ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 15 страницаНа рис. 25.6 представлена модель структуры годичного цикла спортсменов на этапе углубленной тренировки в метаниях, прыжках, спринтерском беге, т.е. в скоростно-силовых видах спорта. Трехцикловая структура тренировочного года состоит из 3-х различных по структуре и содержанию больших циклов и характеризуется 7-фазной кривой развития спортивной работоспособности. В 1976 г. ДА. Аросьев предложил нетрадиционную структуру тренировочного года, которая состоит из чередующихся между собой этапов накопления и реализации. Внутри этих этапов чередуются всего лишь две разновидности нетрадиционных микроциклов, именуемых основными (специализированными) и регулировочными (контрастными). Их применение опирается на принцип «маятника», основы которого представлены выше.
Различия этапов накопления и реализации (по ДА. Аросьеву) Таблица 25.3
Различия микроциклов в зависимости от этапов (по ДА. Аросьеву) Таблица 25.4
Количество этапов накопления и реализации ^ запланированных для участия в контрольных и главных соревнованиях. Следовательно, данная система формирования специальной готовности спортсменов, в основе которой лежит ритмическое повышение их специальной и общей работоспособности в году, требует отказа от общепринятых этапов и периодов тренировки. Структура тренировочного года целиком состоит из многократного чередования двух этапов — накопления и реализации. Для ее применения необходимо знать различия данных этапов. Основные различия между этапами накопления и реализации представлены в табл. 25.3, а микроциклами — на каждом этапе в табл. 25.4. Следует подчеркнуть, что опыт применения нетрадиционного построения и планирования тренировочного года пока незначителен, особенно в подготовке юных спортсменов. Хотя некоторые авторы и рекомендуют отдавать этому варианту предпочтение при планировании тренировочного процесса (Г.С. Туманян). 25.5. Структура многолетней подготовки Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс многолетних занятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, из нескольких годичных циклов. Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов. В их числе среднее количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов, в том или ином виде спорта; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты; индивидуальная одаренность спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке (Л.Л. Матвеев, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов, В.П. Филин). Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до максимальных высот спортивного мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся стадий, включающих отдельные этапы, состоящие, как правило, из нескольких годичных циклов (рис. 25.7). В их основе лежат закономерности возрастной динамики спортивных достижений. Необходимо подчеркнуть, что между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенней мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов их возраста, специфики спортивной специализации, тренировочного стажа и условий организации спортивной деятельности. В настоящее время разработаны модели построения многолетней тренировки в ряде видов спорта — в беге на короткие и средние дистанции, гимнастике, волейболе, борьбе и др. В каждом виде спорта модель построения многолетней тренировки включает в себя следующие компоненты: этапы многолетней подготовки, возраст спортсменов на этом этапе, преимущественная направленность подготовки на каждом этапе, основные задачи подготовки, основные средства и методы подготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольные нормативы для каждого этапа подготовки (В.П. Филин, 1987).
Глава 26 ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ 26.1. Сущность и назначение планирования, его виды Планирование, контроль и учет — составные элементы управления подготовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, анализу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и учета, его содержание и технологию. Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных целей, задач и содержание спортивной тренировки. Предметом планирования в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, средства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием нагрузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных занятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, контрольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. План тренировки, в свою очередь, — это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей — ближних, промежуточных или отдаленных. Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спортсмена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые). Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) планы, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов. По длительности планируемого периода можно выделить следующие разновидности планов — многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуальные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдельные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длинные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше). Групповые планы разрабатываются, прежде всего, на команду (в спортивных играх, гребле и др.). Для высококвалифицированных спортсменов групповые планы, как правило, дополняются индивидуальными. Нужно иметь в виду, что планирование — ведущая и направляющая функции тренера в управлении учебно-тренировочным процессом ис. 26.1). Центральным звеном, ядром управления является программа енировки. Программирование — это объективная характеристика любо- вида деятельности. Оно позволяет быть этой деятельности управляе- эй. Программа тренировки — это руководство для спортивного педагога его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленно- и спортсменов, ростом их достижений. Реализуясь через систему трени- звочных заданий, тренировочная программа вызывает определенный тре- ировочный эффект, выражающийся в изменении фактического состояния юртсмена — оперативного, текущего или этапного. Информация об из- енениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля — перативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответству- >щими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе того сравнения вносятся коррекции в план тренировки. Однако вноси- [ые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевре- 1енными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения мо- [елируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в момент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой наилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стар- гов или через некоторое время после них. Естественно, чтобы показать запланированный результат к намеченному времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готовности спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно получить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравнения запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа состояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности вносимых в программу коррекций. Следовательно, планирование, контроль и прогнозирование тесно связаны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми элементами управления тренировочным процессом. Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы: этап разработки проекта плана тренировки, который сводится к этап реализации плана подготовки; этап его коррекции (рис. 26.2). Данные этапы присущи каждому виду планирования тренировки спортсменов. Однако исходные предпосылки и содержание этапов будут разными при разработке и реализации того или иного вида тренировочных планов. Например, при составлении многолетнего плана структуры многолетней тренировки (количество этапов, их возрастные границы, продолжительность) будет иной, чем при разработке плана тренировки на один год. 26.1.1. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными
Рис. 26.2. Блок-схема основных стадий планирования подготовки спортсменов: А - Предплановая стадия; Б - Стадия собственно разработки плана; В - Стадия реализации плана и оценки его эффективности для составления многолетнего плана являются: продолжительное m i,vw«товки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от разряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-техническое обеспечение мест занятий и другие факторы. Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достижения высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое значение для многолетнего планирования. Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин — 4,8 года специальной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волейболе — 3,5 года. Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спортсмена можно ориентировочно установить примерное количество лет, необходимое для достижения высоких результатов. Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых условий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест занятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.
Важным показателем при разработке многолетних планов является также зеличина прироста спортивных результатов во времени — начиная от юно-щеских разрядов до мастера спорта международного класса. В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду относительно стабильны (рис. 26.3). В среднем требуется 1—2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации. Несмотря на некоторую стабильность, темпы роста далеко не равномерны. Как видно из рис. 26.3, путь от II юношеского разряда до норматива Ш взрослого разряда спортсмены проходят за 2—2,5 года. Более продолжительные сроки характерны также для перехода от кандидата до мастера спорта и от мастера спорта до мастера спорта международного класса (2,5— 4,5 года). Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших результатов. Основным критерием в данном случае является возраст их достижения. В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов (З.Важ-ны, Д. Мишев и др.) (табл. 26.1).
Продолжение таблицы 26.1
Продолжение таблицы 26.1
В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных ре-ьтатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, гурном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится ределах 14—17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье — 23—25 лет. Эти шичия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта, я многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший терес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в пыиинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому много-гнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены:тигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны. Содержание перспективного плана, методические указания к его составило. Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, <; и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во эром — индивидуальный план. Общие перспективные планы должны держать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, >жно было бы правильно осуществить годовое планирование. Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следую- Краткая характеристика группы спортсменов или команды.; Цель и главные задачи многолетней тренировка. ^: Этапы подготовки и их продолжительность. j Основные соревнования на каждом этапе.; Основная направленность тренировочного процесса по этапам. '."! Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе. ' Спортивно-технические показатели по этапам. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны Изменения в составе команды (в спортивных играх). Педагогический и врачебный контроль.^ Места занятий, оборудование и инвентарь. Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает: сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физического развития и подготовленности, основных недостатков в ней. Здесь же указывается, какие материалы и документы послужили основанием для составления плана. Успех планирования связан, прежде всего, с достаточно обоснованным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т.д. Исходя из конечной цели определяется главная задача. Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длительность и содержание в процессе многолетней тренировки во многом зависят от вида спорта и возраста спортсменов. Общий перспективный план в каждом конкретном случае должен составляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта. Важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удельный вес. За исключением спортивных игр нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким показателям в зависимости от вида спорта. Специфика того или иного вида спорта во многом определяет содержание отдельных разделов перспективного плана. Например, в видах спорта, где результаты не измеряются объективными величинами, динамику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей. Так, в ациклических видах спорта (единоборства, спортивные игры) это: 1) объем техники движений; 2) разносторонность; 3) эффективность; 4) уровень развития физических способностей; 3) состояние развития психических функций; 6) места, занимаемые в определенных соревнованиях, и т.д. Индивидуальный перспективный план, как правило, включает следующие разделы: Краткая характеристика спортсмена. Цель и главные задачи многолетней тренировки. Этапы подготовки и их продолжительность. Основные соревнования на каждом этапе. Основная направленность тренировочного процесса по этапам (ос Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе. Спортивно-технические показатели по годам. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны Основные средства тренировки и их распределение по этапам.
Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагру Педагогический и врачебный контроль. Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели многолетней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно-техничес азатели по годам и планируют основные средства, объем и интен- ь нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны •вленности (физической, технической, тактической и т.д.), на со- ствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание, >беспечить выполнение запланированных показателей. [ерспективном плане должны быть предусмотрены этапы подготов- продолжительность, а также основные соревнования на каждом Их количество и продолжительность зависят от структуры много- подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых »иятий и других причин. •и планировании спортивно-технических показателей следует исхо-1К из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и,ивидуальных особенностей спортсмена, а также условий трениро- 0 процесса. индивидуальном плане основные средства должны определяться с 1 особенностей данного спортсмена и необходимости совершенство- летнем планировании тренировки спортсменов является определе-:личины, характера и динамики тренировочных нагрузок, целует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных;менов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их ■венного роста. Условно его можно записать в виде следующего вымя: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не эчено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдер-:ь рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных ьтатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздей-могут активно способствовать естественному росту организма и очень яительно влиять на рост спортивных результатов, 'аким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процес-юголетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимо-величения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего юта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|