготовки на равнине в период 3—25 дней.

К медико-биологическим средствам спортивной тренировки относятся: рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиени­ческое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием пре­паратов и продуктов повышенной биологической ценности (белковые пре­параты, спортивные напитки, кислородные коктейли и т.д.); вдыхание кислорода, вдыхание искусственного ионизированного воздуха (аэроио­низация); гидропроцедуры (различные виды душа, ванн, баня); физиоп­роцедуры (ультрафиолетовое облучение, световые (тепловые) воздействия, ультразвук, коротковолновая диатермия); пребывание в барокамере и тер­мокамере с дозированным изменением давления, содержания кислорода, температуры; электростимуляция (электросон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электровоздействия на биологически активные точки тела — электропунктуация); различные виды массажа и самомассажа (руч­ной, аппаратный — вибрационный, пневмомассаж, гидромассаж и т.д.).

Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К важ­нейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспро­изведение двигательного действия с концентрацией внимания на решаю­щих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; орга­низация быта и досуга (создание кабинетов «психологической разгрузки»); соблюдение правил психогигиены.

К материально-техническим средствам относятся спортивные тренаже­ры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппара­тура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы:

Технические средства по получению информации о выполненных
действиях. Примером их являются приборы «срочной информации», боль­
шое число которых было разработано по инициативе и под руководством
B.C. Фарфеля. Они применяются для получения информации после или в
ходе выполнения упражнения о положении тела, скорости, темпе и ритме
движений, величине прилагаемых усилий. Информация о контролируе­
мых параметрах действия спортсмена позволяет доводить до их сознания
количественные и качественные характеристики движений и вносить в них
точные коррекции, недопустимые при обычных методах подачи речевой
информации даже самым опытным тренером.

Технические средства по программированию действий, поведения
спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме
занимающихся. Это, в частности, различные планирующие устройства
типа звуко-, свето-, авто- и кардиолидеров, позволяющих задать спорт-

смену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнения) или внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных со­кращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые си­туации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах.

3. Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно: а) для разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков; б) совершенствования специальной физической подготовленно­сти в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному уп­ражнению. Например, качальные и маятниковые тренажеры для прыгу­нов и метателей, изокинетические тренажеры для силовой подготовки пловцов, гребные тренажеры с дозируемым сопротивлением и т.д.

Комплексное использование перечисленных выше средств — необхо­димое условие эффективного решения задач в процессе спортивной трени­ровки юных спортсменов.

23.3. Общие и специальные принципы спортивной тренировки

В педагогической литературе слово «принцип» встречается в общем значении «основа», «исходное положение», «требование». Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности, которые должен соблюдать и которым должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний. Это знания, использу­емые в качестве регулятивной практики.

В теории спортивной тренировки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и менее высокий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подго­товки спортсменов, т.е. находятся между собой в иерархических отноше­ниях. Есть общепедагогические принципы, которые справедливы для лю­бой образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса. Речь идет не только о дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, систематичности и др.), но и принципах воспитания (прин­цип всестороннего развития личности, научности, принцип связи воспи­тания с жизнью и т.п.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных