ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ 2 страница— Здравствуй, бабушка, — молвила королевна, — что ты тут делаешь? — Пряжу пряду, — ответила старуха и кивнула ей головой. — А что это за штука такая, что так весело вертится? — спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу. Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец». В день, когда королевне исполняется пятнадцать лет, короля и королевы нет дома. Отечески-духовное и матерински-душевное не оказывают больше своего влияния. Юная личность предоставлена самой себе. Дом тела, в детстве еще незнакомый, просторный и безграничный, как замок, подвергается теперь любознательному исследованию. При исследовании и более сознательном переживании он становится все уже и уже. Человек познает его ограниченность. Замок превращается в башню. Однако башня не только символ сужения, которое неизбежно ведет человека к самому себе. Она также символ самостоятельности, основанной в себе устойчивости. В башне тела королевна поднимается наверх в маленькую комнатку. Там сидит старая женщина и прядет. Бессознательно наряду с детскими сновидениями неостановимо шел скрытый процесс мышления. Но теперь королевна сама берется за веретено: начинается собственное сознательное мышление. Стремление к собственному мышлению стоит под проклятьем тринадцатой феи. Это — несущее в себе воздействие Локи, находящееся под влиянием Люцифера эгоцентричное мышление. Так же как Локи пребывает в противоречии с двенадцатью асами и заканчивает старый миропорядок, так и у европейской части человечества подходит к своему концу определенный мир. Сновидческая зависимость от космоса идет на убыль, пробуждается собственный мир Я, наступают «Сумерки Богов». Человек обособляется из стоящего над ним мира сущностей и становится гражданином земного предметного мира, который он должен завоевывать теперь посредством мышления. Но бодрствовать в постороннем чувственном мире означает сначала заснуть для потустороннего духовного мира. Древнейшие сказания о героях повествуют о дочери богов Брюнхильде, которая, уколовшись о шип сна, погружается в сон и спит до тех пор, пока не приходит избавитель, пробуждающий ее от сна. В человеке в возрасте пятнадцати лет этот процесс означает возрастающее преувеличенное мнение о своей личности и своих достоинствах. Для меня мерилом является лишь то, что я могу понять, мысля самостоятельно. Лишь моя картина мира ясна и понятна мне. Захваченный этим переломом, юный человек замыкается в себе. Работая над своим мировоззрением, он противостоит окружающему миру, часто даже наносит раны другим, но внутри он одинок. Сказка говорит: башня окружена разросшимся терновником. Всем формирующим, жизненным силам внутри него нечего больше сказать. (Отец и мать, придворные и слуги засыпают.) Волшебные чары изошли из маленькой комнатки наверху. «И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в комнатке, и погрузилась в глубокий сон. И сон этот распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал, тоже уснули, а вместе с ними и все придворные. Уснули и лошади в стойлах, и собаки во дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поваренка за то, что тот чего-то недоглядел, отпустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка. И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась все выше и выше и окружила наконец весь замок. Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить. И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда от времени до времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, и юноши запутывались в зарослях и, зацепившись за шипы, не могли больше из них вырваться и погибали мучительной смертью. После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица королевна по прозванью Шиповничек, и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Старик еще рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жалкой смертью. И сказал тогда юноша: — Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда п увидеть прекрасную королевну Шиповничек. Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался». Когда человек ощущает себя чужим по отношению к самому себе, оказывается заключенным в себе самом и часто не находит правильного контакта с окружающим миром — это время, имеющее свою меру и границу и в отдельном человеке, и в человечестве. Всегда существовали герои духа, которые хотели разбудить Брюнхильду-Шиповничек, но сначала должны были пройти сто лет. Когда срок проходит, является тот, кто пробуждает от сна. В нашей сказке он приходит под знаком розы и пробуждает поцелуем — любовью. В этой связи мы должны рассмотреть очень важный для средневековья символ розы. Роза пускает корни в землю глубоко и крепко. Из ствола и шипов произрастает прекрасный цветок с его всегда благотворным ароматом и интенсивным алым цветом. В плоде розы одинаково сильны и небесная, и земная части растения. Поэтому она является символом гармоничной середины. Цветок построен по числу пять. Это число пять — полный смысла знак. Человек в его строении долгое время рассматривался как состоящий из четырех членов, как существо из тела, жизни, души и духа. Высшее, любящее Я должно было развиться в добавление к этому. Отсюда знак пяти. Тот, кто может сказать «да» земной жизни и крепко укорениться в ней, кто идет навстречу трудностям, чтобы расти через них, и кто преодолевает, подобно розе, все отвердевающее и ранящее, кто позволяет самоотверженной любви раскрыться, как цветку своего бытия, и кто очищает свою кровь от страстей, с тем чтобы она стала невинна, как невинно растение, — тот, конечно, любит брать символом розу. В традиции христианства существовали течения, которые можно было узнать по знаку розы. Там, где на готических соборах сходятся ребра свода, замковый камень часто имеет вид розы из пяти лепестков. И художники, писавшие Мадонну, тоже, конечно, знали, почему они помещали розу рядом с Девой Марией или окружали ее розами. «А к тому времени как раз минуло сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошел королевич к колючей заросли, поглядел, видит — растут там вместо терновника красивые цветы, они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали и спали; сидели на крыше голуби, спрятав головы под крыло. Вошел он в замок и увидел, что спят на стене мухи, а повар на кухне все еще протягивает руку, будто собирается схватить за волосы поваренка, и сидит стряпуха перед черной курицей, которую она должна ощипать. Пошел он дальше и увидел, что в зале лежат и спят все придворные, а наверху возле трона лежат король с королевой. И пошел он дальше, и все было так тихо, что слышно было ему даже его собственное дыхание. Подошел он наконец к башне и отворил дверь маленькой комнатки, где спала Шиповничек. Она лежала и была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз; и он нагнулся к ней и поцеловал ее. И только он к ней прикоснулся, открыла Шиповничек глаза, проснулась и ласково на него поглядела. И сошли они вместе с башни. И вот проснулись король с королевой и все придворные, и они удивленно посмотрели друг на друга. Поднялись лошади во дворе и стали отряхиваться. Вскочили гончие собаки и замахали хвостами. Подняли голуби на крыше свои головки, огляделись и полетели в поле. Мухи стали ползать по стене. Огонь в кухне поднялся тоже, запылал и стал парить обед; жаркое начало снова жариться и шипеть. И повар дал такую затрещину поваренку, что тот так и вскрикнул; а стряпуха стала поскорей ощипывать курицу. И отпраздновали тогда пышную свадьбу королевича с королевной Шиповничек, и жили они счастливо до самой смерти». Сказка не говорит, откуда приходит королевич. Он — символ высшего Я, Я во Христе. Наша сказка началась с языческого образа девы, ждущей избавителя, могущего пробудить ее. Христианским образом жениха, являющегося под знаком розы, она заканчивается. Сказка о королевне Шиповничек — сказка судьбы. Человек включается в судьбу человечества, не имея личной вины, но и без его личных заслуг, как милость, приходит к нему спасение.
БЕЛОСНЕЖКА Гримм, 53 «Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окна — рама его была из черного эбенового дерева, — и королева шила. Когда она шила, загляделась на снег и уколола иглою палец, и упало три капли крови на снег. И красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала королева про себя: “Вот если б родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!” И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая же черноволосая, как черное дерево, и прозвали ее поэтому Белоснежкой. А когда ребенок родился, королева умерла». Сказка о Белоснежке начинается на том месте, где останавливается сказка о королевне Шиповничек, которая укололась веретеном и погрузилась в сон. Снова человеческая душа (королева) тоскует о том, чтобы произошло изменение сознания. Дочка, которую она желает себе, должна быть на этот раз «бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволоса, как эбеновое дерево». Этот мотив всплывает в трех самых значительных местах сказки. Какая сфера человеческой сущности может быть показана в образе «бела, как снег»? Снег, который образует кристаллы и звездочки и идет с неба? Образ указывает на «кристально ясное» мышление. А в образе «румяна, как кровь» не отражена ли сфера сердца? Третья сфера пребывает в человеке, когда он как будто гасит себя в самоотдаче и жертвенности, в самоотверженной деятельности, в земных трудах, которые должны иметь форму, подобно оконной раме, и должны быть крепки, как черное эбеновое дерево. И когда здесь говорится «черноволосая», то нужно вспомнить, что черноволосые люди часто имеют много железа в крови, так что «железная» воля становится третьей в связке. «Год спустя взял король себе другую жену. Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала: - Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? И зеркало отвечало: - Вы, королева, красивее всех в стране. И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду. А Белоснежка за это время подросла и становилась все краше, и когда ей исполнилось семь лет, была она такая прекрасная, как ясный день, и красивее самой королевы. Когда королева спросила у своего зеркальца: - Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? Зеркальце ответило так: - Вы здесь, госпожа королева, красивы собой, Но Белоснежка в тысячу раз богаче красой. Испугалась тогда королева, пожелтела, позеленела от зависти. Увидит, бывало, Белоснежку — и сердце у нее разрывается, так невзлюбила она девочку. И зависть, и высокомерие разрастались, как сорные травы, в ее сердце все выше и выше, II не было ей отныне покоя ни днем, ни ночью. Тогда она позвала одного из своих егерей и сказала: - Заведи эту девочку в лес, я больше видеть ее не могу. Ты должен ее убить и принести мне в знак доказательства ее легкие и печень. Егерь послушался и завел девочку в лес; но когда он вытащил свой охотничий нож и хотел было уже пронзить ни в чем не повинное сердце Белоснежки, та стала плакать и просить: — Ах, милый егерь, оставь меня в живых! Я убегу далеко-далеко в дремучий лес и никогда не вернусь домой. И оттого, что была она такая красивая, егерь над ней сжалился и сказал: — Так и быть, беги, бедная девочка! И подумал про себя: "Все равно там тебя скоро съедят дикие звери ”. Будто камень свалился у него с сердца, когда не пришлось ему убивать Белоснежку. И как раз в это время подбежал молодой олень, егерь его заколол, вырезал у него легкие и печень и принес их королеве в знак доказательства, что ее приказание исполнено. Повару было велено сварить их в соленой воде, и злая женщина их съела, думая, что это легкие и печень Белоснежки». Тринадцатая фея в сказке о королевне Шиповничек так мы слышали — была, конечно, злая, но именно она была той, которая способствовала движению человеческой души вперед. То же самое имеет силу и для злой мачехи, изгоняющей Белоснежку из королевской духовной родины в земную жизнь, в ее собственное тело (избушка гномов). Каждый человек в принципе знает в себе то злое существо, что живет в себялюбии и ревности. У мачехи есть большое зеркало — воспринимающий все мировой глаз. Он отражает нам все и говорит нам об этом правду. Мы говорим: «Man muß jemand den Spiegel Vorhalten» (Дословно: «Надо подержать перед кем-то зеркало», то есть «надо показать кому-то его недостатки». — Прим. перев). Ho можно, конечно, рассматривать и себя самого. Перед рождением, после смерти и каждую ночь человеческая душа стоит в духовном смысле перед таким зеркалом. В сказке о Белоснежке речь все время идет о красоте. «Кто всех красивей в целой стране?» Этот вопрос повторяется семь раз. Когда гномы видят спящую в кровати Белоснежку, они восклицают: «Ах, Боже мой! Ах, Более мой! Какой, однако, красивый ребенок!» Белоснежке семь лет от роду. До седьмого года жизни унаследованное человеческое тело превращается благодаря жизнеобразующим силам в собственное тело человека. (После этой деятельности жизнеобразующие силы освобождаются и могут быть использованы для обучения в школе.) В другом временном масштабе похожий процесс произошел в развитии человечества. Освободившиеся жизнеобразующие силы еще чистые и невинные — суть «самое красивое в целой стране». Человек обладает этими жизнеобразующими силами и силами роста так же, как и растительный мир. В них чистейшим образом выступает бессознательная красота. Сказка о Белоснежке рассказывает о том, как эта сила троекратно оказывается «отравленной» земной судьбой. Тот, кто сопровождает детей в их развитии от семи до четырнадцати лет, может непосредственно наблюдать, как друг за другом чувствование становится эгоистичным, мышление — рационалистическим, воление затемняется земными желаниями — в соответствии с развитием земного человека. Шиповничек, Белоснежка и Красная Шапочка представляют собой трилогию в сфере основополагающих сказок. Все три повествуют о судьбе и о том, как человеческое существо спускается из духовной родины в земную сферу. Шиповничек остается в сфере веретена, в комнате на башне замка; Белоснежка живет в доме на земле, но еще в тесных узах с существами, олицетворяющими внутреннюю суть природы, названными здесь гномами. Лишь Красная Шапочка выходит из сумеречной темноты леса на светлую поляну, на солнечный свет бодрствующего сознания и живет, введенная в искушение «волком», целиком в пестрых чувственных впечатлениях. В сказке о Белоснежке, средней из грех, речь идет о той области, что лежит между «такой белой, как снег» и «такой черной, как эбеновое дерево». Судьба человеческой души была путем от ясновидческого сознания мировых сил, живущих числом двенадцать в Зодиаке, через семиричность планет к по-земному сильной Красной Шапочке. О затмении жизни познания говорят все три — иначе наша сказка не называлась бы «Белоснежка». Сон в комнате наверху башни, стеклянный гроб на горе, темное брюхо волка — сказки показывают в образах этот путь прогрессирующего затемнения. «Осталась бедная девочка в дремучем лесу одна-одинешенька, и в страхе она оглядела все листики на деревьях, не зная, как ей быть дальше, как своему горю помочь. Она пустилась бежать и бежала по острым камням, через колючие заросли; и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали». Это нелегко — найти и вступить в земное тело, в дом гномов. Острые камни и колючие заросли позволяют предположить страдание. Человеческая душа испытывает страх, и в каждом ребенке еще живет этот страх. Лес — царство растущих жизнеобразующих сил — в этом возрасте еще невинен. Там живут, наверное, дикие звери, но они не трогают семилетнего ребенка. «Бежала она сколько сил хватило, но вот стало наконец смеркаться. Вдруг она увидела маленькую избушку и зашла в нее отдохнуть. И было в той избушке все таким маленьким, но красивым и чистым, что и сказать невозможно. Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, возле каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены в ряд семь маленьких кроваток, и были они покрыты белоснежными покрывалами. Захотелось Белоснежке поесть и попить, она взяла из каждой тарелочки понемногу овощей и хлеба и выпила из каждого кубка по капельке вина — ей не хотелось пить все из одного. А так как она очень устала, то легла в одну из постелек, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой; но седьмая оказалась наконец ей как раз впору; она в нее улеглась и, отдавшись на милость Господню, уснула. Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки; были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь маленьких свечек, и, когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше. И сказал первый гном: - Кто это на моем стуле сидел? Второй: - Кто это из моей тарелочки ел? Третий: Кто взял кусок моего хлебца? Четвертый: - А кто мин овощи ел? Пятый: - Кто моей вилочкой брал? Шестой: - А кто моим ножичком резал? Седьмой спросил: - Кто это пил из моего маленького кубка? Оглянулся первый и заметил на своей постельке маленькую складочку, и спросил: - А кто это лежал на моей кроватке? Тут сбежались остальные и стали говорить: - И в моей тоже кто-то лежал. Глянул седьмой гном на свою постель, видит — лежит в ней Белоснежка и спит. Кликнул он тогда остальных; подбежали они, стали от удивления кричать, принесли семь своих фонариков и осветили Белоснежку. — Ах, Боже мой! Ах, Боже мой! — воскликнули они; Какой, однако, красивый ребенок! Они так обрадовались, что не стали ее будить и оставили спать в постельке. А седьмой гном проспал у каждого из своих товарищей по часу — так вот и ночь прошла». О двенадцати феях и двенадцати золотых тарелках шла речь в сказке о королевне Шиповничек. «Белоснежка» — это сказка числа «семь». (У Красной Шапочки, земного ребенка, нет больше речи о числах.) Это не только семеро гномов, но и семь приборов, вилочек, ножичков и т.д. — лишь сосчитайте их! — и семь вопросов гномов по возвращении домой, семь заданий, которые они дают Белоснежке, поручая вести их хозяйство, и семь раз задается вопрос о самой красивой. Двенадцать — это число пространства (подумайте о двенадцати знаках Зодиака); семь же это число времени. В сказке говорится об этом, и стоит поразмышлять, почему гномы приходят в избушку лишь ночью, а днем работают в горе. По ночам человеческая душа в сущности как раз «покидает домик» (во сне душа покидает тело), днем она пребывает внутри. С гномами дело обстоит наоборот. Ведь они не люди. Верно, однако, то, о чем говорит следующая часть сказки: гномы живут тем, чем кормит их Белоснежка. Тем самым указывается на многие тайны между видимыми и невидимыми процессами в человеческом теле. Существа элементарного мира живут тем, что человеческая душа нарабатывает днем в их избушке! Седьмая кроватка подошла Белоснежке. Что же такое особенное может быть среди остальных семи? Седьмой козленок, самый младший, запрыгивает в футляр часов, которые тикают так же равномерно, как бьется человеческое сердце. Тот, кто хочет поразмышлять о седьмой кроватке, найдет, быть может, ответ в вопросе седьмого гнома: «Кто пил из моего маленького кубка?» Рудольф Штайнер описывает, как существа элементарного мира умеют воспринимать людей по их индивидуальному облику и жестам. Штайнер говорит, что индивидуальный облик и жесты человека проникают во внутреннюю сферу природы и воспринимаются там, особенно гномами и ундинами. Так как ребенок со своим сначала унаследованным телом не имеет еще до седьмого года жизни индивидуального жеста и облика, гномы пока еще не могут воспринимать его. Однако потом этот ребенок является им в некоей завершенности. «Какой, однако, красивый ребенок!» — восклицают они. Человеческий ребенок — загадка для них, и они благодарны людям, которые могут рассказать им о маленьких детях. Со своей стороны в качестве ответного дара за это они рассказывают им сказки. В доме у гномов «все маленькое, но такое красивое и чистое, что и сказать невозможно». Так говорили о земном теле человека, потому что еще чувствовали, что оно является малым отражением великого мира небес. Белоснежке было семь лет, когда она попала в избушку гномов. Здесь интересно провести сравнение: Шиповничек уколола себя веретеном в пятнадцать лет, Красная Шапочка же просто маленькая девчушка. «Наступило утро. Проснулась Белоснежка, увидела семерых гномов и испугалась. Но были они с ней ласковы и спросили ее: — Как тебя звать? — Меня зовут Белоснежкой, — ответила она. — Как ты попала в нашу избушку? — продолжали спрашивать гномы. И она рассказала им о том, что мачеха хотела ее убить, но егерь сжалился над ней и бежала она целый день, пока наконец не нашла их избушку. Гномы спросили: — Хочешь вести у нас хозяйство, стряпать, постели взбивать, стирать, шить и вязать, все содержать в чистоте и порядке? Если ты на это согласна, то можешь у нас остаться, и будет у тебя всего вдосталь. — Хорошо, — сказала Белоснежка, — с большой охотой. И осталась у них». Ответ ведь мог бы быть и другим, но он таков: «с большой охотой». «Она содержала избушку в порядке. Утром гномы уходили в горы копать руду и золото, а вечером возвращались домой, и она должна была к их приходу приготавливать им ужин. Целый день девочке приходилось оставаться одной, и потому добрые гномы ее предостерегали и говорили: — Берегись своей мачехи: она скоро узнает, что ты здесь. Смотри, никого не впускай в дом. А королева, съев легкие и печень Белоснежки, стала опять думать, что она теперь самая первая красавица в стране. Она подошла к зеркалу и спросила: — Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? И ответило зеркало: — Вы здесь, королева, красивее всех собой, Но Белоснежка там, за горами, У гномов семи за стенами, В тысячу раз богаче красой! Испугалась тогда королева — она ведь знала, что зеркальце говорит правду, и поняла, что егерь ее обманул и Белоснежка еще жива. И она стала снова думать и гадать, как бы ее извести. И не было ей от зависти покоя, оттого что не она первая красавица в стране. И вот она кое-что придумала: она наложила на лицо грим, переоделась старой торговкой и стала совсем неузнаваемой. Отправилась она через семь гор к семи гномам, постучалась в дверь и говорит: — Продаю товары хорошие! Продаю! Глянула Белоснежка в окно и говорит: — Здравствуй, голубушка! Ты что продаешь? — Хорошие товары, прекрасные товары, — ответила та, — шнурки разноцветные, — и достала ей один из них показать, и был он сплетен из пестрого шелка. "Эту почтенную женщину можно, пожалуй, и в дом пустить”, — подумала Белоснежка. Она отодвинула дверной засов и купила себе красивые шнурки. — О, как они тебе идут, девочка, — молвила старуха, — дай-ка я зашнурую тебе лиф как следует. Белоснежка, не предвидя ничего дурного, стала перед нею и дала затянуть на себе новые шнурки, И начала старуха шнуровать, да так быстро и так туго, что Белоснежка задохнулась и упала замертво. — Это за то, что ты была самой красивой, — сказала королева и быстро исчезла. А вскоре, к вечеру, вернулись домой семь гномов, и как они испугались, когда увидели, что их милая Белоснежка лежит на полу — не двинется, не шелохнется, словно мертвая. Они подняли ее и увидели, что она крепко-накрепко зашнурована; тогда разрезали они шнурки, и стала она понемногу дышать и постепенно пришла в себя. Когда гномы услыхали о том, как все это случилось, они сказали: — Старая торговка была на самом-то деле злой королевой. Берегись, не впускай к себе никого, когда нас нет дома». В разных мирах, разделенных семью высокими горами, живут Белоснежка и ее мачеха. Королева переодевается, и человеческая душа не узнает ее, потому что «она стала совсем неузнаваемой». Тринадцатая фея в «Шиповничке», позднее старая пряха в комнатке наверху башни, ждала того, чтобы человеческая душа поднялась на высокую башню и укололась о веретено, вследствие чего часть ее сил погружается в сон. В истории человечества прошли тысячелетия до того, как тело отвердело настолько, что человеческая душа, которая до этого намного сильнее могла переживать себя в космосе, «вошла в комнатку» и смогла оказаться заключенной там. И тогда именно на этой последней фазе вселения человеческой души в тело начинается засыпание для знания о просторах королевской родины. В сказке о Белоснежке дьявольские силы должны прибегать к уже более сильным средствам. И вот плетется злая мачеха, переодетая торговкой, через семь гор к семерым гномам. Три раза переодевается королева, сначала торговкой, потом «другой старухой» и, наконец крестьянкой. Торговка показывает Белоснежке прекрасную иллюзию — разноцветные, блестящие шелковые шнурки. Музыка и цвет, вообще все прекрасное, из чего постоянно исходит эта сказка, воспринимаются, конечно, глазом и ухом, в сущности же — легчайшими колебаниями в дыхательной деятельности. Там же живут и иллюзия, заблуждение, искушение, которым человек так легко поддается. В дыхании человек связан со всем широким, просторным миром. И первым делом злая мачеха должна зашнуровать человеческую душу, изолировать ее чувствование от просторов мира в ее собственном бытии. Именно в сказке о Белоснежке, которая живет особенно в той сфере, что «румяна, как кровь», и не может быть по-другому: злая мачеха начинает свое дело в этой середине. Она лишает ребенка дыхания. Гномы еще могут помочь, потому что сила мачехи захватывает лишь часть человеческой души. «А злая женщина возвратилась тем временем домой, подошла к зеркальцу и спросила: — Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? Ответило ей зеркало, как прежде: — Вы здесь, королева, красивее всех собой, Но Белоснежка там, за горами, У гномов семи за стенами, В тысячу раз богаче красой! Когда она услыхала такой ответ, вся кровь прилила у нее к сердцу, так она испугалась, — она поняла, что Белоснежка ожила снова. — Ну уж теперь, — сказала она, — я придумаю такое, что погубит тебя наверняка / — И, зная разное колдовство, она приготовила ядовитый гребень. Потом переоделась она и притворилась другою старухой. И отправилась за семь гор к семи гномам, постучала в дверь и говорит: — Продаю товары хорошие! Продаю! Белоснежка выглянула в окошко и говорит: — Проходи себе дальше, в дом пускать никого не велено! — Поглядеть-то, пожалуй, можно, — молвила старуха, достала ядовитый гребень и, подняв его вверх, показала Белоснежке. Он так понравился девочке, что она дала себя обмануть и открыла дверь. Они сошлись в цене, и старуха сказала: — Ну, а теперь дай-ка я тебя как следует причешу. Бедная Белоснежка, ничего не подозревая, дала старухе себя причесать; но только та прикоснулась гребешком к ее волосам, как яд тотчас стал действовать, и девочка упала без чувств наземь. — Ты, писаная красавица, — сказала злая женщина, - уж теперь-то пришел тебе конец! — И, сказав это, она ушла. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|