ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 10 страницаОднако ими не исчерпывается вся система принципов, которыми следует руководствоваться в тренерской деятельности. Существенное значение здесь имеют и принципы развития физических способностей — регулярность педагогических воздействий, прогрессирование и адаптационно-адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воздействий и др. (см. главу 8). При этом следует иметь в виду, что все эти принципы по отношению к спортивной тренировке не являются специальными. Необходимость разработки системы специальных принципов спортивной тренировки возникает постольку, поскольку тренировочному процессу в спорте объективно присущи не только общие, но и свои специфические закономерности. Они определяют собой внутренне необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными компонентами содержания спортивной тренировки, между фазами трениро- вочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Л.П. Матвеев). К этим принципам относятся: единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности и вариативности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса. Единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям. В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить максимальный для каждого спортсмена или команды спортивный результат. Каждому этапу подготовки соответствует свой «максимальный» результат. Для начинающего спортсмена — норматив следующего спортивного разряда, для мастера спорта — норматив мастера спорта международного класса и т.д. Принцип направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетней тренировки. Формирование установки на достижение спортивных высших результатов осуществляется под влиянием следующих факторов: социальная значимость спортивных высших достижений в об личные мотивы (внутренние побуждения, потребности) занятий творческая активность спортсмена и тренера на пути к новым дос уровень развития и организации спортивного движения в данной Единство общей и специальной подготовки спортсмена. В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями: Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и При реализации данного принципа необходимо опираться на следую а) в любом виде спорта процесс тренировки должен включать в себя б) содержание общей подготовки спортсмена во многом зависит от в) в процессе тренировки следует соблюдать оптимальное соотноше В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки. Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется тремя основными положениями: спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и воздействие каждого последующего тренировочного занятия, мик интервалы между тренировочными занятиями должны регламенти В тренировке спортсменов должны встречаться 3—4 варианта интервалов между занятиями: а) когда очередное занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то б) когда очередное занятие приходится на фазу полного восстановле в) когда очередное занятие проводится на фоне недовосстановления Эти положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Например, в процессе тренировки юных спортсменов непрерывность может быть обеспечена ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1—2 раза в течение недели). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности: для них необходимо проведение ежедневно 2—4 занятий и еженедельно 4—7 занятий с большими нагрузками. В тренировке квалифицированных спортсменов практически исключены дни пассивного отдыха, а продолжительный активный отдых после напряженных тренировок используется как средство подготовки к нагрузкам очередного этапа подготовки. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам. Опыт подготовки сильнейших спортсменов мира (бегунов, пловцов, гребцов, велосипедистов и т.д.) показывает, что в основе подавляющего большинства выдающихся спортивных достижений лежат исключительно высокие тренировочные и соревновательные нагрузки. В таблице приведены максимальные величины параметров трениро-ой работы, зарегистрированные у ведущих спортсменов мира в конце и начале 80-х гг. XX века. Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера (по В.Н. Платонову)
Как видно из таблицы, показатели объема работы в некоторых случаев увеличились вдвое. Следовательно, каждый новый шаг на пути к юртивным достижениям предполагает и новый уровень тренировочных агрузок. При реализации данного принципа следует придерживаться следую-дах положений: Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки Волнообразность и вариативность динамики нагрузок. Рост спортивных результатов зависит не только от величины и длительности выполняемой нагрузки, но и от ее вариативности, изменчивости. Известно, что монотонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утомляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в процессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена. Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок: 1) Волнообразная динамика нагрузок. Она характеризуется постепен Вначале происходит увеличение объема нагрузок; интенсивность растет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возрастает. Такая тенденция нагрузок встречается в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Выделяют «волны» нескольких категорий: а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах трени б) средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах в) большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в мик Прямолинейно-восходящая динамика нагрузок. В этом случае проис Ступенчатая динамика нагрузок. Здесь рост нагрузок чередуется с Скачкообразная («пилообразная») динамика нагрузок. В этом случае Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной специализации, этапа тренировки и др. Цикличность тренировочного процесса. Цикличность есть относительно законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — должен строиться в форме циклов. Различают: малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2— средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдущего. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, методы, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс. Глава 24 ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации: по преимущественному влиянию на те или
Рис. 24.1. Классификация видов подготовки спортсмена иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка); по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка); по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка) (рис. 24.1). 24.1. Техническая подготовка 24.1.1. Понятие о технической подготовке спортсмена. Место и значение спортивной техники в различных видах спорта Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются: ♦♦♦ Объем техники — общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен. * Разносторонность техники— степень разнообразия технических при
Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, — спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание. ♦ Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами: а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил ♦ Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как Для хорошо освоенных движений типичны: а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке; г) автоматизированность выполнения действий. 24.1.2. Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие: Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и на Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач: Сформировать знания о технике спортивных действий. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного уча Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это Сформировать новые варианты спортивной техники, не применяв В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия К ним относятся: а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.; б) показ техники изучаемого движения; в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных г) использование предметных и других ориентиров; д) звуко- и светолидирование; е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы сроч Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений В этом случае применяются: а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. 24.1.3. Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена. Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно под
Стадию базовой технической подготовки. Стадию углубленного технического совершенствования и достиже 3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. можно представить в виде следующей схемы (рис. 24.2). Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4—6 годичных циклов, вторая — 6—8, третья — 4—6. Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер. Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы. В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного совершенствования (приспособительного). Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов): достижение высокой стабильности и рациональной вариативности частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй — метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.;. Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических емов реализуется в ряде методических приемов. Методический прием сопротивления условного противника исполь- Методический прием трудных исходных положений и подготови- Методический прием максимальной скорости и точности выполне-
Методический прием ограничения пространства для выполнения Методический прием выполнения действий в необычных условиях Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняю-IX выполнение технических действий, также реализуется в многообраз-[х приемах. Методический прием выполнения действия в состоянии значитель- Методический прием выполнения действий в состоянии значитель етодический прием периодического выключения или ограниче Методический прием формирования рабочей обстановки настраи Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|